Карикатура на моду в СССР
Многим известно, что во время существования СССР на его территории была распространена идеология, подавляющая индивидуальность. Человек в то время был «механизмом в устройстве государства», поэтому о самовыражении (и о развитии чего-то, на него ориентированного) тогда не могло быть и речи. Поощрялось максимальное соответствие стандартам, серость, схожесть с другими. Проще всего было слиться с массой, одеваясь, как все.
Люди в СССР носили мешковатые серые вещи, а на модников в ярких одеждах и с незамысловатыми принтами смотрели как на врагов народа. Свою роль сыграл и буйствовавший в стране дефицит. Для женщин было важно не следовать межсезонным модным тенденциям, а хотя бы просто «урвать тряпку». К слову, чаще всего эти «тряпки» оказывались фабричными объедками, и фигуру они подчеркивать уж точно не могли. Для среднестатистического советского жителя следовать моде значило стать «обезьяной». Обыкновенные люди смотрели на стиляг с презрением, шутили и высмеивали их желание быть «не такими как все». Возможно, в серых рабочих присутствовала некая доля зависти, ведь не все могли позволить себе следовать за модой. А лучший способ этой зависти лишиться – уверить себя и других в том, что так одеваться нельзя. Этими факторами и обусловлено появление большого количества карикатур на тогдашнюю моду.
Больше всего своими карикатурами прославился популярный в то время журнал «Крокодил». Художники изображали модных последователей попугаями, обезьянами, всячески высмеивали их желание «быть в тренде». Просматривая эти карикатуры сейчас, мы можем понять, какой была мода того времени в понимании художников. Однако не всегда модники выглядели именно так, как показывают карикатуристы, гораздо чаще в их одежде нельзя было заметить ни намёка на комичность. И чего все так придирались?
Считалось, что модники следуют западным тенденциям, что для советского народа считалось недопустимым. Однако пристрастие к ним было совсем неслучайным. Запад ассоциировался у людей со счастливой жизнью, успехом и радостью от свободы самовыражения. Такой свободы у СССР-овцев не было, желание выделиться из серой массы приводило к высмеивающим карикатурам в свой адрес. Художники превратили модников в яркие кричащие пятна, над которыми гордо возвышался серый советский рабочий. Стиляг могли выгнать из партии и комсомола, они испытывали трудности при устройстве на работу, а некоторые на время от своей работы отстранялись даже за загар в зимнюю пору, когда советские граждане должны ходить бледные. Вот что такое идеологическая сила!
Что и как высмеивали карикатуристы?
Чаще всего критики высмеивали психоделику в цветах, неординарные заплатки на штанах, желание мужчин отращивать волосы, а женщин, наоборот, их отрезать, короткие юбки, платформы, яркий макияж, крупные украшения, схожесть мужчин и женщин, неряшливые прически, словом, всё, что было так популярно среди модников того времени.
Очень часто в центре иллюстраций появлялся не только модник, но и обычные советские граждане, с которыми автор проводил сравнение. Эти граждане обязательно недоумевали – как можно ТАК одеваться? Неужели это кому-то нравится? Это и есть мода? Модники же всегда проходили с гордо поднятой головой, не оборачиваясь и не желая слушать нападки со стороны коммунистов.
Следовать моде и жить в СССР было сложно, но находились люди, которым это удавалось. Мы должны поблагодарить их за то, что они не побоялись внести свой вклад в развитие государственной моды, игнорировали гневные возгласы и сердитые взгляды, направленные в их сторону. Если не модники того времени, кто знает, что было бы модным сейчас?