ВАЗ-2101 «Жигули»: хроники русского Фиата
Смотря на историю современной отечественной автомобильной промышленности, нельзя не упомянуть появление Волжского Автомобильного Завода и его первенца - легендарной «копейки» ВАЗ-2101, в своё время сделавшей маленькую технологическую революцию в советской промышленности, и не только автомобильной. На фоне легковушек тех лет её «совершенные», как тогда казалось, линии были чем-то нереальным, качество первых машин поражало современников, что обеспечило за ней просто «космические» очереди на многие годы.
К началу 1970-х советская автопромышленность отстала от ведущих держав, поэтому ей нужна была современная машина, соответствовавшая требованиям времени.
Помимо этой и других задач, государству требовалось решить один вопрос, связанный с накопившимися в «чулках» деньгами граждан, из-за дефицита никак не использовавшимися, а автомобиль на роль «приманки» подходил как нельзя лучше. Сначала проблему пытались устранить «малой кровью» - обновлением существующих заводов и постройкой ещё одного в Ижевске, однако скоро стало понятно, что такой вариант коренных изменений в выпускаемой продукции не дал. Альтернативный выход был предложен председателем Совмина Алексеем Николаевичем Косыгиным. Он сказал, что советский автопром стремительно устаревает, и ему нужна помощь извне в виде современного завода и лицензионного автомобиля со всей техдокументацией. Вскоре это решение было одобрено, и государство принялось искать подходящего исполнителя.
ВАЗ-2101 «Жигули» справа Фиат слева
В качестве вариантов называлось множество европейских и даже японских и американских фирм, но был выбран именно Фиат, не столько по политическим причинам, сколько потому, что только Фиат из всех предложенных имел опыт строительства предприятий «под ключ».
В качестве копируемой машины был выбран Fiat 124, ставший к тому же в 1967 европейским «автомобилем года». Однако «копированием» в прямом смысле это назвать нельзя, так как их Fiat 124 и наша «копейка» похожи лишь только внешне, за исключением дверных ручек и наличия клыков на бампере, внутри же это два абсолютно разных автомобиля. А получилось так потому, что итальянская машина на Дмитровском испытательном полигоне в ходе испытаний начала буквально разваливаться. Результатом этого было усиление итальянской стороной силовых элементов кузова. В наших условиях быстро выходили из строя дисковые тормоза, которые также заменили на более живучие барабанные. Вызывало недовольство отсутствие буксирных проушин и нижневальный двигатель - бесперспективный с точки зрения дальнейших модернизаций. В итоге, в устройство Фиата конструкторы внесли больше 800 преобразований, благодаря которым ВАЗ-2101 отличается от Fiat 124.
ВАЗ-2101 «Жигули» справа Фиат слева
Помимо седана условиями договора были предусмотрены универсал и седан в комплектации «люкс» (ВАЗ-2102 и 2103). Универсал кроме надстройки в задней части кузова и пятой двери отличался от базовой модели задним диваном, трансформировавшим багажник в огромное пространство для груза, вертикальными задними фонарями, уменьшенной погрузочной высотой, замком пятой двери и подсветкой номера, встроенной в ручку задней двери. Помимо этого запаска на ВАЗ-2102 размещалось под полом багажника, увеличился объём бензобака, а также произошли некоторые изменения в трансмиссии и подвеске.
ВАЗ-2102
В условиях быстроменяющейся автомобильной моды новые легковушки только что отстроенного волжского автозавода рисковали быстро стать устаревшими, что повлекло бы уменьшение экспортного спроса. Поэтому хоть небольшой, но всё-таки, рестайлинг машине всё же требовался.
Дизайнеры долго экспериментировали над внешностью кузова, пытаясь применять новые решения, но «совершенный» лик итальянской машины при основательных хирургических вмешательствах, вроде замены передней оптики на прямоугольные фонари, искажался, поэтому изменения коснулись только «мелочей». В их числе отказ от старомодных клыков на бамперах в пользу резиновой полосы на переднем, проходящей по всей длине, увеличение вертикальных прутьев решётки радиатора с 9 до 19, появление под ней четырёх отверстий для дополнительной вентиляции двигателя, изменение дизайна эмблемы и бокового зеркала, ставшего прямоугольным и переехавшего на дверь, и появление дефлекторов вентиляции салона на задних стойках крыши.
Перемены затронули и оптику: передние подфарники лишились V-образного профиля и стали оранжевыми, играя роль поворотников, а габариты переехали в блок основного света. По аналогии с подфарниками «выпрямились» и задние фонари, расположившие на себе дополнительную функцию катафот, а на их место переехали фонарь заднего хода из-под заднего бампера и шильдик «Жигули1300» или на экспортный манер «LADA1300».
Менялся и интерьер, который обрёл новую приборную панель, уменьшившую число выемок и лишившуюся металлической накладки, изменённую приборную комбинацию, другую расшивку дверных карт, иные сидения, изменённые ручки стеклоподъёмников и руль без хромированного кольца, педаль газа стала навесной, а также изменились форма подлокотников и местоположение пепельниц. Метаморфозы затронули и техническую часть автомобиля, получившую новый силовой агрегат объёмом 1300 см3 и сдвоенный тормозной бачок со световой индикацией уровня тормозной жидкости. Обновлённый автомобиль получил индекс ВАЗ-21011 как модификация базового седана. Существовала также версия ВАЗ-21013, имевшая все изменения ВАЗ-21011, но двигатель от базовой модели.
Первенец Волжского Автомобильного Завода выпускался с 1970 по 1983, ВАЗ-2102 с 1971 по 1985, ВАЗ-21011 с 1974 по 1981, а ВАЗ-21013 до 1988. Первая машина нового завода разделила историю отечественного автопрома на две части – до неё и после. Ведь ради «Копейки» менялись стандарты, строились современные заводы, перестраивалась вся промышленность – обычно было всегда наоборот.