Обучение ручному труду в начальной школе (Гурьянов) 1959 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обучение ручному труду в начальной школе (Гурьянов) 1959

Назначение: Цель данного сборника — помочь учителю начальной школы в правильной организации обучения труду.

© "Учпедгиз" Москва 1959 

Авторство: Гурьянов Е.В. (ред.) 

Формат: PDF Размер файла: 12.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

Е.В. Гурьянов. Конструктивная деятельность учащихся на уроках ручного труда.

Т.Н. Боркова. Психологические особенности самостоятельной работы учащихся на уроках ручного труда.

М.К. Щербак. Обучение ручному труду в начальной школе (из опыта).

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Обучение ручному труду в начальной школе (Гурьянов) 1959 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

На уроках труда в начальных классах учащиеся должны приобрести ряд навыков и личных качеств, которые будут необходимы при политехническом обучении в старших классах общеобразовательной школы и в производитель¬ном труде по ее окончании.

Методика обучения ручному труду менее разработана по сравнению с ме-тодиками других предметов. В методических пособиях по трудовому обучению описываются главным образом виды работ и способы изготовления рекомен-дуемых изделий. Между тем, кроме ознакомления учащихся с видами работ и элементарными навыками, важнейшей задачей обучения является психоло-гическая подготовка детей к труду — укрепление интереса к нему, воспитание самостоятельности, развитие творческой инициативы, сметливости, волевых и других качеств, необходимых в трудовой деятельности. Следовательно^ уроки труда должны строиться таким образом, чтобы деятельность учащихся специ-ально направлялась на развитие таких качеств.

Обучение и воспитание на уроках труда в начальной школе — психолого- педагогический процесс, существенно отличающийся от обучения другим школьным предметам. Выслушивая объяснения и наблюдая показываемые учи¬телем действия, выполняя под его руководством задания, дети учатся опреде¬лять цели своего труда, осознавать его значение не только для себя, но и для других; приучаются действовать сначала по указаниям, получаемым непосред-ственно в процессе работы, а затем самостоятельно, вспоминая полученное указания и самостоятельно анализируя трудовое задание и процесс его выпол-нения; учатся под контролем учителя проверять успешность своих действий, выяснять причины своих ошибок и неудач, отыскивать лучшие слособы осуще-ствления намеченных целей. Преодолевая возникающие во время работы за-труднения и испытывая удовлетворение при достижении поставленной цели, дети укрепляют свою волю и любовь к труду.

Для того чтобы обучение было успешным, оно должно быть правильно организовано учителем. А для этого необходим психологический анализ трудо-вой деятельности учащихся, изучение возрастных и индивидуальных особе»- ностей, проявляемых в процессе работы, понимание причин возникающих за-труднений, предупреждение их и своевременная помощь детям.

В психологических статьях сборника рассматриваются конструктивная (мыслительная) деятельность учащихся на уроках труда и особенности их са-мостоятельной работы при выполнении заданий на этих уроках.

В статье о конструктивной деятельности отмечается необходимость вни¬мания к развитию у учащихся не только репродуктивных способностей, выра¬жающихся в умении запоминать и точно выполнять указания учителя, но и к развитию конструктивных способностей, выражающихся в умении самостоя¬тельно организовать трудовой процесс на основе имеющихся знаний и опыта и собственного анализа трудового задания. В качестве основных видов конструктивной деятельности рассматриваются планирование предстоящей ра-боты, соблюдение намеченной планом последовательности действия, контроль за качеством работы, выяснение причин нарушения требований, предъявляе¬мых к процессу и продукту труда, и оценка собственных достижений. Указы¬вается также ряд психологических условий, необходимых для успешного тру¬дового обучения и воспитания.

В статье о самостоятельной работе дается краткая характеристика процес-сов работы учащихся, описываются различия в работе между успевающими и отстающими учениками, отмечается значение упражнений в самостоятельной работе.

При рассмотрении отдельных сторон трудовой деятельности учащихся у читателя естественно возникает потребность ознакомиться с тем, как происхо¬ди обучение детей труду в школе. Ряд типичных уроков труда в первых трех классах начальной школы описывается в очерках заслуженной учительницы РСФСР М. к. Щербак.

