Лучший танк Великой Войны - Т-34
Военная стратегия.
В первой половине тридцатых годов военная стратегия ведущих держав мира не предусматривала производство средних и тяжелых танков. Умудренные опытом первой мировой войны генералы разрабатывали планы быстрых, молниеносных войн. Данная доктрина базировалась на убеждении, что у обороняющейся стороны безусловно будут пулеметы и противотанковые ружья. Насколько эти убеждения были верными судить сложно, скорее этот спорный вопрос так и остался незыблемой частичкой прошлого.К тому же для прорыва такой линии обороны хорошо подходили скоростные легкобронированные танки, так как обладали хорошей мобильностью, противопульной защитой, дешевизной. Соответственно, массированное наступление таких легких машин не могло быть остановлено одними лишь противотанковыми ружьями. В Советском Союзе в этот период основными танками стали Т-26 и БТ.
Война в Испании.
Советский Союз не остался безучастным к Гражданской войне в Испании. Он активно помогал соратникам не только боевыми товарищами, но и путем поставки туда легких танков.Как показал полученный там опыт роль противотанковой артиллерии как никогда усиливалась. К концу 1930-х годов ситуация в ведущих армиях мира стала меняться. Происходили процессы насыщения фронтов противотанковыми мелкокалиберными скорострельными пушками, способными успешно бороться с множественными целями в виде легких танков. Возникла острая необходимость в создании машины с усиленным бронированием и вооружением, но обладающей достаточной маневренностью и подвижностью. Перспективная машина предполагалась общим весом в 25-30 тонн, с возможностью установки 76мм вооружения и усиленным бронированием в 30-50мм. В качестве дополнительных мер повышения защищенности предполагалось использовать рациональные углы наклона, своего рода "ноу-хау" того времени, которого не было у конкурентов (немецких конструкторов). Также изначально предполагалось создание двух вариантов машин данного класса: колесно-гусеничный и гусеничный танк. Колесно-гусеничный при этом обладал несколько лучшими скоростными характеристиками, но уступал гусеничным машинам в проходимости. Он не получил своего развития, так как существовали существенные ограничения по максимальной грузоподъемности, а соответственно и на модернизацию колесно-гусеничного танка.
Серийное производство.Весной сорокового года прошли серьезную проверку на способность к дальним маршам два танка Т-34.Их название А-34 номер 1 и А-34 номер2.С них убрали вооружение, сделали камуфляж и ночью пятого марта отправили своим ходом из Харькова на Москву.Все расстояние равнялось 750км.Неожиданно под Белгородом один из танков ломается.Но после быстрого устранения неисправности, он все же своим ходом добирается до Москвы.И незамедлительно той же ночью отдается "под суд" руководству СССР, которое выносит решение начать серийную сборку данных машин уже в конце марта этого года.Был создан план по производству Т-34 и на 1940 год он предусматривал производство 200 танков Т-34.
В начале 1941 года советская делегация в составе военных, инженеров и конструкторов прибывает в Германию. На тот момент это еще была дружественное нам государство и казалось ничего не предвещало беды. Немцы показали свою лучшую военную технику. Хвастаясь танками с 37мм пушками и прочими военными достижениями. Однако с Советской стороны прозвучал предположение, что Германия на самом деле якобы скрывает свое новейшее вооружение, показывая устаревшее. Немецкая сторона была шокирована! Ведь всего за день до этого американская делегация очень высоко оценила Германские танки. Напрашивался вывод, что в Союзе появились новые, суперсовременные танки, превосходящие все мировые аналоги. И это действительно было так. Советское руководство держало под грифом "секретно" всю информацию по своим новым танкам.Как будто тайно готовились к обороне или нападению, как спорят до сих пор многие учебники истории.
Применение в бою.
К началу Великой Отечественной Войны в приграничных округах насчитывалось около тысячи танков Т-34. Они себя хорошо зарекомендовали, отлично проявив себя в различных боях. Однако общий удельный вес на фронте таких танков был еще мал и летом 1941 Красная Армия неминуемо отступала. Однако уже в битве за Москву в октябре того же года они составляли примерно половину и внесли существенный вклад в первое поражение Третьего Рейха.Как только завершилось сражение за столицу нашей родины,Т-34 становится главным танком РККА. Медленно, но верно идет рост их выпуска, который достигает несоизмеримых с прошлым объемов.Наконец в 1942 г. Т-34 используют практически на всех возможных фронтах.Особенно важную роль этот танк сыграл и в Сталинградской битве, т.к.данные танки производили на Сталинградском тракторном заводе.В первые в истории был использован новый подход к подготовке экипажей Т-34.Танкистов готовили прямо на заводе! Таким образом экипаж получал тот танк, за сборкой которого он следил с самого первого дня.С самого первого дня знал о своем боевом друге абсолютно все!
В 1943 году производство Т-34-76 достигло своего апогея. Именно в этом году за всю историю человечества состоялось самое масштабное танковое сражение.Именно здесь на Курской Дуге ценой больших потерь тридцать четверки остановили все-таки немецкое наступление.Исход битвы несмотря на победу был неоднозначен.Броня новых немецких танков оказалось малоуязвимой для советских 76мм пушек.Отсюда стало ясно-необходимо новое более мощное орудие.И уже в 1944году Т-34 был переработан и модернизирован. Главным внешним отличием в этом танке является новая литая башня с усиленным бронированием и 85мм пушкой. Именно он нанес решающий вклад в победу над Германией. Модернизированный танк получил название Т-34-85 и в 1944 году стал поступать в войска Красной Армии.Уступали ли тридцатьчетверки в бронезащите вражеским танкам?Увы, да! Но значительно превосходили оных в подвижности и маневренности. Немецкие танковые части часто были вынуждены отступать только при намечающейся угрозе окружения, бросать технику в случае неисправности или нехватки топлива. И бежать без оглядки не думая о последствиях.В то время как наши командиры использовали незамедлительно все это в своих целях. Руководство получило возможность проводить крупные маневры танковых соединений в тылу противника.Что стало одним из главных козырей наших полководцев.Благодаря массовому производству Т-34, цена постепенно понижалась, а надежность возрастала.Что также стало нашей маленькой неформальной победой на арене огромных боевых действий.
К окончанию Великой Отечественной Войны Т-34-85 практически заменил Т-34-76 в войсках.
До самого последнего вздоха военного времени "Т-34" был грозой немецких танков.Его отличительные черты это непробиваемая броня, идеальная форма и несравненное 76,2мм длинноствольное орудие.Когда немецкие танки могли лишь нападать и оборонятся 37мм пушкой, то им если повезет, грозило лишь попадание в погон башни "Т- 34" и максимум заклинить его.Могло повезти еще больше, после чего танк не смог эффективно действовать в бою, но это скорее исключение чем правило. Не удивительно что все немецкие генералы писали :"У нас не было ничего сравнимого уровня", или "Лучший танк мира".Была ли это гордость нашей родины? Несравненно! Но только в то нелегкое пропитанное порохом время, об этом мало кто знал.Когда пришло время резко менять ситуацию, немецкие асы приняли непростое решение.Для того чтобы хоть как-то противостоять этому русскому танку им необходимо было 88-мм зенитное орудие.Единственно правильное решение за которое немцы хватались как за спасательный круг.
Этих людей сложно заподозрить в любви ко всему русскому. Но, тем не менее тот факт, что при первых же встречах с Т-34 немецкие солдаты были шокированы превосходством советской машины, даже появилось "танкобоязнь" в войсках вермахта. Они даже просили скопировать Т-34 и самостоятельно выпускать такой танк для армии Германии! Известно также, что первые прототипы нового немецкого среднего танка "Пантера" внешне практически не отличались от советской машины. Однако в этом случае вмешалась политика и отчасти военная стратегия, так как "люфтваффе" должно было иметь возможность отличать свои танки от чужих.И как только не вздыхали немецкие генералы, сколько не работали над проектом их великие умы, но они так и не смогли создать настолько универсальную боевую машину.Может не хватило опыта и знаний?Может времени?Может и того и другого, а может просто все дело в великой русской душе!У нас она настолько широка и загадочна, что разгадать ее не в силах ни противник, страждущий битвы, ни мирный иностранный соратник.Потому и Т-34 получился мощен и непробиваем, навсегда оставшись в памяти как лучший танк мира!