Золотой век советского трамвая
СОВЕТСКИЙ ТРАМВАЙ - как все начиналось
Один из самых колоритных представителей общественного транспорта – трамвай отчаянно борется за свое существование. Но, похоже, его золотой век остался в прошлом, в промежутке между двумя мировыми войнами. Наша страна – не исключение, лучший век отечественного трамвая пришелся на 1920-е годы.
Городские железные дороги, так в 20-е годы трамвай в Москве. Главный транспорт столицы перевозил в день до полутора миллиона пассажиров и это при населении Москвы в два миллиона человек. Автобусов было мало, и стоили они дороже, для сравнения, проезд двух, четырех остановок одного тарифного участка на трамвае стоил 4 копейки, на автобусе 6 копеек, в такси только за посадку брали 40 копеек,
да и было их меньше сотни на все Москву. Так что конкурентов у трамвая не было.
В Москве бегало около 1000 вагонов по 38 маршрутам. Трамвайные вагоны были рассчитаны на 50 мест, включая 16 сидячих. О том, сколько пассажиров набивалось в трамваи в реальности, Ильф и Петров писали – 300 человек в принудительных объятьях друг друга едут по своим делам. Переполненные вагоны брали приступом, особенно большая давка возникала у задней двери трамвая, так как согласно правилам, гражданам разрешалось входить в вагон только через заднюю дверь, передняя предназначалась для выхода. В прочем можно было купить специальные проездные билеты, которые позволяли войти в передние двери без толчеи, эти билеты продавались сразу на три месяца и стоили они не дешево от 90 до 120 рублей.
Но даже обычная плата за проезд, многим была не по карману. Стипендия студентов была 25 рублей, зарплата рабочего, меньше 90 рублей. Не удивительно, что многие ездили без билетов, в Москве за год штрафовалось едва ли больше трехсот "зайцев". В дикой давке и свалке билеты проверить было практически невозможно.
Если войти с задней площадки, то первое место направо, было место кондуктора, именно он объявлял остановки и давал сигнал для отправления трамвая. Кондуктор должен был внимательно и быстро подсчитывать стоимость проезда. Дети ростом меньше одного метра могли ездить бесплатно. Кстати, выражение "метр с кепкой", пошло именно отсюда. У входа на поручне была сделана отметка на высоте один метр.
Вторым человеком после кондуктора в трамвае был вагоновожатый, как правило, это был мужчина. Чтобы поворачивать рукоятки тугих высоковольтных электрических контактов требовалась недюжинная физическая сила. Вагоновожатого от пассажиров отделяла символическая перегородка. Не какого сидения у него не было, всю рабочую смену он стоял, это считалось гарантией того, что Вагоновожатый не уснет, а маршруты были длинные, некоторые по три часа.
В Москве насчитывалось 7 тысяч кондукторов и вагоновожатых. Зарплата у них была мизерная, около 70 рублей, едва хватало на жизнь. И все же каждый день в 5 утра они приходили на работу, что бы уже через 45 минут выйти на маршрут. Трамваи ехали медленно, со средней скоростью около 10 – 15 км/ч. Езду трамвая сопровождали визг колодок и грохот рельс и специальные сигналы звонки, которые, вагоновожатый производил ударами ноги о пружинящий пол в полу.
В 1927 году бытовал анекдот: - Как бы ты хотел умереть? Ответ: - Во сне, как мой дедушка вагоновожатый, а, не визжа от страха, как его пассажиры!