Мода по ту сторону Железного занавеса
Словно чувствуя приближающуюся войну, форма гражданской одежды еще в 1930х годах постепенно утрачивала женственность. В моду пришли подкладные плечи, с каждым годом становившиеся все больше, глубокие складки на спине, погоны, накладные карманы и перепоясанная талия. С началом Великой Отечественной войны, стало и вовсе не до моды: женщины работали в тылу, на заводах и в госпиталях, сражались на фронте наравне с мужчинами, служили полевыми медсестрами. На несколько лет их одеждой стали военная форма, бесформенные шинели и кирзовые сапоги, а если у кого и уцелели с довоенных времен нарядные платья - то они были скорее данью ностальгии по мирной жизни и символом надежды на скорую победу.
Любопытно, что еще в 1944 году, до окончания войны, под указом о создании Дома моделей была поставлена подпись, а фабрики, производившие прежде шинели, стали работать на благо советской моды. Со временем магазины заполонили женщины, покупающие шелковые платья с яркими цветочными узорами, блузы с вышивкой, юбки и чулки. Внешний вид людей, переживших одно из самых страшных испытаний двадцатого века, преображался. Яркая одежда подчеркивала эйфорию победы, став своего рода бегством от пережитых ужасов войны. Не обошлось и без так называемой "трофейной моды" - советские солдаты везли в СССР одежду, посуду и даже мебель.
В 1949 году на Кузнецком мосту открылся Общесоюзный Дом моделей одежды, где трудились люди, снабжавшие фабрики страны новыми моделями, выходил "Журнал мод" с лекалами и выкройками и проводились показы для населения. Впрочем, легко было заметить, сколь разительно отличались журнальные модели от того, что предлагали магазины. После войны необходимо было обеспечить население доступной одеждой, часто в ущерб ее качеству. Кроме того в годы войны за ненадобностью была ликвидирована должность художника-модельера на фабриках, а те редкие ее представители, что остались - находились под жестким контролем цензоров, ведь в Союзе даже мода должна была следовать общей идеологии. Не заимствовать западные модели, а разрабатывать свои, отражая в них демократичность, бессословность, массовость, но в то же время подчеркивать самобытность советских женщин.
Вопреки запретам, модельерам все же удавалось создавать шедевры даже из скромных материалов, в частности это пришло с распространением ателье индивидуального пошива, в которых нередко работали с иностранными журналами мод.
Традиционно влияние на моду оказывало кино. Модницы, подражая известным актрисам, покупали шелковые платья в горох, завивали волосы и ярко красили губы.
В пятидесятые годы, после смерти Иосифа Сталина и с наступлением хрущевской "оттепели" в воздухе слегка повеяло свободой. Всемирный фестиваль студентов и молодежи, прошедший летом 1957 года, перевернул сознание многих советских юношей и девушек, изменив их взгляды на образ жизни, поведение и стиль. Столица полнилась "стилягами" в пестрых нарядах и "чувихами" в платьях с пышными юбками. Свободолюбивые "стиляги" высмеивались в прессе, да и любовью "трудового народа" не пользовались.
В том же году вышел фильм "Девушка без адреса" в котором в одном из эпизодов героиня принимает участие в дефиле модного дома. Платья на девушках были с роскошными пышными юбками в стиле Диора, подобные которым стали популярны в Европе еще десять лет назад. Возможно, мода докатилась до СССР с таким опозданием в частности потому, что не каждый мог потратить столько ткани на одну только юбку.
В конце пятидесятых мир распахнул двери перед советской модой, ставшей для запада откровением, как когда-то мода монархической России. Вещи напоказ украшали с фантазией, используя традиционные фольклорные элементы - советские модельеры знали, что просто следуя моде запада, не смогут завоевать должное внимание, потому сознательно обратились к экзотической теме фольклора.
Шестидесятые годы ознаменовались первенством СССР в освоении космоса. Сначала Юрий Гагарин в 1961, потом Валентина Терешкова. Столь значимые события не могли не повлиять на мировую моду. В ней прослеживались космические черты, выражавшиеся в горизонтальных и вертикальных линиях, искрящихся искусственных материалах и головных уборах, напоминавших шлемы космонавтов. Пробил час промышленных дизайнеров. Новый силуэт, несмотря на все происки цензоров, все же умудрился проскользнуть в советскую моду с запада - прилегающие платья слегка ниже колена, юбки в стиле, любимом Жаклин Кеннеди, абстрактные рисунки в стиле поп-арт и синтетика - ткань нового поколения, а короткое пальто и вовсе стало символом десятилетия.
С приходом к власти Брежнева, Железный занавес приоткрылся, и на прилавках стали появляться редкие западные товары. Достать их было тяжело - блат или долгие очереди, но все же возможно. В столице открылись модные магазины.
В семидесятые проникла мода хиппи. Были популяризированы длинные юбки на манер цыганских, юбки "банан", блузки в этническом стиле. Застойные восьмидесятые, время неукоснительно приближающегося развала, ознаменовались дефицитом, очередями даже за самой простой и дешевой одеждой. Это повлекло за собой "перестройку" и гласность, которая по старой традиции была несколько относительной. Главой Московского Дома моды стал Вячеслав Зайцев, однако, даже заработав имя, модельер вынужден был бороться с чиновниками. Человек, которого на западе ценили не меньше, чем Пьера Кардена, до 1987 года не мог лично сопровождать показы своих коллекций в "капиталистических странах", так как был невыездным. И все же заслуженный успех настиг мастера. Сначала Финляндия, затем показ в Америке и наконец - 1988 год и подиум в мировой столице моды, в Париже. Показ авторской коллекции прошел успешно, французы оценили труды русского модельера, и, по словам самого Зайцева, даже в родной стране ему так не аплодировали.
К сожалению, в Союзе дела модельера шли не так гладко. Несмотря на мировой успех, он с трудом мог поддерживать на плаву собственный Дом моды. Легкая промышленность работала неважно, и все, что помогало выживать - помощь преданных клиентов из артистических кругов и проценты от продаж собственных картин. Лишь благодаря своему упорству и инициативе талантливый модельер смог выбраться из этой, казалось бы, безысходной ситуации, и даже после развала Союза, уже в новой России, продолжал создавать свои работы.
Наконец, в 1989 году, Железный занавес пал окончательно. Как известно, виды, долгое время находившиеся в изоляции, отличаются от собратьев, и с советской модой, долгое время огороженной от остального мира, произошло то же самое. Она была поистине удивительным культурным и историческим явлением, тесно связанным с историей своей страны, и оттого неповторимым.
История моды в СССР - Мода, Мода 20-х-30-х годов, Мода 40-х-50-х годов, Мода 60-х-70-х годов, Мода 80-х-90-х годов