Советская реактивная торпеда «Шквал»
В 1950 году в СССР создали реактивную авиационную торпеду РАТ-52, обладавшую скоростью в диапазоне 58-68 узлов (107-126 км/час). Торпеду оснастили твердотопливным реактивным двигателем. Система самонаведения отсутствовала, дело в том, что при скорости свыше 36 узлов (66,6 км/час) ни акустические, ни магнитные приборы не обеспечивают захвата цели. А других в то время не было. Поэтому, применяя РАТ-52 надо было производить сброс торпеды в нужный момент времени и очень точно по курсу. Для реактивного самолета Ил-28 (главного-носителя торпеды) то и другое мало реально. В ходе полигонных испытаний, при отсутствии какого-либо противодействия противника, процент попаданий колебался в диапазоне от 0,17до 0,38. Понятно, что в боевой обстановке вероятность поражения маневрирующих целей, ведущих интенсивный зенитный огонь и осуществляющих электронное противодействие (на Ил-28 стоял радиолокационный прицел), эти показатели снижались бы раза в четыре, до величин 0,04-0,05.В 1960-е годы в СССР.
Реактивную торпеду разработали и для подводных лодок. Это весьма любопытная история. Как известно, высшее военно-политическое руководство Советского Союза в после сталинский период, пристально следило за развитием вооружений в США. Как только там начинали создавать что-нибудь новое, разведка докладывала об этом министру обороны, а он Политбюро ЦК КПСС. Почти всегда следовал «симметричный ответ» на очередную задумку «американской военщины».
Китайская торпеда Ю-2 - копия советской РАТ-52. Фото Wikimedia Commons
В середине 50-х г. американцы испытали прямоходную (т.е. неуправляемую) реактивную торпеду, развившую скорость 155 узлов (287 км/час). Но к концу десятилетия работы по созданию реактивных торпед были прекращены. Параллельно, зная о «болезненной любви» советских военных чинов к американским новинкам, янки осуществили операцию по дезинформации, давшую прекрасные результаты. В прессу «просочились» сведения об испытаниях реактивной противолодочной торпеды, якобы развивавшей скорость до 300 узлов (555 км/час). Как и следовало ожидать, «русские» восприняли «дезу» всерьез и со всем размахом занялись созданием своего аналога. Совет Министров СССР секретным постановлением 111-463 от 13.10. 1960 г. поручил НИИ-24 (ныне НПО «Регион») разрабатывать противолодочную торпеду с реактивным двигателем.
Создание «фантастического оружия» заняло 16 лет! За это время сменились три главных конструкторов проекта. Эскизный проект торпеды (ей присвоили шифр «Шквал») был ратифицирован в 1963 году. Испытания и работы по доводке первого образца с индексом М-4 продолжались с 1964 по 1971 год, но завершились неудачей. Второй образец с индексом М-5 испытывался и дорабатывался с 1972 по 1976 год. Наконец, в 1977 г. в ноябре, комплекс противолодочный «Шквал» с торпедой ВА-111 (М-5) был взят на вооружение флота. Торпеда обладает стандартными габаритами (калибр 53,3 см, длина 822 см, масса 2,7 т), что разрешает выстреливать ее из обычных торпедных аппаратов. Эффективная дальность применения до 7 км на скорости 95 м/сек (5,7 км/мин или 342 км/час). Такую дистанцию торпеда проходит за одну минуту и 23 секунды, а максимальная ее дальность 20 км на скорости 150 узлов (277,8 км/час, т.е. 4,63 км/мин или 77, 16 м/сек) это за 4 минуты 32 секунды. Глубина хода до 400 метров. «Изюминка» конструкции скорость.
Столь огромных величин удалось достичь за счет режима развитой кавитации: почти весь корпус торпеды находится в парогазовой каверне (попросту в пузыре), благодаря чему гидродинамическое сопротивление уменьшается в несколько раз. Удерживают торпеду на курсе четыре небольших крыла, выдвигающихся после пуска из её корпуса. Принцип действия торпеды «Шквал» таков: при обнаружении цели определяются ее характеристики (дистанция, скорость, направление движения), которые вводят в прибор управления. После этого торпеду выстреливают. В этот момент включается реактивный двигатель и торпеда движется в расчетную точку для встречи с целью.