Советские железные дороги – 1930 годы
Главный кондуктор дает свисток!
Паровоз отвечает гудком и трогаться!
Этот ритуал на советские Ж.Д. пришел еще из царской России. Проводники в форме, старорежимные инженеры, путевые обходчики, которые приветствуют поезд стоя по стойке смирно! Нарком Каганович не стал менять старые порядки.
Когда в 1931 году в СССР запустили поезд "красная стрела", вагоны поначалу были в нем синего цвета, как дореволюционные, первого класса. Советская элита ездит в мягких вагонах с купе на четырех или двух пассажиров. Простая публика "трясется" на жестких сидениях, такие вагоны называли "максим горький", в смысле, "несладкий". Члены ЦК заказывали себе спец. вагоны. И если, простой купейный вагон на Заводе Егорова делали за 70000 рублей, то особый, с отделкой из дуба и мебелью "под красное дерево" стоил до полумиллиона. Пассажирам спец вагона полагалось и спецпитание , фрукты , швейцарский сыр , дичь , икра.
Обычные советские пассажиры питались в вагонах ресторанах или выбегали за кипятком на станции. Титаны с кипяченой водой появились в советских поездах лишь после войны.
Роль начальника поезда выполняет главный кондуктор, до революции его называли обер-кондуктор, это он свистит об отправлении. В вагоне - проводники. Уже в те времена проводники возили в своих купе левый товар, чтобы потом продать его перекупщикам на «толкучке». В семидесятые годы в СССР была популярна легенда, что при Сталине советские поезда не опаздывали, но это была всего лишь легенда.
Советские железные дороги 1930-х, - железные только рельсы, полы деревянные , вагоны деревянные , даже перроны деревянные. Несмотря на все это, в вагонах разрешалось курить, в купе рядом с настольными лампами стояли эбонитовые пепельницы.
1930-е - это время рекордов! В 1937 году паровоз обтекаемой формы ИС-16 поставила рекорд скорости, 180 километров в час, но он не смог заменить привычные паровозы.
В 1935 году в СССР появились пригородные поезда.
Маршруты пригородных поездов были составлены так, чтобы в большие города не ездили за продуктами, например, поезд из Вязьмы да ходил только до Можайска, а поезд на Москву шел только со следующей станции. Но, закаленные советские пассажиры шли одну станцию пешком и все же, садились на поезд до Москвы.
Что касается дальних советских поездов, то билеты продавались по ведомствам, и часто в кассе на вокзалах купить их было трудно. На вокзалах толпы и часто люди, которые пришли просто сюда переночевать. К тому же на станции обычно были буфеты, это приятная особенность тоже пришла в тридцатые из царских времен и просуществовала до нынешнего времени.