Ностальгия по прежнему КИНО
Люди старшего возраста еще помнят времена, когда кинотеатры у нас были кинотеатрами, а не торговыми центрами; очереди за билетами вытягивались длиннющие, а судьбы киногероев становились предметом едва не всенародного обсуждения.
Конечно, идеологическая машина пристально следила за тем, чтобы правда на экран попадала дозировано, тщательно причесанной, приглаженной; чтобы позитивный герой воплощал все заложенные системой добродетели, а негативный персонаж непременно был наказан, или же, в соответствии с принципами социалистического гуманизма, искренне каялся в содеянном и становился на путь исправления.
Ульянова-Ленина можно считать кем угодно, но глупым он однозначно не был, и его лозунг «Из всех искусств для нас самое главное - кино» убедительно доказывал свою действенность. Целые поколения людей выросли на кинопроизведениях; они, как не крути, все-таки были мощным инструментом воспитания и формирования человеческой личности. Поэтому, невзирая на цензуру, заидеологизированность, однобокость изображения и другие грехи, старшее поколение сегодня чувствует ностальгическую грусть и, если хотите, благодарность кинематографу советской эпохи.
Я благодарна ему за сцену обмена разведчиками на мосту в фильме «Мертвый сезон».
За образ учителя, сыгранный Вячеславом Тихоновым в «Доживем до понедельника».
За слезы героини Татьяны Дорониной в картине «Мачеха».
За капитана Цветаева в исполнении Николая Олялина в эпопее «Освобождение».
За героя Вахтанга Кикабидзе из «Мимино», органически неспособного сказать неправду, даже, когда это кажется жизненно необходимым.
И еще за много-много эпизодов и образов, назвать которые просто нет возможности. А возьмите комедии советской эпохи! Торжественное шествие персонажа Андрея Миронова с нацепленными на палку черными плавками в «Бриллиантовой руке». Или же незабываемый двуликий типаж Евгения Леонова в «Джентльменах удачи». Или симпатичный пьяненький герой Андрея Мягкова в картине «Ирония судьбы...», который вот уже почти сорок лет развлекает зрителей в предновогоднюю пору.
Мне трудно определить, что сегодня служит людям, особенно молодым, моральным ориентиром и существует ли он сегодня вообще. Тот прежний «киношный» мир, пусть наивный и оторванный от реальности, все же давал какое-то душевное пристанище, питал надежду и вселял веру. Ничего подобного сегодня лично я (думаю, и не только я) не чувствую. Образовавшуюся пустоту, заполнить нечем. По крайней мере очередная выставка промышленных товаров в бывшем кинотеатре ее точно не заполнит.