Skip to main content

О плановой торговле

Художественно-публицистическая статья в "советском" стиле о недостатках системы планового производства и торговли, 70-е годы ХХ века.

 

O-planovoy-torgovle.jpg

 

Ехал на ярмарку торговый работник. Ехал, рассчитывал, что выберет там, на оптовой ярмарке, самые лучшие товары. Такие, которые и продавать и покупать радостно. Оказывается, зря рассчитывал, потому что право выбора сильно ограничено. Все заранее расписано ярмарочным комитетом, Госпланом, Министерством торговли СССР; приложи руку к договорам с указанными предприятиями — и вся коммерция. Кто пытается возражать против навязывания нежелаемого ассортимента, тот наживает неприятности. Могут даже командировку не отметить.

 

Так что договоры заключаются. Но вот еще интересное обстоятельство: по договорам частенько шлют такое, что лишь весьма смутно напоминает представленное на ярмарке.

 

Отказаться бы от подобного товара! Не тут-то было. Договор подписан, ассортимент, артикул соблюдены, — попробуй не возьми. И берут. Базы берут, магазины у баз берут... А вот в магазинах уже не берут. Покупатель ведет себя, как на настоящей ярмарке: облюбовал — купил, не приглянулось — в руки не взял. Случается месяцами, а то и годами занимают полки в магазинах и на складах такие товары, которым и название придумано: залежалые.

 

Промышленность же, тем временем, знай своё, согласно договору, еще подбрасывает. Интересно получается: по документам эти товары ходовыми числятся, пока с предприятий до баз следуют тоже ходовые, а как на базы прибыли, сразу становятся неходовыми.

 

Вот и образцы.

 

Гродненская швейная фабрика производит на свет платья для школьников и дошкольников. Что за расцветки! Что за ткани! Если бы не размеры, никогда бы не поверил, что дети — цветы жизни — обречены эдакое носить. Надень такое платье на ребенка, и считай кончилось у него детство.

 

Следующий образец — электрофон «Рогнеда». Из Саратова. Сделан плохо, но стоит дорого. Оформление старомодное, пластинки годятся только одного размера — диаметром 175 миллиметров, и скорость всего одна — 33 оборота в минуту. За первое полугодие 1971 года в минском ГУМе нашлось всего семь желающих приобрести «Рогнеду», а 25 таких электрофонов остались пылиться иа полках (стало быть, почти на два года!). И что-то не слышно, чтобы Саратов таким «Рогнедам» расставание пел.

 

Киеву челом били, чтоб фабрика спорт. изделий прекратила слать туристские палатки одного — и притом скучного — цвета и без металлической арматуры. Туристы не желают все как один жить в палатках цвета хаки и всякий раз лес рубить, чтоб колышками запастись... Но на фабрике люди стойкие — шьют и шьют опостылевшие минчанам палатки.

 

Протестовала и протестует торговля против детских велосипедов, которые упорно много лет подряд «катит» в магазины город Молодечно. Поедет дитя направо на таком велосипеде — головой покачают, поедет налево — засмеют. Протестовала против магнитолы «Микия-4» Каунасского завода (без ножек, без проигрывателя, некрасивые) — пять штук за полгода в том же ГУМе изловчились сбыть.

 

...Скоро опять ехать торговым работникам на ярмарку, опять договоры подписывать, в том числе на неходовые товары. Но зачем на них договоры? Не лучше ли положить в основу ярмарок принцип: «Беру, что по душе»? Тогда бы на предприятиях задумались: а стоит ли чуть не десять лет кряду выпускать изделия безо всяких усовершенствований, как выпускают стиральную машину «Рига»? И, пожалуй, решило бы руководство предприятий взять пример с минских заводов электрохолодильников и радиозавода имени 50-летия Компартии Белоруссии, которые не за страх, а за совесть пекутся о постоянном обновлении своих холодильников и телевизоров.

 

 

Наверняка так было бы лучше. Все-таки за качество сподручнее бороться всем вместе, а не в разрезе ведомственных интересов. В разрезе очень убыточно. Для всех.

Яндекс.Метрика