Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских - Выпуск 3 - Работа с разными материалами (Гукасова) 1980 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для студентов-заочников II—III курсов факультета педагогики и методики начального обучения педагогических институтов
Рекомендовано Главным управлением высших и средних педагогических учебных заведении Министерства просвещения РСФСР
© "Просвещение" Москва 1980
Авторство: А.М, Гукасова , В работе над пособием принимали участие X. Аавик, Таллинский ГПИ имени Э. Вильде (раздел IV); А. М. Гукасова, МГЗПИ (Введение, разделы I, II, III, VII); Л. А. Гриднева, НИИ художественной промышленности (разделы II, V, VI, VIII); И. П. Фрейтаг, ЛГПИ имени А. И. Герцена (раздел VIII); Д. М. Шиляева, Глазовский ГПИ имени В. Г. Короленко (раздел IX).
Формат: PDF Размер файла: 6.1 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Значение работы с разными материалами на уроках труда в начальных классах
Глава 2 Рабата с шишками
Глава 3 Работа с засушенными листьями и растениями
Глава 4 Мозаика из яичной скорлупы
Глава 5 Работа с мочалом
Глава 6 Игрушки-сувениры из клубков ниток
Глава 7 Поделки из коробок
Глава 8 Работа с металлом
Чеканка .......
Игрушки-сувениры из проволоки
Глава 9 Изделия из пенопласта
Заключение
Литература
Скачать бесплатный учебник СССР - Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских - Выпуск 3 - Работа с разными материалами (Гукасова) 1980 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
Советское государство одной из центральных задач общеобразовательной школы считает подготовку подрастающего поколения к труду и общественно полезной деятельности. Поста-новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» обязывает постоянно улучшать систему трудового обучения и воспитания школьников и указывает на совершенствование подготовки педагогических кадров ка:$ на один из конкретных путей осуществления этой задачи1.
Третий выпуск пособия для студентов-заочников факультета подготовки учителей начальных классов по курсу «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских» посвящен работе с разными материалами, что предусмотрено как вузовской, так и школьной программами. В первом разделе пособия раскрыто значение работы с разными материалами на уроках труда в I—III классах, в остальных разделах дана методика изготовления поделок из шишек, листьев, клубков ниток, коробок и пр. Студенты знакомятся с особенностями и свойствами этих материалов, приемами их обработки, технологией изготовления самых разнообразных изделий, получают конкретные методические рекомендации по организации трудового процесса на уроке. В заключительной части каждого раздела предполагаются контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы в межсессионный период. В них немалое внимание уделено упражнениям 'творческого характера, которые приобщают студентов к конструированию.
Авторы, естественно, не1 охватывают всего многообразия материалов. Поскольку глина и древесина обладают специфическими свойствами и требуют особой обработки, было решено создать два самостоятельных пособия по работе с этими материалами. В зависимости от местных природных и климатических условий, производственного окружения, наличия народных художественных промыслов содержание занятий по трудовому обучению в школе может быть видоизменено, что, естественно, найдет отражение в студенческих работах. В таких случаях преподаватель даст заочникам индивидуальные задания, выполнение которых полезно для обмена опытом, взаимного обогащения практическими и методическими знаниями и умениями. Характер и объем заданий преподаватель корректирует, исходя из своих рабочих планов.
К зачетам студенты создают изделия из разных материалов (по каждому разделу пособия), работают над заданиями и вопросами творческого характера, готовятся к беседам о народных промыслах, подбирают для демонстрации детские изделия, которые наглядно показывают результаты педагогической деятельности заочников.
Обширный иллюстративный материал пособия представлен, главным образом, в виде. графических инструкционных карт, которые помогут студентам* лучше разобраться в содержании и послужат образцом при самостоятельной подготовке к зачетам.
Литературы, посвященной работе с разными материалами, мало. Прилагаемая библиография даст возможность уточнить некоторые практические и методические вопросы, расширить свои знания по этому предмету.
Глава I
ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА УРОКАХ ТРУДА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Раздел «Технический труд» программы по трудовому обучению младших школьников кроме обработки бумаги и картона, ткани и текстильных изделий предусматривает работу с разными материалами: природными — шишками, желудями, листьями, мхом, семенами, глиной, песком, камешками, ракушками; частично обработанными—берестой, соломой, мочалом, деревянными брусочками, фанерой, проволокой, фольгой, белой жестью; искусственными—пенопластом, хлорвинилом, поролоном и др, В работе применяют также материалы, называемые «бросовыми»,-— некрупные упаковочные коробки из бумаги и картона, катушки, пробки и др. Программа не ограничивает учителя в выборе материалов, поэтому при планировании занятий следует обязательно учитывать и местные условия: природу, климат родного края, производственное окружение, наличие народных художественных промыслов. Последнее особенно важно, так как во многих областях и районах нашей страны издавна сложилось народное искусство по изготовлению изделий из древесины, бересты, соломы, мочала, глины, прутьев, листьев кукурузы и пр.
При обработке природного и любого другого материала общие задачи трудового обучения остаются неизменными: формирование новых и закрепление уже усвоенных практических знаний и умений, расширение политехнического- кругозора, плодотворное развитие творческих, конструкторских способностей и умений. Как и при изготовлении поделок из бумаги, картона, производятся общетрудовые операции: разметка, резание (ножом или ножницами), монтирование (склеивание, сшивание, соединение деталей на штырях), отделка. В трудовом процессе закрепляются умения планировать свою работу, пользоваться чертежом, инструкционными таблицами и картами, совершенствуется культура труда во всех ее проявлениях. Занятия строятся так, чтобы дети могли развивать свои творческие способности, фантазию. Технологические особенности разных материалов таковы, что их можно применять при изготовлении поделок как в качестве основы, так и для отделки. Из мочала, например, создают законченные изделия, используя цветные нитки для скрепления деталей и отделки. В работах же с коробками или клубками мочало можно применять как вспомогательный материал (грива льва, волосы матрешки). Чешуйки шишек, береста, солома хороши как в объемных, так и в плоских изделиях. Чешуйки шишек (можно наклеить по контурному рисунку и создать своеобразные узоры, точно вылепленные из воска. Береста годится для аппликации, солома — для инкрустации. Один и тот же сказочный персонаж— зверюшка, птица — может быть сделан из шишек, клубка ниток, коробки и т. п.
Некоторые виды работ выполняют на протяжении всех трех лет обучения с постепенным усложнением технологических операций. Причем учитель совершенствует не только технологию и конструкцию изделия, но и расширяет знания детей, опираясь на их опыт и содержание других учебных предметов, главным образом природоведения, изобразительного искусства, чтения, что, естественно, способствует упрочению межпредметных связей. Сбор, хранение и обработка природных материалов позволяют использовать и закреплять знания и навыки, получаемые на уроках природоведения и рисования. Разнообразные изделия, изображающие героев сказок и других литературных произведений, становятся своеобразными иллюстрациями на уроках чтения. Можно подготовить интересные беседы о соломе и бересте, о (мочале и древесине, пенопласте и поролоне. Исходя из местных условий, необходимо подбирать сведения и факты, обогащающие детей знаниями политехнического характера. На уроках трудового обучения младшие школьники изучают и сравнивают физические, механические и технологические особенности разных матер и адов, проводят опыты и наблюдения, овладевают -приемами сборки изделий и умениями пользоваться рабочим инструментом.
Говоря о решении общетрудовых задач, нельзя не остановиться на (развитии творческих и конструкторских способностей детей. Возможности здесь неисчерпаемы, что и пытаются показать авторы в практических разделах пособия. Творческая художественная направленность занятий проявляется не только в желании и умении создавать красивые, аккуратно отделанные и нарядные изделия, но в предварительном продумывании создаваемого образа. Каждый персонаж, будь то сказочный герой или реальное существо, имеет свое лицо, свой конкретный облик. Вот сделан из короб™ веселый пес Дружок с поднятыми ушами, выразительными глазами, даже улыбающийся. А можно создать и другой образ: уши и глаза опущены, Дружок провинился или обижен кем-то. Из куска мягкой проволоки с добавлением определенных деталей получается и танцующий чел-овечек, и трусливый заяц, и страшная баба-яга с неизменной метлой. Многие материалы— шишки, желуди, камешки, коробки, катушки, клубочки, обладающие определенной формой и прочностью, становятся основой изделия. Проявляя самостоятельность и фантазию, учащиеся могут добавить новые детали, создать новый образ. Под руководством учителя они вносят изменения в способы оформления, заменяют материалы, изыскивают возможности придать изделию прочность и долговечность. Все это, как ни в каких других видах работ, способствует развитию конструкторских способностей детей. Каждый материал придает изделию своеобразие и выразительность. Дети приобщаются к творческому поиску, что способствует развитию фантазии, вызывает чувства радости и удовлетворения. А это важно для обогащения внутреннего мира ребенка.