Цель данного сборника — помочь учителю начальной школы в правильной организации обучения труду.

Е. Гурьянов

Е, В, Гурьянов

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА

На уроках труда в начальной школе дети обучаются простей¬шим трудовым процессам. Трудовой процесс всегда предста¬вляет собой ряд действий, выполняемых в определенной после¬довательности.

При обучении одному и тому же трудовому процессу характер действий и их последовательность могут определяться различным образом. В одних случаях учитель подробно объясняет и показы¬вает все действия в других — указывает только основные этапы трудового процесса и общие правила или требования, которыми должен руководствоваться ученик при данной работе.

В первом случае психическая деятельность ученика при выпол¬нении трудового задания сводится главным образом к припомина¬нию и воспроизведению действий, показанных учителем; во вто¬ром — ученик должен самостоятельно обдумывать и выбирать, какие действия и какая последовательность их в данном случае являются наиболее целесообразными. Деятельность первого ви¬да, основанная преимущественно на процессах памяти, может быть названа репродуктивной. Деятельность второго вида, пред-ставляющая собой построение трудового процесса на основе само¬стоятельного мышления, может быть названа конструктивной. Важнейшей особенностью ее являются самостоятельный анализ трудового процесса, понимание взаимоотношения между действи¬ями, их целью и условиями, практическое применение правил, усвоенных учеником ранее, или указанных учителем перед нача¬лом работы.

И репродуктивная и- конструктивная деятельность имеют важ¬нейшее значение в труде. Репродуктивная деятельность является психологической основой соблюдения технологических норм про¬изводства и высокой производительности труда. От успешного осу¬ществления конструктивной деятельности зависит разработка ме¬тодов повышения производительности труда и развитие техники. Подготавливая учащихся к производительному труду, школа дол¬жна заботиться о развитии у учащихся с первых лет их обучения как репродуктивной, так и конструктивной деятельности.

Соответственно этим видам психической деятельности уче¬ника в процессе труда могут быть разделены и методы трудово¬го обучения. Если в основу обучения кладется запоминание и вос¬произведение действий учителя — метод может быть назван ре¬продуктивным. Если ученик под руководством учителя упражня¬ется в самостоятельном построении новых для него трудовых про¬цессов — метод будет конструктивным. Если в трудовом обучении репродуктивная деятельность ученика совмещается с конструк¬тивной — метод может быть назван репродуктивно-конструктив¬ным.

Репродуктивный метод дает возможность, и в этом его преиму¬щество, быстрее и легче приобрести трудовые навыки. Особенно он необходим на начальном этапе обучения труду, когда учащие¬ся еще не научились выполнять отдельные действия, не овладели элементарными навыками, необходимыми для работы.

Конструктивная деятельность требует большей активности, она сложнее и труднее, но затрачиваемые при ней усилия и время полностью окупаются развитием мышления, творческой инициа¬тивы, сметливости и интереса учащихся к труду. Благодаря этим качествам учащиеся получают возможность разнообразить свою работу как в классе, так и в домашних условиях, проявлять вы¬думку в подборе, конструировании и оформлении изделий. Труд становится увлекательной деятельностью, в результате которой не только получается ‘новый и нужный продукт, но одновре¬менно развиваются умственные и физические способности уче¬ника.

Конечно, на уроках труда должны совершенствоваться и реп¬родуктивная и конструктивная деятельность ученика, а значит, должны применяться оба метода. Однако конструктивный метод часто недооценивается. Наблюдения на уроках труда показывают, что, хотя под руководством учителя дети достигают хороших ре¬зультатов в изготовлении рекомендуемых программой изделий, они все же испытывают существенные затруднения при самосто¬ятельной работе над ними. Особенно трудно детям самостоятельно изготавливать' изделия, отличающиеся в каком-либо отношении от тех, над которыми они работали в классе. При этом обнаружива¬ется, что дети обычно затрудняются в выполнении не отдельных действий (трудовых операций), а в организации своей работы, состоящей из ряда действий. Для этого требуется мысленно рас¬членить трудовое задание на частные задачи и действия, выбрать необходимые действия, определить их последовательность, решить, с чего начать изготовление изделия. Не выполнив этого, ученики часто нарушают требуемую последовательность действий, забы¬вают о необходимых действиях и выполняют лишние, нецелесо¬образные действия.

