ЗАЗ-1102 «Таврия»: первая и последняя
В своё время именно этот автомобиль мог стать первым советским автомобилем с передним приводом, однако из-за особенностей тогдашней экономики он должен предполагался лишь как «дополнение» к более дорогой «восьмёрке». При этом, несмотря на более низкий класс относительно последней, «Таврия» обладала рядом неоспоримых преимуществ, как, например, экономичность и дешевизна. Однако отпечаток того времени остался и на этой машине. Если бы не перераспределение финансовых потоков в сторону Волжского автозавода, тогда производство «Таврии» могло начаться в самом начале восьмидесятых, а не под конец. К тому же резкое снижение качества выпускаемой продукции досталось и этой машинке, для многих так и оставшейся на «вторых ролях». Но обо всём по порядку.
В конце шестидесятых явное превалирование интереса мировой публики средними хэтчбеками с приводом на передние колёса стало очевидным. По этой причине большинству мировых производителей пришлось адаптироваться под современные им тенденции моды и создавать новые линейки бюджетных авто. По этому пути решился пойти и СССР, а именно только задумывавшийся ВАЗ. Советской стороной изначально предлагалась положение о создании совместно с итальянцами переднеприводной машины, однако те уведомили советских конструкторов в бесперспективности этого направления. При этом уже после активных переговоров в 1965 году хитрые маркетологи из Турина выпустили на рынок малолитражку под названием Primula. Руководство будущего автозавода в лице главного директора Владимира Соловьёва отреагировало незамедлительно, отдав распоряжение разрабатывать новую переднеприводную конструкцию. Уже в январе 1972-го увидел свет ходовой образец будущей машины – ВАЗ-Э1101. Так как реального распоряжения о разработке переднеприводной микролитражки не поступало, конструкторы пустились «во все тяжкие». Специально для этих целей был собраны экспериментальный силовой агрегат объёмом девятьсот кубических сантиметров, коробка передач, аналогичная Fiat-850 и ряд других «фантастических» агрегатов. Вскоре было построено ещё некоторое количество прототипов. Но в Запорожье в это время тоже не дремали.
В это время главный конструктор Запорожского автозавода Владимир Стешенко уже в начале семидесятых собрал группу талантливых инженеров для разработки переднеприводного автомобиля особо малого класса. Как и ВАЗ, Запорожский завод начал активную работу над трёхдверным хэтчбеком. Попытка запорожских конструкторов взять за основу некий прототип – сначала польский Фиат 126P; позже автомобиль и вовсе решено было делать трёхобъёмным, вписав туда некоторые решения «Жигулей», в итоге провалилась. Однако уже на этом этапе инженеры присвоили своему детищу индекс ЗАЗ-1102. Вскоре министром автомобильной отрасли стал Виктор Поляков, служивший ещё и директором ВАЗ, который как раз в 1975 посетил Запорожье. Поняв, что прогресса нет, он решил объединить усилия волжских и украинских конструкторов. На самом Волжском автозаводе собственному проекту присвоили имя «Ладога», который и стал основой для совместного сотрудничества. Именно поэтому будущая «восьмёрка» и «Таврия» оказались такими похожими.
В общей сложности «Таврия» была готова встать на конвейер в 1981 году. В своё время машину показывали самому Брежневу, который её одобрил. Однако всё большее смещение финансового потока в Тольятти обернулось тем, что вместо планируемых новых цехов для производства ЗАЗ-1102 не было построено, собственно, ничего. При этом микролитражка с передним приводом добралась до конвейера только в 1988 году, да и то ей пришлось делить конвейер с пожилыми «Запорожцами» ЗАЗ-968М. Но, несмотря на это, «Таврия» всё равно оставалась современной машиной. Специально для неё был разработан новый 51-сильный двигатель уже с жидкой системой охлаждения, разгонявший машину до почти ста пятидесяти километров в час. Передняя подвеска была выбрана независимой типа МакФерсон, а задняя тоже независимой, но с продольными рычагами. Дизайн оставался также довольно свежим, но настоящую гордость инженеров вызывали исключительная экономичность, неприхотливость и багажник объёмом четверть кубометра. В целом всё получилось вполне достойно.
Итак, ЗАЗ-1102 выпускался в период с 1988 по 2007 годы. За все свои достоинства его успели полюбить многие автолюбители, что позволило ей так долго продержаться. За это время «Таврия» успела стать базой для целого ряда модификаций. Но это, пожалуй, тема для отдельного разговора.