Таким образом, создание игрушек, сувениров и других изделий из разных материалов приближается к художественному конструированию, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей ребенка.
Природные материалы собирают в основном сами учащиеся, что также имеет неоценимое воспитательное значение. Дети привыкли, что бумагу, картон, ткани, конструкторы и многое другое для уроков трудового обучения родители покупают. О природных же материалах надо позаботиться самим. В парке, лесу, на берегу реки и даже у себя во дворе школьники, имея определенное задание, найдут подходящие -ветки и листья, шишки и камушки. Природа щедра -и разнообразна. Сбор природных материалов, а тем более работа с ними, воспитывают умение видеть прекрасное в природе, бесконечное разнообразие и богатство ее красок, форм.
При сборе природных материалов детям следует неоднократно напоминать о бережном отношении к природе —не ломать ветки кустарников и деревьев, не срывать цветов или иных ра-стений больше, чем это нужно для работы. Листья, ветки, корни, шишки можно всегда собрать с земли, что исключает поломку растений. Если же есть необходимость заготовить нужный материал непосредственно с кустов или деревьев, то делать это следует очень осторожно, постоянно помня об охране природы.
В заготовке деревянных реек, кусков поролона, пенопласта, фанеры и т. п. могут помочь местные предприятия, родители, шефы. «Бросовые» же материалы найдутся в каждом доме. Их использование приучает школьников к экономии и бережливости. Конечно, учитель заблаговременно предупреждает детей о заготовке необходимого для уроков труда материала.
Практическое применение изделий из разных материалов достаточно широко, и это содействует решению определенных воспитательных задач. Создавая вещи учебного, хозяйственно-бытового назначения, игрушки, сувениры, школьники убеждаются в практической значимости своего труда.
Во всех разделах пособия даются четкие указания о практическом применении предлагаемых изделий. В каждом конкретном случае руководители кружков с участием детей смогут принять в этом отношении свои решения.
Это очень ценно, так как изготовление малопригодных изделий расхолаживает детей, не приносит нужного удовлетворения, а главное теряет воспитательную направленность их дея-тельности.
Говоря о воспитательной значимости кружков по обработке разных материалов нельзя не остановиться на формировании многих моральных качеств детей. Как любой посильный и инте-ресный труд, имеющий практическую значимость, деятельность детей во внеурочное время воспитывает дружбу и товарищество, дисциплинированность, взаимопомощь. Укрепляются навыки культуры труда.
Внеурочные занятия по труду ценны еще и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т. е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребенка, приносит ему много радостей и большое удовлетворение.
Таким образом, трудно переоценить значение раздела «Работа с разными материалами» в общей системе обучения труду младших школьников. Использование для практических работ разнообразных материалов имеет большое образовательное и воспитательное значение, способствует развитию политехнических знаний, творческих и конструкторских способностей, совершенствованию эстетических представлений, вкуса.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1.Каково значение работы с разными материалами в трудовом обучении младших школьников?
2.Назовите, какие материалы относятся к группе разных материалов, как их классифицируют и каковы их характерные особенности.
3.Расскажите о природных и разных материалах, характерных для вашей местности.
4.Раскройте воспитательное и образовательное значение работ с разными материалами.
5.Покажите взаимосвязь раздела «Работа с разными материалами» 'с другими разделами программы по трудовому обучению в младших классах.
Глава II
РАБОТА С ШИШКАМИ
Шишки ели и сосны 1 отличаются друг от друга по форме, размеру и другим данным. Еловые шишки пригодны для изготовления фигурок с удлиненным туловищем, сосновые же подходят для таких игрушек, .как птичка, забавный человечек и пр.
Наиболее подходящими для работы являются нераскрывшиеся шишки. Чтобы после высыхания они не ‘изменили свою форму, их «купают» в теплом жидком столярном клее, так, чтобы клей проник под чешуйки, затем высушивают. Через два-три дня шишки готовы к работе. Если собраны сухие, раскрывшиеся шишки, то их сначала вымачивают, затем высушивают и после этого обрабатывают, как было сказано выше. Однако обработка шишек с помощью клеевого раствора затруднительна в условиях класса и больше пригодна для внеклассной кружковой ра-боты. Практика показывает, что из раскрывшихся шишек также можно делать забавные игрушки, например ежа, сову.
Обычно используют шишки правильной формы, но для изготовления некоторых поделок (белочки, рыбки, кошки с выгнутой спиной) нужна не прямая шишка, а изогнутая. Если в собранном для работы материале подходящего экземпляра нет, то обычную шишку вымачивают в кипятке, чтобы она стала мягкой, аккуратно изгибают ее концы и стягивают их резинкой, веревочкой или изоляционной лентой. После такой обработки, высохнув, шишка принимает изогнутую форму.
Для изготовления поделок необходимы также вспомогательные материалы: ветки, семена клена, ясеня, плюски желудей, перья, цветная бумага, кусочки ткани, пластилин и др.
Останов1имся на подборе веток с рогатками и сучьями, которые придают игрушке выразительность и динамику (танцующий человечек, бегущий олень, журавль, поджавший одну ногу, и пр.). Для этой цели подходят ветки сирени, вишни, кизила, краснотала и других кустарников. Очень тонкие, так же как и слишком толстые ветки, собирать не следует. Они должны быть пропорциональны размеру шишки. Непригодны и прошлогодние ветки, так как они после осенних дождей и зимы подгнивают и становятся непрочными. На основании эскиза, сделанного для задуманной поделки, подбирают ветки с определенным расположением рогаток и сучьев. Их обработку выполняют с помощью острого ножа, строго соблюдая правила техники безопасности.
Заготавливая материал, надо помнить об охране растений в лесу, парке, во дворе. Не ломать кустов и деревьев. Осенью в условиях города легко подобрать необходимый запас после обрезки деревьев и кустарников в парках или скверах. Собранный материал рекомендуем связать в пучки и хранить в картонных коробках.
Соединение деталей можно выполнить разными способами. Самый простой, но менее эстетичный и прочный — сборка с использованием пластилина. Другой способ—соединение деталей на штырях с применением синтетического клея. Штыри изготавливают при помощи ножа и вставляют в отверстия, выполненные шилом. Об особенностях сборочных работ при изготовлении каждой поделки будет рассказано ниже.
Простейшими изделиями из шишек, являются фигурки зверей, птиц, рыб. Образцы таких поделок изображены на рисунке 1. Здесь же схематически показано положение каждой фигурки— вертикальное, наклонное, горизонтальное.
СОВА
I класс
Ддя изготовления совы (рис. 2) нужны: одна шишка (туловище), две плюски желудей (глаза), две доли желудя (лапы), пластилин темный (для крыльев, ушей, клюва, для закрепления плюсок и половинок желудя на шишке). Расположение шишки вертикальное (рис. 2, а).
Рис. 2. Сава
Инструменты: стека для работы с пластилином, ножницы (если используется бум ага).
Ход работы.
1.Соизмерив брусок пластилина с шишкой (рис. 2,6), разделить его, как показано на рисунке 2, в: 1-я и 2-я части для крыльев, 3-я — для клюва, 4-я и 5-я — для закрепления плюсок от желудей (глаза), 6-я и 7-я —для ушей, 8-я и 9-я — для закрепления двух долек желудя (ног), 10-я — для подставки.
2.Вылепить из пластилина крылья, клюв, уши, заполнить пластилином плюски, слепить подставку.
3.Собрать вое части, скрепив их с шишкой. Поставить игрушку на подставку. Для большей устойчивости изделия подставку можно закрепить на спичечной коробке.
ОЛЕНЬ
II—III классы
Для изготовления игрушки (рис. 3) понадобятся: одна еловая шишка (туловище), ветка ели, сосны, сирени или жимолости (шея, голова, рога) и ветки любых пород кустарников и деревьев (ноли).
Инструменты: нож, ножницы, шило или маленькое сверло, клей ПВА.
Ход работы.
1.Заготовить все необходимые детали и выполнить их обработку:
а)приготовить четыре детали одинаковой длины для ног (рис. 3, в);
б)просверлить <в шишке отверстие с той стороны, где крепится деталь, изображающая шею, голову, рога (рис. 3,а);
в)обрезать ножом или ножницами ветку для шеи, головы, рогов (рис. 3,6).
2.Заостренный конец последней детали смазать клеем и осторожно вставить в отверстие, сделанное в шишке-туловище.
3.Каждый заостренный конец веток-ног поочередно смазать клеем и вставить под чешуйки шишки так, как показано на рисунке 3, г.
Эта работа требует от детей аккуратности и тщательности, так как если длина ног не будет одинаковой, то олень не сможет стоять; если отверстие в шишке будет очень большим, а ветка заточена слишком тонко, то голова оленя не закрепится.
ТАНЦУЮЩИЕ КУКЛЫ
II—III классы
Для выполнения этой работы (рис. 4) понадобятся две сосновые шишки: одна, не раскрывшаяся — голова, другая, сильно 12
a
Рис. 4. Танцующие куклы
раскрывшаяся — юбочка. Для головы вместо шишки можно использовать орех. Ив веток любых деревьев заготавливают две детали: одну — для шеи, рук, туловища, а вторую — для ног (рис. 4,6). Для обуви могут быть использованы семена различных растений (тыквы, арбуза) или желуди. Для художественного оформления изделия можно использовать фольгу, цветную бумагу и пр.
Ход работы.
1.Заготовить и обработать все необходимые детали:
а)подобрать шишки, просверлить в них отверстия для закрепления веток;
б)срезать ветки таким образом, чтобы из одной получились шея, руки, туловище до талии, а из другой — ноги (рис. 4, б);
в)В семенах, предназначенных для обуви, сделать отверстия, в которые вставляют концы веток-ног (рис. 4, в).
2.Заостренные концы ног смазать клеем и вставить в отверстия на семенах (рис. 4,а).
3.Концы веток шеи и туловища смазать клеем и вставить их в подготовленные отверстия на голове и юбочке (рис. 4,5).
4.Конец ветки, соединяющей обе ноги, смазать клеем и вставить в центр раскрывшейся шишки-юбочки (рис. 4,5).
5.Пока сохнет клей, подготовьте детали для художественного оформления изделия — шапочку, ладошки, бантики (рис. 4, а).
Методические указания к работе в классе
Из разнообразных природных растительных материалов для первоначальных работ в I классе наиболее подходящими являются шишки. Так как мышцы пальцев первоклассников еще не-достаточно развиты и оборка на штырях при помощи клея еще затруднительна, при склеивании деталей обычно используют пластилин. Для придания изделиям законченного вида также при-меняют пластилин (например, делают из пластилина конечности и мордочку ежика или другого животного, голову птицы, подставку). Чтобы все дополнительные детали из пластилина были пропорциональны размеру шишек, учитель предварительно размечает брусок пластилина на нужное количество частей, как, например, было сделано при изготовлении совы. Для каждой игрушки количество и размеры этих частей, естественно, различны.
Удобнее всего работы с шишками выполнять в первой четверти, когда их легко собрать. Обычно этим занятиям предшествует работа с пластилином, как с материалом, наиболее знакомым первоклассникам.
По рисункам 1 и 2 видно, что в работах с шишками ребенок учится воспринимать графические изображения. Анализируя готовый образец, чучело создаваемого животного, рисунок, следует заострить внимание детей на том, как расположена основная деталь из шишки по отношению к земле: горизонтально, вертикально или наклонно. Осевая линия помотает мысленно представить середину предмета. Так же графически следует изобразить на доске деление бруска пластилина на нужное количество частей.
Для первоклассников подходит любой из предлагаемых в пособии образцов поделок — рыба, еж, сова, пингвин, поросенок. (Хорошо, если студент самостоятельно подберет сюжет для занятий.) Под руководством учителя дети анализируют образец и схематический рисунок (рис. 1, 2). Большое внимание уделяется деталям, которые придают своеобразие каждому изделию; определяется положение фигуры по отношению к столу, полу, земле.
Хорошо провести в I классе два занятия с шишками, чтобы закрепить практические умения и повторить работу по схематическому рисунку. На втором уроке учитель дает на доске три схемы расположения туловища зверя или птицы, а учащиеся выполняют .изделие по собственному замыслу.
Полезно и целесообразно объединить несколько изделий в макет, о чем следует условиться с учащимися заранее. Наиболее просто составить макет «Свинофермы» или «Птицефермы». Воз-можны и шуточные макеты, например «Встреча в лесу» (еж встречает птичку) или «Кто быстрее?» (пингвин и черепаха).
Работа с шишками в I классе является хорошей подготовкой к использованию того же материала во II и III классах, где характер обработки шишек усложняется. Для этих классов реко-мендуем поделки «Олень» и «Танцующие куклы».
На втором и третьем году обучения школьники изготавливают животных и фигурки человека в динамике, с конечностями из веток. Конструкторские задания предусматривают передачу движения. Например, при изготовлении оленя обрабатывают ветку так, чтобы олень наклонил голову или поднял ее высоко вверх. Подбирают ветки для ног так, чтобы олень лежал или вставал. По аналогии с этим изделием можно сделать аиста, цаплю, страуса.
В III классе учитель дает задание подготовить и срезать ветки для изготовления рук так, чтобы поза у куклы изменилась, •например, чтобы кукла была танцующей.
Задания для самостоятельной работы
1.Расскажите, как запасать, хранить и подготавливать к работе шишки, ветки, семена.
2.Опишите характерные особенности обработки шишек.
3.Раскройте методические особенности работы с шишками по классам.
4.Изготовьте графическую инструкционную карту к одному из изделий, которое сконструировано самостоятельно.
Глава III
РАБОТА С ЗАСУШЕННЫМИ ЛИСТЬЯМИ И РАСТЕНИЯМИ
Сбор, сортировка и засушивание листьев различных пород кустарников, деревьев, травянистых растений имеет неоценимое образовательное значение, так как эта работа тесно связана с учебным материалом по природоведению и изобразительному искусству.
Разнообразный природоведческий материал, встречающийся в «Дневнике наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека, 1 класс, и множество тем по природоведению во II и III классах формируют умения узнавать, давать характеристику по листьям деревьев и кустарников, травам, по цвету, форме и другим признакам. Подготовительная работа и исполь-зование засушенных растений на уроках труда для оформления изделий помогают успешнее запомнить названия отдельных представителей растительного мира, усвоить характерные осо-бенности формы листьев, различия их расцветки в разное время года и пр. Многие поделки, изготовленные на уроках труда, используются в качестве наглядного дидактического материала в процессе преподавания природоведения, т. е. имеют совершенно определенное практическое значение.
На уроках изобразительного искусства в I—III классах (разделы «Рисование с натуры и по представлению», «Декоративное рисование») учащиеся учатся изображать листья, правильно передавать их форму и окраску, использовать свои знания и умения при стилизации растительных форм. Самостоятельно изготовленные простейшие гербарии становятся хорошим наглядным материалом для зарисовки.
Сбор листьев и растений, их засушивание и использование при оформлении гербариев, ботанических лото, викторин, декоративных панно и др. требуют соблюдения некоторых правил. Засушенные растения и листья за исключением аппликационных работ обработке не подвергаются. Их пришивают или приклеивают к картону и бумаге. Значительная доля труда при подготовке и оформлении гербарных листьев, карточек для лото и пр.
1 Клепинина 3. А., Чистова Л. П. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека, 1 класс. М., 1978.
2 Заказ 1881
17
падает на обработку бумаги и картона. Однако эта кажущаяся простота трудового процесса таит в себе определенные трудности, требует сноровки и аккуратности. Засушенные растения становятся довольно хрупкими и ломкими, что требует осторожности при их закреплении.
Листья и растения необходимо подбирать по размерам, форме, окраске и качеству в зависимости от того, для каких работ они предназначаются. Не следует, конечно, собирать подопревшие, мятые, рваные экземпляры. Бесцельный сбор материала может привести к тому, что даже из большого количества собранных и засушенных растений мало что пригодится для работы. Заготовку можно организовать во время экскурсий с учителем в лес, парк, во время прогулок во дворе, в близлежащем сквере или во время поездок с родителями за город. Хотя сры-вание листьев с. кустарников и деревьев не приносит вреда растениям, рекомендуется собирать все же опавшие листья, так как это исключает ломку веток.
•Сбор листьев и растений лучше всего приурочить к 10 часам утра, когда они просохнут от росы и дождя. Мокрые листья в процессе засушивания и термической обработки буреют. Не ре-комендуется складывать собранный материал в сумку, коробку или корзинку. Надо сразу укладывать растения в ботаническую папку с достаточным запасом сложенных вдвое (по ее раз-мерам) газетных листов. Ботаническую папку изготавливают на уроках труда (можно использовать и папку «Дело»). Листья расправляют и укладывают так, чтобы они не соприкасались друг с другом. Каждый слой перекладывают газетными листами. Для изготовления гербариев «Части растений», «Растения луга», «Растения леса» и др. необходимы целые растения. Каждый экземпляр также укладывают между страницами газет; аккуратно расправляя корни, листья, цветки.
Детей необходимо предупреждать, чтобы они не засушивали растения в книгах, так как от этого страницы желтеют, а само засушивание получается некачественным —листья становятся МОр ЩИ1НИСТЫМИ.
Засушивать собранный материал можно двумя способами: под прессом и термически (проглаживая утюгом). Засушивание под прессом осуществляют следующим образом. Лист фанеры покрывают двумя газетами, сложенными вчетверо. На них аккуратно выкладывают из ботанической папки и одно из растений вместе с газетным листом, на котором оно разложено, и покрывают еще одним слоем газет. Затем кладут второй газетный лист с разложенными листьями и растениями и покрывают их новым слоем газет. Последний слой газет накрывают фанерой, на которую укладывают три-четыре кирпича или другой груз. Утром снимают пресс и заменяют отсыревшие газетные прокладки сухими, а влажную бумагу кладут для просушки. Вторую перекладку производят вечером, а начиная с утра третьего дня
до конца сушки растения перекладывают сухой бумагой один раз в сутки. Ежедневная замена сырых прокладок сухими обязательна, «иначе растения побуреют. Через четырнадцать дней материал готов для работы. Засушивать под прессом можно растения с мелкими цветками и соцветиями: лютики, клевер и т. п.
Для термического засушивания листьев и растений пользуются не очень горячим утюгом, осторожно .разглаживая экземпляры, чтобы не порвать и не пересушить их.
Для изготовления гербариев и художественных панно используют не только листья, травы, но и цветы. Однако засушивание цветов с сохранением цвета и формы лепестков—работа очень трудоемкая и может быть выполнена во внеурочное время, главным образом в летних городских или загородных пионерских лагерях.
Засушенные листья и растения могут быть использованы для оформления различных плоских изделий (гербариев, ботанических лото и викторин), в декоративно-оформительских целях (ук-рашение закладок и обложек папок и альбомов, «стенгазет, календарей погоды и труда). Остановимся подробнее на некоторых из этих работ.
ГЕРБАРНЫЙ ЛИСТ
I класс
Гербарии на тему «Листья деревьев и кустарников», «Растения нашего леса и парка», «Полевые культуры» и др. можно коллективно изготовить в классе. Это будет хороший материал для уроков природоведения и изобразительного искусства.
Для оформления одного гербарного листа (рис. 5) необходимы: засушенный лист (растение); картон; рисовальная бумага, на которой закрепляют подготовленный растительный материал (ее размер меньше картона); этикетка для надписи; калька или папиросная бумага (для лучшей сохранности гербарного листа); планка (корешок для скрепления кальки с картоном); крахмальный клейстер.
Ход работы.
1.Заготовить картон (рис. 5, а) *, рисовальную бумагу (рис. 5,6), этикетку и засушенный лист растения (рис. 5, в). На картоне и рисовальной бумаге провести тонкими линиями диагонали, которые послужат для ориентира при сборке гербарного листа и правильного расположения засушенного материала на бумаге.-
2.Заготовить кальку или папиросную бумагу по размеру картона и планку, длина которой соответствует ширине картона (рис. 5,а).
1 Картонная основа должна быть во всем комплекте одинаковой. Такие гербарные листы лучше выглядят, их удобнее хранить в папке (коробке) определенного размера.
Автор-учебника - Гукасова А.М. , Методики преподавания , ★ВСЕ➙ Практикум - Практические занятия, ★ВСЕ➙ ОБЩЕЕ-ОБЗОРНОЕ-ОСНОВЫ, Педагогическое образование, Автор – Аавик Х., Автор – Гриднева Л.А., Автор – Фрейтаг И.П., Автор – Герцена А.И., Автор – Шиляева Д.М., Автор – Короленко В.Г.