ВАЗ 2801: история появления первого советского электромобиля
Многие автолюбители слышали о том, что электромобили приобрели широкую популярность в начале прошлого века. Многие слышали о том, что автомобили на электрической тяге эксплуатировались службами такси нескольких мегаполисов в США. При этом ничтожно малое число людей знает о том, что собственный электромобиль был разработан и производился в СССР.
Разработкой отечественного электромобиля было поручено заниматься специалистам ВАЗа. Конструкторы и инженеры, используя наработки заокеанских коллег, а также опыт отечественных конструкторов, принялись за разработку собственного электромобиля. Изначально такие попытки были направлены на то, чтобы переиначить конструкцию автомобилей, использующих бензин и адаптировать её под электрический двигатель. Такие попытки не увенчались успехом, хотя и были доведены до логического завершения. Оставшись недовольными результатами своей работы, конструкторы ВАЗа приняли решение о разработке электромобиля с нуля.
В качестве основы для предстоящей разработки использовался опыт, накопленный во время первой, неудачной попытки, а также помощь специалистов из министерства обороны: разработка ВАЗа не имела никакого отношения к обеспечению нужд армии, но при этом именно у специалистов оборонного ведомства была бесценная информация и оборудование, для работы с плохо изученными источниками питания.
Спустя 2 года после начала работ по созданию собственного электромобиля, на ВАЗе была сформирована организация, разделённая на 4 отдела. Данная организация занималась исключительно разработкой электромобиля.
Труды конструкторов и инженеров увенчались успехом всё в том же 1976 году: ими была предложена опытная модель первого советского электромобиля, внешне напоминавшая привычный советским людям ВАЗ 2102. Испытания нового транспортного средства проходили в 1979 году по программе, утверждённой руководством СССР и закончились успехом разработки отечественных автомобилестроителей.
Основываясь на успешно завершившихся практических испытаниях электромобиля, руководством министерства транспорта СССР было принято решение о массовом производстве рассматриваемого транспортного средства, однако такая задумка не была реализована. Причины отказа от массового производства электромобиля остались неизвестными до сих пор.