Skip to main content

Домашний труд младшего школьника (Петрова) 1959 год Скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Домашний труд младшего школьника

Назначение: Родителям о воспитании

Книгоиздательство: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМПРОСА РСФСР, МОСКВА 1949

Авторство: Вера Ивановна Петрова

Формат: PDF, Размер файла: 2.48 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Приучать детей к домашнему труду с первых лет их жизни 3

Какую работу по дому могут выполнять младшие школьники 6

Домашний труд и режим дня 11

Мальчики и девочки в домашнем труде 13

Постепенно приучать детей к домашнему труду 14

Требовательность родителей 16

Как заинтересовать ребенка 20

Обязательно проверять выполнение поручения 25

Похвала и наказание 27

Учителя вместе с родителями воспитывают любовь и уважение к домашнему труду 29

Гигиена домашнего труда детей 30

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник СССР -Домашний труд младшего школьника 1959 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Приучать детей к домашнему труду с первых лет их жизни

Родители являются первыми воспитателями, которые должны заложить основы правильного отношения ребенка к физическому труду, Первые шаги в этом направлении начинаются с приучения детей к выполнению простейших домашних обязанностей. Вот трехлетний малыш сосредоточенно и старательно собирает разбросанные игрушки, в более старшем возрасте он приучается аккуратно и на определенное место класть свою одежду, а потом уже следит за порядком на своем письменном столе и даже наводит и поддерживает порядок в квартире.

В результате привычка к аккуратности, воспитанная с самого раннего возраста, не может не сказаться и на работе: на производстве, в учреждении такой человек, как правило, не сможет равнодушно отнестись к беспорядку на своем рабочем месте, не сможет мириться с грязью вокруг себя. И, конечно, он не раз с благодарностью вспомнит своих родителей, которые с любовью и терпением воспитывали у него так пригодившиеся ему ценные и полезные навыки.

Но аккуратность, любовь к чистоте и порядку не единственные качества, которые нужно и можно воспитать у ребенка, приучая его к выполнению работы по дому. Ответственность за порученное дело, добросовестное отношение к нему, умение доводить начатую работу до конца — все эти качества также нужно воспитать у детей при выполнении ими домашней работы.

Привыкнув дома быть заботливым, внимательным и предупредительным с родителями, братьями и сестрами, ребенок й в коллективе сможет проявить эти же качества. Внимание к людям постепенно станет положительным качеством его личности.

Домашний труд оказывает влияние не только на нравственное, но и на физическое развитие ребенка. Родители должны помнить, что для младших школьников домашняя работа является основным видом более или менее систематического физического труда. Уборка комнаты, мелкая стирка, работы на огороде, в саду и так далее-все это требует от детей затраты физической силы. Посильная для ребенка работа вырабатывает у него способность к трудовому (физическому) усилию. Часто отсутствие именно этой способности делает человека бездеятельным, ленивым.

Если родители требуют от ребенка ежедневного участия в домашнем труде, у него постепенно может выработаться необходимая привычка к физическому трудовому усилию. Кроме того, человек, с детства приученный к домашнему труду, не будет бояться другой физической работы, не будет пренебрегать «черновыми делами».

Привычка к повседневному домашнему труду, умение трудиться, удовлетворение, которое дает хорошо сделанная работа, — все это поможет воспитать у ребенка уважение и любовь к любому физическому труду.

Всегда ли родители правильно понимают те большие возможности, которые дает приучение ребенка к домашнему труду для его нравственного и физического развития?

Нередко можно слышать такие высказывания сердобольных матерей: «Зачем я буду заставлять своего ребенка заниматься хозяйством? Это уж мое дело, а сыночек (или дочка) пускай поиграет, побегает. Ведь скоро и детство кончится. Кто же пожалеет своего ребенка, как не мать».

Такое отношение к участию детей в домашнем труде Связано с неправильным представлением некоторых родителей о его значении в жизни каждого человека. Ведь тот факт, что дочка не собирается быть домашней хозяйкой, еще не означает, что заботы о семье, о детях не будут ее волновать. Наоборот, сочетая семейные заботы с работой на производстве или в учреждении, каждая мать должна проявить максимум организованности, умения и трудолюбия. А отец в семье, наравне с которым работает жена, разве может он остаться в стороне от домашних забот?

Безусловно, нет. Если мужчина по-настоящему заботится о благополучии и счастье семьи, он также должен взять на себя часть домашних дел.

Все сказанное говорит о том, как важно приучать всех детей к домашнему труду и прививать им любовь к нему. Приятно и радостно быть в доме, где заботливые и умелые руки наводят и поддерживают чистоту, порядок, уют, где семья имеет умело и вкусно приготовленный обед, ужин, завтрак. А особенно радостно быть в семье, где все это делается сообща, всеми членами семьи, где каждый охотно вкладывает свой труд в общее дело.

Многие матери полагают, что домашняя работа слишком проста, умения и навыки, с ней связанные, несложны, а часто и просто элементарны. В действительности все обстоит не так просто, как кажется на первый взгляд. Вот пример.

Некогда на страницах журнала «Семья и школа» развернулась дискуссия читателей о причинах распада одной молодой семьи, у которой, казалось бы, было в основном все необходимое для счастливой совместной жизни.

Но была ли эта семья счастливой?

У молодоженов в комнате было неуютно: «...ворох изорванной бумаги в углу, горка немытой посуды, недоеденные и брошенные на столе куски хлеба...»

Молодой муж Геннадий бросал свои вещи, где попало, а утром, когда надо было спешить на работу, он ворчал, отыскивая галстук, запонки или бритвенный прибор.

Между мужем и женой нередко возникали такие разговоры:

— Смотри, до чего ты довела комнату, — хмуро говорил Геннадий и показывал на потолок и стены, — цветы посохли, везде паутина.

— Паутину ты и сам бы мог прекрасно обмести...

— Надоело мне с тобой нянчиться, только и умеешь все портить, — говорил муж, намекая на испорченный обед, при приготовлении которого жена забыла выпотрошить птицу.

Жена Люся парировала: «Забыл, как сам мясной фарш водой промывал?»

Но вот в семье появился ребенок, и жизнь стала еще более беспорядочной, неуютной и сложной, все чаще и чаще стал возникать вопрос о разводе.

Многие читатели единодушно пришли к выводу, что одной из существенных причин неудачно сложившейся семейной жизни Геннадия и Люси явилось их неумение paj зумно организовать свой быт, полное отсутствие прочной привычки к домашнему труду. И именно к домашнему труду, так как Люся и Геня неплохо работали на производстве, но совершенно не хотели да и не умели выполнять домашнюю работу.

Описанный выше случай не является исключением. Можно привести много примеров, когда возникшая по каким-либо причинам трещина в семейных отношениях углублялась из-за неумения супругов правильно организовать хозяйственную сторону своей жизни.

Приучая детей с ранних лет к домашнему труду, родители смогут понемногу, постепенно, без лишней загрузки приобщить ребенка к работе по дому. Эта работа станет для него естественной и необходимой частью быта.

Разумная и хорошо продуманная организация домашнего труда детей поможет воспитать у них не только нужные умения и навыки, а также любовь и уважение к труду. При этом родители должны помнить, что домашние обязанности ребенка — первые его шаги в трудовой жизни, что отношение к домашнему труду часто во многом определяет и. его будущее отношение к труду вообще.

 

Какую работу по дому могут выполнять младшие школьники

Первое, к чему приучается ребенок еще до школы, это труд по самообслуживанию, т. е. труд, связанный только с личными потребностями ребенка. Обычно дошкольник уже умеет сам одеваться, закрывать свою постель, умываться, аккуратно складывать перед сном одежду и т. п.

С поступлением в школу ребенка не следует освобождать от дел по самообслуживанию. Наоборот, если раньше

ребенок не всегда убирал за собой постель, то теперь ему надо внушить, что он обязан это делать ежедневно и без напоминаний взрослых, так как он стал уже большим, школьником.

Если до школы ребенок по утрам только умывал лицо, руки, чистил зубы, то теперь надо приучить его мыть шею, уши, обтираться до пояса.

С поступлением в школу у детей появляются и новые обязанности. Школьник обязан, придя из школы, переодеться, снять форму, вычистить ее и аккуратно убрать. Постоянной обязанностью младшего школьника становится чистка обуви: ребенка надо приучать всегда выходить из дома в вычищенных ботинках. Дети сами моют галоши, учатся чистить запачканную одежду после гуляния, сами приучаются следить за порядком в своем портфеле, соблюдать чистоту на письменном столе, всегда убирать все на место после игры, а если надо, подмести или вытереть за собой пол.

Школьники приучаются пришивать воротничок к форме, стирать и гладить носовые платки и другие мелкие вещи. Пришивать пуговицы, штопать небольшие дырки на чулках и носках и вообще ухаживать за одеждой, должны уметь не только девочки, но и мальчики.

Постепенно дети приучаются убирать за собой стол после еды.

Прививая детям навыки самообслуживания, родители во многом облегчат свой собственный труд и помогут детям преодолеть беспомощность, приобрести самостоятельность.

Когда ребенок привыкнет выполнять наиболее простые работы по самообслуживанию, его можно привлекать к труду по уборке комнаты. Сначала детям поручается вытирать пыль с вещей, подметать пол, ухаживать за комнатными цветами и т. д. Первое время младшие школьники выполняют эту работу вместе со взрослыми.

Более старшим детям можно давать постоянные и самостоятельные поручения по уборке комнаты.

Приучая ребенка убирать комнату, родители тем самым воспитывают у него аккуратность. Очень важно, чтобы как девочки, так и мальчики не оставались безразличными к окружающему их беспорядку, не садились за уроки, за книгу в неприбранной, грязной комнате.

Одним из неизменных видов домашнего труда является приготовление пищи. Участие детей в делах по кухне должно постепенно стать обычным в семье.

Сначала детям нужно поручать подсобные задания: принести картошку, лук, подать крупу, сахар, соль. Обычно дети с интересом наблюдают, как мать готовит пищу, особенно, если это связано с приготовлением праздничного обеда.

Постепенно они узнают, где что лежит, в очень общих чертах знакомятся с процессом приготовления пищи. Затем дети получают более серьезные задания: почистить картошку, помыть овощи, перебрать ягоды, помешать кашу, последить за кипячением молока и т. д.

Надо специально обращать внимание детей на то, как готовится пища: «Ну-ка, расскажи, как надо сделать омлет, как ты будешь варить манную кашу или суп?» — спрашивает мать, приступая к приготовлению того или иного блюда. Если ребенок затрудняется ответить, мать тут же предлагает ему посмотреть, как она будет варить кашу, делать омлет и т. п.

Постепенно под присмотром родителей дети сами начинают пробовать свои силы в кулинарном искусстве.

Работой, тесно примыкающей к приготовлению пищи, является участие детей в хозяйственных покупках.

Детей рано начинают посылать в магазин за хлебом, за сахаром и другими продуктами. Сначала такие поручения даются изредка, время от времени, а затем за старшими детьми закрепляются постоянные обязанности: ежедневно ходить за хлебом или молоком, следить, чтобы в доме всегда была соль, мыло и т. п.

Поручая детям те или иные покупки, важно контролировать их, проверять, сколько денег было истрачено, сколько принесено сдачи. Причем, делать это надо с целью приучения детей к аккуратности в обращении с деньгами, а никак не из подозрения ребенка в нечестности. Доверие ему должно быть оказано полное, тогда и он будет стараться оправдать это доверие. В результате дети не только облегчают домашний труд взрослых, но и становятся более заботливыми и хозяйственными.

Очень важно с ранних лет приучать детей к помощи по обслуживанию взрослых. Дети должны быть внимательны и предупредительны к взрослым членам семьи. Эти качества появляются у ребенка не сразу, их надо умело воспитывать. Сначала ребенок выполняет небольшие поручения: приносит старшим газету, книгу, домашние туфли или другие предметы, вовремя подает на стол тарелку, хлеб и т. д., когда мать или отец приходят с работы. Потом в их обязанности входит подогревание пищи к приходу родителей, мытье посуды после обеда.

Конечно, вначале все это делается по просьбе взрослых. Лучше, если отец обращает внимание ребенка на то, что надо сделать для матери, и учит быть внимательным и предупредительным с ней, а мать в свою очередь напоминает детям, как надо позаботиться об отце.

...Отец только вернулся с работы. Дети радостно прш ветствовали его появление и тут же вернулись к прерванной игре. Мать напомнила им: «Наш папочка сегодня очень устал, надо за ним поухаживать. Ты, Коля, налей воды в умывальник и принеси папе полотенце, а ты, Танюша, быстренько накрой на стол». В следующий раз отец заботливо говорит детям: «Мама сегодня немного нездорова, давайте уложим ее в постель, приготовим ужин и маму накормим». (Детей надо приучать быть особенно внимательными к больным.)

В таких семьях забота о взрослых, естественно, станет для детей чем-то обязательным, само.собой разумеющимся делом. Если у детей не воспитать это качество, то, став взрослыми, они очень часто не будут догадываться в нужный момент проявить заботу о старших, а иногда просто постесняются быть внимательными и предупредительными.

Приучение школьников к уходу за малышами помогает воспитывать правильные взаимоотношения в семье между младшими и старшими детьми. В некоторых семьях такая помощь старших (сестер и братьев) иногда бывает неизбежной. Старшие дети нянчат малышей, гуляют с ними, помогают кормить их, одевать, играть с ними, читать книжки, делать им игрушки и т. д. Если близко ясли или детсад, дети постарше могут отвести и привести малыша домой, погулять с ним, покормить его. Не следует, безусловно, перегружать ребенка этими делами. Поручать их ему надо время от времени, когда взрослые особенно заняты.

Перечисленные выше виды домашнего труда младших школьников имеют место в любой семье как в городе, так и в деревне. Но для детей сельской местности домашние дела еще более разнообразны.

Дети села принимают участие це только в уборке комнаты, но и двора, помогают взрослым ухаживать за огородом, садом, цветником, помогают сажать рассаду, полоть, убирать урожай, поливают цветы, собирают гусениц; они ухаживают за домашними животными (готовят корм, поят животных, иногда пасут, чистят помещение мелких животных) и т. д.

Обычно в силу своеобразия жизни и бытовых условий сельские дети раньше приобщаются к домашнему труду и умеют выполнять значительно большую по объему и содержанию работу, чем дети этого же возраста в городе. Поэтому трудности приучения детей к домашнему труду с наибольшей остротой выступают для городских жителей.

Родители, приобщая ребенка к домашнему труду, должны давать ему посильные поручения. При этом надо принимать во внимание возрастные особенности, умственное и физическое развитие ребенка, учитывать те умения, которые у него уже имеются, и, наконец, по возможности не забывать интересы ребенка. Надо иметь в виду, что особенности младшего школьника нередко ограничивают его возможности, делают для него непосильными выполнение тех или иных поручений.

★Все➙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ★ВСЕ➙ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, Автор - Петрова В.И.

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика