Skip to main content

Советский экран №13 Июль 1975 год – СКАЧАТЬ журнал СССР

Читать онлайн, скачать советские журналы

Критико-публицистический иллюстрированный журнал. Орган государственного комитета совета министров ссср по кинематографии и союза кинематографистов ссср. Основан в 1925 году и выходит два раза в месяц.

Советский экран №13 1975 год 

 Советский экран

© Издательство "Правда" 1975 год

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

 "ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ФЕСТИВАЛЬ!"- ГОВОРИТ МОСКВА В ДЕВЯТЫЙ РАЗ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, КИНЕМАТОГРАФ ПЛАНЕТЫ - ТАЛАНТЛИВЫЙ, ПРОГРЕССИВНЫЙ, ЧЕЛОВЕЧНЫЙ,

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МАСТЕРА ВАЖНЕЙШЕГО И ЛЮБИМЕЙШЕГО ИЗ ИСКУССТВ...

В ЭТОМ НОМЕРЕ МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВМЕСТЕ С НАМИ СОВЕРШИТЬ КОРОТКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КИНО КОНТИНЕНТАМ МИРА: ЕВРОПЕ, АМЕРИКЕ, АЗИИ, АФРИКЕ, АВСТРАЛИИ.

МНОГОЕ ОСТАЛОСЬ ЗА РАМКАМИ СПЕЦИАЛЬНОГО ВЫПУСКА, НО МЫ НЕ СТРЕМИЛИСЬ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ:

ЭТОТ НОМЕР - ЛИШЬ БЕГЛОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К ФЕСТИВАЛЮ.

ИТАК, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ДОРОГИЕ ГОСТИ, УЧАСТНИКИ, ЗРИТЕЛИ!

 

Журнал «Советский экран» №13 - 1975 год. (Июльский выпуск). Формат: PDF Размер файла 16.9 Mb 

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=отрывок из журнала...}

Традиции Московского кинофестиваля

В гости будут к нам

Московские международные фестивали регулярно начали проводиться с 1959 года. Но у них есть и предшественник. Впервые международный фестиваль в Москве состоялся сорок лет назад. В зале Дома кино на Васильевской улице показывались конкурсные картины 21 страны. В жюри среди других входили С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко. В работе фестиваля участвовали Вл. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, Вс. Вишневский, Ю. Олеша, Л. Славин. Первая премия была присуждена студии "Ленфильм" за создание ленты "Чапаев", а также картин "Юность Максима" и "Крестьяне". Вторая - Рене Клеру за фильм "Последний миллиардер" и третья - Уолту Диснею за мультипликационные ленты. Это был крупный киносмотр тех лет, сыгравший свою роль в истории мирового киноискусства.

Летом 1959 года просторные фойе Кремлевского театра заполнили режиссеры, актеры, операторы, сценаристы, критики, продюсеры, прокатчики сорока двух стран, собравшиеся на первом после войны Московском фестивале. С тех пор его авторитет и влияние неуклонно растут. В предыдущем, Восьмом, фестивале участвовало 86 стран. А если учесть, что на каждый из них приезжает 800 -

1 000 гостей, то за эти годы на фестивале побывал едва ли не весь кинематографический мир.

Кинофестивалей проводится очень много - около двухсот каждый год. У многих из них есть свое лицо, свои традиции. Сложились они и у московского киносмотра. Первая и наиболее примечательная черта Московского фестиваля - его народность. Недаром он собирается не в каком- либо курортном местечке, а в огромном городе, столице крупнейшей страны. Москва и москвичи, с которыми делегаты и гости фестиваля встречаются и в залах кинотеатров, и на улицах, и на заводах, и в институтах,- люди со своими разнообразными интересами, с устоявшимся укладом трудовой жизни становятся как бы главными участниками фестиваля и определяют его характер.

Ни на одном другом крупном международном фестивале конкурсные и внеконкурсные фильмы не смотрит столько людей, сколько в Москве. Все без исключения гости отмечают огромность зрительских аудиторий. Этот размах поражает зарубежных кинематографистов. После премьеры в Кремлевском Дворце съездов картины "Они шли за солдатами" режиссер Валерио Дзурлини сказал: "Это первый случай в моей жизни, когда я смог показать свою картину сразу шеститысячной аудитории. И я могу заявить, что ни в Италии, ни в какой-либо другой стране не слышал в кинотеатрах такой тишины, такого напряженного внимания, такой искренней реакции публики".

Передовые кинематографисты мира все чаще говорят о кризисе западных фестивалей, решительно высказываются за их демократизацию, против коммерции в киноискусстве. Прямолинейная профессионализация с коммерческим уклоном - основной недостаток двух крупнейших западных фестивалей - Каннского и Венецианского, где сенсационность и реклама являются главным стимулом и решающим фактором успеха. Это скорее ярмарки картин, чем серьезный подсчет успехов прогрессивного киноискусства. Вот признание итальянского режиссера Джузеппе Де Сантиса: "В мире слишком много кинофестивалей, большинство из которых носит светский характер и преследует коммерческие цели, а не цели подлинного искусства. Это рынки фильмов, способы рекламирования своей продукции крупнейшими продюсерами. Московскому фестивалю не свойственны эти недостатки, ибо основным его достоинством является отсутствие духа коммерческого, торгашеского, рекламного*.

С первого фестиваля в Москве его решающим критерием остается гуманизм, то есть забота о человеке, для которого кинематограф в наш век - организатор духовного роста, мощнейшее средство общения между людьми. Зная благородный девиз Московского фестиваля, представители западных стран не присылают к нам фильмы, обыгрывающие бесчеловечность людских отношений, утрату веры в смысл жизни, распад сознания, отчужденность личности от общества, оскорбляющие национальные чувства. Старые, опытные кинематографии относятся к Московскому фестивалю с повышенным интересом, видя в нем соревнование произведений, свободных от спекулятивного, торгашеского духа. Такие картины, появляющиеся в разных странах и далеко не всегда совпадающие с идеологическими и коммерческими интересами у себя на родине, представляют наиболее значительный интерес и для нашего кинозрителя. Достаточно вспомнить имена призеров нашего фестиваля -- режиссеров Кането Синдо (Япония), Курта Гоффмана (ФРГ), Федерико Феллини (Италия), Ива Чампи (Франция), Стенли Крамера (США), Кэрола Рида (Англия), Кнута Андерсена (Норвегия), актеров Пола Скофилда (Англия), Стива Мак Куина (США), Софию Лорен (Италия), Бурвиля (Франция).

Естественно, что социалистические кинематографии, которым отборочные комиссии западных фестивалей чинят всевозможные препятствия, стараются продемонстрировать в Москве свои .самые значительные достижения и неизменно находят заинтересованное внимание зрителей и справедливое отношение жюри.

Московский фестиваль известен среди кинематографистов всего мира как самый обширный и самый демократический смотр творческих сил современного киноискусства. Отсюда и еще одна его традиция - особое внимание, с которым мы относимся к молодым кинематографиям развивающихся стран, охотно присылающим в Москву свои первые произведения. Они имеют все основания полагать, что именно здесь к ним отнесутся внимательно и серьезно, сумеют увидеть в той или иной представленной работе если не мастерство, то хотя бы интересную живую и гуманную тенденцию. Московский фестиваль заметил и поддержал и первую алжирскую полнометражную художественную картину "Такой молодой мир", и первый фильм Нигера "Кабаскабо", и первую полнометражную картину Туниса "Феллаги", и первую значительную работу перуанских кинематографистов "В сельве нет звезд", и сенегальские фильмы "Эмитай" и "Туки-Буки".

Мы исключительно высоко ценим роль искусства в определении нравственных критериев века. Все лучшее, на что может ориентироваться современный прогрессивный кинематограф, будет по справедливости отмечено и на IX Московском фестивале.

Нам далеко не безразлично, с какими мыслями и чувствами выходят из залов посетители кинотеатров. Откуда бы ни приехали в Москву коллеги-кинематографисты, если они озабочены не созданием сенсационных коммерческих фильмов, а судьбами человечества, их произведения встретят здесь признание зрителей и жюри.

 

{/spoilers}

 

Яндекс.Метрика