Сравнение самостоятельной работы детей с работой по указа¬ниям учителя приводит к выводу, что основной причиной затруд¬нений учащихся в самостоятельной работе является пассивный характер трудовых упражнений, проводимых в классе, и недооцен¬ка учителем значения самостоятельного осмысливания детьми своего трудовою процесса. На некоторых наблюдавшихся нами уроках учитель, подготавливая учащихся к работе, сам расчленял процесс изготовления изделия на частные задачи и действия, не привлекая к этому учеников, сам устанавливал последователь¬ность действий и сам сначала выполнял их, требуя от детей лишь подражания. Поступая таким образом, учитель пользовался толь¬ко репродуктивным методом обучения труду. Он добивался ус¬пешного выполнения работ учащимися, но не учил их лучше осмысливать свою работу. При таком методе дети не учились выяс¬нять зависимость выполнявшихся действий от данных условий (почему следует выполнять именно эти действия) и не учились самостоятельно соединять несколько действий в комплекс или си¬стему, обеспечивающую достижение цели общей для данных дей¬ствий. Естественно поэтому, что и при самостоятельной работе умственная деятельность учащихся сводилась главным образом к припоминанию действий, выполнявшихся учителем, без доста¬точного осознавания логической или объективной связи между ними.

Иной характер носит деятельность учащихся, когда на уроках труда учитель ставит перед ними задачи, требующие самостоя¬тельного анализа трудового задания на основе имеющихся у них знаний и опыта, т. е. побуждает детей к активности. В этих слу¬чаях ученик не только припоминает указания учителя и свой прош¬лый опыт, но и выясняет взаимоотношение между поставленной целью, условиями и способами выполнения действий, обдумывает и проверяет их, а в случае неудач выясняет их причины и изыс¬кивает средства к их устранению. Преимущества конструктивного метода в этих случаях очевидны.

Основной причиной частой недооценки конструктивного метода на уроках ручного труда является недостаточная разработанность его. Рассмотрение основных проявлений конструктивной дея¬тельности учащихся в трудовом процессе поможет учителю наметить конкретные пути активизации учащихся на уроках труда.

Первым, подготовительным этапом всякого трудового процесса является планирование. После того как человек определил цель своего труда и обосновал ее необходимость, он мысленно, в сло¬весной или наглядной форме представляет себе основные этапы, средства и способы ее достижения. На уроках, ручного труда, представляя конечную цель работы в виде предмета, который должен быть изготовлен, и перечисляя действия, которые для этого должны быть выполнены, обучающийся должен осознать также и учебную цель предстоящей работы, т. е. чему именно он должен научиться.

На начальном этапе обучения учитель сам планирует работу учащихся, раскрывая ее содержание перед ними. Так, например,

М. К. Щербак на первом своем уроке ручного труда в I классе (стр. 28) предложила детям разрезать на две равные части несколько одинаковых по форме и размеру листков бумаги. Указав цель пред¬стоящей работы, она разъяснила и показала наглядно, что сначала надо согнуть листок пополам так, чтобы уголки его верхней и ниж¬ней половинки совпали, затем пригладить сгиб рукой, не нарушая положения углов, и, наконец, разрезать листок ножницами точно по линии сгиба. Таким образом, трудовой процесс еще до его вы¬полнения был расчленен на три этапа, каждый из которых пред¬ставлял собой отдельное, самостоятельное действие. В соответ¬ствии с этим планом учащиеся сначала складывали, потом разгла¬живали и, наконец, разрезали полученный листок. Повторяя эту работу с другим листком, дети уже самостоятельно определяли порядок действий, предварительно называя и показывая их. Такое предварительное мысленное построение трудового процесса и яв¬ляется планированием.

Развитие конструктивной деятельности учащихся на уроках труда и должно начинаться с обучения их умению четко опреде¬лять основные этапы предстоящей работы до ее начала. На первых ступенях обучения задания строятся так, чтобы в план входило лишь небольшое число операций. На дальнейших ступенях пред¬лагаются более сложные задания, включающие большее число операций, причем учитель указывает не все операции, а только главнейшие (неполная инструкция). С помощью наводящих во¬просов он помогает учащимся самостоятельно выяснять, какие от¬дельные операции должны войти в состав указываемых главных операций. Особенно ярко необходимость планирования выявля¬ется при коллективной работе, когда трудовое задание выпол¬няется по частям различными учениками или группами их. При¬мер такого планирования мы находим в десятом уроке в III классе в очерках М. К. Щербак (коллективное изготовление конвер¬тов). Получив задание изготовить 130 конвертов для учеников X класса, оканчивающих школу, учительница организовала на уроке труда 10 бригад по 4 ученика в каждой. Каждая бригада готовила 10 конвертов. Внутри каждой бригады один ученик обво¬дил контуры конверта по трафаретке, другой вырезал их, третий складывал, четвертый склеивал. Еще более дробное распределе¬ние работы было организовано при изготовлении макета долины реки (см. 11-й и 12-й уроки М. К. Щербак). В дальнейшем при планировании учащимся предоставляется все больше самостоятель¬ности, причем в некоторых случаях детям дается возможность самим выбирать материалы и инструменты. Планирование должно быть обязательным моментом всех работ, выполняемых детьми на уроках ручного труда, начиная с I класса.

Следующим этапом трудового процесса является выполнение намеченных планом действий, или исполнительная деятельность. В рассмотренном выше примере ученик должен уже не мыс¬ленно, а практически сложить, разгладить и разрезать получен¬ный им листок. Первой трудностью для ученика при этом являет¬ся соблюдение порядка действий. Если при составлении плана уче¬ник недостаточно осознал значение отдельных действий в трудо¬вом процессе и если ему недостаточно ясна их взаимная связь, то он часто пропускает то или иное действие, нарушает их после¬довательность или включает лишние действия, мешающие успеш¬ному завершению трудового процесса. Трудной задачей для уче¬ника является и совмещение или одновременное выполнение не-скольких действий. «Неумелые руки» постоянно напоминают о себе. Например, выравнивая уголки правой стороны листа бума¬ги, ученик допускает неправильное положение левых уголков, разглаживая линию сгиба, незаметно для себя сдвигает верхние края, разрезая ножницами, режет не там, где надо. И ученику надо не только соблюдать последовательность, но и уметь согла¬совывать свои действия, или, иначе говоря, так строить трудовой процесс, чтобы все действия были направлены на достижение по¬ставленной цели. Обучать детей точному соблюдению намечен¬ного планом порядка действий и их совмещению в трудовом про¬цессе является второй задачей упражнений, направленных на раз¬витие конструктивной деятельности.

На следующих ступенях трудового обучения задача заклю¬чается в том, чтобы с учащимися не только определять последо¬вательность действий, но и раскрывать содержание их. Например, на уроках М. К. Щербак в III классе перед изготовлением рамки для фотокарточки (8-й и 9-й уроки) дети совместно с учительни¬цей наметили следующие пять этапов: 1) сделать в ранее подготов¬ленном картоне отверстие для фотокарточки, 2) оклеить картон цветной бумагой, 3) заклеить рамку с обратной стороны, 4) при¬клеить ножку и 5) сделать украшения на рамке. При выполнении работы каждый из этих этапов в свою очередь расчленялся детьми на ряд частных действий или операций. Определение состава дей¬ствий каждого этапа работы и практическое выполнение их в долж¬ной последовательности также является основной задачей исполни¬тельной деятельности. При недостаточно четком определении сос¬тава действий неизбежно возникают пропуски, замены и переста¬новки действий и включаются лишние действия. Следствием не¬достаточной продуманности плана являются также частые паузы и перерывы в работе.

Серьезные трудности встают перед учащимися в трудовом про¬цессе и в тех случаях, когда результаты деятельности не соответст¬вуют поставленным целям. Вследствие недостаточности навыков учащиеся часто нарушают требования, предъявляемые к их работе. Поэтому перед учениками возникает необходимость контролировать правильность каждого своего действия (или на глаз путем сравне¬ния с образцом, или с помощью измерительных инструментов). В Примере разрезания листка на две равные части учениками прове¬рились складывание, разглаживание и разрезание как при их совершении, так и после окончания их путем накладывания полученных половинок друг на друга. Контроль должен осуществляться в строго определенные моменты трудового процесса, учащиеся же в отличие от квалифицированных работников обычно не контро¬лируют свою работу на тех этапах, на которых это необходимо. На каждом уроке труда задания надо строить таким образом, чтобы у учащихся вырабатывались прочные ассоциации между определенным этапом выполнения задания и необходимой на этом этапе контрольной операцией.

Контроль, конечно, не может ограничиваться констатацией допущенных ошибок. У ученика должен возникать вопрос о при¬чинах появления недостатков в его работе, а вслед за этим — и о способах их устранения. В подготовительной беседе и во время самой работы учитель знакомит учащихся с причинами возмож¬ных ошибок. Но, для того чтобы ученик мог успешно бороться с ними, необходимо, чтобы он в процессе самой работы учился нахо-дить эти причины. Для этого он должен учиться устанавливать связи между выполняемыми действиями и их результатами, или, иначе говоря, упражняться в анализе своих действий и их резуль¬татов. Таким образом, с контрольной деятельностью ученика тес¬нейшим образом связана его аналитическая (мыслительная) дея¬тельность.

В приведенном выше примере свыше 25% учеников класса при разрезании первого листка бумаги получили неравные поло¬винки. Для выяснения причин этого учительница предложила детям проверить, правильно ли накладываются уголки один на другой, сохраняется ли правильное положение их при разглажи¬вании сгиба и разрезается ли листок точно по намеченной линии. Некоторые данные для ответа на эти вопросы можно было полу¬чить уже при рассматривании разрезанных листков. Если разрез отклонялся от линии сгиба и половинки оказывались неравны¬ми— значит, или неправильно были сложены углы половинок, или они сдвинулись со своего места при разглаживании (если, конечно, самый листок по своей форме представлял правильный прямоугольник).

Для проверки детям было предложено сложить и разрезать другой листок, сосредоточив внимание на движениях рук при складывании, разглаживании и разрезании. Наблюдения детей за своими действиями при повторном разрезании привели их к выводу, что неравные половинки получаются или вследствие того, что неправильно складывается листок, отчего линия сгиба получает¬ся не на должном месте, или оттого, что во время разрезания нож¬ницы отклоняются от правильно намеченной линии сгиба.

Обнаружив неточность своих действий, ученики, естественно, делают вывод о необходимости упражнений для совершенствова¬ния своей работы. Таким образом, перед учеником возникает за¬дача улучшить и результаты работы, и способы их получения. Усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы помочь детям в более точном определении задачи упражнений, в анализе

их результатов, в выявлении ошибок и их причин и в изыскании способов их устранения. При этом часто обнаруживается необхо¬димость индивидуального подхода к учащимся. Например, после упражнений в разрезании листка бумаги детям для исправления их недостатков учительница предлагала после урока дополни¬тельные упражнения в классе и на дому. Дети упражнялись в свободном резании бумаги ножницами, в разрезании ее по пря¬мым линиям, в складывании листков пополам и в разрезании по линиям сгиба.

Заключительным этапом работы является оценка ее результа¬та. Самостоятельно и с помощью учителя ученик должен опре¬делить, насколько результаты его труда, а также его умения и лич¬ные качества соответствуют предъявленным требованиям. Потреб¬ность в такой оценке у детей ярко выражается в настойчивом же¬лании узнать мнение учителя о качестве их работы, в особом инте¬ресе к отметке за выполненную работу, а также в сравнивании своей работы с работами товарищей. При этом для ученика ста-новятся очевидными его недостатки умений и навыков и таких качеств, как например внимание, предусмотрительность, аккурат¬ность.

Оценочная деятельность завершается чувством удовлетворения или неудовлетворенности ученика качеством его изделия. Неудов¬летворенность при правильном руководстве учителя побуждает ученика повторять упражнения, чтобы не отстать от товарищей.

Большую помощь в осознании учеником своих достижений и недостатков на уроках ручного труда оказывают организуемые в конце урока просмотры выполненных работ и специальные итого¬вые выставки за тот или иной период обученья. Сравнивая свои работы с работами товарищей, ученик лучше осознает, к чему он должен стремиться при дальнейших работах.

Наблюдения показывают, что некоторые учителя недооценива¬ют значение планирования, контроля и оценки своей деятельно¬сти учащимися и не учат их этому, следствием чего является за¬держка в развитии самостоятельности и творческой инициативы детей.

Кроме правильной организации основных этапов трудового процесса, развитие конструктивной деятельности учащихся на уро¬ках ручного труда в большой степени зависит также от ряда дру¬гих факторов. Важнейшим из них является понимание, что выпол¬няемая работа нужна не только ученику, но и другим. Весьма важ¬но также отношение учащихся к труду как к деятельности, достав¬ляющей интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, когда задание возбуждает любознательность учащихся, требует от них сметливости и самостоятельных поисков решения поставленных задач под общим руководством учителя. Вместе с этим задания должны быть посильными для учащихся, не подавлять их своей сложностью, не убивать интереса своей чрезмерной простотой и соответствовать физическим возможностям. Чем меньше возрас/

ученика, тем короче должно быть время, необходимое для успеш¬ного выполнения задания. Для учащихся I—II класса длительность работы должна быть 15—20 минут. Задания, требующие большего времени, следует разбивать на части, каждая из которых дается как самостоятельная работа. Слишком короткие задания, однако, нежелательны, так как дети должны постепенно привыкать к не¬обходимости проявлять усилие и сосредоточенность в течение более длительного срока.

Большое значение в воспитании активного интереса ученика к работе имеет характер оценок его труда учителем и товарищами. При не вполне удачных работах низкая оценка часто снижает инте¬рес учащегося к выполнению последующих аналогичных заданий. Поэтому надо оценивать не только результаты работы ученика, но и его продвижение в уменье выполнять задания данного рода. Иногда надо преимущественно оценивать этот прогресс. Одновре¬менно с такой оценкой необходимо тщательно выяснять причины неудач ученика, давать ему советы, как устранять эти причины, следить за тем насколько он прислушивается к этим советам, всячески помогая ему выполнить данное и последующие задания ус¬пешно.

Принимая меры к повышению успешности работы и поддержа¬нию интереса к ней учащихся, необходимо также заботиться о воспитании у них настойчивости и ответственного отношения к выполнению трудовых заданий. Поэтому в тех случаях, когда уче¬ником допущена ошибка, следует добиваться, чтобы он исправил ее, а если это невозможно, предлагать ему начать работу снова, чтобы получить требуемый результат.

Иногда причиной ряда следующих друг за другом неудач яв¬ляется слишком быстрый темп работы ученика. В этих случаях полезно давать ученику упражнения для выработки соответствую¬щего данному этапу обучения темпа работы. Однако не следует также мириться и с медленным темпом работы, когда ученик от¬стает от своих товарищей.

Медленный темп работы учащихся часто зависит от того, что из опасения снизить качество ее учитель не ставит перед детьми задачи беречь время в процессе работы. Вследствие этого учащиеся оказываются менее активными, часто отвлекаются от работы, за¬трачивают на выполнение отдельных операций значительно больше времени, чем требуется. На рисунке 1 показан процесс изготов¬ления одного и того же изделия медлительной ученицей Таней С. и быстро работающим учеником Сережей К. Качество их изделий было одинаковым, но процесс работы того и другого ученика совершенно различным. Сережа затратил на работу 11 мин. 14 сек., а Таня 28 мин. 10 сек. Операции разметки и резания выполнялись Таней значительно медленнее. Сережа допустил только один пере¬рыв в 5 секунд, а Таня —8 с общей длительностью в 2 мин. 25 сек. В конце работы у Тани обнаружились резкие нарушения последо¬вательности действий.

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика