Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских (Рожнев) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 page---001_13352.jpg

Назначение: Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для учащихся педагогических училищ по специальности № 2001

В пособии раскрыты задачи, содержание и методы обучения учащихся начальных классов по обработке бумаги, картона, ткани, разных материалов и техническому моделированию. Каждая глава заканчивается учебными вопросами и заданиями.

1-е издание вышло в 1981 г. (авторы В. П. Кузнецов, Я. А. Рожнев). 2-е издание доработано с учетом основных положений реформы школы и новых программ по трудовому обучению 

© "Просвещение" Москва 1988 

Авторство: Рожнев Яков Андреевич

Формат: PDF Размер файла: 16.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая. Методика трудового обучения в начальных классах 

Глава 1

 Задачи трудового обучения * . . 3

§ 1. Из истории развития преподавания трудового обучения в советской школе

§ 2. Политехническая 'трудовая подготовка учащихся 7

§ 3. Психологическая подготовка учащихся к труду 12

§ 4. Всестороннее развитие учащихся в труде 15

§ 5. Практическая' подготовка учащихся к труду . .22

Глава II. Содержание трудового обучения . . 25

§ 1. Анализ программы трудового обучения -

§ 2. Принципы определения содержания трудового обучения . , , 28

§ 3. Содержание политехнических знаний н умений ,31

§ 4. Связь уроков трудового обучения с другими предметами . 32

§ 5. Связь школы, семьи и общественных организаций в профориентационной работе 34

Глава III. Учебно-материальная база трудового обучения ... 35

§ 1. Кабинет трудового обучения ' 36

§ 2. Оборудование кабинета трудового обучения ...... 37

См. оглавление полностью...

Глава IV. Методы трудового обучения . .47

§ 1. Методы трудового обучения в профессиональной и общеобразовательной школе   -

§ 2. Методы, определяемые по источникам информации , ... 51

§ 3. Методы, определяемые по видам деятельности учащихся ... 57

§ 4. Методы, определяемые по управлению деятельностью учащихся 61

§ 5. Содержание и методы работы с первоклассниками-шестилетками 63

Глава V. Урок трудового обучения 68

§ 1. Специфика и типы уроков трудового обучения . . ... . . -

§ 2. Техническая документация и методы работы с ней на уроках трудового обучения , ... 69

§ 3. Структура урока трудового обучения 83

§ 4. Планирование уроков трудового обучения 86

§ 5. Подготовка и проведение уроков трудового обучения ... 87 § 6. Примерные планы уроков трудового обучения 96

§ 7. Техника безопасности на уроках 101

Глава VI. Экскурсии в трудовом обучении 103

§ 1. Значение экскурсии -

§ 2. Подготовка к экскурсии 104

§ 3. Проведение экскурсии 107

Глава VII, Внеурочная работа по трудовому обучению . . . 109

§ 1. Задачи, содержание и организация внеурочной работы ... -

§ 2. Индивидуальная работа 111

§ 3. Работа в кружках, группах продленного (полного) дия и пионерских лагерях   112

§ 4. Массовые формы внеурочной работы . .114

Часть вторая. Практикум в учебных мастерских ... . . 119

Глава VIII. Формирование политехнических умении ... . -

§ 1. Планирование трудового процесса .120

§ 2. Организация рабочего места .121

§ 3. Разметочные и измерительные операции . -

§ 4. Технологические операции .124

Глава IX. Работа с бумагой и картоном . 131

§ 1. Краткие сведения из/ истории бумажной промышленности . . - § 2. Изготовление бумаги и картона  132

f 3. Виды бумаги и картона, используемые на уроках трудового обучения 135

§ 4, Ознакомление с волокнистым строением бумаги 138

§ 5. Обработка бумаги 140

Глава X. Обработка бумаги и картона   .142

§ 1. Разметка и измерение -

в 2. Сгибание бумаги и картона .144

| 3. Резание бумаги и картона *146

§ 4. Соединение деталей из бумаги н картона 149

§ 5. Переплетные работы 156

Глава XI. Работа с тканью и волокнистыми материалами . . , .161

§ 1. Краткие сведения о развитии текстильной промышленности . . -

§ 2. Волокнистые материалы, нитки, ткани   .162

| 3. Кронка, плетение, шитье   169

§ 4. Отделка изделий из ткани 181

Глава XII. Работа с разными материалами 183

11. Древесина   -

2. Металлы и сплавы 189

3. Глина, пластилин, папье-маше 192

4. Пластмассы 198

5. Работа с природными материалами 202

Глава XIII. Техническое моделирование 209

§ 1. Роль и место технического моделирования -

§ 2. Понятие о машине, макете и модели . . . . . .210

§ 3. Моделирование из набора деталей конструкторов . . . .213

I 4. Обучение элементам конструирования 216

§ 5. Содержание и методы технического моделирования . 223

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских (Рожнев) 1988 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Часть первая

МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Глава I. ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Из истории развития преподавания трудового обучения в советской школе

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла неограниченные возможности для гармонического развития личности в процессе свободного творческого труда. В одном из первых документов Советской власти, в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.), отмечалось, что труд рассматривается как один нз важнейших компонентов обучения, образования и всестороннего развития личности. Однако при реализации принципа построения единой трудовой школы сре-ди работников народного образования в 20-е годы возникли различные точки зрения. Одпи методисты и учителя считали, что для обеспечения связи школы с жизнью, производством необходимо включить трудовое обучение в учебный план обще-образовательной школы как самостоятельный предмет. Другие полагали, что обучать труду можно в процессе преподавания основ наук, не включая в учебный план труд как самостоятельный предмет. Третья часть методистов и учителей утверждала, что трудовое обучение должно занять ведущее место в школьной системе обучения. Последняя точка зрения на некоторое время оказалась решающей, и в школе внедрилась так называемая комплексная, или проектная, система обучения, соглас-но которой элементы знаний по основам наук группировались вокруг конкретных трудовых заданий учащихся. Например* получив задание вскопать грядку для посадки овощей, учащиеся должны были начертить форму грядки (черчение), вычис-лить, какова площадь грядки (математика), определить, каков грунт грядки (естествознание), и т. д. При таком построении учебного процесса невозможно было вооружить учащихся систематизированными знаниями основ наук. Более того, не создалось системы и самого трудового обучения, так как его содержание зависело от случайных факторов.

Комплексная, или проектная, система была осуждена в постановлениях ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» и от 25 августа 1932 г. «Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе». В результате этих постановлений в школе было восстановлено предметное преподавание основ наук. Трудовое обучение было включено в учебный план как отдельный предмет. Однако недостаток ква-

лпфицированных учителей трудового обучения, отсутствие удовлетворительной материальной базы и другие негативные факторы привели к тому, что в 1937 г. трудовое обучение как самостоятельный предмет был исключен из учебного плана школы.

В довоенные годы, во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы трудовое воспитание осуществлялось в процессе внеклассной и внешкольной общественно полезной работы.

В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду. Исходя из требований индустриального производства, XIX съезд КПСС в 1952 г. принял решение о развертывании в общеобразовательной школе трудовой политехнической подготовки учащихся. В соответствии с решениями партии Министерство просвещения РСФСР совместно с Академией педагогических наук СССР в .1954 г. пересмотрели учебный план общеобразовательной школы и включили в него новый предмет — трудовое обучение. В начальных классах этот предмет стал называться ручной труд, который рассматривался как одно из средств всестороннего развития учащихся. При этом в качестве основной была поставлена задача вооружения учащихся несложными трудовыми умениями, привития интереса и любви к труду, воспитания навыков культуры труда. На уроки труда в I—IV классах отводилось по одному часу в неделю. В содержание уроков ручного труда включались работы с бумагой, картоном, тканью, глиной, пластилином, древесиной, проволокой и другими материалами. Программой предусматривались работы по выращиванию растений на учебно-опытном участке и в классном уголке природы.

В 1956 г. на XX съезде КПСС были конкретизированы задачи и основные направления трудовой политехнической подготовки учащихся.

В 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в котором отмечается, что «перестройка системы народного образования будет иметь огромное значение для дальнейшего материального и духовного развития советского общества, повысит роль советской школы в образовании и воспитании молодежи, лучше обеспечит подготовку высококвалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства»’.

В 1959/60 учебном году программа по труду была значительно изменена и получила название «Трудовое обучение и общественно полезный труд». В качестве основной в этой про-

1 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917—1973 гг./Сост. А. А. Абакумов и др.— М., 1974.— С, 61.

грамме была поставлена задача подготовки учащихся к жизни, самостоятельной трудовой деятельности. Содержание трудовой подготовки оставалось в основном таким же, как и в программе 1954/55 учебного года.

В 1961 г. на XXII съезде КПСС было уделено большое внимание повышению воспитательной роли труда. В 1965 г. при Академии педагогических наук РСФСР была создана Комиссия по определению содержания трехлетнего начального образования, которая включала в себя и секцию трудового обучения. В этой секции был разработан новый проект программы по трудовой политехнической подготовке учащихся I—III классов, который проходил экспериментальную проверку в течение 5 лет. После существенной доработки в 1969 г. была создана и утверждена новая программа под названием «Трудовое обучение», в которой нашли отражение новейшие достижения педагогической теории и практики, накопленные за предшествующие годы. В программе трудовая политехническая подготовка уча-щихся начальных классов рассматривается как важнейшая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития. Программа предусматривает расширение трудового опыта детей, их знаний о производстве, воспитание ко^ммуни- стического отношения к труду, физическое, умственное, эстетическое и нравственное воспитание учащихся, практическую подготовку школьников.

В решениях XXIII (1966 г.), XXIV (1971 г.), XXV (1976 г.) съездов КПСС указывалось на очередные задачи* стоящие перед школой в области трудового воспитания, политехнического образования и профессиональной ориентации учащихся. Исходя из этих задач, в 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» разработали конкретные мероприятия по организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников с учетом запросов в кадрах местных предприятий, колхозов и совхозов.

В решениях XXVI съезда КПСС (1981 г.), майского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС определены пути дальнейшего развития народного образования, совершенствования системы обучения и воспитания человека коммунистического общества. В решениях указано, что формирование нового человека не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства.

На XXVII съезде КПСС взят курс на ускорение экономического и социального развития страны. В решениях съезда большое внимание уделялось развитию народного образования, улучшению подготовки подрастающего поколения к труду.

На февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС были вскрыты и подвергнуты критическому анализу наиболее острые недостатки в работе современной школы и даны в целом полити-

веские рекомендации учительству для успешной реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы ,(1984 г.).

Реформа школы требует «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания... осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи... В начальной школе (I—IV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить нагрузку учащихся и обеспечить последующее усвоение основ наук... Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное (участие школьников в общественно полезном, производительном труде-являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития... Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная е младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоящий, необходимый обществу... Целью трудового воспитания п обучения в школе должно быть привитие любви и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудоъых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки... Неотъемлемая часть реформы системы народного образования — значительное улучшение подготовки учительских кадров. Будущим учителям, воспитателям нужно дать самые современные знания и хорошую практическую подготовку... Предусмотреть изучение студентами основ современного производства и методов профессиональной ориентации школьников.»1?

Успешное решение задач, поставленных Коммунистической партией и Советским правительством, зависит от подготовки учительских кадров. В постановлении ЦК КПСС о перестройке высшего и среднего специального образования (1986 г.) указы-вается: «Начавшаяся в соответствии со школьной реформой перестройка... направлена на всемерное улучшение учительских кадров, призванных поднять на новый уровень образование и воспитание подрастающего поколения, его подготовку к самостоятельной трудовой жизни...»2.

1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов п материалов.— М., 1984.— С. 40—41, 42, 50—51, 57.

2 Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране.— Правда.— 1986.—* 1 июня.

Все задачи по трудовому обучению и воспитанию подрастающего поколения, стоящие перед современным учителем^ можно объединить в четыре основных блока:

1) политехническая подготовка учащихся к труду;

2) психологическая подготовка учащихся к труду;

3) всестороннее развитие учащихся в труде;

4) практическая подготовка учащихся к производительному труду.

§ 2. Политехническая трудовая подготовка учащихся

Сегодняшние первоклассники, выйдя из стен школы через^ десять лет, вольются в ряды работников производства, оснащенного сложнейшими машинами. Поэтому школа, начиная с. первого года обучения, должна дать учащимся, всестороннюю политехническую подготовку.

Объективные основы политехнической подготовки подрастающего поколения заложены в крупном промышленном производстве,

«Современная промышленность,— писал К. Маркс,— никогда не рассматривает и не трактует существующую форму производственного процесса как окончательную... Посредством внедрения машин, химических процессов и других методов она постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих и в общественных комбинациях процесса труда... Поэтому природа крупной промышленности обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего»1. Рассматривая перемену труда и подвижность функций рабочего как всеобщий закон общественного производства, К. Маркс и Ф. Энгельс, отмечают, что «общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас,— людьми, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней... Уже нынешняя промышленность все меньше оказывается в состоянии применять таких людей. Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства»2. Однако в условиях капитализма требование всестороннего политехнического раз-вития работника вступает в противоречие с интересами хозяев производства. Капитализм искусственно воспроизводит старое разделение труда со старыми специальностями, потому что это. значительно снижает расходы, необходимые на подготовку рабочих кадров. Огромная армия безработных гарантирует капиталистам удовлетворение на рабочую силу и снимает с хо

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд,— Т. 23.— С. 497—498.

2 Там же.—Т. 4,—С. 335.

зяев предприятий заботу о политехническом обучении новых кадров. Основоположники научного коммунизма показывают, что социалистическое производство, базирующееся на новейших достижениях техники, потребует еще большей подвижности трудовых функций. Поэтому всестороннее развитие ра-ботников социалистического производства на базе широких политехнических знаний и умений, дающих возможность им переходить от одной техники к другой, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали как объективную закономерность. Они отмечали, что при коммунизме «для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей»1. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что с изменением технического базиса производства работник будет постоянно совершенствовать свои политехнические знания с тем, чтобы у него была возможность успешно ориентироваться во всей системе общественного про-изводства. Такую ориентировку дает политехническое обучение, «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»2.

Дальнейшее развитие идея политехнического трудового обучения получила в работах В. И. Ленина. Определяя перспективы социалистического производства, В. И. Ленин указывал, что «нельзя себе представить идеалы, будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания»3. В заметках на тезисы Н. К. Крупской, посвященных политехническому обучению, В. И. Ленин отмечал, что советская школа «в мере возможного» должна немедленно приступить к реализации принципов политехнического образования. Чтобы не допустить извращений при реализации политехнических принципов, подчеркивал В. И. Ленин, следует избегать ранней специализации и большое место уделять экскур-сиям на электростанции, заводы, устройству маленьких политехнических музеев и различным видам практических работ. Особенно важной является мысль В. И. Лепина о том, что подготовка специалиста в любой отрасли производства должна сочетаться с общеобразовательным и политехническим обучением, а также общественно полезным трудом. В содержание политехнического обучения В. И. Лепин предлагал включить изучение основ современной индустрии и электрификации стра

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 23.— С. 495.

2 Там же.—Т. 16.-С. ‘198.

3 Ленин В. И. Поли. собр. соч.— Т. 2.— С. 485.

ны, применение электричества к механическому и химическому производству, а также основы агрономии.

Марксистско-ленинская теория политехнического обучения в систематизированном виде была впервые изложена Н. К. Крупской. Опираясь на учение классиков марксизма, Н. К. Крупская отмечает, что объективной основой политехнического обучения является крупная социалистическая промышленность, для которой характерны постоянные изменения технологических процессов, а вместе с ними и функций рабочего. Она также подчеркивала, что бурный рост техники в социалистическом производстве приковывает к ней интерес детей с раннего возраста, а задача воспитателей — всемерно поддерживать и развивать детские технические склонности. Н. К. Крупская дает исчерпывающее определение сущности политехнизма: «Политехнизм— это целая система, в основе которой лежит изучение техники в различных ее формах, взятой в ее развитии и всех ее опосредствованиях. Сюда входит и изучение «естественной технологии», как называл Маркс живую природу, и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики»1. Н. К. Крупская на простых примерах, доступных учащимся начальных классов, разъясняет основные принципы политехнизма: «Можно учить шить по-разному. Можно учить часами делать ровные стежки или метать петли. Это будет обучение ремеслу. А можно это обучение по-ставить совсем по-иному. Можно поставить его так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы ребенку ясно стало, как для разного материала нужен для производства одного и того же процесса разный инструмент: одной иглой надо шить кисею, другой — сукно, кожу надо шить шилом, бумагу надо не сшивать, а склеивать, дерево надо не сшивать, а сколачивать и т. п. Это будет уже политехнический подход к изучению шитья... Можно обучать и шитью на машине по-разному: можно указать только, как вертеть колесо, вставлять челнок и пр., или же можно связать обучение шитью на машине с изучением самой машины и аналогичных машин. Можно, таким образом, обучать шитью как ремеслу, можно обучать шитью, связывая это обучение с анализом материала, инструмента, двигателя и пр.,— это будет политехническое обучение»2. В замечаниях о преподавании труда, направленных в отдел школ при ЦК ВКП(б) в 1936 г., Н. К. Крупская указывает, что труд в начальных классах нельзя сводить к рукоделию, важно, чтобы младшие школьники приобретали политехнические умения пользования инструментами и обращения, с электричеством. Далее Н. К. Крупская указывала, что политехнический подход предполагает связи труда с другими пред-метами: изобразительным искусством, математикой, природове-

1 Крупская Н. К. Пед. соч.— М., 1959.— Т. 4.— С. 195.

2 Там же.—С. 188—189.

девием. При этом правильно поставленный политехнический труд должен носить общественно полезный характер и воспитывать у детей уважение к труду и людям труда, умение работать в коллективе, привычку ценить время и согласовывать свою деятельность с работой товарищей.

Дальнейшее развитие идея политехнического трудового обучения получила в исследованиях П. П. Блонского, С. М. Шабалова, М. Н. Скаткина, П. И. Ставского, П. Р. Атутова 1. Исследования советских ученых показывают, что механизация и автоматизация трудовых процессов приводят к коренным изменениям технологии производства и функций работников. С внедрением в производство машин-автоматов расширяется классическое понятие о машине. К трем ее известным частям — двигателю, передаточному механизму и рабочему органу — добавляется четвертая часть — управляющее устройство. С появлением в машине специальных управляющих устройств из трудового процесса постепенно вытесняются некоторые физические функции работника. Они заменяются сенсорными и интеллектуальными функциями; поэтому в подготовке подрастающего поколения к производительному труду первостепенное значение приобретают общеобразовательные знания по математике, физике, биологии и химии; общетехнические знания по машиноведению, основам черчения, технологии материалов; общепроизводственные знания по механизации и автоматизации; знания об инструментах, приспособлениях, оборудовании, технологии производства. Наряду со знаниями важную роль начинают занимать такие политехнические умения, как наблюдение и контроль за оборудованием, определение неисправностей машины и. умение устранять их, чтение чертежей и схем, составление эскизов и технологических карт, рационализация трудового процесса, грамотное обслуживание машин, ремонтные работы.

Все эти знания и умения в определенной мере необходимо включить в учебный план средней общеобразовательной школы. В этом случае трудовая подготовка приобретает политехническую направленность и будет приведена в соответствие с запросами современного высокоразвитого социалистического производства.

Согласно учению К. Маркса, производительный труд предполагает наличие предметов труда (материалов), орудий труда (инструментов), целесообразной деятельности человека в труде (оперирование орудиями труда). В процессе производственной деятельности человека предмет труда (материал) под воздей-ствием орудий труда (инструментов) превращается в продукт

1 См.: Блонский П. П. Избранные педагогические произведения.— М., 1961; Шабалов С. М. Политехническое обучение.— М., 1956; Скаткин М. Н. Труд в системе политехнического образования.— М., 1956; Ставский П. И. Проблемы политехнического обучения,— Свердловск, 1971; Атутов П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников.— М, 1976.

труда (законченное изделие). Последнее К. Маркс называет потребительной стоимостью.

Политехнический принцип в обучении предполагает ознакомление младшеклассников с предметом труда (обрабатываемыми материалами), орудиями труда (обработочными инструментами), деятельностью человека в труде (оперированием орудиями труда) и продуктами труда (законченными изделиями).

На уроках трудового обучения учитель расширяет политехнический кругозор учащихся начальных классов о предметах труда. Дети используют для работы материалы, которые уже частично подвергались обработке, например бумагу, картон, ткань, пластилин, древесину, металл, полуфабрикаты и др. Вместе с тем учащиеся обрабатывают материалы, взятые непр- средственно из живой природы, например шишки, желуди, ветки, бересту, листья, орехи, солому, глину, плоды деревьев и др. При этом учитель знакомит детей с некоторыми физическими и технологическими свойствами перечисленных материалов. В процессе бесед, наблюдений, опытов, экскурсий, практических работ они получают общее представление о бумажно-картонажном, полиграфическом, текстильном, керамическом и строитель* ном производстве. Изучение свойств материалов и способов их обработки не только расширяет политехнический кругозор учащихся, но и делает их труд более осознанным, рациональным, плодотворным.

Важной задачей учителя следует считать систематическое ознакомление детей с орудиями труда (ножницами, ножом, шилом, иглой, буравчиком, лобзиком, отверткой, гаечным ключом, плоскогубцами и др.), приемами работы с ними. Изучение приемов работы ручными инструментами следует рассматривать' как базу для изучения машинных орудий труда. Учитель обращает внимание на то, что в основе ручных и машинных орудий труда заложены одни и те же принципы. Так, полотно лобзика в принципе не отличается от полотна пилорамы, ручной нож — от ножа обрезного переплетного станка, ручные ножницы — от машинных ножниц. Рассматривая ручные орудия труда в политехническом плане и знакомя детей с современной техникой, учитель акцентирует внимание детей на том, что в основе самых сложных машин заложены принципы ручного труда — необходимое условие успешной работы на машине. В процессе моделирования учитель в общих чертах знакомит детей с устройством машин и некоторыми естественнонаучными законами, положенными в основу их работы.

Не менее важная задача — знакомство учащихся с трудовой деятельностью человека. На конкретных примерах учитель показывает детям, что производство любого промышленного изделия включает в себя несколько этапов. Сначала конструктор разрабатывает чертежи будущего изделия, технолог планирует последовательность его изготовления; далее техническая

документация поступает в цехи промышленного предприятия, где рабочие, ознакомившись с чертежами, подготавливают для работы необходимые материалы, инструменты, станки и осуществляют различные виды технологической обработки. В результате этой коллективной деятельности получается заданный продукт труда — законченное изделие. Рассказывая о технологическом процессе, учитель указывает на то, что в производительном труде все: и предмет труда, и орудия труда, и деятель-ность человека в труде — соединяется в продукте труда, в законченном изделии. Поскольку рассмотренные процессы превращения предмета труда в продукт труда являются общими для большинства индустриальных производств, то знания уча-щихся об этих процессах приобретают общепроизводственный, политехнический характер. Эти знания являются фундаментом для формирования обобщенных политехнических умений и служат базой для продолжения политехнического образования.

Наряду с рассмотренными задачами учитель решает проблемы общетрудовой подготовки учащихся, формирует у них умения повышать качество труда, экономить материалы, беречь оборудование^ повышать культуру труда, рационализировать свой труд,

§ 3. Психологическая подготовка учащихся к труду

Под психологической подготовкой учащихся к производительному труду следует понимать формирование интереса к производственным профессиям, привитие навыков трудовых процессов, создание условий для успешного овладения трудо-выми умениями. Психологическая подготовка к труду предусматривает развитие и совершенствование таких психических процессов, как чувственное познание, психомоторика, внимание, мышление, эмоции, воля.

Наиболее важное значение в труде имеет зрительная ориентировка. В современном автоматизированном производстве работник должен своевременно и точно воспринимать показания приборов. Такая ориентировка воспитывается уже в начальных классах в процессе упражнений на быстроту и точность восприятий учащимися объектов труда, рисунков, чертежей, отсчетов результатов измерений и т. д. Для многих работников, например сталеваров и водителей транспортных средств, требуется большая острота зрения: способность топко определять ахроматические и хроматические цвета и оттенки. Прекрасным средствохМ воспитания у детей остроты зрения являются выполнение аппликаций из цветной бумаги и ткани, работы с природным материалом: желудями, шишками, ветками, листьями, соломой, глиной и т. д. Важное значение в трудовой деятельности имеют восприятия пространственных отношений: формы и величины предметов, расстояний между ними, соотношений частей предметов. Активным средством воспитания правильных

пространственных ориентировок у детей младшего школьного возраста могут быть работы по изготовлению объемных предметов из картона, природных материалов и пластилина, моделей из деталей «конструктора.

Существенное место в производительном труде занимает слуховая ориентировка. Например, шофер по шумам мотора может определить качество работы автомобиля, токарь — режим работы своего станка. Воспитание слуховой ориентировки осуществляется на всех уроках трудового обучения. Учитель обращает внимание детей на звуки и шумы, возникающие при резании бумаги ножницами, при разметке ее с помощью карандаша и линейки, при испытании действующих моделей и др.

Важную роль в производственном труде играет кинестези- ческая ориентировка, осуществляемая с помощью кожных и суставно-мышечных рецепторов. На основе кинестезических ощущений столяр регулирует нажим и силу движения рубанка, определяет гладкость и шероховатость древесины и т. д. Кине- стезическая ориентировка у младших школьников воспитывается при работе с бумагой и картоном, хлопчатобумажной и шелковой тканью, глиной и пластилином, древесиной и металлом, имеющими различные структуры поверхности. Кинестези- ческие ощущения у детей воспитываются в процессе определения характера поверхности материалов, их пластичности, твердости, вязкости.

Любая производственная операция выполняется с помощью движений различных групп мышц, контролируемых сознанием. Наука, изучающая рабочие движения человека, называется психомоторикой. При работах с использованием современных машин человеку необходимо быстро и тонко воспринимать сигналы, принимать правильные решения и осуществлять нужные действия. Умения быстро воспринимать сигналы формируются у детей при демонстрации наглядных пособий, технических рисунков и чертежей; умения принимать правильные решения — при проблемных ситуациях и самостоятельном выполнении заданий; умения осуществлять нужные действия — при разметке, сгибании, резании, отделке, монтаже. Особенно ценным для воспитания скорости реакций следует считать не-сложные творческие задания па уроках трудового обучения, когда ученик должен быстро усвоить задание, принять правильное решение по его выполнению и осуществить рациональную совокупность действий, необходимых для выполнения задания.

В производительном труде работнику требуется правильно распределить свое внимание. Например, токарю при чтении чертежа и проверке исправности станка требуется большая концентрация внимания, наладчику группы станков и водителю транспорта необходимо широкое распределение внимания. Иногда одна и та же работа требует переключения внимания с одного объекта на другой. Например, когда человек следит за работой станков, ему необходимо распределенное внимание;

когда он налаживает станок, его внимание должно 'быть концентрированным. У детей концентрированное внимание формируется при работе по чертежу, при наладке и регулировке моделей; распределенное — при коллективном изготовлении де-монстрационных наглядных пособий, макетов, моделей. Умение переключать внимание формируется при переходах от одной деятельности к другой, например при переходе от работы по образцу к работе по чертежу, от графических работ к тех-нологическим операциям, от практической деятельности к ее оценке.

Современный работник должен обладать развитым мышлением, под которым в трудовой деятельности следует понимать обобщенное познание существенных политехнических закономерностей и связей. Мышление современного работника проявляется в овладении технологическими понятиями и выражается в технических суждениях, которые часто выходят за пределы известного и имеют вероятностный характер. Наиболее ярко такое мышление проявляется при рационализаторской деятельности и изобретательстве. Учебный труд в начальных классах является эффективным средством развития мышления, особенно при обработке разных материалов и конструировании. Так, в процессе конструирования учащиеся устанавливают, какие материалы и инструменты необходимо подготовить для работы, как организовать рабочее место, в какой последовательности следует выполнять практическое задание. Далее при реализации конструкторских замыслов внимание учащихся в основном переключается на самоконтроль: дети наблюдают за своими действиями и получаемыми результатами, анализируют ход работы, сопоставляют результаты работы с намеченными планами, корректируют свои действия в соответствии с заданной программой, оценивают свою работу. Таким образом, конструирование активно развивает у детей творческое мышление, способствует развитию рационализаторских способностей.

Большое влияние на производительность труда оказывают эмоции. Советским людям, занятым свободным созидательным трудом, свойственно положительное эмоциональное отношение к своей работе. Учителю следует так организовать уроки трудового обучения, чтобы они приносили учащимся радость, воспитывали любовь к труду и людям труда, добросовестное отношение к работе. На развитие у детей положительных эмоций большое влияние оказывают красивые красочные изделия, аккуратный вид рабочей комнаты, чистота и порядок на рабочих местах, доброкачественные материалы и инструменты. На уроках трудового обучения все должно радовать детей.

Современный работник должен обладать волевыми качествами, которые проявляются в настойчивости и упорстве при достижении высоких производственных показателей. Уроки трудового обучения являются эффективным средством воспитания у детей воли и других нравственных качеств. Учителю всег

да следует добиваться того, чтобы каждый ученик доводил свою работу до конца, чтобы качество изделия было высоким, чтобы ребенок преодолевал в своей трудовой деятельности встречающиеся трудности.

Психологическая подготовка школьников к производительному труду — понятие сложное и многогранное. Оно включает в себя не только виды ориентировки, координацию движений, внимание, мышление, эмоции и волю, но и воспитание у детей чувства любви и уважения к людям труда, ответственность за порученное дело, дисциплинированность, трудолюбие и другие качества, свойственные ударникам коммунистического труда. Учитель должен помочь детям осознать одно из основных положений Конституции СССР, что добросовестный труд на благо общества является обязанностью и делом чести каждого гражданина СССР, что только в труде гармонически развиваются и совершенствуются личные качества человека.

§ 4. Всестороннее развитие учащихся в труде

«В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, спо-собностей и дарований, для всестороннего развития личности»,— записано в Конституции СССР (статья 20). Всестороннее развитие личности возможно осуществить лишь в тесной связи с производительным трудом. Уроки трудового обучения в начальных классах — это первая ступенька систематического трудового обучения. В соответствии с требованиями современного промышленного производства и целями коммунистического строительства школа должна подготовить всесторонне развитых людей, обладающих физической закалкой, гибким умом, хорошими эстетическими вкусами и высокими нравственными качествами.

Физическое развитие в труде. Мускульная работа в процессе целенаправленной трудовой деятельности влечет за собой качественные функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Систематическая трудовая дея-тельность вместе с мышцами укрепляет скелетную систему. В процессе трудовой деятельности усиливается кровообращение и учащается дыхание, так как работающие мышцы требуют усиленного поступления крови, необходимой для питания мышечных клеток. Во время посильного физического труда ребенок глубже дышит, его сердце и легкие работают на полную мощность, происходит интенсивное обогащение всего организма кислородом, вследствие чего устраняются застойные явления во всем организме, в том числе и в головном мозге.

Исследования физиологов показывают, что уроки трудового обучения следует чередовать с уроками родного языка и ма

тематики. В результате экспериментов установлено, что после уроков трудового обучения учащиеся более плодотворно занимаются умственной деятельностью. Это объясняется тем, что на уроках труда в возбуждение приходят новые центры боль-ших полушарий головного мозга, а ранее работавшие отдыхают. При этом в результате интенсивной работы мышц в процессе физического труда и легкие вынуждены функционировать более интенсивно, что приводит к «проветриванию» всего организма кислородом. Отдохнувшие и «проветренные» кислородом клетки больших полушарий головного мозга вновь обретают возможность плодотворно усваивать учебный материал. Особенно ценными для детей являются уроки трудового обучения, проводимые в специально оборудованном кабинете и на при-школьном участке. Выполнение трудовых заданий на рабочих столах в кабинете и работа на пришкольном участке требуют от учащихся разнообразных движений, значительных мускульных усилий, заданного темпа и четкого ритма. Эти работы улуч-шают координацию движений, укрепляют скелетно-мышечную систему, закаляют легкие и сердце. Задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать труд детей в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Для нормального физического развития детей младшего школьного возраста в процессе физического труда необходимо иметь специальные рабочие столы, стулья и инструменты. Рабочие столы должны соответствовать росту ученика (высота крышки должна регулироваться), обеспечивать ему симметричное распределение нагрузки, позволять свободно вставать и садиться, удобно располагать свое тело во время работы. Рабочий инструмент по своей конструкции, размеру и весу должен соответствовать возрастным и физическим характеристикам учащихся младших классов. При проведении уроков трудового обучения учитель обязан постоянно следить за соблюдением основных гигиенических требований: в рабочей комнате поддерживают температуру +18...22 °C, после каждого урока комнату проветривают в течение 5 мин. При искусственном освещении в рабочей комнате устанавливают не менее 8 ламп по 300 Вт каждая.

Работы по шитью, лепке, сгибанию бумаги и др., выполняемые в сидячем положении, не требуют разнообразных движений различных групп мышц. При выполнении этих работ участвуют в основном лишь мышцы пальцев. Поэтому на таких уроках необходимо проводить пятиминутные зарядки, предусматривающие работу мышц ног, рук, спины, живота и шеи.

Умственное развитие в труде. Труд, наполненный богатым политехническим содержанием, является активным средством умственного развития личности. Трудовые задания необходимо давать таким образом, чтобы ученик сначала мог больше поработать головой, чем руками. Ученик должен ясно представить конечный результат труда, спроектировать продукт труда, спла

нировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль за своим трудом. Все это активно развивает мышление. Известно, что мыслей без языковой формы не существует. Вместе с мышлением в труде развивается и язык ребенка. В процессе труда дети усваивают различные технические понятия, познают свойства материалов и инструментов, постигают технологические процессы, овладевают гра-фической грамотой. Практическое изготовление вещи ставит ученика перед необходимостью глубокого изучения предмета труда, орудий труда и продукта труда. Знания, полученные учащимися в результате активного воздействия на вещи, более прочно сохраняются в памяти, чем знания, полученные из книг и рассказа учителя. Прочность знаний, полученных в труде, обусловливается тем, что здесь, как правило, функционируют различные анализаторы ребенка. Его кинестезические ощущения фиксируют рабочие движения мышц, сопротивление материалов при сгибании, резании, сшивании, склеивании; осязательные ощущения сигнализируют о твердости, гладкости, температуре материалов; слуховые ощущения улавливают хруст бумаги и картона при резании, шуршание нитки при сшивании; зрительные ощущения запечатлевают длину, толщину, форму, цвет изделий, материалов, инструментов; обонятельные ощущения улавливают запах клея, клейстера, печатной краски, красителей и лаков. Одновременное функционирование многих анализаторов устанавливает в коре больших полушарий головного мозга большое количество новых связей, которые обеспечивают ребенку прочные знания. Учителю всегда следует помнить о том, что труд далеко не при всех условиях активно развивает умственные способности детей. Работа, проводимая по инструкции, в которой подробнейшим образом регламентирован весь трудовой процесс, слабо развивает умственные способности учащихся. Поэтому важнейшей задачей учителя является разработка заданий, включающих в себя наряду с инструкцией разнообразные творческие задачи. Для этой цели следует широко использовать наблюдения, опыты, лабораторные работы, проектирование изделий с графическим выражением их, планирование работы, использование технологических карт с пропущенными данными, постановку проблемных задач, работу по программированным пособиям, выполнение творческих заданий. Например, на занятии в кружке технического творчества учащимся даются задания изготовить макеты холма, оврага, гор, вулкана, долины реки, озера, побережья моря, школьного опытного участка. Группы учащихся из 3—4 человек выбирают себе одно из этих заданий и приступают к работе. Чтобы выполнить эту творческую работу, детям необходимо рационально спланировать технологический процесс, подобрать материалы и инструменты, подготовить рабочее место, сделать зарисовки и чертежи, произвести разметочные, обработочные,

измерительные, монтажные и отделочные операции, осуществить самоконтроль за своим трудом. Все это требует определенных знаний о материалах, инструментах, чертежах, технологических процессах. Так знания становятся жизненной потребностью, а труд — средством соединения теории с практикой. При решении конкретных трудовых задач учащиеся вынуждены использовать навыки счета, измерения, умения графически выражать свои замыслы, применять в труде известные им естественнонаучные законы. Учащимся приходится измерять детали линейкой, определять углы по угольнику, размечать окружности циркулем, наносить на плоскость различные линии, делать несложные эскизы, резать материалы, склеивать и отделывать их и т. п. Все эти действия вместе с физическим развитием активно развивают умственные способности детей. Дидактическая ценность такой деятельности учащихся состоит в том, что здесь воспитываются ценные нравственные качества и осуществляются при этом межпредметные связи.

Эстетическое воспитание в труде. Эстетическое воспитание в труде осуществляется самыми разнообразными средствами. Учителю следует помнить, что эстетические чувства и вкусы воспитывает все: и'рабочее помещение, и материалы, и инструменты, и поделки. Наблюдения показывают, что на учащихся младшего школьного возраста большое эмоциональное воздействие оказывают цвета предметов. Поскольку основная масса изделий из бумаги, ткани, пластилина, природных материалов имеет различные цветовые оттенки, учителю необходимо познакомить детей с основными цветами спектра- и их воздействием на человека. В солнечный день можно продемонстрировать опыт: пропустить через призму луч солнечного света. Дети наблюдают, как поток света преломляется в призме и дает на экране цветовую полосу, состоящую из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов (цвет. табл. I). Все эти цвета в совокупности называют спектром. Цвета в спектре делят на главные и дополнительные. К главным относят три цвета: красный, желтый и синий. Дополнительные цвета получают из главных путем смешивания: оранжевый получают при смешивании красного и желтого, зеленый— желтого и синего, фиолетовый — красного и синего. В спектре различают теплые и холодные тона. Все оттенки красного, оранжевого и желтого называют теплыми тонами. Все оттенки голубого, синего, фиолетового—холодными тонами. Яркость цветов можно увеличить или уменьшить, если размещать их на различном фоне (цвет. табл. II). Наиболее ярко выступает красный цвет на зеленом фоне, желтый — на фиолетовом, оранжевый — на синем. Эти сочетания цветов называют контрастными.

Цвет может подавлять или повышать настроение ребенка. Серые, грязные тона утомляют детей, как пасмурные осенние вечера; яркие, радужные тона, наоборот, радуют детей, как

солнечные майские дни. Черные и белые цвета придают предметам четкость и строгость. При изготовлении изделий из цветных материалов дети должны учитывать закономерности восприятия различных оттенков (цвет. табл. II). По степени восприятия сочетания цветов располагаются в такой последовательности: 1 — синий на белом (наиболее яркое сочетание), 2 — черный на желтом, 3 — зеленый иа белом, 4 — черный на белом, 5 — зеленый на красном, 6—красный на желтом, 7 — красный на белом, 8 — оранжевый па черном, 9—черный на пурпурном, 10 — оранжевый на белом (наименее яркое сочетание). При окраске с учетом ГОСТа ответственные детали следует выделять тревожным красным цветом, показатели приборов — строгим черным цветом. Фон желательно закрашивать спокойными зеленовато-голубоватыми тонами. При окраске изделий в каждом конкретном случае следует подбирать наиболее оптимальную гамму цветов: строгость подчеркивать белым и черным цветом, спокойный фон — зеленым и голубым, праздничность—красным и оранжевым и т. д. Наряду с цветом важное значение имеет форма предметов. Красиво то изделие, которое просто и строго определяет заданный характер предмета.

Для раскрытия эстетики труда следует использовать беседы и рассказы о красоте окружающих предметов, зачитывать отрывки из произведений А. М. Горького, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, Джанни Родари и др. Материалом для бесед о труде могут быть рассказы учителя об окружающих вещах: здании школы, классной комнате, партах, шкафах, столах, книгах, тетрадях, карандашах, портфелях, ручках, одежде, клумбах на школьном дворе и т. п.

Первостепенную роль в воспитании эстетических вкусов дет тей играют образцовые изделия, технические рисунки, чертежи, технологические карты. Эти наглядные пособия должны быть выполнены с учетом всех требований ГОСТа и технической эстетики.

Основную роль в эстетическом воспитании детей играет подбор изделий, которые предстоит изготавливать. Поэтому при планировании уроков и внеклассных занятий по труду учителю всегда следует помнить о том, что изготавливаемые учащимися изделия должны удовлетворять основным требованиям современной технической эстетики.

Нравственное воспитание в труде. В материалах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы сказано, что формирование нового человека не только важнейшая цель, во и непременное условие развитого социалистического общества. При этом партия считает одной из основных задач воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо. Важнейшей для учителя является задача воспитания у учащихся коммунистического отношения к труду, такого отношения, когда

труд для человека становится первой жизненной необходимостью, источником радости и наслаждения. Опыт передовых учителей позволяет определить условия, при которых труд становится для детей источником радости, приносит им счастье и моральное удовлетворение.

Высокая активность у детей младшего школьного возраста проявляется в игре. Поэтому изготовление поделок, которые можно применить в игре (например, лодочку пустить по воде, модель самолета пустить по воздуху, платье надеть на куклу и др.), является благодатным средством воспитания любви к труду. Радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для игр, для общей пользы, учителю следует всегда поддерживать и развивать.

Дети любят все делать сами. Самостоятельность в труде их искренне радует и воодушевляет. Поэтому учителю следует строить обучение так, чтобы всегда был простор для самостоятельного творчества. Развитию самостоятельности и творчества способствуют наблюдения, опыты, расчеты, составление технических рисунков и чертежей, решение проблемных задач и др. Самостоятельность и творчество воспитывают элементы рационализаторской деятельности — качества столь необходимого в современном социалистическом производстве.

Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся возрастают при коллективной организации работы. Создавая учебные пособия коллективно, дети на практике убеждаются в том, что эти пособия можно использовать только при добросовестной хорошей работе каждого ученика. С целью повышения ответственности к труду наряду с индивидуальным баллом при выполнении коллективных работ можно практиковать выставление коллективного балла, которым в зависимости от организации работы можно оценивать либо результаты труда всего класса, либо отдельного пионерского звена или октябрятской звездочки. Например, учащиеся способом аппликации изготавливают де-монстрационную разрезную азбуку. Каждый ученик делает карточку, наклеивая на нее букву с картинкой. После окончания работы учитель собирает изделия, выставляет каждому ученику оценку, а затем оценивает работу всего класса. И если некоторые карточки изготовлены плохо, то целому классу выставляется более низкий балл, так как из-за отдельных плохо сделанных карточек азбуку нельзя использовать на уроках. В оценке коллективного труда принимает участие весь класс. Изделия, получившие низкую оценку, общими усилиями доводят до хорошего качества. При звеньевой организации труда, где трудно оценить работу каждого ученика, все члены звена или звездочки получают одинаковую оценку. Здесь, как правило, индивидуальные и коллективные оценки совпадают. И если какая-то часть работы выполнена плохо, ее исправляет все звено или вся звездочка. Коллективный балл не только повы

шает качество работы и ответственность за порученное дело, но и улучшает дисциплину на уроке. Заинтересованность в получении общественно полезного изделия высокого качества способствует хорошему поведению, добросовестному отношению к труду. Коллективный балл приближает трудовые отношения учащихся к трудовым отношениям рабочих на современном производстве. Поскольку за плохую работу отдельного ученика отвечает весь коллектив, то такая организация занятий повышает у детей ответственность за свой труд, воспитывает у них такие нравственные качества, как чувство долга, воля, прилежание, дисциплинированность, творческая инициатива, товарищеская взаимопомощь, организаторские способности и другие черты личности, необходимые будущим строителям коммунистического общества.

Первостепенное значение в нравственном воспитании детей имеет профориентационная работа, которую следует начинать с I класса. Цель профориентационной работы в начальных классах состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное отношение к физическому труду, уважение к званию рабочего, стремление своим посильным трудом доставлять окружающим радость и получать от этого моральное удовлетворение, другими словами, выработать у детей соответствующую социальную позицию. Речь идет нс о том, чтобы дать младшим школьникам определенную сумму знаний о тех или иных профессиях, главное — формировать у них установку на труд, на созидательную деятельность как одну из высших ценностей человеческой жизни.

Воспитание у младших школьников положительного отношения к труду осуществляется в трех основных направлениях: в процессе обучения на уроках, на занятиях во внеурочное время, в совместной работе школы и семьи.

Читая литературу о труде старших на производстве и в семье, о трудолюбивых и бережливых людях, учитель знакомит первоклассников с различными видами труда, его ролью в жизни общества, подчеркивает, что важнейшим человеческим качеством является трудолюбие. Постепенно у детей расширяются и углубляются представления о людях труда, об отношении к труду, в процессе которого создаются материальные и духовные ценности. Изучаемый материал большее воздействие ока-зывает в том случае, когда он увязывается с трудовой деятельностью близких детям людей. Ученики младших классов собирают сведения о труде своих родителей, составляют устные и письменные рассказы по этой теме, оформляют витрины и аль-бомы.

Воспитание уважительного отношения к труду и людям труда находит свое органическое продолжение во внеклассной работе, на экскурсиях, в труде по благоустройству школы, в помощи родителям.

§ 5. Практическая подготовка учащихся к труду

Практическая подготовка учащихся к труду предполагает формирование обобщенных политехнических умений. Важнейшее значение при формировании политехнических умений имеет продукт труда. В учебном труде продукт труда (изделие) важен не столько как результат, сколько как педагогическое средство, определяющее содержание учебной деятельности. Именно в продукте труда сосредоточены все элементы трудовой деятельности учащихся. Продукт труда сначала возникает в голове ребенка идеально в виде замысла. Для того чтобы воплотить замысел в реальное изделие, ребенку необходимо в элементарной форме выполнить все основные функции, которые в производственных условиях осуществляют конструкторы, технологи, рабочие. И если учителю удается добиться того, что-- бы все дети на уроках выполняли основные функции, свойственные производительному труду, то он тем самым реализует принцип политехнизма в обучении и эффективно готовит учащихся к практическому участию в производстве. Такая подготовка должна включать в себя выполнение следующих функций:

1) ясное представление конечного результата труда (психические функции);

2) проектирование продукта труда (конструкторские функции);

3) планирование трудового процесса (психические функции);

4) оснащение рабочего места (организационные функции);

5) проведение разметочных, обработочных, измерительных, монтажных и отделочных операций (технологические функции);

6) проведение самоконтроля в труде (психические функции).

Поскольку эти функции свойственны большинству произ^ водств, то выполнение нх на уроках формирует у школьников политехнические умения, являющиеся общими и обладающие способностью переноса в новые производственные условия. Человек, обладающий политехническими умениями, легко приспосабливается к непрерывно изменяющимся производственным условиям.

Для реализации поставленных перед школой задач в области трудового обучения и воспитания требуется подготовить высококвалифицированные кадры учителей. При подготовке необходимо четко определить объем необходимых учителю знаний и умений, т. е. разработать профессиограмму по методике трудового обучения на уровне современных требований науч-- но-технического прогресса. В профессиограмму учителя начальных классов по методике трудового обучения следует включить приведенный ниже объем знаний и умений (табл. 1).

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика