Skip to main content

Советская автотехника

ЗИС-110: автомобиль для вождя

ЗИС-110 на Красной площади

В отличие от своего предшественника, ЗИС-101, этот автомобиль высшего класса сумел стать по-настоящему удачным, своеобразным «лицом советского государства».  Многие решение применялись здесь, на отечественном автомобиле, впервые, причём впоследствии они станут догматическими. Стоит также упомянуть, что ЗИС-110, несмотря на весь свой пафос и официоз, получился действительно красивым и элегантным, хоть, правда, не лишённым массивности и монументальности. Действительно, в отношении своего предшественника это был настоящий прорыв, причём как технический, так и политический. Ведь ЗИС-110 стал тем самым первым новым автомобилем, который начали выпускать после войны. Благодаря всем своим заслугам перед державой, он, наверное, и сумел так долго продержаться в производстве – его выпускали целых двенадцать лет. Но обо всём по порядку.

zis_110_56.jpg

Необходимость в появлении такого автомобиля, коим был ЗИС-110, возникла ещё в самом начале войны и выражалась в следующих моментах. Большинство автомобилей, бывших в то время в правительственных гаражах, были иностранного производства, преимущественно американского. В свою очередь это вызывало и свои политические нотки, связанные с капиталистической направленностью США. К тому же единственное подобие автомобиля высшего класса, которое существовало в то время в СССР, а именно ЗИС-101, был малопригоден для роли замены «американских скакунов». Это объяснялось и откровенно плохим качеством техники, требовавшей к себе трепетного отношения, и её маленьким ресурсом. Всё это в сумме и выдавало нужду государства в появлении будущего ЗИС-110. «Головокружение от успехов» советского руководства после победы в битве за столицу государства так же должно было чем-то закрепиться помимо, конечно, начавшегося наступления, хоть и неудачного. Таким образом, на ЗИС зимой 1942 был отправлен приказ о разработке новой машины высшего класса, который и предстояло выполнить творческому коллективу во главе с конструктором А. Н. Островцевым.

ZIS-110.jpg

За основу будущего автомобиля, по традиции, был взят заокеанский аналог, а именно Packard-180 сорок второго модельного года. Объяснялся этот выбор, возможно, тем, что в личном гараже Сталина помимо всех прочих автомобилей имелась машина как раз этой модели. При этом будущий советский лимузин должен был стать настоящим технологическим прорывом. Поэтому на нём нашли применение такие технические новинки, как главная гипоидная передача, которая позволила отказаться от тоннеля в полу, передняя независимая подвеска, передние и задние стабилизаторы устойчивости и тормоза с гидроприводом. В качестве силового агрегата был взят двигатель прототипа, основательно переделанный. В итоге его мощность достигла показателя в сто сорок лошадиных сил, а объём превысил шесть литров. На тот момент это был самый резвый и мощный мотор в стране. Характерной особенностью этого силового агрегата помимо всего прочего стала достаточно высокая для тех лет степень сжатия, требовавшая собственного бензина с октановым числом семьдесят четыре, производство которого и было начато по этой причине. В 1944 году были готовы первые опытные образцы, однако завод столкнулся с крайне сложной задачей, связанной с изготовлением соответствующей производственной оснастки. Покупать её за рубежом, как это было сделано с ЗИС-101, по политическим и экономическим причинам было невозможно. Поэтому завод в короткие сроки изготовил свои литые цинково-алюминиевые штампы вместо более привычных фрезерованных, которые были проще, но менее долговечные. В итоге всеми правдами и неправдами удалось наладить производство ЗИС-110 сразу после двух месяцев окончания войны, даже в ущерб более необходимым грузовикам.

 zis_110_5.jpg

Новинкой этот автомобиль стал и в плане комфорта.

Из таковых особенностей можно отметить: серийно устанавливавшийся радиоприёмник, неплохую шумоизоляция и систему отопления, использование электроприводов, сиденья с набивкой из гагачьего пуха, который очень любила моль, хорошую плавность хода. На автомобиль устанавливалась механическая КПП с тремя передачами, рычаг которой располагался на рулевой колонке. Кузов машины устанавливался на мощную раму с классической X-образной поперечиной. Получил ЗИС-110 и большое обилие хрома, что подчёркивало его державный статус. Впервые появилась на нём новая эмблема завода с развевающимся красным знаменем на жёлтом фоне, которая использовалась и на дальнейшей продукции завода. Отдельно стоит сказать и про модификации этого авто. Самой известной из таковых стала его бронированная версия ЗИС-115. Из отличий от базовой машины стоит назвать форсированный двигатель, иные «грузовые» покрышки, выступающие колпаки колёс и дополнительную фару, устанавливавшуюся за решёткой радиатора. Такой машиной пользовался и Сталин. Также ЗИС-110 стал базой для фаэтона ЗИС-110Б, применялся он в качестве такси и машин скорой помощи. Существовала даже полноприводная версия этого представительского авто, созданная по поручению Хрущёва. Использовался ЗИС-110 и для поощрения крупных политических и других лидеров, таких как, например, Патриарх Алексий Первый за активную борьбу с захватчиками, лидерам КНДР, Финляндии, ПНР и т. д. 

zis_110_54.jpg

Таким образом, ЗИС-110 выпускался с 1945 по 1958 вплоть до самой замены новой моделью ЗИЛ-111. Недооценить роль этой замечательной машины просто невозможно, ведь помимо политических лидеров ею пользовались и простые граждане, хоть и в более простых версиях.

НОВОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика