Советский супер вездеход ЗИЛ-134, колесная база 8х8, хроники испытаний

Новые образцы ЗиЛ для советской армии

Ограниченная проходимость обычных автомобилей значительно снижает возможности их использования вне дорог, а зимой и в условиях весенней распутицы делает их совершенно беспомощными даже на дорогах.  Уверенное движение в условиях бездорожья и по пересечённой местности вот требования которым должны удовлетворять армейские автомобили.

 Первый опытный образец автомобиля ЗИЛ-134.

Один из первых опытных образцов автомобиля ЗИЛ-134

 

Таким требованиям отвечают гусеничные машины, но они имеют малый срок службы. Перед московским автозаводом имени Лихачева была поставлена задача создать автомобиль способны конкурировать по проходимости с гусеничными машинами. Решение, этой принципиально новой задачи было начато с постройки экспериментальных макетных автомобилей. Применение многоосной схемы шасси, гидромеханической передачи и шин сверхнизкого давления на первой же сравнительных испытаниях с гусеничными машинами показала правильность выбранного направления в решении этой проблемы.

 макетный образец ЗИЛ-134

 На первом макетном автомобиле шины были настолько мягкие, что рессоры практически не работали.

макетный образец ЗИЛ-134 на испытаниях

Первый экспериментальный макетный образец ЗИЛ-134

Второй макетный автомобиль не имел рессор, и оси его были жестко закреплены к корпусу, он был оснащен само блокирующегося дифференциалами и шинами сверхнизкого давления.

 2-й макетный образец ЗИЛ-134

Второй экспериментальный макетный образец ЗИЛ-134

Шины сверхнизкого давления характерно тем, что при увеличении нагрузки за счет деформации у них увеличивается площадь контакта с грунтом, при этом удельное давление на грунт возрастает незначительно и пробуксовки колес не наступает.

макетный образец ЗИЛ-134 успешно преодолевает крутой подъем

Второй экспериментальный макетный образец ЗИЛ-134 успешно преодолевает крутой подъем

Герметизация корпуса и установка водометного движителя позволили макету уверенно продвигаться по сильно обводненному болоту.

 

Герметизация

Герметизация двери кабины автомобиля и дополнительный щиток воздухоотвода  ЗИЛ-134.

 

В ходе исследовательских работ, для выяснения предельных возможностей колеса, был построен облегчённый макетный автомобиль. Испытание этого макета показали, что если достичь определенного соотношения между габаритами машины, ее весом и величиной колёс, то движение возможно и в таких тяжелых условиях.

В результате накопленного опыта был построен опытный четырехосный автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-134.

Советский супер вездеход 8х8 ЗИЛ-134

Дорожные испытания ЗИЛ-134 на Ленинградском шоссе.

Автомобиль был оснащен 12-ти цилиндровым двигателем мощностью 240 лошадиных сил имел гидромеханическую трансмиссию.

Давление воздуха в шинах большого профиля регулировалось из кабины.

Новый автомобиль резко отличался от других машин, на выбитых дорогах он мог двигаться со скоростью 60 км/ч. Обычные автомобили, на этих участках вынуждены были значительно снижать скорость.

 Ров шириной 2 метра

 Преодоление рва

Многоосная схема шасси позволяет пройти это препятствие без затруднений.

Метровая вертикальная стенка является серьезной преградой для гусеничных машин, но опытный автомобиль преодолевает её. Хорошее сцепление колес с грунтом при пониженном давлении воздуха в шинах и наличие гидромеханической передачи позволили взять, недоступны до сих пор колесным машинам подъем крутизной 40 градусов.

ЗИЛ-134 преодолел большой угол подъема

Автомобиль ЗИЛ-134 уверенно преодолел угол подъема, равный 40°

Зил-134 проектировался как Артиллерийский тягач, поэтому значительная часть испытаний проводилась с прицепами.

Буксировка прицепа

Момент буксировки автомобилем ЗИЛ-134 прицепа, поломанного в процессе испытаний.

Тяга, развиваемая на этом грунте, составляет 11 тонн, вес прицепа 9 тонн.

Брод двухметровой глубины недоступен обычным автомобилям и гусеничным машинам.

 Герметизированный корпус ЗИЛ 134, преодоление брода

Герметизированный корпус позволяет ЗИЛ 134 форсировать эту преграду.

На болоте уверенно идет

Участок заросшего болота с илистым дном, глубина 600 мм, давление воздуха в шинах снижено до пол атмосферы

Густая и вязкая масса торфяного болота.

Серийные автомобили высокой проходимости ЗИЛ-157 безнадежно застрял на первых же метрах, Зил-134 уверенно продвигался по этому месиву, сохраняя подвижность на всём участке

ЗИЛ-157 застрял

ЗИЛ-157 

Средние скорости ЗИЛ-134 на замерзших выбитых грунтовых дорогах почти вдвое превышали скорости обычных автомобилей.

Буксировка арт установки

Во время испытания на проходимость вне дорог в зимних условиях выбирались наиболее трудные участки.

 Лесной завал

Напрямую через лес

Многоосные схема шасси и хорошее сцепление колес со снегом, а также способность двигаться с очень малыми скоростями за счёт проскальзывания гидропередачи позволили автомобилю проходить по труднейшим участкам. При движении по мелколесью, кроме снега глубиной до 700 миллиметров, машина встречала дополнительное сопротивление кустарника и деревьев.

Преодоление завала

Шины, при пониженном давлении воздуха в них, обладают особыми качествами и являются основой повышения проходимости колесных автомобилей.

ЗИЛ уверенно идет по глубокому снегу

Испытания выявили повышенную живучесть четырехосных автомобилей, они могут продолжать движение даже без управляемого колеса. 

★ ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ "СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика