Skip to main content

Советское кино, театр, радио, телевидение

Владимир Меньшов – режиссер, актер и человек правды

Главное – ввязаться в бой, а там уж будь что будет. Даже если один против всех. Выгоду Владимир Меньшов не просчитывает никогда. Упрямый, несговорчивый, непредсказуемый – словно трудный подросток. Если выделить главную черту в его характере, то это правдивость во всем.

menshov.jpg

Выскочка

1981 год, Лос-Анджелес. Шикарная публика собирается на церемонию вручения премии «Оскар». Фавориты – тяжеловесы мирового кинематографа: Франсуа Трюффо и Акира Куросава. Но неожиданно для всех в номинации «Лучший иностранный фильм» побеждает «Москва слезам не верит» неизвестного режиссера из Советского Союза – страны, отделенной от мира железным занавесом.

За Владимира Меньшова статуэтку получал атташе по культуре. Самого возмутителя спокойствия на церемонию награждения в Лос-Анджелес никто отправлять и не думал. На Родине Владимиру Валентиновичу вручили гвоздику и вазу. И он, кстати, казался вполне довольным.

В нашей стране зрители приняли картину восторженно. Часто случалось так, что, выходя из зала, люди сразу же брали билетик на следующий сеанс. Отличники отечественного кино считали, что Меньшов получил свою пятерку незаслуженно, что это какая-то нелепая случайность. Ну как «советская агитка» могла понравиться Западу!

Меньшов возле афиши

Не зря говорят: «Удачу простить нелегко. А большую – просто невозможно». После успеха картины от Меньшова отвернулись многие, кого он считал друзьями.

Меньшов всегда ставил перед собой высокие жизненные планки. Как и героини его фильма, он хотел покорить Москву. Для этого много трудился, был человеком книжным, этаким Ломоносовым, который до всего доходил сам. Восемнадцатилетним юношей Володя приехал из Астрахани в столицу, решив поступать во ВГИК. Меньшову столица не понравилась. Но и он ей тоже. На экзаменах во ВГИК Володя провалился и вернулся в родную Астрахань.

В двадцать два года он наконец-то стал студентом мхатовской школы-студии. Казалось, упорство юноши вознаграждено – он все-таки добился признания своего таланта. Его однокурсницей стала Вера Алентова, в которую он сразу же влюбился. Через год они поженились.

Вера хорошо изучила мужа. Актриса прекрасно знала, что главную роль в «Москве…» патологически честный Меньшов по семейным обстоятельствам ей не отдаст. И оказалась права. Он пробовал на эту роль Терехову, Купченко, но Алентова победила в честной борьбе.

Когда Меньшов и Алентова окончили школу-студию, ее звали многие театры, а вот его никто не звал. Это был мощнейший удар по самолюбию Владимира. Ему даже пришлось распределиться в Ставрополь-на-Волге (Тольятти). Там он проработал год, написал несколько сценариев, после чего опять приехал в Москву к Михаилу Ромму, который взял его на режиссерский курс.

Семья  Меньшовых

С самого начала Меньшова не воспринимали как профессионала. И когда он уже отучился у Ромма, стал сниматься в фильмах и сам начал их снимать, его все равно серьезно не воспринимали и считали выскочкой. Обидное слово «выскочка» давно прилепилось к Меньшову. Так его называли еще одноклассники. Но спортсмен, отличник, лидер по характеру в действительности к самому себе был беспощаден. Каждый день в дневнике он перечислял свои недостатки, с которыми должен бороться.

Поддержкой Володи была жена. Обиды и несправедливость Алентова и Меньшов всегда переживали вдвоем, но по-разному. Она готова уничтожить обидчика, он же предпочитает войти в положение этого человека или просто забыть про него. Они действительно очень и очень разные, поэтому все удивляются, как они могут быть вместе уже больше пятидесяти лет.

Когда молодые супруги ожидали появления на свет Юли, жили они в общежитии. Денег не хватало, и Владимир по совету жены пошел устраиваться грузчиком в булочную. Но его взяли заместителем директором и дали оклад не 70 рублей, а 100.

За долгую жизнь было всякое, но кажется, что годы только сплотили супругов. Во всяком случае, какой вопрос Меньшову ни задай, он всегда вспоминает имя жены. В отличие от мужа Вера Алентова – человек крайне сдержанный. Обсуждать свою личную жизнь с посторонними не в ее правилах. Но она, без сомнения, любит мужа. Возможно, именно любовь и поддержка супруги позволяют Владимиру Валентиновичу до сих пор оставаться мальчишкой. Он уверен: что бы ни произошло, жена не предаст. И даже если она с ним не согласна, все равно будет на его стороне.

Все еще впереди

Общественность Меньшов шокировал не раз. Например, имел смелость прямо на сцене отказаться вручить награду картине «Сволочи». Он посчитал эту ленту «подлой и позорящей страну». Он пошел один против всех. Тогда все остальные промолчали, но позднее оказалось, что многие в душе с Меньшовым согласны.

Эту историю журналисты Владимиру Валентиновичу припоминали так часто, что он даже стал бояться, что в народной памяти он останется как человек, который бросил конверт. Но эти страхи беспочвенны, режиссера будут помнить за его фильмы – такие искренние и наполненные любовью к Родине и простым людям. Он признается, что не мог бы существовать в эмиграции. По его словам, если бы ему предложили на выбор: эмигрировать куда-нибудь или отсидеть три года в тюрьме здесь, он выбрал бы второе.

Меньшов всегда не согласен с тем, что наша жизнь была напрасной, что мы ее проиграли, что родились не в том месте и не в то время. Истинно русский характер позволил Владимиру Меньшову создать документально достоверный образ маршала Жукова. Причем дважды: сначала в фильме «Генерал», а спустя полтора десятка лет – в сериале «Ликвидация».

Готовясь к съемкам фильма «Любовь и голуби», на роль Василия Кузякина он пригласил Александра Михайлова. Никого другого он в этом образе не видел. Съемки проходили в Медвежьегорске (Карелия) – там замечательная природа, грибные и ягодные места. Меньшов взял с собой дочку Юлю. Да и все артисты и члены съемочной группы приехали с детьми. Но они не ходили по грибы и ягоды, а пропадали все время на съемочной площадке, которая стала напоминать детский сад. А Меньшов не возражал. Результатом стало то, что в кинотеатрах зрители смеялись и плакали так же, как когда-то на оскароносной «Москве…». Ну а коллеги точно так же кривились.

«Любовь и голуби»

Начинал свою карьеру Меньшов с эпизодических ролей в Астраханском драмтеатре. В Астрахань его семья переехала, когда Володе было одиннадцать лет. Отец мальчика работал первым помощником капитана. Сначала ходил на корабле из Баку в Иран. В столице Азербайджана Меньшов-младший и родился. Затем главу семьи перевели в Архангельск, и уж потом они перебрались в родные края. Родители Владимира Валентиновича были родом из астраханских мест.

Ничто не может заставить Меньшова покривить душой, пойти против своей внутренней правды. Особенно когда дело касается творчества. Девяностые годы были тяжелым для кинематографистов временем, фильмы почти не снимались. Но Владимиру Валентиновичу предложения поступали. Однако он мог снимать только то, во что крепко влюблялся.

А влюбиться по-настоящему человеку выпадает в жизни нечасто. Следующей картины режиссера зрители ждали десять лет. Сценарий фильма «Ширли-мырли» создавали на троих: Андрей Самсонов, Виталий Москаленко и он. Меньшов бросил клич блистательным актерам, и никто не отказался. Главную мужскую роль сыграл Валерий Гаркалин.

Режиссер никогда не отвергал дельные предложения своих артистов. В этом смысле Меньшов комплексами неполноценности не страдает. Гаркалина, например, смутила сцена, в которой его герой Алмазов дает пощечины своей Земфире. Но он отказался это делать, поскольку принципиально не бьет женщин даже по сценарию, тем более, жену режиссера. И Валерий предложил такой вариант: пощечины, наоборот, будет давать ему она, а он в это время будет ее душить.

Как и предыдущие картины режиссера, «Ширли-мырли» кинематографическая общественность не приняла. Кинокритики и киноакадемики сделали вид, что такого фильма вообще нет. Народ же валил в кинотеатры валом.

«Ширли-мырли»«Ширли-мырли»

Просто Владимиру Валентиновичу не давался ни один шаг. Так было всегда, начиная с первого фильма «Розыгрыш», который он снял в 37 лет. Дмитрий Харатьян и сам уже давно популярный артист, но когда говорит о Меньшове, вновь становится девятиклассником, обожающим своего мастера. Харатьян признается, что, не считая родителей, Владимир Меньшов – это человек, который больше всего повлиял на его судьбу.

Через шестнадцать лет Харатьян вновь встретился со своим первым учителем на съемочной площадке – в «Новом Одеоне». Но только на сей раз Меньшов был не режиссером, а партнером Дмитрия, причем играл там женщину.

Карен Шахназаров прямо называет Меньшова «великим актером», и подтверждением служит то, что мало кто сегодня снимается столько, сколько Владимир Валентинович. А вот Олег Табаков считал, что Меньшов-режиссер более талантлив, чем Меньшов-актер. Сам же Владимир Валентинович говорит: «Я не считаю себя хорошим артистом. Я знал настоящих, сочных артистов, от игры которых я получал настоящее наслаждение».

Казалось бы, этим человеком столько всего сделано: роли сыграны, фильмы сняты, есть дочь, внуки. Но азартность его натуры и какое-то невероятное жизнелюбие заставляют Меньшова не только оборачиваться назад, но и все время пытаться заглянуть в будущее: «Самого лучшего фильма я еще не снял, самой лучшей роли не сыграл, самого лучшего поступка не совершил. У меня все еще впереди».

НОВОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКОЕ КИНО, ТЕАТР, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКОЕ КИНО, ТЕАТР, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКОЕ КИНО, ТЕАТР, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика