Всем знакомый Тетрис – это советская игра!
Играть, играть и еще раз играть!
Кто-нибудь задавался вопросом, кто придумал игру тетрис?
Игру, с которой некогда часы напролет проводили люди в 80-х годах свой досуг или любое другое свободное время, конечно имея при этом техническую возможность, а именно компьютер, да, тот допотопный, который вместо жесткого диска, поначалу использовал простой магнитофон и кассету, а монитором служил телевизор с впайным специальным входом.
А ответ весьма приятный, даже вызывающий чувство гордости и патриотизма за нашу страну, - тетрис придумали «наши», а если точнее, советский программист, сотрудник вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Леонидович Пажитнов. А произошло это в июне 1985 года, при помощи компьютера «Электроника 60».
Для справки, кто не знает: Тетрис - это видео игра, основанная по принципу составления пазлов, это когда случайные фигурки «тетрамино» падают в стакан шириной 10 и шириной 20 клеток. Пока фигурки летят их можно переворачивать и перемещать влево и право, при этом их полет не замедляется. Фигурка останавливается, наткнувшись на другую, уже лежащую, фигурку или ложась на дно, при этом постепенно заполняя стакан. Когда горизонтальный ряд заполнится без пробелов, он пропадает, уходя вниз, а все, что было выше его, опускается на одну клетку. Темп нарастает. Очки идут - за каждую фигурку, и надо заполнять ряды, как можно дольше не заполняя весь стакан. Если проявить внимательность и быстроту реакции, то можно играть очень долго, набирая очки, но постепенно, мозг устает, замедляется реакция, и невольно начинаешь ошибаться, стакан переполняется и «Конец игры».
Свое название игра получила от греческого префикса "тетра", так как все фигурки игры (известные как тетрамино) состоят из 4-х сегментов, и названия вида спорта - теннис ( это любимый вид спорта Пажитнова).
Как это некогда часто водилось в нашей могучей советской державе, - имелось (и конечно сейчас есть) много талантливых людей и открытий, но чтобы поставить это интеллектуальное богатство на «поток» или защитить свое правообладание, у нас не хватало ни сил или же, ни желания. Не обошла эту учесть и игра Тетрис. С момента написания Тетриса и портирования игры на IBM PC, при содействии Вадима Герасимова и Дмитрия Павловского она быстро стала популярной по всей Москве. Чуть позже игра появилась в Будапеште, в Венгрии, где была уже портирована и на многие другие платформы при помощи английской фирмы Andromeda, специализирующейся на выпуске «софтовой» продукции. Andromeda попытались связаться с Пажитновым, чтобы защитить права на PC-версию, но перед тем как о сделке вроде бы полностью договорились, права были проданы компании Spectrum HoloByte. После провала сделки с Пажитновым Andromeda попыталась лицензировать тетрис у венгерских программистов. В это время, до того как какие-то права были законно получены, IBM PC-версия тетриса от Spectrum HoloByte была выпущена в США в 1986. Популярность игры была просто грандиозная, и многие игроки просто заигрывались, чуть ли ни до «зависимости», так сказать, подсели на тетрис.
В 1988 правительство советской страны очнулось и стало пытаться получить права на игру тетрис через организацию Электроноргтехника (Элорг). Пажитнов передал свои права на игру правительству, через ВЦ, где работал 10 лет, однако совсем без вознаграждения он не остался, из негласных источников известно, что государство подарило ему 286-й компьютер (в то время передовой) и выделила отдельную квартиру.
К этому времени Электроноргтехника еще не получила никаких денег от Andromeda, хотя та в свою очередь лицензировала игру другим компаниям, хотя и не имела права этого делать.
Всевозможных споров и разбирательств еще было очень много, вплоть до сегодняшних дней, Сам изобретатель тетриса стал получать роялти (авторский гонорар, периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую продажу или использование его изобретения) лишь спустя 10 лет, к этому времени уже покинувшего нашу страну, Пажитнов эмигрировал в США. В 1996 году Алексей перешел в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora's Box, получивших несколько весьма престижных наград. Еще одним интересным проектом Алексея Пажитнова называют игру Dwice..
Сейчас непосредственно программированием Пажитнов уже не занимается, а игра Тетрис имеет множество версий для всех мыслимых и не мыслимых «носителей»: приставок, телевизоров, мобильных телефонов, не говоря уже о компьютерах.
Но наше происхождение игры напоминает лишь сопровождающая игру мелодия «Коробейников» (иногда «Калинка»).
Игрушки, Электронные игрушки, Тетрис, Пажитнов Алексей Леонидович