Skip to main content

Автор - Горецкий В.Г.

Всеслав Гаврилович Горецкий  Всеслав Гаврилович Горецкий (1924-2010) - выдающийся советский и российский ученый-педагог, филолог, член-корреспондент РАО. Автор знаменитого "Букваря" и новаторских методик обучения грамоте. Создатель научной школы, воспитавший плеяду талантливых педагогов. Его труды по методике преподавания русского языка и литературного чтения стали основой начального образования в СССР и России. Горецкий также руководил журналом "Начальная школа" и вел активную просветительскую деятельность.

📜  ОТКРЫТЬ ОПИСАНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Всеслав Гаврилович Горецкий - выдающаяся фигура в советском и российском образовании, чье имя знакомо практически каждой семье в нашей стране. Его вклад в развитие методики преподавания русского языка и литературного чтения трудно переоценить. Давайте подробнее познакомимся с жизнью и деятельностью этого замечательного ученого-педагога и филолога.

Путь в науку и образование

Всеслав Гаврилович родился в 1924 году в Москве в семье студентов Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. Его трудовой путь начался в тяжелые годы Великой Отечественной войны - в ноябре 1942 года. После войны Горецкий окончил Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина и в 1951 году начал работать учителем сельской школы в Калужской области.

Стремление к знаниям и любовь к педагогике привели Всеслава Гавриловича в науку. В 1958 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1986 году - докторскую на тему "Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательных школ". Это стало важной вехой в его научной карьере и открыло новые горизонты для исследований в области начального языкового и литературного образования.

Новаторство в создании учебников

Имя Всеслава Гавриловича Горецкого неразрывно связано с созданием учебников для начальной школы, в первую очередь - знаменитого "Букваря". Совместно с коллегами В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько он разработал принципиально новый подход к обучению грамоте.

Одним из ключевых новшеств стало применение принципа частотности в расположении букв изучаемых звуков. Это позволило существенно расширить возможности для наполнения "Букваря" разнообразными и интересными материалами для чтения. Раннее введение наиболее часто встречающихся букв дало возможность быстрее перейти к чтению осмысленных текстов, что сделало процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Еще одной важной инновацией стало выделение вспомогательных единиц чтения - одного или нескольких согласных за пределами гласного или слияния в рамках отдельного слова. Это помогло детям легче осваивать навыки чтения и письма.

Широта научных интересов

Всеслав Гаврилович Горецкий был не только талантливым методистом, но и разносторонним ученым. Его научные интересы охватывали широкий спектр проблем начального образования:

  • Содержание школьных курсов русского языка и чтения
  • Методика обучения грамоте и первоначальному письму
  • Развитие всех видов речевой деятельности
  • Взаимосвязь языкового образования, речевого и литературного развития младших школьников
  • Внутрипредметные и межпредметные связи в процессе изучения русского языка и литературы
  • Дифференциация и индивидуализация обучения

Результаты его исследований нашли отражение в более чем 300 научных работах разных жанров. Многие из его идей были успешно реализованы в учебно-методических комплектах для начальной школы и вузов, которые на протяжении более пятидесяти лет издаются ведущими педагогическими издательствами СССР и России.

Педагогическая деятельность и научная школа

Всеслав Гаврилович не ограничивался только научной работой. Он активно занимался преподавательской деятельностью, передавая свои знания и опыт будущим педагогам. С 1968 года он преподавал в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина и Московском библиотечном институте. В 1976-1980 годах заведовал кафедрой на факультете начальных классов Московского государственного заочного педагогического института.

Горецкий создал свою научную школу, воспитав множество учеников. Под его руководством было успешно защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций. Его воспитанники продолжают развивать идеи учителя в различных научных и образовательных учреждениях России и за рубежом.

Просветительская деятельность

Важной частью жизни Всеслава Гавриловича была просветительская работа. Он активно участвовал в семинарах и конференциях для учителей начальных классов по всей стране. Эти встречи были настоящим событием для педагогов, многие из которых были его бывшими студентами, практикантами или просто активными пользователями его учебных пособий.

Горецкий обладал удивительной способностью вдохновлять и поддерживать своих коллег. Он умел находить общий язык с людьми разного уровня - от студентов до министров образования. Его выступления всегда были яркими, содержательными и при этом доступными для понимания.

Вклад в развитие журнала "Начальная школа"

Отдельно стоит отметить роль Всеслава Гавриловича в развитии журнала "Начальная школа". Под его руководством издание приобрело статус научно-методического и стало настоящим помощником для учителей начальных классов по всей стране. Журнал стал площадкой для обмена опытом, обсуждения актуальных проблем образования и распространения передовых педагогических идей.

Международное признание

Научные идеи В. Г. Горецкого получили признание не только в России, но и за рубежом. Он работал в Германии и Швеции, преподавал на краткосрочных курсах русского языка в странах Европы, участвовал в работе съезда Международной ассоциации по чтению в США. Некоторые его работы были переведены на немецкий и болгарский языки.

Кроме того, Всеслав Гаврилович создал учебники "Родное слово" для белорусских школ с родным языком обучения и учебники русского языка для эстонских школ, что свидетельствует о широте его педагогического мышления и умении учитывать особенности разных образовательных систем.

Заключение

Всеслав Гаврилович Горецкий оставил неизгладимый след в истории советского и российского образования. Его труды, учебники и методические разработки продолжают служить основой для обучения миллионов детей чтению и письму. Он не просто создал эффективную систему обучения грамоте, но и заложил фундамент для дальнейшего развития методики преподавания русского языка и литературы в начальной школе.

Горецкий был не только выдающимся ученым, но и замечательным человеком, чья доброта, мудрость и преданность своему делу вдохновляли всех, кто его знал. Его наследие продолжает жить в работах его учеников и последователей, в каждом "Букваре", который берет в руки первоклассник, в каждом уроке, который проводит учитель начальных классов.

Жизнь и деятельность Всеслава Гавриловича Горецкого - это пример беззаветного служения науке, образованию и своей стране. Его вклад в развитие педагогики трудно переоценить, и память о нем будет жить еще долгие годы в сердцах благодарных учеников, коллег и всех, кто ценит российское образование.

Книги и учебники с участием Всеслава Гавриловича Горецкого

БОЛЬШЕ НЕТ


Заголовок
Букварь (Горецкий, Кирюшкин, Шанько) 1987 год - старые учебники
АЗБУКА (Горецкий, Кирюшкин, Шанько) 1989 года скачать Советский учебник
Дидактический материал к урокам обучения грамоте пособие для 1 класса (Горецкий, Кирюшкин, Шанько) 1982 год - старые учебники
Дидактический материал к урокам обучения грамоте 1982 год скачать Советский учебник
Пропись 1 класс части 1 и 2 (Горецкий, Кирюшкин, Шанько) 1985 год - старые учебники
Письмо. Учебник для 1 класса (Горецкий, Кирюшин, Шанько) 1991 год - старые учебники
Родная речь (Голованова, Горецкий, Климанова) 1, ч. 2 ч. 1999 год скачать учебник
Вопросы методики чтения в начальной школе (Горецкий, Оморокова) 1964 год скачать Советский учебник
Читаем сами (Горецкий, Кирюшкин) 1989 года скачать Советский учебник
Родное слово УЧЕБНИК ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА (Горецкий, Климанова, Пискунова, Геллерштейн)1987 год скачать учебник
Родное слово Учебник по чтению для учащихся 4 класса (Горецкий, Климанова, Пискунова, Геллерштейн ) 1989 год
Книга для чтения 2 класс, часть 2 (Горецкий, Климанова, Пискунова и др.) 1989 год - старые учебники
Родное слово. Учебник по чтению 3 класс. Часть 1 (Горецкий и др.) 1991 год скачать учебник
Родное слово. Учебник по чтению 3 класс. Часть 2 (Горецкий и др.) 1990 год скачать учебник
Книга для чтения 2 класс, часть 1 (Горецкий, Климанова, Пискунова и др.) 1989 год - старые учебники
Книга для чтения для 1 класса (Горецкий, Климанова, Пискунова, Геллерштейн) 1990 год - старые учебники
Книга для чтения для 3 класса Часть первая (Горецкий, Климанова, Пискунова, Геллерштейн) 1988 год - старые учебники
Книга для чтения для 3 класса Часть вторая (Горецкий, Климанова, Пискунова, Геллерштейн) 1988 год - старые учебники
Обучение в третьем классе (Горецкий ) 1971 год - старые учебники
Букварь (Горецкий, Кирюшкин, Шанько) 1982 год - старые учебники

ПОПУЛЯРНОЕ - В БИБЛИОТЕКЕ "СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ"

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКИЙ БЫТ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - ТРУД И ОТДЫХ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - ПОЛИТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - ДОСТИЖЕНИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - ИСТОРИЯ СССР - ДАТЫ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика