Ирина Купченко
Она не жалует журналистов, редко дает интервью, за что и получила звание самой скрытной актрисы. Ее личная жизнь спрятана даже от коллег. Когда-то Ирина Купченко блестяще сыграла главную роль в фильме, название которого будто на годы вперед определило способ ее существования – «Без свидетелей».
Тургеневская девушка
1967 год. На «Мосфильме» идут кинопробы актрис на роль в фильме «Дворянское гнездо». Сотни девушек выстроились в очередь, чтобы попытать счастья. Режиссер Андрей Кончаловский ищет на роль Лизы тургеневскую барышню, но все безрезультатно. И вдруг совершенно случайно в коридоре киностудии встречает красивую учащуюся театрального училища. И съемки начинаются.
С тех пор Ирина Купченко снялась в десятках кинолент. Ее успели полюбить несколько поколений зрителей. Будущая актриса родилась в Вене, в которой служил ее папа. Когда ей был год, семья перебралась в Киев. В доме по адресу Фрунзе, 17/2 прошли ранние годы Иры. В коммуналке ютились преимущественно семьи военных, за что дом окрестили «офицерским».
Дом давно расселили и отдали исследовательскому институту. Киевский краевед Виталий Боканов жил в то время в том же доме. Он вспоминает, что Ира была бойкой девушкой и нравилась многим мальчишкам во дворе: она была стройная и имела красивую осанку, занималась танцами и мечтала стать балериной. И еще она не была жадной и угощала Виталия шоколадом, который ее отец-офицер где-то умудрялся доставать.
А балет Ирина обожает до сих пор. Но балериной она стать все равно не смогла бы из-за высокого роста. «Со своими 175 сантиметрами о балете можете забыть», - сказали педагоги. Кстати, рост достался Купченко в наследство от отца. Она вообще была папиной дочкой. Папа был хорош собой, а мама – настоящая красавица. Все говорили, что она была похожа на Аллу Ларионову.
Расставшись с мечтой о балете, Ира стала посещать операторский кружок. Именно здесь она заболела кинематографом. Но когда пришло время поступать, ее пыл остудили родители, которые были категорически против того, чтобы их дочь стала актрисой. Ослушаться их Купченко не могла - не позволяло воспитание. Слушая наставления родителей, Ира отправилась получать серьезную профессию. Она подала документы в Киевский университет, где должна была изучать иностранные языки. Репетитором Ирины стала ее мама.
Поступила девушка без труда. До сих пор в Киевском университете в архиве хранится приказ от 25 августа 1965 года о зачислении Купченко Ирины Петровны на первый курс вечернего отделения факультета иностранных языков.
Родители были спокойны, ведь с таким образованием дочь ждет стабильное и безбедное будущее. К тому же, иняз в те времена считался престижным факультетом, для многих он был недосягаемым. Но уже через год Ирина окончательно убедилась, что спрягать глаголы ей неинтересно, и покинула вуз. Хотя английский язык она до сей поры знает в совершенстве.
Такому повороту в судьбе способствовали и личные обстоятельства. У Иры умер папа, и мама переехала в столицу. Здесь Купченко поступила в Щукинское училище.
А в это время Андрей Кончаловский начал работу над лентой «Дворянское гнездо». Режиссер переживал сложный период: он только что закончил съемки «Аси Клячиной», но картину сразу запретили, а самого Кончаловского назвали «агентом ЦРУ». И даже после многочисленных переделок фильм не пустили в прокат.
После такого скандала выбирать себе материал для работы Андрей Сергеевич уже не мог. Так что когда в Госкино предложили ему снять классику, режиссер ответил согласием. Позже в своих воспоминаниях о работе над этой картиной Андрей Сергеевич напишет, что начинал каждый день с полстакана коньяка, поскольку совершенно не представлял, что и как будет снимать.
Сложности возникли и с подбором актрисы на главную женскую роль. Какая она – тургеневская Лиза? Кто будет ее играть? Эти вопросы не давали режиссеру покоя. Огромное количество известных артисток выстроились в очередь на пробы. Кончаловский рискнул: взял на главную роль девушку, что называется, с улицы. Ему хватило одного взгляда огромных серо-голубых глаз Ирины, чтобы утвердить ее на роль. Это было большое везение, ведь в картине ей довелось сыграть с уже известными актерами: Никитой Михалковым, Сергеем Никоненко, Николаем Губенко.
В процессе съемок случились большие перемены на личном фронте Ирины. В то время Кончаловский был женат на актрисе Наталье Аринбасаровой. Пикантность ситуации заключалась и в том, что партнершей Ирины по фильму была другая дама сердца режиссера – актриса из Польши Беата Тышкевич.
Роман Кончаловского и Купченко длился недолго. Причем о любовной связи общественность узнала только через тридцать лет, когда режиссер рассказал об этом в своей книге. Купченко же эту историю никак не прокомментировала. Ее защитил муж Василий Лановой. В интервью одному украинскому изданию Василий Семенович сказал, что подобные откровения, мягко говоря, не красят человека.
После «Дворянского гнезда» учитель и его ученица еще несколько раз встречались на съемочной площадке. Андрей Сергеевич пригласил Ирину на роль Сони в свой очередной фильм «Дядя Ваня». Играть ей пришлось с такими мэтрами кино, как Иннокентий Смоктуновский, Владимир Зельдин и Сергей Бондарчук. Но она выдержала это испытание.
Успешную картину отправили на фестиваль в испанский город Сан-Себастьян, а всю съемочную группу оставили в Москве. И только случайно, из крошечной заметки в газете, режиссер и актеры узнали, что советский фильм «Дядя Ваня» был удостоен международной премии «Серебряная раковина». После такого успеха актрису заметили и другие режиссеры, и предложения посыпались как из рога изобилия. Особенно часто Ирину Купченко звали на роли примерных жен – самоотверженных, готовых пойти за мужем хоть на край света.
Правда, благополучия вчерашним тургеневским девушкам в современном мире никто не гарантировал. Поэтому каждая героиня Купченко – женщина по-своему несчастливая. Зрители такой героине всегда сочувствуют. А Ирину Купченко искренне любили. Но однажды на актрису обрушился шквал критики. Случилось это в конце семидесятых после выхода на экран картины «Странная женщина». Здесь жена покидает супруга и ребенка и уходит к другому. Для советского зрителя это был шок.
Мужчина ее жизни
Партнерами Купченко в кино часто были яркие мужчины. Как сейчас бы сказали, звезды своего времени. И молва всякий раз приписывала актрисе очередной роман. Упоминали Олега Янковского, с которым они не раз играли супругов. Это было в картинах «Обыкновенное чудо» и «Собака Баскервилей». Но Янковский был влюблен в свою жену Людмилу Зорину, а Ирина – в Василия Ланового. Несмотря на успех у противоположного пола и множество поклонников, Купченко была замужем всего два раза.
Во время работы над картиной «Дворянское гнездо» актриса познакомилась с художником Николаем Двигубским. Для советского времени Николай был личностью весьма неординарной. Он родился в столице Франции в семье русских эмигрантов. А в возрасте восемнадцати лет бабка с дедом привезли парня в Москву. Тогда он почти не говорил по-русски и выгодно выделялся ухоженностью и манерам на фоне советских мужчин.
Николай учился во ВГИКе. Обладая изысканностью и французскими манерами, он умел производить впечатление на женщин. Его первой супругой стала красавица-актриса Жанна Болотова, но этот брак просуществовал недолго. На съемках «Дворянского гнезда» Коля влюбился в Иру Купченко и сделал ей предложение. Свадьба состоялась после завершения работы над фильмом.
О своем первом муже, как и о своих романах, актриса вспоминать не любит. Почему Купченко и Двигубский развелись уже через год, по сей день остается загадкой.
Вскоре Кончаловский уехал на Запад. Для Двигубского отъезд друга стал трагедией. Николай почувствовал себя в Москве совершенно одиноким, и он эмигрировал вслед за Кончаловским, женившись на состоятельной француженке. Но художника как будто преследовал злой рок. Когда-то самоубийством покончил жизнь его отец, а в 2008 году уже он сам застрелился в своем доме в Нормандии.
Его дочь утверждает, что он просто боялся стареть. В его доме все осталось так, как и при его жизни: картины, любимые книги, краски и холст. Большой эстет и художник Николай Двигубский талантливо оформил свой уход. Близким он оставил не записку, а автопортрет. На картине его лицо как бы исчезало.
В семидесятом Ирина устроилась в Театр им. Вахтангова. Нельзя сказать, что там ее встретили с распростертыми объятиями. В Вахтанговском всегда было много ярких актрис, а расталкивать коллег локтями и выбивать себе роли Купченко никогда не умела. Может, поэтому почти за сорок лет службы в театре у нее всего лишь с десяток ролей, причем только несколько главных. Например, Роксана в «Сирано де Бержераке» в дуэте с Максимом Сухановым.
Роли, в которых она могла бы раскрыться с неожиданной стороны, уплывали к другим. Но, несмотря на все это, Купченко хранит верность своему театру и с ужасом до сих пор вспоминает, как однажды оказалась на грани увольнения. Из-за съемок в кино она пропустила репетицию. Ей пришлось рыдать более получаса, чтобы ее простили и оставили в театре. После этого она год не плакала, поскольку все слезы вышли.
В театре Ирина встретила главного мужчину жизни – актера Василия Ланового. Ей было 23, он же старше ее на 14 лет. Еще в студенческие годы он сыграл в «Аттестате зрелости», после чего тут же превратился в объект всеобщего обожания. И это при том, что говорил актер тогда с заметным акцентом, ведь вырос он на Украине и слышал в своем маленьком селе Стримба в Одесской области только украинскую речь.
Женат Лановой был трижды. Сначала это была Татьяна Самойлова. Они познакомились в Щукинском. Мгновенно влюбившись, пошли в ЗАГС. Семейную жизнь омрачало то, что супруги практически не виделись. Оба все время на съемках, в разъездах. Спустя шесть лет их брак распался. Потом была Тамара Зяблова, тоже актриса. Десятилетие очень счастливого брака прервала автокатастрофа, в которой Тамара погибла.
Друзья и коллеги думали, что Лановой больше не женится никогда - такая у него была депрессия. Но тут в театр пришла молодая актриса Ирина Купченко. Она подарила Василию двух сыновей. Как-то один журналист спросил у Ланового, не жалеет ли он, что женился на актрисе. На что Василий Семенович ответил: «Ни капельки».
Супруги вместе уже почти пятьдесят лет. И семейная жизнь не всегда обходится без скандалов. Дело в том, что актриса – глубоко верующий человек, а у Василия Ланового свои взгляды на жизнь. И спорить с ним бесполезно, даже опасно.
Лия Ахеджакова, коллега и друг семьи, рассказала такую историю. Как-то раз в Новокузнецке, еще в советские времена, Ахеджакова и Лановой возвращались с концерта в одной машине. С ними ехала руководитель комсомола города. И разговор коснулся острых политических тем. Дело дошло чуть ли не до драки. И в этот момент комсомольская начальница запела, Ахеджакова подхватила. К ним присоединился и Лановой. И пели они какую-то песню, пока не доехали до гостиницы, лишь бы не разговаривать.
Если Лия Меджидовна песней пыталась загасить гражданский пафос Ланового, то у Ирины Петровны свои женские хитрости, как не разжигать дома конфликт. Она просто берет собаку и идет с ней гулять.
У Ирины и Василия могут быть разные убеждения, но есть то, что их объединяет. Это преданность театру и кино и, конечно, любовь к своим детям. А еще страсть к собакам. Часто Лановой приводит в дом дворняжек.
С Лией Ахеджаковой Ирина Купченко дружит со времен съемок в комедии «Старые клячи». Работа в этой картине стала для Ирины неожиданным испытанием на прочность. Ее героиня – интеллигентная женщина, потерявшая в перестройку работу в НИИ. По сценарию она моет машины новым русским. Одну из сцен снимали на набережной весенним утром. Было очень холодно. На актрисе была только тонкая курточка из ткани болонья. Процесс мойки «лимузина» длился несколько часов. Съемка закончилась, и Рязанов вдруг понял: не ту машину снимали. Новые русские на таких не ездят. Нашли «мерседес», и ей пришлось пройти испытание второй раз.
Вообще говоря, сниматься в фильме с название «Старые клячи» для любой актрисы в каком-то смысле уже подвиг. Тем более, если актриса красивая и продолжает получать комплименты. Ирина Купченко рассказала секрет, как ей удается сохранять удивительную стройность. Она просто периодически устраивает однодневные голодовки.
Сегодня у актрисы мало ролей в кино. Утверждает, что пришел тот возраст, когда Джульетту уже не сыграешь. На самом деле актриса лукавит. Дело не в возрасте, а в отсутствии хороших сценариев. Ведь играть в проходных сериалах после таких ярких ролей ей уже неинтересно.
Советские актеры и актрисы, Советские актрисы, Ирина Купченко - актриса театра и кино