Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах (Кузнецов) 1967 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах (Кузнецов) 1967

Назначение: Работа с бумагой и картоном — важнейший раздел программы трудового обучения в начальных классах. Данная книга является практическим пособием для учителя при проведении занятий с младшими школьниками по этому разделу.

В пособии излагаются содержание и методы учебно-воспитательной работы на уроках труда, даются практические советы по технологии выполнения работ, приводятся поурочные планы по каждому классу, указываются объекты работ и приемы их выполнения, раскрываются связи изучаемого материала с другими предметами.

В конце книги даются справочные сведения о материалах инструментах и приспособлениях, применяемых на занятиях со школьниками при работе с бумагой и картоном.

© "Просвещение" Москва 1967 

Авторство: Владимир Павлович Кузнецов

Формат:DjVuРазмер файла: 3.78 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Значение работ с бумагой и картоном 3

Содержание работ с бумагой и картоном   6

Планирование уроков 13

Примерное содержание уроков по теме "Работа с бумагой и картоном" 35

Уроки в I классе 35

Уроки во II классе 72

Уроки в III классе 98

Уроки в IV классе 123

Справочные сведения:

Виды бумаги     149

Виды картона 154

Приготовление бумаги для специальных целей 156

Инструменты и оборудование для обработки бумаги и картона 158

Хранение оборудования. Организация рабочего места 167

Техника безопасности на уроках труда 172

Приложение. Литература 175

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах (Кузнецов) 1967 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Программой трудового обучения для I—IV классов предусмотрены различные виды труда, доступные для детей младшего школьного возраста: самообслуживание, бытовой труд, обработка разнообразных материалов, техническое моделирование, сельскохозяйственный труд. В каждом году обучения проводятся работы с различными материалами: тканью, бумагой и картоном, глиной, пластилином. В распределении учебных часов по видам работ и по роду материалов значительная часть времени отводится работам с бумагой и картоном. И это не случайно.

Бумага и картон находят применение в различных отраслях промышленности. С этими материалами мы имеем дело постоянно в быту, в повседневной жизни. Широко используются бумага и картон в школе. Эти материалы легки, довольно прочны на разрыв, обладают значительной упругостью. Кроме того, обработка их вполне доступна детям. Бумага и тонкий (до 2 мм толщиной) картон легко режутся ножницами и ножом по прямым и кривым линиям. Бумажные и картонные детали прочно соединяются между собой с помощью клея, клейстера и ниток.

Влажные листы бумаги хорошо формуются и по высыхании сохраняют приданную им форму. Для обработки бумаги и картона нужны простейшие инструменты: ножницы, ножи, линейки, угольники, кисти. Приемы работы этими инструментами дети 7—11-летнего возраста легко усваивают.

Навыки, приобретаемые учащимися при изготовлении изделий из бумаги и картона, находят применение при обработке различных материалов как в начальных классах на занятиях по другим видам труда (шитье, техническое моделирование), так и в старших классах при работе в школьной мастерской.

Из бумаги и картона дети могут изготовлять самые разнообразные предметы: учебные пособия, игрушки, настольные игры, елочные украшения, детали костюмов и декораций для школьных постановок и др.

Разнообразие видов и сортов бумаги дает возможность подбирать материал в соответствии с назначением изделий и требованиями, предъявляемыми к ним. Ценной особенностью бумаги и картона является возможность с самых первых шагов обучения изготовлять из них практически полезные, нужные детям вещи. Так, например, в I классе на первых уроках учащиеся знакомятся с самой простой операцией: сгибанием бумаги. Эту операцию учащиеся изучают, изготовляя пакетики для семян, наборные кармашки и другие изделия, которые находят практическое применение.

По мере ознакомления детей с новыми, более трудными приемами обработки бумаги усложняются конструкции изготовляемых предметов. Однако при выполнении новых работ в большинстве случаев детям приходится пользоваться и только что изученными более сложными приемами и теми простейшими способами обработки материала, которые освоили на предыдущих уроках. Одна и та же операция сгибания необходима и при складывании конвертика, и при склеивании коробки для коллекции, и при изготовлении папки для тетрадей. Таким образом, полученные знания постоянно закрепляются, благодаря упражнениям у детей формируются прочные навыки.

В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге как материале, из которого можно изготовлять интересные и полезные вещи: игрушки, елочные украшения. На занятиях аппликацией и конструированием они приобретают простейшие навыки обработки бумаги, учатся вырезать из нее детали картинок, наклеивать эти детали на подложку, складывать из бумажного листа игрушки, пособия.

С первых дней пребывания в школе учащиеся пользуются различными изделиями из бумаги и картона — тетрадями, учебниками, разрезной азбукой, на стенах классов они видят картины, классные таблицы, карты. Вполне естественно, что у детей возникает интерес к материалу, из которого сделаны все эти необходимые в учении предметы. У них появляется желание самим изготовлять различные пособия, игрушки.

Разрозненные сведения о бумаге и картоне, элементарные представления об этих материалах, о способе их обработки в процессе практических работ на уроках трудового обучения постепенно систематизируются, дополняются, конкретизируются Рассказы учителя, просмотры учебных диафильмов и кинофильмов знакомят детей с производством бумаги, историей изготовления тетради и книги, с картонажным и переплетным делом. Учащиеся также знакомятся с трудом работников лесной, бумажной и полиграфической промышленности.

При изготовлении из бумаги и картона различных изделий дети имеют возможность широко применять знания, полученные на уроках арифметики: делить бумажный лист на части, измерять длину и ширину предметов, решать целый ряд своеобразных математических задач, способствующих развитию математического мышления.

Геометрические сведения, сообщаемые учащимся на уроках математики, на трудовых занятиях конкретизируются, обретают четкие, ясные и понятные зрительные образы. Дети получают возможность создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы.

В процессе обработки плоскостных материалов — бумаги и картона — дети изготовляют и объемные тела, вырезывая, складывая и склеивая развертки кубов, параллелепипедов, цилиндров. Все это способствует установлению тесной связи теоретических знаний с трудовой деятельностью, связи обучения с жизнью.

Работа с бумагой и картоном увязывается с изучением не только арифметики, но и других предметов. На занятиях трудом дети изготовляют всевозможное оборудование для уроков русского языка и истории: плоскостные и объемные учебные пособия и дидактический материал, оформляют коллекции; из папье- маше они делают модели и макеты для уроков природоведения. Знания, полученные на уроках декоративного рисования, используются при оформлении изделий из бумаги, а на уроках труда изготовляются пособия для уроков рисования.

Из всего сказанного ясно, что работа с бумагой и картоном в общей системе трудового обучения детей младшего школьного возраста занимает одно из основных мест. Она способствует развитию интереса детей к труду, воспитанию творческой активности, инициативы и самостоятельности в труде, подготовляет детей к дальнейшим трудовым занятиям в школьной мастерской, вооружает их умениями и навыками, необходимыми при обработке различных материалов, способствует укреплению связи теоретических знаний с практической деятельностью, расширяет политехнический кругозор детей, знакомит с трудом взрослых в таких отраслях промышленности, как лесная, бумажная, полиграфическая.

Однако отсюда ни в коем случае нельзя делать вывод, что работа с бумагой и картоном может заменить все виды работ, предусмотренные программой трудового обучения.

Ознакомление со свойствами различных материалов, с приемами их обработки позволяет детям сравнивать эти материалы между собой, выбирать наиболее подходящие для изготовления того или иного предмета. Так, например, изготовление ковриков переплетением бумажных полосок (урок 21-й в I классе !) способствует ознакомлению учащихся с так называемым полотняным или миткалевым переплетением нитей в ткани, что помогает уясне-

1 Здесь и далее ссылка на номер урока дается в соответствии с примерной схемой поурочного распределения материала программы (см, стр. 16).

нию таких понятий, как «продольное» и «поперечное» направление нитей в тканях. Знакомство с поперечным и продольным направлением нитей в текстильных материалах, с направлением волокон в бумажном листе необходимо детям при кройке бумаги и ткани для окантовок, переплетных корешков и других изделий.

Для изготовления пособий, макетов и других изделий из папье-маше необходимо знание приемов лепки из глины и пластилина.

Работы из бумаги и картона теснейшим образом связываются с техническим моделированием. Так, на некоторых уроках в младших классах дети изготовляют небольшие поделки, которые являются простейшими техническими моделями: стрелы, ракеты, летуны, мельницы-вертушки, макеты транспортных машин (5-й урок в I классе, 5—9-й уроки во II классе). В то же время задания по техническому моделированию невозможно выполнять без предварительного изучения приемов обработки различных материалов, в том числе бумаги и картона.

Таким образом, все занятия по труду, предусмотренные программой, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Поэтому, хотя работы с бумагой и картоном имеют большое образовательное и воспитательное значение, ограничиваться только этим видом труда, заменять им работы с другими материалами не следует.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

В программе трудового обучения работы с бумагой и картоном занимают свыше четверти общего числа уроков, отведенных по учебному плану на занятия трудом.

По каждому году обучения работы с бумагой и картоном проводятся в двух направлениях. Во-первых, учащиеся получают определенные теоретические знания, знакомятся с различными видами основных и подсобных материалов (бумага, картон, крахмал, клей и краска), с их физическими, механическими и технологическими свойствами, с применением в жизни.

