Развитие пожарной техники в нашей стране
Одним из старших из всех видов грузового автотранспорта является пожарный автомобиль. Именно пожарная автомашина требовала того функционала, который сейчас несет собой любой грузовик: повышенную вместительность, проходимость, способность оперативно перевозить тяжелые грузы.
Пожарный грузовой автомобиль имеет в своей конструкции автомобильное шасси, дополнительно он оборудован специальными пожарно-техническими устройствами, которые используется в пожарно-спасательных операциях и работах.
В России впервые пожарный грузовик был сконструирован в 1904 году, этим занималась фабрика "Фрезе и К", она оснастила его одноцилиндровым двигателем, имеющий мощность в 8 л.с.
Машина была способна доставить к необходимому месту команду численностью до 10 сотрудников. В этом же году, в Петербурге, обществом "Г. А. Лансер" был собран пожарный грузовик, оборудованный шасси от фирмы "Даймлер", в нем имелись цистерны, насос, стендер и специальные пожарные рукава, способность транспортировки этой модели составляла 14 человек.
Первый Московский пожарный автомобиль на той же фирме построили в 1908, а в 1913 - Русско-Балтийский вагоностроительный завод сконструировал ряд машин на основе шасси "Руссо - Балт-Д24-40".
С 1926 по 1932 г. в России было налажено производство пожарных автонасосов, стартовым из них стал АМО-Ф-15, грузоподъемность такого шасси этой модели составила 1,5 тонн, а оснащена двигателем она была мощностью 30 кВт. Коловратный насос был способен подавать воды до 940 л/мин , ее запас составлял не менее 350 л., а перевозка команды составляла 8 человек.
Уже в 1929 году был сконструирован первый грузовой пожарный автомобиль, способный ночью освещать места пожара. На шасси автомобиля ЯЗ установлен распределительный редуктор непосредственно от автонасоса и генератор мощностью в 5 кВт. Кузов был нагружен прожекторами, инструментами.
Вскоре на базе автобуса ЗИС-8 сконструировали автомобиль с прожекторами, с тремя отсеками в салоне. В задней части был установлен электрогенератор, на перегородке закреплены 6 прожекторов, их мощность составляла 500 Вт, а в среднем отсеке были размещены 12 ламп по 250 Вт и 2 по 1000 Вт.
В прикрепленных к подножкам грузовика ящиках было размещено 8 катушек электрокабеля длиной 50 м. В переднем же отсеке был установлен пульт для управления прожекторами и экипировка для пожарной команды.
Уже в позднем СССР пожарные машины выпускались на базе шасси серийных грузовиков: Урал, ГАЗ, ЗИЛ, Камаз.