Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских - Выпуск 3 - Работа с разными материалами (Гукасова) 1980 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских - Выпуск 3 - Работа с разными материалами (Гукасова) 1980

Назначение: Пособие для студентов-заочников II—III курсов факультета педагогики и методики начального обучения педагогических институтов

Рекомендовано Главным управлением высших и средних педагогических учебных заведении Министерства просвещения РСФСР

© "Просвещение" Москва 1980 

Авторство: А.М, Гукасова , В работе над пособием принимали участие X. Аавик, Таллинский ГПИ имени Э. Вильде (раздел IV); А. М. Гукасова, МГЗПИ (Введение, разделы I, II, III, VII); Л. А. Гриднева, НИИ художественной промышленности (раз¬делы II, V, VI, VIII); И. П. Фрейтаг, ЛГПИ имени А. И. Герцена (раз¬дел VIII); Д. М. Шиляева, Глазовский ГПИ имени В. Г. Короленко (раз¬дел IX).

Формат: PDF Размер файла: 6.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1  Значение работы с разными материалами на уроках труда в начальных классах

Глава 2 Рабата с шишками 

Глава 3 Работа с засушенными листьями и растениями

Глава 4  Мозаика из яичной скорлупы

Глава 5 Работа с мочалом 

Глава 6  Игрушки-сувениры из клубков ниток

Глава 7  Поделки из коробок

Глава 8  Работа с металлом

Чеканка .......

Игрушки-сувениры из проволоки 

Глава 9 Изделия из пенопласта

Заключение

Литература 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских - Выпуск 3 - Работа с разными материалами (Гукасова) 1980 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

Советское государство одной из центральных задач обще¬образовательной школы считает подготовку подрастающего по¬коления к труду и общественно полезной деятельности. Поста-новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспита¬ния учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» обязывает постоянно улучшать систему трудового обу¬чения и воспитания школьников и указывает на совершенство¬вание подготовки педагогических кадров ка:$ на один из кон¬кретных путей осуществления этой задачи1.

Третий выпуск пособия для студентов-заочников факульте¬та подготовки учителей начальных классов по курсу «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских» по¬священ работе с разными материалами, что предусмотрено как вузовской, так и школьной программами. В первом разделе по¬собия раскрыто значение работы с разными материалами на уроках труда в I—III классах, в остальных разделах дана ме¬тодика изготовления поделок из шишек, листьев, клубков ниток, коробок и пр. Студенты знакомятся с особенностями и свойства¬ми этих материалов, приемами их обработки, технологией изго¬товления самых разнообразных изделий, получают конкретные методические рекомендации по организации трудового процесса на уроке. В заключительной части каждого раздела предполага¬ются контрольные вопросы и задания для самостоятельной ра¬боты в межсессионный период. В них немалое внимание уделе¬но упражнениям 'творческого характера, которые приобщают студентов к конструированию.

Авторы, естественно, не1 охватывают всего многообразия материалов. Поскольку глина и древесина обладают специфи¬ческими свойствами и требуют особой обработки, было решено создать два самостоятельных пособия по работе с этими мате¬риалами. В зависимости от местных природных и климатиче¬ских условий, производственного окружения, наличия народных художественных промыслов содержание занятий по трудовому обучению в школе может быть видоизменено, что, естественно, найдет отражение в студенческих работах. В таких случаях преподаватель даст заочникам индивидуальные задания, выпол¬нение которых полезно для обмена опытом, взаимного обогаще¬ния практическими и методическими знаниями и умениями. Характер и объем заданий преподаватель корректирует, исходя из своих рабочих планов.

К зачетам студенты создают изделия из разных материалов (по каждому разделу пособия), работают над заданиями и во¬просами творческого характера, готовятся к беседам о народ¬ных промыслах, подбирают для демонстрации детские изделия, которые наглядно показывают результаты педагогической дея¬тельности заочников.

Обширный иллюстративный материал пособия представлен, главным образом, в виде. графических инструкционных карт, которые помогут студентам* лучше разобраться в содержании и послужат образцом при самостоятельной подготовке к зачетам.

Литературы, посвященной работе с разными материалами, мало. Прилагаемая библиография даст возможность уточнить некоторые практические и методические вопросы, расширить свои знания по этому предмету.

Глава I

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА УРОКАХ ТРУДА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Раздел «Технический труд» программы по трудовому обуче¬нию младших школьников кроме обработки бумаги и картона, ткани и текстильных изделий предусматривает работу с разны¬ми материалами: природными — шишками, желудями, листья¬ми, мхом, семенами, глиной, песком, камешками, ракушками; частично обработанными—берестой, соломой, мочалом, деревян¬ными брусочками, фанерой, проволокой, фольгой, белой жестью; искусственными—пенопластом, хлорвинилом, поролоном и др, В работе применяют также материалы, называемые «бросовы¬ми»,-— некрупные упаковочные коробки из бумаги и картона, катушки, пробки и др. Программа не ограничивает учителя в выборе материалов, поэтому при планировании занятий следует обязательно учитывать и местные условия: природу, климат родного края, производственное окружение, наличие народных художественных промыслов. Последнее особенно важно, так как во многих областях и районах нашей страны издавна сложи¬лось народное искусство по изготовлению изделий из древеси¬ны, бересты, соломы, мочала, глины, прутьев, листьев кукуру¬зы и пр.

При обработке природного и любого другого материала об¬щие задачи трудового обучения остаются неизменными: фор¬мирование новых и закрепление уже усвоенных практических знаний и умений, расширение политехнического- кругозора, пло¬дотворное развитие творческих, конструкторских способностей и умений. Как и при изготовлении поделок из бумаги, картона, производятся общетрудовые операции: разметка, резание (но¬жом или ножницами), монтирование (склеивание, сшивание, соединение деталей на штырях), отделка. В трудовом процессе закрепляются умения планировать свою работу, пользоваться чертежом, инструкционными таблицами и картами, совершенст¬вуется культура труда во всех ее проявлениях. Занятия строят¬ся так, чтобы дети могли развивать свои творческие способно¬сти, фантазию. Технологические особенности разных материа¬лов таковы, что их можно применять при изготовлении поделок как в качестве основы, так и для отделки. Из мочала, например, создают законченные изделия, используя цветные нитки для скрепления деталей и отделки. В работах же с коробками или клубками мочало можно применять как вспомогательный мате¬риал (грива льва, волосы матрешки). Чешуйки шишек, береста, солома хороши как в объемных, так и в плоских изделиях. Че¬шуйки шишек (можно наклеить по контурному рисунку и создать своеобразные узоры, точно вылепленные из воска. Береста го¬дится для аппликации, солома — для инкрустации. Один и тот же сказочный персонаж— зверюшка, птица — может быть сде¬лан из шишек, клубка ниток, коробки и т. п.

Некоторые виды работ выполняют на протяжении всех трех лет обучения с постепенным усложнением технологических опе¬раций. Причем учитель совершенствует не только технологию и конструкцию изделия, но и расширяет знания детей, опираясь на их опыт и содержание других учебных предметов, главным образом природоведения, изобразительного искусства, чтения, что, естественно, способствует упрочению межпредметных свя¬зей. Сбор, хранение и обработка природных материалов позво¬ляют использовать и закреплять знания и навыки, получаемые на уроках природоведения и рисования. Разнообразные изделия, изображающие героев сказок и других литературных произведе¬ний, становятся своеобразными иллюстрациями на уроках чте¬ния. Можно подготовить интересные беседы о соломе и бересте, о (мочале и древесине, пенопласте и поролоне. Исходя из мест¬ных условий, необходимо подбирать сведения и факты, обога¬щающие детей знаниями политехнического характера. На уро¬ках трудового обучения младшие школьники изучают и сравни¬вают физические, механические и технологические особенности разных матер и адов, проводят опыты и наблюдения, овладевают -приемами сборки изделий и умениями пользоваться рабочим инструментом.

Говоря о решении общетрудовых задач, нельзя не остано¬виться на (развитии творческих и конструкторских способностей детей. Возможности здесь неисчерпаемы, что и пытаются пока¬зать авторы в практических разделах пособия. Творческая худо¬жественная направленность занятий проявляется не только в желании и умении создавать красивые, аккуратно отделанные и нарядные изделия, но в предварительном продумывании со¬здаваемого образа. Каждый персонаж, будь то сказочный герой или реальное существо, имеет свое лицо, свой конкретный об¬лик. Вот сделан из короб™ веселый пес Дружок с поднятыми ушами, выразительными глазами, даже улыбающийся. А мож¬но создать и другой образ: уши и глаза опущены, Дружок про¬винился или обижен кем-то. Из куска мягкой проволоки с до¬бавлением определенных деталей получается и танцующий че¬л-овечек, и трусливый заяц, и страшная баба-яга с неизменной метлой. Многие материалы— шишки, желуди, камешки, короб¬ки, катушки, клубочки, обладающие определенной формой и прочностью, становятся основой изделия. Проявляя самостоя¬тельность и фантазию, учащиеся могут добавить новые детали, создать новый образ. Под руководством учителя они вносят из¬менения в способы оформления, заменяют материалы, изыскивают возможности придать изделию прочность и долговечность. Все это, как ни в каких других видах работ, способствует раз¬витию конструкторских способностей детей. Каждый материал придает изделию своеобразие и выразительность. Дети приоб¬щаются к творческому поиску, что способствует развитию фан¬тазии, вызывает чувства радости и удовлетворения. А это важ¬но для обогащения внутреннего мира ребенка.

Таким образом, создание игрушек, сувениров и других изде¬лий из разных материалов приближается к художественному конструированию, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей ребенка.

Природные материалы собирают в основном сами учащиеся, что также имеет неоценимое воспитательное значение. Дети привыкли, что бумагу, картон, ткани, конструкторы и многое другое для уроков трудового обучения родители покупают. О природных же материалах надо позаботиться самим. В пар¬ке, лесу, на берегу реки и даже у себя во дворе школьники, имея определенное задание, найдут подходящие -ветки и листья, шиш¬ки и камушки. Природа щедра -и разнообразна. Сбор природ¬ных материалов, а тем более работа с ними, воспитывают уме¬ние видеть прекрасное в природе, бесконечное разнообразие и богатство ее красок, форм.

При сборе природных материалов детям следует неоднократ¬но напоминать о бережном отношении к природе —не ломать ветки кустарников и деревьев, не срывать цветов или иных ра-стений больше, чем это нужно для работы. Листья, ветки, корни, шишки можно всегда собрать с земли, что исключает поломку растений. Если же есть необходимость заготовить нужный мате¬риал непосредственно с кустов или деревьев, то делать это сле¬дует очень осторожно, постоянно помня об охране природы.

В заготовке деревянных реек, кусков поролона, пенопласта, фанеры и т. п. могут помочь местные предприятия, родители, шефы. «Бросовые» же материалы найдутся в каждом доме. Их использование приучает школьников к экономии и бережливо¬сти. Конечно, учитель заблаговременно предупреждает детей о заготовке необходимого для уроков труда материала.

Практическое применение изделий из разных материалов до¬статочно широко, и это содействует решению определенных вос¬питательных задач. Создавая вещи учебного, хозяйственно-быто¬вого назначения, игрушки, сувениры, школьники убеждаются в практической значимости своего труда.

Во всех разделах пособия даются четкие указания о прак¬тическом применении предлагаемых изделий. В каждом конкрет¬ном случае руководители кружков с участием детей смогут при¬нять в этом отношении свои решения.

Это очень ценно, так как изготовление малопригодных из¬делий расхолаживает детей, не приносит нужного удовлетворе¬ния, а главное теряет воспитательную направленность их дея-тельности.

Говоря о воспитательной значимости кружков по обработке разных материалов нельзя не остановиться на формировании многих моральных качеств детей. Как любой посильный и инте-ресный труд, имеющий практическую значимость, деятельность детей во внеурочное время воспитывает дружбу и товарищество, дисциплинированность, взаимопомощь. Укрепляются навыки культуры труда.

Внеурочные занятия по труду ценны еще и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т. е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребенка, приносит ему много радостей и большое удовлетворение.

Таким образом, трудно переоценить значение раздела «Ра¬бота с разными материалами» в общей системе обучения труду младших школьников. Использование для практических работ разнообразных материалов имеет большое образовательное и воспитательное значение, способствует развитию политехничес¬ких знаний, творческих и конструкторских способностей, совер¬шенствованию эстетических представлений, вкуса.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каково значение работы с разными материалами в трудовом обучении младших школьников?

2. Назовите, какие материалы относятся к группе разных материалов, как их классифицируют и каковы их характерные особенности.

3. Расскажите о природных и разных материалах, характерных для ва¬шей местности.

4. Раскройте воспитательное и образовательное значение работ с разны¬ми материалами.

5. Покажите взаимосвязь раздела «Работа с разными материалами» 'с другими разделами программы по трудовому обучению в младших классах.

Глава II

РАБОТА С ШИШКАМИ

Шишки ели и сосны 1 отличаются друг от друга по форме, размеру и другим данным. Еловые шишки пригодны для изго¬товления фигурок с удлиненным туловищем, сосновые же под¬ходят для таких игрушек, .как птичка, забавный человечек и пр.

Наиболее подходящими для работы являются нераскрывшиеся шишки. Чтобы после высыхания они не ‘изменили свою фор¬му, их «купают» в теплом жидком столярном клее, так, чтобы клей проник под чешуйки, затем высушивают. Через два-три дня шишки готовы к работе. Если собраны сухие, раскрывшиеся шишки, то их сначала вымачивают, затем высушивают и после этого обрабатывают, как было сказано выше. Однако обработка шишек с помощью клеевого раствора затруднительна в услови¬ях класса и больше пригодна для внеклассной кружковой ра-боты. Практика показывает, что из раскрывшихся шишек так¬же можно делать забавные игрушки, например ежа, сову.

Обычно используют шишки правильной формы, но для изго¬товления некоторых поделок (белочки, рыбки, кошки с выгнутой спиной) нужна не прямая шишка, а изогнутая. Если в собран¬ном для работы материале подходящего экземпляра нет, то обычную шишку вымачивают в кипятке, чтобы она стала мяг¬кой, аккуратно изгибают ее концы и стягивают их резинкой, ве¬ревочкой или изоляционной лентой. После такой обработки, вы¬сохнув, шишка принимает изогнутую форму.

Для изготовления поделок необходимы также вспомогатель¬ные материалы: ветки, семена клена, ясеня, плюски желудей, перья, цветная бумага, кусочки ткани, пластилин и др.

Останов1имся на подборе веток с рогатками и сучьями, кото¬рые придают игрушке выразительность и динамику (танцую¬щий человечек, бегущий олень, журавль, поджавший одну ногу, и пр.). Для этой цели подходят ветки сирени, вишни, кизила, краснотала и других кустарников. Очень тонкие, так же как и слишком толстые ветки, собирать не следует. Они должны быть пропорциональны размеру шишки. Непригодны и прошлогодние ветки, так как они после осенних дождей и зимы подгнивают и становятся непрочными. На основании эскиза, сделанного для задуманной поделки, подбирают ветки с определенным расположением рогаток и сучьев. Их обработку выполняют с помощью острого ножа, строго соблюдая правила техники безо¬пасности.

Заготавливая материал, надо помнить об охране растений в лесу, парке, во дворе. Не ломать кустов и деревьев. Осенью в условиях города легко подобрать необходимый запас после об¬резки деревьев и кустарников в парках или скверах. Собранный материал рекомендуем связать в пучки и хранить в картонных коробках.

Соединение деталей можно выполнить разными способами. Самый простой, но менее эстетичный и прочный — сборка с ис¬пользованием пластилина. Другой способ—соединение деталей на штырях с применением синтетического клея. Штыри изго¬тавливают при помощи ножа и вставляют в отверстия, выпол¬ненные шилом. Об особенностях сборочных работ при изготов¬лении каждой поделки будет рассказано ниже.

Простейшими изделиями из шишек, являются фигурки зве¬рей, птиц, рыб. Образцы таких поделок изображены на рисун¬ке 1. Здесь же схематически показано положение каждой фигур¬ки— вертикальное, наклонное, горизонтальное.

СОВА

I класс

Ддя изготовления совы (рис. 2) нужны: одна шишка (туло¬вище), две плюски желудей (глаза), две доли желудя (лапы), пластилин темный (для крыльев, ушей, клюва, для закрепления плюсок и половинок желудя на шишке). Расположение шишки вертикальное (рис. 2, а).

Рис. 2. Сава

Инструменты: стека для работы с пластилином, ножницы (если используется бум ага).

Ход работы.

1. Соизмерив брусок пластилина с шишкой (рис. 2,6), разде¬лить его, как показано на рисунке 2, в: 1-я и 2-я части для крыль¬ев, 3-я — для клюва, 4-я и 5-я — для закрепления плюсок от желудей (глаза), 6-я и 7-я —для ушей, 8-я и 9-я — для закреп¬ления двух долек желудя (ног), 10-я — для подставки.

2. Вылепить из пластилина крылья, клюв, уши, заполнить пластилином плюски, слепить подставку.

3. Собрать вое части, скрепив их с шишкой. Поставить иг¬рушку на подставку. Для большей устойчивости изделия под¬ставку можно закрепить на спичечной коробке.

ОЛЕНЬ

II—III классы

Для изготовления игрушки (рис. 3) понадобятся: одна ело¬вая шишка (туловище), ветка ели, сосны, сирени или жимоло¬сти (шея, голова, рога) и ветки любых пород кустарников и деревьев (ноли).

Инструменты: нож, ножницы, шило или маленькое сверло, клей ПВА.

Ход работы.

1. Заготовить все необходимые детали и выполнить их обра¬ботку:

а) приготовить четыре детали одинаковой длины для ног (рис. 3, в);

б) просверлить <в шишке отверстие с той стороны, где крепит¬ся деталь, изображающая шею, голову, рога (рис. 3,а);

в) обрезать ножом или ножницами ветку для шеи, головы, рогов (рис. 3,6).

2. Заостренный конец последней детали смазать клеем и ос¬торожно вставить в отверстие, сделанное в шишке-туловище.

3. Каждый заостренный конец веток-ног поочередно смазать клеем и вставить под чешуйки шишки так, как показано на ри¬сунке 3, г.

Эта работа требует от детей аккуратности и тщательности, так как если длина ног не будет одинаковой, то олень не сможет стоять; если отверстие в шишке будет очень большим, а ветка заточена слишком тонко, то голова оленя не закрепится.

ТАНЦУЮЩИЕ КУКЛЫ

II—III классы

Для выполнения этой работы (рис. 4) понадобятся две сос¬новые шишки: одна, не раскрывшаяся — голова, другая, сильно 12

a

Рис. 4. Танцующие куклы

раскрывшаяся — юбочка. Для головы вместо шишки можно ис¬пользовать орех. Ив веток любых деревьев заготавливают две детали: одну — для шеи, рук, туловища, а вторую — для ног (рис. 4,6). Для обуви могут быть использованы семена различ¬ных растений (тыквы, арбуза) или желуди. Для художественно¬го оформления изделия можно использовать фольгу, цветную бумагу >и пр.

Ход работы.

1. Заготовить и обработать все необходимые детали:

а) подобрать шишки, просверлить в них отверстия для закрепления веток;

б) срезать ветки таким образом, чтобы из одной получились шея, руки, туловище до талии, а из другой — ноги (рис. 4, б);

в) В семенах, предназначенных для обуви, сделать отверстия, в которые вставляют концы веток-ног (рис. 4, в).

2. Заостренные концы ног смазать клеем и вставить в отвер¬стия на семенах (рис. 4,а).

3. Концы веток шеи и туловища смазать клеем и вставить их в подготовленные отверстия на голове и юбочке (рис. 4,5).

4. Конец ветки, соединяющей обе ноги, смазать клеем и вста¬вить в центр раскрывшейся шишки-юбочки (рис. 4,5).

5. Пока сохнет клей, подготовьте детали для художественно¬го оформления изделия — шапочку, ладошки, бантики (рис. 4, а).

Методические указания к работе в классе

Из разнообразных природных растительных материалов для первоначальных работ в I классе наиболее подходящими явля¬ются шишки. Так как мышцы пальцев первоклассников еще не-достаточно развиты и оборка на штырях при помощи клея еще затруднительна, при склеивании деталей обычно используют пла¬стилин. Для придания изделиям законченного вида также при-меняют пластилин (например, делают из пластилина конечно¬сти и мордочку ежика или другого животного, голову птицы, подставку). Чтобы все дополнительные детали из пластилина были пропорциональны размеру шишек, учитель предварительно размечает брусок пластилина на нужное количество частей, как, например, было сделано при изготовлении совы. Для каж¬дой игрушки количество и размеры этих частей, естественно, различны.

Удобнее всего работы с шишками выполнять в первой чет¬верти, когда их легко собрать. Обычно этим занятиям предшест¬вует работа с пластилином, как с материалом, наиболее знакомым первоклассникам.

По рисункам 1 и 2 видно, что в работах с шишками ребенок учится воспринимать графические изображения. Анализируя го¬товый образец, чучело создаваемого животного, рисунок, следу¬ет заострить внимание детей на том, как расположена основная деталь из шишки по отношению к земле: горизонтально, верти¬кально или наклонно. Осевая линия помотает мысленно пред¬ставить середину предмета. Так же графически следует изобра¬зить на доске деление бруска пластилина на нужное количест¬во частей.

Для первоклассников подходит любой из предлагаемых в пособии образцов поделок — рыба, еж, сова, пингвин, поросенок. (Хорошо, если студент самостоятельно подберет сюжет для занятий.) Под руководством учителя дети анализируют об¬разец и схематический рисунок (рис. 1, 2). Большое внимание уделяется деталям, которые придают своеобразие каждому изделию; определяется положение фигуры по отношению к сто¬лу, полу, земле.

Хорошо провести в I классе два занятия с шишками, чтобы закрепить практические умения и повторить работу по схемати¬ческому рисунку. На втором уроке учитель дает на доске три схемы расположения туловища зверя или птицы, а учащиеся выполняют .изделие по собственному замыслу.

Полезно и целесообразно объединить несколько изделий в макет, о чем следует условиться с учащимися заранее. Наиболее просто составить макет «Свинофермы» или «Птицефермы». Воз-можны и шуточные макеты, например «Встреча в лесу» (еж встречает птичку) или «Кто быстрее?» (пингвин и черепаха).

Работа с шишками в I классе является хорошей подготовкой к использованию того же материала во II и III классах, где ха¬рактер обработки шишек усложняется. Для этих классов реко-мендуем поделки «Олень» и «Танцующие куклы».

На втором и третьем году обучения школьники изготавли¬вают животных и фигурки человека в динамике, с конечностя¬ми из веток. Конструкторские задания предусматривают пере¬дачу движения. Например, при изготовлении оленя обрабаты¬вают ветку так, чтобы олень наклонил голову или поднял ее высоко вверх. Подбирают ветки для ног так, чтобы олень лежал или вставал. По аналогии с этим изделием можно сделать аиста, цаплю, страуса.

В III классе учитель дает задание подготовить и срезать вет¬ки для изготовления рук так, чтобы поза у куклы изменилась, •например, чтобы кукла была танцующей.

Задания для самостоятельной работы

1. Расскажите, как запасать, хранить и подготавливать к работе шишки, ветки, семена.

2. Опишите характерные особенности обработки шишек.

3. Раскройте методические особенности работы с шишками по классам.

4. Изготовьте графическую инструкционную карту к одному из изделий, которое сконструировано самостоятельно.

Глава III

РАБОТА С ЗАСУШЕННЫМИ ЛИСТЬЯМИ И РАСТЕНИЯМИ

Сбор, сортировка и засушивание листьев различных пород кустарников, деревьев, травянистых растений имеет неоценимое образовательное значение, так как эта работа тесно связана с учебным материалом по природоведению и изобразительному искусству.

Разнообразный природоведческий материал, встречающийся в «Дневнике наблюдений над природой и трудовой деятельно¬стью человека, 1 класс, и множество тем по природоведению во II и III классах формируют умения узнавать, давать харак¬теристику по листьям деревьев и кустарников, травам, по цвету, форме и другим признакам. Подготовительная работа и исполь-зование засушенных растений на уроках труда для оформле¬ния изделий помогают успешнее запомнить названия отдельных представителей растительного мира, усвоить характерные осо-бенности формы листьев, различия их расцветки в разное вре¬мя года и пр. Многие поделки, изготовленные на уроках труда, используются в качестве наглядного дидактического материала в процессе преподавания природоведения, т. е. имеют совершен¬но определенное практическое значение.

На уроках изобразительного искусства в I—III классах (раз¬делы «Рисование с натуры и по представлению», «Декоратив¬ное рисование») учащиеся учатся изображать листья, правиль¬но передавать их форму и окраску, использовать свои знания и умения при стилизации растительных форм. Самостоятельно из¬готовленные простейшие гербарии становятся хорошим нагляд¬ным материалом для зарисовки.

Сбор листьев и растений, их засушивание и использование при оформлении гербариев, ботанических лото, викторин, деко¬ративных панно и др. требуют соблюдения некоторых правил. Засушенные растения и листья за исключением аппликационных работ обработке не подвергаются. Их пришивают или приклеи¬вают к картону и бумаге. Значительная доля труда при подго¬товке и оформлении гербарных листьев, карточек для лото и пр.

1 Клепинина 3. А., Чистова Л. П. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека, 1 класс. М., 1978.

2 Заказ 1881

17

падает на обработку бумаги и картона. Однако эта кажущаяся простота трудового процесса таит в себе определенные трудно¬сти, требует сноровки и аккуратности. Засушенные растения становятся довольно хрупкими и ломкими, что требует осторож¬ности при их закреплении.

Листья и растения необходимо подбирать по размерам, фор¬ме, окраске и качеству в зависимости от того, для каких работ они предназначаются. Не следует, конечно, собирать подопрев¬шие, мятые, рваные экземпляры. Бесцельный сбор материала может привести к тому, что даже из большого количества соб¬ранных и засушенных растений мало что пригодится для рабо¬ты. Заготовку можно организовать во время экскурсий с учите¬лем в лес, парк, во время прогулок во дворе, в близлежащем сквере или во время поездок с родителями за город. Хотя сры-вание листьев с. кустарников и деревьев не приносит вреда рас¬тениям, рекомендуется собирать все же опавшие листья, так как это исключает ломку веток.

•Сбор листьев и растений лучше всего приурочить к 10 часам утра, когда они просохнут от росы и дождя. Мокрые листья в процессе засушивания и термической обработки буреют. Не ре-комендуется складывать собранный материал в сумку, короб¬ку или корзинку. Надо сразу укладывать растения в ботаничес¬кую папку с достаточным запасом сложенных вдвое (по ее раз-мерам) газетных листов. Ботаническую папку изготавливают на уроках труда (можно использовать и папку «Дело»). Листья расправляют и укладывают так, чтобы они не соприкасались друг с другом. Каждый слой перекладывают газетными листа¬ми. Для изготовления гербариев «Части растений», «Растения луга», «Растения леса» и др. необходимы целые растения. Каж¬дый экземпляр также укладывают между страницами газет; ак¬куратно расправляя корни, листья, цветки.

Детей необходимо предупреждать, чтобы они не засушивали растения в книгах, так как от этого страницы желтеют, а само засушивание получается некачественным —листья становятся МОр ЩИ1НИСТЫМИ.

Засушивать собранный материал можно двумя способами: под прессом и термически (проглаживая утюгом). Засушивание под прессом осуществляют следующим образом. Лист фанеры покрывают двумя газетами, сложенными вчетверо. На них акку¬ратно выкладывают из ботанической папки и одно из растений вместе с газетным листом, на котором оно разложено, и покры¬вают еще одним слоем газет. Затем кладут второй газетный лист с разложенными листьями и растениями и покрывают их новым слоем газет. Последний слой газет накрывают фанерой, на которую укладывают три-четыре кирпича или другой груз. Утром снимают пресс и заменяют отсыревшие газетные проклад¬ки сухими, а влажную бумагу кладут для просушки. Вторую перекладку производят вечером, а начиная с утра третьего дня

до конца сушки растения перекладывают сухой бумагой один раз в сутки. Ежедневная замена сырых прокладок сухими обя¬зательна, «иначе растения побуреют. Через четырнадцать дней материал готов для работы. Засушивать под прессом можно рас¬тения с мелкими цветками и соцветиями: лютики, клевер и т. п.

Для термического засушивания листьев и растений пользуют¬ся не очень горячим утюгом, осторожно .разглаживая экземпля¬ры, чтобы не порвать и не пересушить их.

Для изготовления гербариев и художественных панно ис¬пользуют не только листья, травы, но и цветы. Однако засуши¬вание цветов с сохранением цвета и формы лепестков—работа очень трудоемкая и может быть выполнена во внеурочное вре¬мя, главным образом в летних городских или загородных пио¬нерских лагерях.

Засушенные листья и растения могут быть использованы для оформления различных плоских изделий (гербариев, ботаничес¬ких лото и викторин), в декоративно-оформительских целях (ук-рашение закладок и обложек папок и альбомов, «стенгазет, ка¬лендарей погоды и труда). Остановимся подробнее на некото¬рых из этих работ.

ГЕРБАРНЫЙ ЛИСТ

I класс

Гербарии на тему «Листья деревьев и кустарников», «Расте¬ния нашего леса и парка», «Полевые культуры» и др. можно коллективно изготовить в классе. Это будет хороший материал для уроков природоведения и изобразительного искусства.

Для оформления одного гербарного листа (рис. 5) необхо¬димы: засушенный лист (растение); картон; рисовальная бу¬мага, на которой закрепляют подготовленный растительный ма¬териал (ее размер меньше картона); этикетка для надписи; калька или папиросная бумага (для лучшей сохранности гер¬барного листа); планка (корешок для скрепления кальки с кар¬тоном); крахмальный клейстер.

Ход работы.

1. Заготовить картон (рис. 5, а) *, рисовальную бумагу (рис. 5,6), этикетку и засушенный лист растения (рис. 5, в). На картоне и рисовальной бумаге провести тонкими линиями диа¬гонали, которые послужат для ориентира при сборке гербарно¬го листа и правильного расположения засушенного материала на бумаге.-

2. Заготовить кальку или папиросную бумагу по размеру картона и планку, длина которой соответствует ширине карто¬на (рис. 5,а).

1 Картонная основа должна быть во всем комплекте одинаковой. Такие гербарные листы лучше выглядят, их удобнее хранить в папке (коробке) определенного размера.

 

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика