Skip to main content

Советская автотехника

ЗИЛ-4104: флагман партии

В свое время эта машина получилась настолько удачной, что, по сути, за двадцать лет ни разу кардинально не изменилась. Ее формы, линии когда-то считались прогрессивными, чуть ли не догматическими. Ее решения, в большинстве своем взятые от предшественника ЗИЛ-114, и даже спустя десять лет после дебюта казались современными и, если не совершенными, то близкими к совершенству. Этот автомобиль использовался в основном правительственными чиновниками и высшими членами партии, в том числе и генеральным секретарем. Поэтому эту машину смело можно считать лицом тогдашнего советского государства, партии. Благодаря техническому потенциалу, заложенному конструкторами в этот лимузин, за двадцать лет производства, в том числе и постсоветского, он ни разу не подвергся крупной и что-либо значащей модернизации. В общем, каким был ЗИЛ-4104, попытаемся описать в этой статье.

 ЗИЛ-4104: флагман партии СССР

Несмотря на всю классичность, заложенную конструкторами в ЗИЛ-114, на весь технический потенциал, в него вложенный, к концу семидесятых годов он успел несколько состариться. И отображалось это в основном в очередной смене тенденций мировой автомобильной моды, и правительственный автопарк, хотел он этого или нет, обязан был им соответствовать. Поэтому решено было опять обратиться к главному конструктору ЗИЛа А. М. Кригеру с очередным техническим заданием на создание правительственной «ласточки». Дабы не прогадать с модой, было решено делать машину с запасом «прочности» минимум в десять лет. Очередной «костяк» из талантливых конструкторов и дизайнеров принялся за создание государственного лимузина. В корни менять ничего не стали, а прошлись только по «мелочам». Первым делом сделали более «прямоугольной» крышу, в результате чего третий и второй ряд окон стали окончательно «прямоугольными». Чуть уменьшили по длине багажник, а капот, наоборот, вытянули, придав ему большей солидности и монументальности за счет создания характерного выступа. Тогда это решение активно использовалось на многих статусных иномарках, но и на ЗИЛе это смотрелось неплохо. Чуть уменьшено было количество хромированных деталей, но все равно в отделке его хватало. Своеобразным «актом» этого процесса стало появление оригинальных хромированных бамперов с черными проставками и прямоугольной решетки радиатора. Ее отлично дополняли поворотники и габариты в едином хромированном окладе по углам фар в прямоугольных «очках». В результате этих преобразований при общем процессе увеличения «прямоугольности» машина стала более статусной, но все большей похожей на «гроб на колесах».

 ЗИЛ-4104 экстерьер

Произошли изменения и в технической стороне вопроса, и в первую очередь это связано с усовершенствованием «сто четырнадцатого» мотора. Уже изначально было задумано форсировать двигатель, в результате чего мощность поднялась до ста пятнадцати лошадиных сил, а объем до 7,695 литров. Изначально при создании силового агрегата отказались от гидротолкателей клапанов, но позже их все же вернули обратно. Один нижний распредвал заменили двумя верхними, распложенными прямо в ГБЦ; в результате этого получился двигатель с индексом «4104», использовавшийся на московских лимузинах вплоть до самого снятия с производства. Произошли перемены и в салоне: появилась другая приборная доска, изменилась отделка некоторых элементов, в том числе и расшивка сидений. Модернизированный лимузин получил «имя собственное «ЗИЛ-115». В соответствии с нормалью 1966 года индекс быстро изменился на «ЗИЛ-4104». На базе этой машины было создано немалое число модификаций, не считая две модернизации ЗИЛ-41045 и 41047. Это были и всевозможные машины сопровождения, в том числе легендарный «Скорпион» ЗИЛ-41072, у которого откидывалось заднее стекло на случай перестрелок, был люк в крыше, подножки и т. д. Среди них можно увидеть и легендарный «черного доктора» ЗИЛ-41042, обслуживавшего кремлевских пациентов, и другие.

 ЗИЛ-4104:интерьер

Подведем итог: ЗИЛ-4104 выпускался, не считая модернизаций, с 1978 по 1983 годы. Недооценить вклад этой машины в развитие отечественного автомобилестроения просто невозможно: достаточно просто сказать, что эта машина во всех своих версиях и вариантах выпускалась почти двадцать лет, вплоть до наступления нового тысячелетия.

ЗИЛ-4104 на красной площади

НОВОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика