ВАЗ-2109: маленькая история «большого» автомобиля
Первоначально в идеях инженеров прослеживалась мысль о создании трёх машин - двух хэтчбеков и седана, но тогда возникает вполне логичный вопрос: а почему завод сразу не наладил производство сразу трёх моделей, а освоил только две машины с одинаковым типом кузова, отличающиеся друг от друга только количеством дверей? В то время завод мог высвободить под выпуск новой линейки всего одну нитку конвейера, и конструкторам пришлось выбирать. Выбор пал на максимально унифицированные между собой ВАЗ-2108 и 2109, а проект седана отложили до «лучших времён».
Почти при полном внешнем сходстве «восьмёрка» и «девятка» получились разными автомобилями. За счёт сужения ширины передних дверей в конструкцию кузова удалось вставить две боковые двери. Непривычно широкая центральная стойка кузова с вписанными в неё решётками вентиляции салона вносила в характер восьмой модели некую спортивность, на ВАЗ-2109 она была уменьшена, что повлекло за собой перенос дефлекторов салонной вентиляции в нижнюю крайнюю часть третьего ряда окон, которые получились в результате внесения в задние окна ВАЗ-2108 дополнительной стойки. В стандартную комплектацию вошли также задний стеклоочиститель и бачок омывателя, гидрокорректор фар, на некоторые экземпляры даже ставили щёточные фароочистители.
Салон был унаследован от предшественницы без изменений. Это 1) «восьмая» «низкая» приборная панель со всеми её прелестями, 2) эргономичный руль, 3) сидения и 4) дешёвая «шумная» пластиковая отделка. Как и прежде на машины могли устанавливаться три двигателя: 1100, 1300, а позже и 1500 см?.
Рестайлинг
В 1989 году началось первое крупное обновление линейки, главной задачей которого было улучшение внешнего восприятия модели. Самой спорной частью передка была «маска» - сложная кузовная деталь, являющаяся продолжением передних крыльев и капота, а также «клюв» - «оригинальная» решётка радиатора. От них и избавились в первую очередь в пользу «длинных» крыльев и лаконичной пластиковой облицовки радиатора от седана ВАЗ-21099. Изменения также коснулись дефлекторов салонной вентиляции, которые переместились в торцы задних дверей, и приборной панели, которая стала «высокой», как на уже упомянутом ВАЗ-21099.
Обновление технической части ознаменовало собой появлением самого мощного двигателя семейства – ВАЗ-21083. Его объём составлял 1499 см?, а мощность 72 лошадиных силы. С таким двигателем «девятка» могла разогнаться до сотни за тринадцать секунд, а максимальная скорость подросла до 155 км/ч. Оснащённые такими моторами «девятки» имели индекс ВАЗ-21093. А в 2003 году был проведён ещё более крупный рестайлинг, вылившийся в создание новой модели – ВАЗ-2114.
Стоит также рассказать и о названии автомобиля. Первоначально машину назвали «креативно» «Спутник», а чуть позже исключительно экспортное название «Лада» стало официальным для внутреннего рынка. Однако осознав, что «Спутник» ни на внутреннем, ни на внешнем рынке не прижился, его решили заменить более благозвучной «Самарой». В народе машина получила названия «восьмёрка», «погремушка» из-за уже упоминавшегося дешёвого пластика и «зубило» из-за клиновидной внешности и характерной облицовки радиатора.
Новые хэтчбеки активно использовались и в спорте. Ярким примером можно назвать прототип «восьмёрки», созданный на вильнюсском авторемонтном заводе под руководством известного гонщика Стасиса Брундзы, названный LADA-2108 EVA Sport, который имел турбонаддув, шестнадцатиклапанный двигатель объёмом 1860 см? с двумя распределительными валами, в результате чего удалось поднять мощность двигателя до 300(!) лошадиных сил. Несмотря на хорошие динамические показатели и управляемость проект был закрыт из-за запрета FIA гонок группы Б.
LADA-2108 EVA Sport
Самым ярким событием в биографии «девятки» стал трансъевропейский марафон Москва-Лиссабон, устроенный журналом «За рулём». Это был наш ответ на прибытие португальских журналистов в Москву в июле 1986.
В качестве автомобиля для этого марафона был выбран в то время самый современный советский автомобиль – ВАЗ-2109. Вполне стандартная машина с двигателем 1,5 л с лишь небольшими изменениями преодолела путь от Москвы до Лиссабона за сорок пять часов – на несколько часов раньше, чем их португальские коллеги.
Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 2004 годы. За это время было выпущено 1,5 миллиона экземпляров «девятки» всех модификаций – больше чем других представителей семейства, в том числе и ВАЗ-2113/2114/2115. «Девятка» стала одним из главных символов своего времени – эпохи глобальных для нашей страны перемен, что отражено в творчестве того времени. Таковой она и вошла в историю.