Советский супер вездеход ЗИЛ-134, колесная база 8х8, хроники испытаний
Новые образцы ЗиЛ для советской армии
Ограниченная проходимость обычных автомобилей значительно снижает возможности их использования вне дорог, а зимой и в условиях весенней распутицы делает их совершенно беспомощными даже на дорогах. Уверенное движение в условиях бездорожья и по пересечённой местности вот требования которым должны удовлетворять армейские автомобили.
Один из первых опытных образцов автомобиля ЗИЛ-134
Таким требованиям отвечают гусеничные машины, но они имеют малый срок службы. Перед московским автозаводом имени Лихачева была поставлена задача создать автомобиль способны конкурировать по проходимости с гусеничными машинами. Решение, этой принципиально новой задачи было начато с постройки экспериментальных макетных автомобилей. Применение многоосной схемы шасси, гидромеханической передачи и шин сверхнизкого давления на первой же сравнительных испытаниях с гусеничными машинами показала правильность выбранного направления в решении этой проблемы.
На первом макетном автомобиле шины были настолько мягкие, что рессоры практически не работали.
Первый экспериментальный макетный образец ЗИЛ-134
Второй макетный автомобиль не имел рессор, и оси его были жестко закреплены к корпусу, он был оснащен само блокирующегося дифференциалами и шинами сверхнизкого давления.
Второй экспериментальный макетный образец ЗИЛ-134
Шины сверхнизкого давления характерно тем, что при увеличении нагрузки за счет деформации у них увеличивается площадь контакта с грунтом, при этом удельное давление на грунт возрастает незначительно и пробуксовки колес не наступает.
Второй экспериментальный макетный образец ЗИЛ-134 успешно преодолевает крутой подъем
Герметизация корпуса и установка водометного движителя позволили макету уверенно продвигаться по сильно обводненному болоту.
Герметизация двери кабины автомобиля и дополнительный щиток воздухоотвода ЗИЛ-134.
В ходе исследовательских работ, для выяснения предельных возможностей колеса, был построен облегчённый макетный автомобиль. Испытание этого макета показали, что если достичь определенного соотношения между габаритами машины, ее весом и величиной колёс, то движение возможно и в таких тяжелых условиях.
В результате накопленного опыта был построен опытный четырехосный автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-134.
Дорожные испытания ЗИЛ-134 на Ленинградском шоссе.
Автомобиль был оснащен 12-ти цилиндровым двигателем мощностью 240 лошадиных сил имел гидромеханическую трансмиссию.
Давление воздуха в шинах большого профиля регулировалось из кабины.
Новый автомобиль резко отличался от других машин, на выбитых дорогах он мог двигаться со скоростью 60 км/ч. Обычные автомобили, на этих участках вынуждены были значительно снижать скорость.
Ров шириной 2 метра
Многоосная схема шасси позволяет пройти это препятствие без затруднений.
Метровая вертикальная стенка является серьезной преградой для гусеничных машин, но опытный автомобиль преодолевает её. Хорошее сцепление колес с грунтом при пониженном давлении воздуха в шинах и наличие гидромеханической передачи позволили взять, недоступны до сих пор колесным машинам подъем крутизной 40 градусов.
Автомобиль ЗИЛ-134 уверенно преодолел угол подъема, равный 40°
Зил-134 проектировался как Артиллерийский тягач, поэтому значительная часть испытаний проводилась с прицепами.
Момент буксировки автомобилем ЗИЛ-134 прицепа, поломанного в процессе испытаний.
Тяга, развиваемая на этом грунте, составляет 11 тонн, вес прицепа 9 тонн.
Брод двухметровой глубины недоступен обычным автомобилям и гусеничным машинам.
Герметизированный корпус позволяет ЗИЛ 134 форсировать эту преграду.
Участок заросшего болота с илистым дном, глубина 600 мм, давление воздуха в шинах снижено до пол атмосферы
Густая и вязкая масса торфяного болота.
Серийные автомобили высокой проходимости ЗИЛ-157 безнадежно застрял на первых же метрах, Зил-134 уверенно продвигался по этому месиву, сохраняя подвижность на всём участке
ЗИЛ-157
Средние скорости ЗИЛ-134 на замерзших выбитых грунтовых дорогах почти вдвое превышали скорости обычных автомобилей.
Во время испытания на проходимость вне дорог в зимних условиях выбирались наиболее трудные участки.
Лесной завал
Многоосные схема шасси и хорошее сцепление колес со снегом, а также способность двигаться с очень малыми скоростями за счёт проскальзывания гидропередачи позволили автомобилю проходить по труднейшим участкам. При движении по мелколесью, кроме снега глубиной до 700 миллиметров, машина встречала дополнительное сопротивление кустарника и деревьев.
Шины, при пониженном давлении воздуха в них, обладают особыми качествами и являются основой повышения проходимости колесных автомобилей.
Испытания выявили повышенную живучесть четырехосных автомобилей, они могут продолжать движение даже без управляемого колеса.