Советский экран №16 Август 1975 год – СКАЧАТЬ журнал СССР

Читать онлайн, скачать советские журналы

Критико-публицистический иллюстрированный журнал. Орган государственного комитета совета министров ссср по кинематографии и союза кинематографистов ссср. Основан в 1925 году и выходит два раза в месяц.

актриса Ирина КУПЧЕНКО 

На первой странице обложки — актриса Ирина КУПЧЕНКО (читайте о ней на стр. 4—5). Фото Валерия Плотникова

 Приключение Буратино

© Издательство "Правда" 1975 год

В ЭТОМ НОМЕРЕ:

Ирина Купченко дебютировала в кино сравнительно недавно. Разговор о ее творческой судьбе ведет Иннокентий Смоктуновский. Стр. 4-5

Об ответственности школы, родителей за воспитание подростков размышляет критик Инна Лёвшина Стр. 6-7

Научно- популярный кинематограф о проблемах экологии.

Стр. 10-11

Фотопроба - начало пути к экрану

Стр. 20 

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

 

Журнал «Советский экран» №16 - 1975 год. (Августовский выпуск). Формат: PDF Размер файла 17.3 Mb 

СКАЧАТЬ PDF

отрывок из журнала...

Правда бригадира Потапова

Михаил КУЗНЕЦОВ

Бригадир

До чего все просто  этом фильме! Ни поражающих чудес пиротехники, ни завораживающего волшебства комбинированных съемок, ни супергероев, ни их захватывающих экстраэксцентричиых поступков... Даже самой простенькой любовной истории - и той нет. Почти все действие пройдет в одной комнате, где в будничный день соберутся десять мужчин и две женщины, и так и прозаседают весь фильм. А мы, зрители, в своем большинстве вряд ли одержимые страстью к заседаниям, мы тоже втянемся в горячий, страстный, всех нас задевающий за живое спор. И забудем обо всем, кроме происходящего на экране, пока не зажгутся последние титры...

Первая мысль: как верно, как правдиво! Последующая: талантливо! А дальше ты уже втянут в действие, ты примеряешься, сопоставляешь себя то с тем героем, то с этим, улыбаешься, негодуешь, говоришь про себя: "Ну, с ним-то я ни за что не соглашусь..." Словом, происходит то, о чем мечтает каждый автор, но, увы, не так уж часто встречаемое в кинозале, - рождается активное, страстное сопереживание...

В чем же основа успеха фильма "Премия"!

Удач здесь много, и притом принципиальных. Но начать следует со сценария, и не потому, что такова традиция. Как часто мы сталкиваемся (в особенности в фильмах, посвященных современности) с удручающей аморфностью сценарной формы! Трудно подчас понять, что перед нами- то ли какой-то эскиз, то ли нечто расплывчатое, стыдливо именуемое "сцены", то ли хилая, недоразвитая драма... Почему утвердилась, чуть ли не узаконилась сюжетная расслабленность, какая-то общая аморфность литературного лица фильма! Ведь, как правило, бесформенный фильм начинается с бесформенного сценария.

Автор сценария "Премии" Александр Гельман создал настоящую кинодраму, отмеченную высоким профессионализмом, чувством современности, пронизанную мыслью. Здесь есть четко обрисованные характеры, есть обусловливающие сущность этих характеров поступки, есть серьезный, волнующий нас, зрителей, конфликт. Действие течет стремительно, оно точно выверено и радует нас неожиданными крутыми поворотами, всякий раз углубляющими и по-новому раскрывающими суть спора.

А спор возник из такого происшествия: бригада строителей отказалась от премии. Почему! Иной проницательный зритель уже забеспокоится: не преподнесут ли ему эдакую паточную идиллию об ангелах, которым уже и деньги не нужны... Беспокойство напрасное - идиллией здесь не пахнет. Случай, однако, особый, и вот бригадира приглашают на заседание парткома, чтобы он объяснил суть

дела. А он и объясняет: дело организовано плохо, бригада больше простаивает, чем работает... Значит, премия вроде как не заслужена! Нет, это еще не весь ответ - рабочие подсчитали, что от простоев они потеряли в несколько раз больше, нежели им компенсируют этой действительно лиловой премией. Говоря словами Чернышевского, бригада тут проявляет "разумный эгоизм" - плохая организация труда не только вредит общему делу, но и ущемляет самих рабочих материально. Опять-таки и это не все: подсчитано, что многочисленные представления руководства стройки о снижении плана совершенно необоснованны и лишь прикрывают плохую работу. Вот против этого обмана, с которым сжились, примирились, сроднились, - против него-то и восстала бригада...

Вызов брошен... Важное достоинство и сценария, и фильма в целом: это спор равных и сильных противников. И поражение есть поражение - со всеми малоприятными для конкретных людей последствиями. Словом, настоящая борьба, накаленная, страстная, захватывающая.

И другое важнейшее свойство фильма - мы видим не только столкновение идей, но и столкновение людей. Можно говорить о разной степени индивидуализации, разной степени актерских удач, но безликих персонажей нет. Человеческая предметность спора, сшибка характеров - одна из важнейших удач ленты.

Все это, заложенное в сценарии, режиссер Сергей Микаэлян воплотил в кинематографическом действии. Можно сказать, что здесь найден ритм, четкий, не дающий действию нигде затоптаться на месте, в картине ощущается нерв, не только внешнее, но и внутреннее напряжение. В "Премии" движение острой, ищущей, бескомпромиссной мысли определяет внутреннюю структуру. Ей подчинено все, вплоть до интермедий, перебивающих основное действие.

Но особо значительна заслуга режиссера в выборе актеров. Тут все без исключения - точное попадание. Каждый актер на своем месте, и потому ансамбль хорош. Следишь неотрывно за ходом спора, но с не менее жгучим интересом видишь, как неожиданно и глубоко раскрываются перед тобой характеры, выступает в них подспудное, таимое до времени.

Вот правая рука руководителя стройки - начальник планового отдела Шатунов (артист Михаил Глузский). Как раздраженно, как агрессивно нападает он на бригадира Потапова! Он не остановится перед грубой ложью и наглой демагогией. Откуда это! Видимо, оттого, что путь к "правой руке" для Шатунова был тяжел, на него ушли и лучшие годы, и лучшие стремления. А сейчас нет ничего дороже, чем быть этой "правой рукой" ... Вот и сложилось так, что внутренним принципом стало правило: "Хорошо только то, что нравится начальству".

А вот инженер Любаев, которого играет Виктор Сергачев - натура хотя и родственная, но иного склада, то ли гибкая, то ли скользкая... К нему так и идет старинное определение - герой оговорочки. Он все время озабочен, чтобы количество поклонов в разные стороны было сбалансировано. Дома, в дружеской компании он даже готов покритиковать и начальство, и обстоятельства, но все это только так, внешне. Что

же касается сути дела, то он к нему глубоко равнодушен, ему поскорее бы похоронить это самое дело под ворохом вежливых слов и вернуться к личным заботам, личным делам. Лицемерие стало для него привычной формой поведения. А с виду милый, симпатичный человек...

Дальновиднее всех противников бригадира Потапова начальник стройки Батарцев (артист Владимир Самойлов).

Чувствуется, что это крупная личность, много повидавшая и пережившая на своем веку. Осталось еще в нем нечто львиное от прошлых лет, а в то же время в чем-то существенном произошел надлом. Вот с того момента и начались компромиссы с обстоятельствами. На партком он пришел, как гроссмейстер на шахматный сеанс с любителями - сыграть легкую партию, быстро и красиво победить. Партия оказалась сложнее, не раз пришлось задуматься, замаячил и проигрыш... Проигрыш для него - почти катастрофа. Как мучительно раздумье: кому отдать свой решающий голос, - и как значительна нравственная победа над собой, им одержанная!

Откуда все-таки эта мутная волна лицемерия, которую подняли некоторые участники заседания, чтобы потопить предложение бригадира Потапова? Фильм не дает, да и не в силах дать полного ответа на этот сложный вопрос, но направляет наши раздумья в определенную сторону. В самом деле, как противоречит всей нравственной атмосфере нашего общества мещанская жажда "спокойной жизни", обывательская боязнь "выносить сор". Как опасна эта бездуховность, исподволь подкрадывающаяся к человеку...

И очень важно появление такого героя, как бригадир Потапов, которого сыграл Евгений Леонов. Это герой, ведущий за собой весь фильм, герой- борец, в труднейшем единоборстве одерживающий победу.

Леонова зритель знает и любит прежде всего за блистательные комические образы, созданные им в самых разных фильмах. Здесь он совсем иной - серьезный, хмурый, озабоченный. Более того - захваченный своей идеей. Невольно вспоминается "Белорусский вокзал", где Леонов так выразительно сыграл слесаря Ивана Приходько, человека обыкновенного, не выделяющегося, казалось, в компании друзей особыми заслугами, но на деле подлинного лидера маленького содружества бывших фронтовиков.

Эта прекрасная линия и продолжена Е. Леоновым в картине "Премия". Его бригадир Потапов в полном смысле слова наш современник, герой, какого нам давно хотелось увидеть на экране.

Бригадир Потапов не эффектен внешне, скромен, даже, пожалуй, застенчив, но в нем на редкость много скрытой силы. Противники его поначалу не принимают всерьез (а какой-то первый момент и мы, зрители).

Постепенно, совсем ненавязчиво откуда-то из всего наискромнейшего поведения Потапова - Леонова у нас рождается неколебимая убежденность, что он сильнее своих противников. Умный, человечный, способный на истинное гражданское мужество в борьбе с неправдой. Чем больше нервничают, суетятся его противники, тем спокойнее, увереннее в необоримости правды становится Потапов- Леонов. Ему еще придется испытать горчайшее разочарование: часть бригады отступилась от принятого решения... Но главное сделано - процесс необратим...

Это большая победа создателей фильма: мы увидели героя, с которым нам все время остро интересно, и приняли его сердцем. Урок гражданственности - вот что приносит нам "Премия". Умный, талантливый урок.

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика