ЗИС-150: новой стране – новый грузовик!
Несмотря на все перипетии судьбы, именно этот автомобиль стал первым новым грузовиком под маркой «ЗИС». Невзирая на всю удачность своего предшественника – ЗИС-5, он сумел стать не менее удачным и популярным. Когда страна после войны лежала в руинах, именно «ЗИСы» и «ГАЗы» сумели взвалить на себя нужды её восстановления. Эти машины были везде: в полях, на стройках, в армии…, и везде им находилось применение. К тому же этот автомобиль благодаря особенностям конструкции сумел полюбиться многим водителям, садившимся за его баранку. А благодаря простоте, надёжности и другим своим положительным качествам ЗИС-150 стал основой для следующей легендарной грузовой модели завода – ЗИС-164. Но обо всём по порядку.
Замена грузовику ЗИС-5 должна была прийти ещё в конце тридцатых годов. Тогда были собраны первые прототипы будущей машины, которые получили индекс «ЗИС-15». Они отличались кабиной, выполненной полностью из металла, в которой к тому же могли поместиться уже три человека, двигателем увеличенной мощности и рамой. В целом это была вполне жизнеспособная замена текущей модели, однако начавшаяся война надолго отложила эти замыслы. К теме нового грузовика инженеры смогли вернуться только в 1944 году, когда немцев практически удалось выгнать с территории Советского Союза. Стало понятно, что рано или поздно наступит победа, но вместе с этим было очевидно и то, что придётся восстанавливать и экономику. Именно этой идее и была подчинена конструкция будущего ЗИС-150.
Первым делом конструкторами было решено исправить недостатки, присущие ЗИС-5. Одним из таких была недостаточная грузоподъёмность в три тонны, которую из-за нужд войны постоянно перегружали. В этих же целях была усилена рама, которая у ЗИС-5 имела свойство буквально «расходиться по швам» после таких перегрузов. Эти нововведения потребовали модернизировать двигатель, который хоть и остался тем же самым шестицилиндровым, но его мощность была поднята до девяноста лошадиных сил. Также впервые в отечественном машиностроении новый грузовой автомобиль получил пятиступенчатую коробку передач и пневматические тормоза, что тогда действительно считалось прорывом. С помощью всех этих усовершенствований суммарная грузоподъёмность стала равняться четырём тоннам вместо трёх на ЗИС-5. Серийное производство грузовика было начато осенью 1947 года.
Несмотря на всю добротность конструкции ЗИС-150, она всё же была сыровата, поэтому требовала доработок.
И первая из наиболее серьёзных была произведена уже в 1950 году и касалась замены карбюратора и впускного коллектора, а также кабина стала полностью выполняться из металла. Кстати о кабине. На ЗИС-150 она была трёхместная с достаточно эффективной системой отопления. В отличие от ЗИС-5 новый грузовик имел передний бампер и решётку радиатора с полукруглым профилем и горизонтальными прутьями, представлявшую собой таковую, но упрощённую от довоенного лимузина ЗИС-101. Лобовое стекло имело V-образный профиль, а его водительская половина при помощи кулисного механизма могла фиксироваться в нужном положении. Следующая модернизация машину постигла уже в 1956 и касалась следующего. В двигателе материал ГБЦ уступил место алюминию, в результате чего поднялась степень сжатия и, как следствие, мощность до девяноста шести лошадиных сил. Произошла очередная замена карбюратора, воздушного фильтра и впускного коллектора. Была увеличена жёсткость рамы, появились гидравлические амортизаторы. Внешне изменились прутья жалюзи и облицовки радиатора, ставшие вертикальными (не такими, как на будущем ЗИС-164). Обновлённая машина получила обозначение «ЗИС-150В». После развенчания культа личности «ЗИС» превратился в «ЗИЛ», поэтому быстро на крышке капота этой машины появилась соответствующая эмблема.
Интересны и модификации этого грузовика. На его базе выпускались автокраны, самосвалы, лесовозы, пожарные машины, автобусы и т. д. Они работали в поле, на стройках, в армии… Но их количество настолько велико, что для них, пожалуй, потребуется отдельная статья. Однако стоит упомянуть, что конструкция ЗИС-150 была оценена не только в Советском Союзе, но и в Румынии, Китае. Активно поставлялся этот грузовик и на экспорт, но преимущественно в страны СЭВ.
Таким образом, ЗИС/ЗИЛ-150 выпускался с 1947 по 1957 годы. За этот период он сумел стать настоящим тружеником, сумев наряду с иной техникой восстановить мощь народного хозяйства СССР, к тому же многократно её увеличив.