Валерий Приемыхов - настоящий мужчина с душой подростка

Он был одним из нас, только лучше. Ему безгранично верили. Валерия Приемыхова нашему зрителю открыли кинокартины Динары Асановой. А после ленты «Холодное лето 53-го» все осознали, что в отечественном кинематографе теперь есть настоящий герой.

priemyhov.jpg

Тема Динары

В этот апрельский день 1985-го шел дождь. На «Ленфильме» сообщили, что умерла Динара Асанова. Это случилось на съемочной площадке. Ей 43 года. Она была для него крестной матерью в большом кино, поверила в него как в сценариста и распознала актера. Ведь он сам, несмотря на свое актерское образование, которое тщательно скрывал, на себе как на актере давно поставил крест.

Динара выбрала его потому, что он соратник. И в нем есть правда, от которой не отступишься и которую не предашь. Смерть Асановой потрясла Валерия Приемыхова.

Сценарий фильма «Штаны», написанный Приемыховым специально для Асановой, как и все ее картины, рассказывает про трудных подростков, про маленького человека нашего времени. После ухода Динары картину взялся снимать Приемыхов. Это был не просто режиссерский дебют. Для него это было поднятое с земли древко знамени, не меньше. Декларация того, что тема Динары жива и живет.

shtany.jpg

В результате сильного стресса на этой картине он серьезно заболеет. Взявшись за фильм, он понимает, что теперь, став режиссером, отвечает за все. Но надо знать Приемыхова. Ему казалось, что, подхватив тему Асановой, он отвечает не только за художественный результат, но и за судьбу каждого страдающего сегодня подростка. В нем, несомненно, присутствовало мессианство, он пришел в этот мир, чтобы что-то сказать, и очень хотел быть услышанным: если не я, то кто?

А время не благоприятствовало. Со смертью Асановой рухнули их совместные планы. Два сценария, написанные для нее: «Взломщик» и «Благородный друг», не пропускает Госкино. По-прежнему Валерий много снимается. Однако роли незначительные. Была только одна, сыгранная в 85 году в картине «Простая смерть» по повести Льва Толстого. И эта роль стала страшным пророчеством для него самого.

Он сыграет умирание Ивана Ильича подлинно и страшно. Сам картину озвучивать отказывается – то ли разошелся с режиссером, то ли по-настоящему испугался. Плохая примета – так играть смерть. Вот тогда у него возникла язва желудка. Во время съемок фильма «Штаны» приступы не прекращались. Он держался на уколах.

«Простая смерть» по повести Льва Толстого

Только в детстве Валерий не знал, что значит болеть. Детство, как он сам говорил, было «индейским». Вырос на Дальнем Востоке, сплавлялся на плотах, бегал с ребятами наперегонки по крышам идущих вагонов. Но самое любимое занятие – провожать поезда. Подумать только: пройдет этот поезд мимо тебя, а через девять суток уже в Москве.

С самого раннего возраста он ходил в тайгу с ружьем. Лыжи были не для того, чтобы кататься, а средством передвижения. Когда его мама год пролежала в больнице, он жил с отцом и подолгу оставался один.

А однажды ему целый месяц пришлось питаться только яблоками. Это произошло в 1961-ом, когда он после школы по настоянию отца поступал в Казанский авиационный. Но завалил тригонометрию. Родителям же сказал, что поступил. А сам устроился на завод и снял комнату. Деньги все ушли на жилье, вот и пришлось подъедать хозяйские яблоки, больше нечего было. От такой однообразной пищи он ходил опухшим.

Отец очень скоро его разоблачил, пришлось вернуться домой. Устроился снова на завод, потом – сторожем на стройке. Ему нравилось дежурить по ночам. Там можно было предаваться своему любимому занятию – читать книги. Только мама очень расстраивалась тому, что он не учится.

Артистом Валерий стал случайно. Как-то после дежурства его затащили в народный театр в Благовещенске. И благодаря своей первой роли в «Гамлете» Шекспира, где сыграл бессловесную статую в замке Эльсинор, он запомнил всю пьесу наизусть.

Валерий Приемыхов

Отец это пропустил, никак не среагировал тогда на увлечение сына – лишь бы не выпивка и курение. Пропустил и первый писательский опыт. Еще в пятом классе младший Приемыхов отправил в местную газету свой рассказ. Его сразу напечатали. Михаил Иванович тогда удивился: «Ты, что ли, натворил?» Никак не вязался с его шебуршным сыном образ писателя. А Приемыхов собирался посвятить свою жизнь писательству, но не актерской работе.

Окончив в 64-ом актерский факультет во Владивостоке, он устроился во Фрунзенский драмтеатр. Но актером он себя считает плохим. После этого оправляется в столицу переучиваться на сценариста во ВГИКе. Его путь в большом кинематографе стартовал на «Ленфильме» в 75-ом. Он написал сценарий для ленты «Иван и Коломбина». За постановку взялся очень слабый режиссер, и творение было признано худшим фильмом года. Карьера начинающего сценариста оказалась под большим вопросом.

На студии ему сочувствовали. Верилось, что за этим обаятельным человеком стоит какой-то особенный мир. Именно в это время Динара Асанова искала актера на роль в кинофильме «Жена ушла». Планировались Высоцкий и Марина Влади. Но Высоцкий снимался у Говорухина, и Асанова стала присматриваться к Валере. Пробы оказались успешными. Так возник их тандем.

Кто, если не мы

Постоттепелевское поколение интеллигенции, живущее в центре страны, металось между двумя столицами: Москвой и Ленинградом. Интеллигента легко узнать. Он в свитере. Чувства впрямую не демонстрирует. Высказывается по-хемингуэевски – сдержанно. Радушен. Ради дружбы способен на все. Но творчество свято. Одни люди для того, чтобы писать, впадали в разгул, бедокурили - как Высоцкий и Шпаликов. Другие запирались - как Приемыхов. Он и его стол. Это было единственное место его абсолютной свободы.

«Холодное лето» - первый советский фильм о политзаключенных. В 1987 году его показывают в американском конгрессе. Советский Союз демонстрирует демократические перемены. Приемыхов не сразу согласился сниматься в этом фильме, требует изменить биографию своего героя. Так из студента-филолога Лузга превратился в офицера, которого посадили за то, что провел один день в фашистском плену. За эту роль Валерий Приемыхов получает уже вторую Государственную премию СССР. Первая же была вручена ему на пять раньше за фильм «Пацаны».

Фильм Про лагеря - холодное время 53-го

В личных отношениях он был максималистом. Влюбившись, уходил от предыдущей жены к последующей. Врать не умел. Жестко, зато правда. Так и накопил три официальных супруги и гражданский брак. Любовниц же никто не считал – он нравился женщинам.

Его первая супруга Элла, самая красивая девушка института, выбрала его сама. Она была его однокурсницей и выбрала его потому, что он был самый умный на курсе. Позже женился на актрисе Ольге Машной. Они встретились на съемочной площадке у Динары Асановой. Он старше Ольги на двадцать лет. Разница сказалась - расставались тяжело. Последней женой станет Люба Шутова. Ребенок у него будет только один - дочка Ниночка, нажитая в гражданском браке.

Сколько раз он корил себя, что сыграл в «Простой смерти». Это оказывается не просто актерским суеверием. Во время своего режиссерского дебюта, на съемках картины «Штаны», приходится делать операцию. К счастью, рядом Любовь Шутова, она работает заместителем директора фильма и строго следит за его диетой. Тут он и скажет: «Теперь ты от меня не уйдешь». Он давно за ней ухаживал, с момента своего появления на «Ленфильме». А сейчас опять свободен. Правда, Люба замужем. Она разводится и остается в Москве.

В Первопрестольной его дебют явно недооценили. Критика встречает «Штаны» прохладно. Поползли разговоры: зачем Приемыхов сунулся в режиссуру? Появились недоброжелатели и даже враги. Среди них особо выделялись режиссеры, которые считали его выскочкой и не хотели признавать за своего.

Полной тишиной встречает столица его первую работу на «Мосфильме» - картину «Мигранты», в которой он предчувствует надвигающийся крах СССР. Никакой реакции. Проката вообще не было, стране было не до кино. И Приемыхов впервые растерялся.

Восемь лет после «Мигрантов» спасал письменный стол. Он написал детскую книгу, несколько сценариев. Но ничего не мог пробить. Снимался, но не снимал. Детская тема была не нужна. Дальше его стола дело не двигалось.

Его не понимали на сходках кинематографистов. Заставлял себя молчать – не получалось. Вскакивал на трибуну, горячо кричал про безответственность. Никто не возражал, вежливо выслушивали. Этим все кончалось.

После смерти Динары прошло восемь лет, а он все еще не обрел соратника. Всем казалось, что Приемыхов хочет снимать про детей. А на самом деле он хотел ставить фильмы об ответственности взрослых.

Он уже был серьезно болен, когда задумал сценарий картины о Владимире Святом. Написал первую серию, приступил ко второй. Искал режиссера – сам снимать не хотел. Когда он стал главредом Киностудии имени Горького, то как-то встрепенулся. А жить ему оставалось меньше года. Он знал, что у него рак. Надеялся на исцеление. Никогда не жаловался, и никто не знал о его болезни. Терпеть не мог, когда его жалели.

Когда к нему пришел режиссер Владимир Грамматиков с предложением должности, сразу не понял, о чем речь. Последовала долгая пауза, после чего Валерий Михайлович расхохотался. «Ты с ума сошел? - спросил он – Какой еще главный редактор?» Но Грамматиков очень настойчив. «Кто, если не ты?» - задает он вопрос, предлагая вместе налаживать дела киностудии. Через три дня Приемыхов согласился.

«Кто, если не ты?»

Как будто случайно к концу жизни ему дается возможность сделать то, что хотелось. Уже серьезно болея, он снимает фильм по собственному сценарию - «Кто, если не мы». За фильм он получает «Нику» и уже третью Государственную премию.

Он очень торопится. Времени земной жизни не остается. Начинает жаловаться жене на головные боли, чего раньше он себе не позволял. Глотает обезболивающее горстями. Обращается к врачам, но время уже упущено. Приемыхова не стало 25 августа 2000-го, ему было 56.

 

НОВОЕ ПО ТЕМЕ "СОВЕТСКОЕ КИНО, ТЕАТР, ТЕЛЕВИДЕНИЕ"

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ "СОВЕТСКОЕ КИНО, ТЕАТР, ТЕЛЕВИДЕНИЕ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика