Skip to main content

Советский экран №15 Август 1975 год – СКАЧАТЬ журнал СССР

Читать онлайн, скачать советские журналы

Критико-публицистический иллюстрированный журнал. Орган государственного комитета совета министров ссср по кинематографии и союза кинематографистов ссср. Основан в 1925 году и выходит два раза в месяц.

 актер Олег ДАЛЬ

На первой странице обложки - Актер Олег ДАЛЬ (читайте о нем на стр. 6-7). Фото Николая Гнисюка

 Цветные карандаши

© Издательство "Правда" 1975 год

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

Олег Даль - современный, условный, фантастический... О судьбе актера размышляет Василий Аксенов. Стр. 6-7

Вторая жизнь балета Арама Хачатуряна. Стр. 10-11 

Прекрасной леди Голливуда называют актрису Одри Хепбёрн. Стр. 16-17

Журнал «Советский экран» №* - 1975 год. (Августовский выпуск). Формат: PDF Размер файла 18.2 Mb 

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=отрывок из журнала...}

Актер - Владимир Заманский

70-ые. Время и герои

Александр АЛЕКСАНДРОВ

ЕСЛИ В СТАТЬЕ ЕСТЬ СЛОВА "ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ", ТО ОНИ, КАК ПРАВИЛО, БЕРУТСЯ АВТОРОМ В КАВЫЧКИ. ЧТО УЖЕ САМО ПО СЕБЕ СТАВИТ ПОД СОМНЕНИЕ ПРАВОМЕРНОСТЬ ТАКОЙ ОЦЕНКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. О КАРТИНАХ, В КОТОРЫХ ПОКАЗЫВАЮТСЯ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, АНАЛИЗИРУЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ, ТАМ ВОЗНИКАЮЩИЕ, СПОРЫ ВЕДУТСЯ ПОСТОЯННО. РЕЧЬ ИДЕТ, КАК И О САМИХ ЯВЛЕНИЯХ ЖИЗНИ, ТАК И О СПОСОБЕ ИХ ОТРАЖЕНИЯ В КИНОИСКУССТВЕ. ЭТОЙ СТАТЬЕЙ МЫ НАЧИНАЕМ РАЗГОВОР О СУЩЕСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ В НАШЕМ КИНЕМАТОГРАФЕ, ОБ УДАЧАХ И ПРОСЧЕТАХ, ОТКРЫТИЯХ И ШТАМПАХ, О НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОБОГАТИТЬ ФИЛЬМЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВАЖНОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА.

Чтобы сразу же потерять дружбу сценариста и режиссера, критику стоит только назвать их фильм "производственным", или "на сельские темы", или даже "про науку". ("Про любовь" можно - авторы усмехнутся, ио не обидятся.) Теперь все хотят создавать фильмы "про человека", а термины эти - производственный, сельский и т. п.- применяют вроде бы условно, по укоренившейся привычке. Впрочем, настороженное к ним отношение не случайно. Наткнулся я как-то на одну заметку, в которой так вот сообщалось о новом фильме: "Личная жизнь героев почти не интересует создателей картины. Поэтому полотно экрана заполняют рабочие люди, а любимый материал для оператора - ширь степей, просторы цеха, площади, на которых происходят многотысячные митинги". Репортеры ведь не мудрствуют лукаво и а простоте душевной прямо выкладывают то, что иной критик постарался бы прикрыть тенью, наведенной на этот самый производственный плетень.

Конечно, в одно произведение искусства нельзя вместить всю полноту человеческого бытия. Избирательность в искусстве неизбежна. Одни художники толкуют о человеке, сосредоточиваясь главным образом на его психологии, другие - на эмоциях, третьи - на трудностях роста и созревания личности. Но время от времени по-прежнему выдаются хвалебные авансы "за одну лишь тему" художникам, которые видят человека прежде всего в его связях с производством. Искусственная наценка на тематику приводит иногда. Вот тогда "полотно экрана заполняют рабочие люди" и "просторы цеха".

Сейчас всякие манипуляции с понятиями производство, человек и производство особенно опасны. В нашу эпоху эти понятия меняются радикальнейшим образом, и изменившиеся отношения между человеком и производством легко принять (или выдать) за освобождение человека от производства. Фильму Ю. Райзмана "Твой современник", пьесе И. Дворецкого "Человек со стороны" склонны приписывать новые эпохальные свойства, мол, это произведения о производстве, но... без производства. Однако и фильм и пьеса - о руководстве производством, а если речь идет о капитанском мостике, то нет ни возможности, ни необходимости детально вникать в дела машинного отсека.

Зато фильм "Здесь наш дом" то и дело подводит инженера Чешкова и других руководителей к пылающим жерлам печей. Так сказать, сближает с производством, но тем самым то и дело уводит от главной проблематики произведения.

В критике фильмов, пьес и романов производственный конфликт часто рассматривается в отрыве от образов и всей поэтики произведений. Материал же конфликта, в том числе и производственного, должен быть неотделим от образной системы и всей поэтики фильма. Если производственную часть можно выделить и проанализировать как таковую, значит, фильм не удался.

Большие художники всегда пристально вглядывались в это неразрывное (повторяю, неразрывное) двуединство - человек и его труд. Каких бы высот ни достигали сегодняшние проблемы производства, они по-прежнему служат все тому же таинству повседневного труда человека. Но объектив кинокамеры - это не объектив микроскопа. Пристальность его вглядывания в объект означает не детализацию, а поэтизацию. Жрецы трудовой темы порой бывают очень скрупулезны в соблюдении технических ритуалов, но проникновение в сущность человека на производстве они зачастую подменяют внешней эффектностью производства.

Авторы таких пьес, как "Человек со стороны" и "Сталевары", начали активное исследование психологической сущности человека современного производства, прежде всего руководителя. Почему театральные варианты этих произведений лучше кинематографических: "Здесь наш дом" и "Самый жаркий месяц"? Причин много. Но одна из существеннейших, на мой взгляд, - попытка кинематографистов внести производство в драматургию, не предполагающую производства. В этих пьесах отчетливо определена психологическая проблематика и в определенной мере ее эстетическое воплощение. В фильмах же мы столкнулись с желанием во что бы то ни стало связать социально-психологические проблемы с производственными сценами и эпизодами, призванными вроде бы "углубить идею фильма". Не получилось. Ни углубления, ни поэтизации.

Почему? Да о какой поэтизации труда может идти речь, если кинематографические решения здесь все те же кочующие из фильма в фильм сталевары, лихо взмахивающие лопатами и с театральной пристальностью всматривающиеся в эффектное бурление жидкого металла!

Может ли психологизм существовать вне общей поэтики произведения, вне его образной поэтики, в честности? Вспомним еще раз того же Мешкова. В Театре на Малой Бронной этот образ не сосуществует е производственным конфликтом: конфликт порождает Мешкова, а Мешков порождает конфликт. Производственная тема - в лице, голосе, в повадках, во всем характере этого человека. Образ воплощает производственный конфликт, потому что корни конфликта уходят в глубины образа. В кино же мы не можем отделаться от впечатления, что на экране действуют два персонажа: Чешков-человек и Чешков-руководитель. А зрелище огнедышащего цеха не имеет вообще отношения ни к тому, ни к другому.

И пример противоположный. Поэзия труда и его сила, формирующая характеры людей, человеческие конфликты и драмы воплощаются порой в фильмах, я которых нет ни одного производственного эпизода. Вся полнота человеческой жизни сосредоточивается в образе. Такой образ создала Нонна Мордюкова в фильме "Возврата нет". Казалось бы, зритель не может знать, каким был персонаж, названный бывшим. Антонина - бывший председатель колхоза. Но мы совершенно ясно представляем себе, каким она была председателем, как работала, рисковала, как взаимоотносилась с людьми, и драма ее именно в том, что, уйдя из председателей, она изменила своей собственной человеческой и гражданской сути. Связь: труд - чело

век - любовь - ощутима даже не столько в жизненной линии этой женщины, сколько в каждом ее взгляде, жесте, интонации. Разрыв этой связи и есть драма Антонины.

Сейчас Мордюковой предстоит еще раз испытать на разрыв эту тему: труд - человек - любовь. Артистка снялась в следующей картине Салтыкова "Семья Ивановых". Предыдущую работу Салтыкова "Возврата нет" можно условно назвать фильмом о людях сельского хозяйства без самого сельского хозяйства. О "Семье Ивановых" (по сценарию Ю. Нагибина), наверное, можно будет сказать, что в картине этой сделана очередная попытка рассказать о людях производства без производства.

В нашей кинематографии уже немало фильмов, воссоздающих историю рабочей семьи.

В "Семье Ивановых" авторы хотят рассказать нам о человека, в котором труд развил, казалось бы, столь отдаленное свойство, как беспредельная любовь к другому человеку. Герой все в своей жизни делал из любви к жене, но это все оборачивалось добром и для других людей.

Тут и современный промышленный Урал, и товарищи по производству, и самые различные жизненные ситуации. Но, однако, это история любви.

Так асе-таки можно ли рассказать о всемогущей силе труда, не увлекаясь показом самих производственных процессов? Да и нужны ли они, эти процессы, на экране? Человек в производстве, пожалуй. Но не производство само по себе.

{/spoilers}

Яндекс.Метрика