Во-вторых, дети практически изучают и усваивают простейшие приемы обработки бумаги и картона в процессе изготовления различных изделий.

Изучение теории осуществляется в тесной связи с выполнением практических работ, с трудом учащихся («Программы восьмилетней школы. Начальные классы. Объяснительная записка к программе трудового обучения», М., Учпедгиз, 1964, стр. 144).

В программе содержание темы, посвященной изучению свойств бумаги, картона и подсобных материалов, не раскрыто, в ней дан лишь весьма краткий перечень тех сведений о бумаге и картоне, с которыми учителю необходимо познакомить детей.

Полученные теоретические знания дети должны научиться сознательно применять в своей практической трудовой деятельности. Исходя из этого требования, можно уточнить, конкретизировать учебный материал, раскрыть содержание программы следующим образом.

В I классе учащиеся знакомятся в первую очередь с теми материалами, с которыми им приходится иметь дело не только на занятиях по труду, но и на остальных уроках. К ним относятся виды бумаги, из которых изготовляются школьные учебные принадлежности, тетради, книги, учебные пособия: писчая, обложечная, промокательная, рисовальная, бумага для печати (книжная, газетная). Дети в процессе учебной работы знакомятся с основными физическими свойствами различных видов бумаги: цветом, толщиной, плотностью, способностью впитывать чернила (гигроскопичность) , характером поверхности — гладкая, шероховатая.

На занятиях учащиеся сгибают и разгибают бумажные листы, разрывают и разрезают их на части, окрашивают, другими словами, они практически знакомятся с механическими и технологическими свойствами бумаги: прочностью на разрыв, упругостью, способностью подвергаться обработке.

Для изготовления некоторых изделий дети пользуются клеем, следовательно, уже в I классе они узнают основные свойства готовых клеевых растворов, крахмального и мучного клейстера, декстринового клея: липкость, сохраняемость, влияние на цвет склеиваемых материалов.

Во II классе расширяется ассортимент бумаги, используемой на трудовых занятиях. Дети знакомятся с глянцевой, цветной, настольной и металлизированной бумагой, обоями и тонким картоном. Программа включает в список видов бумаги и целлофан — прозрачную пленку из вискозы, широко используемую для упаковки различных товаров.

Свойства бумаги изучаются не только при изготовлении различных пособий, но и путем проведения простейших опытов. Дети учатся различать виды и сорта бумаги по роду поверхности: глянцевая, гладкая, шероховатая, матовая, по прочности в сухом и влажном состоянии, по упругости.

В III классе учащиеся знакомятся с производством бумаги и картона. При описании процесса отливки бумаги учитель особо подчеркивает возможность включения в бумажную массу переработанной ранее использованной бумаги, указывает на необходимость сбора макулатуры, на значение этой общественной работы школьников.

Ознакомление учащихся с технологией производства бумаги и картона позволяет более углубленно изучать основные свойства этих материалов. Выполняя работы, связанные с наклеиванием более или менее значительных по размерам бумажных листов, учащиеся теоретически и практически знакомятся со свойством бумаги деформироваться при увлажнении и высыхании.

При изготовлении окантовок, таблиц, папок учитель показывает детям, как и в каком направлении следует отрезать бумажные полосы, иными словами, учит их различать продольное и поперечное направление волокон в бумаге.

Все эти свойства связаны с особенностями производства бумаги. Таким образом, полученные на занятиях теоретические сведения и в этом случае тесно увязываются с практической работой учащихся.

При изготовлении различных изделий из папье-маше учащиеся 3 класса знакомятся со свойством бумаги во влажном состоянии растягиваться и принимать форму модели. Вместе с тем они узнают, что механические свойства бумаги путем обработки ее могут изменяться: из тонких, сравнительно непрочных кусочков бумаги получаются упругие, твердые изделия, обладающие большой прочностью.

В IV классе дети учатся переплетать книги и изготовлять объемные пособия из бумаги и картона. Этим работам предшествует сообщение общих сведений о печатании и переплетании книг.

При выполнении картонажных и переплетных работ закрепляются знания основных свойств бумаги и картона. Кроме того, дети практически знакомятся с комбинированием различных материалов, например, картона, бумаги и ткани в переплетных крышках или в папке для тетрадей.

Простейшие приемы обработки бумаги и картона, учащиеся усваивают во время изготовления различных изделий.

В программе предусмотрено постепенное нарастание как количества операций, необходимых для изготовления тех или иных предметов, так и степени сложности этих операций, нарастание трудоемкости работ по изготовлению изделий.

По годам обучения изучаемые приемы обработки бумаги и картона располагаются в следующей последовательности:

I класс

1. Выбор бумаги по виду, сорту, цвету, размеру.

2. Сгибание как простейший прием обработки бумажного листа, формирования будущего изделия. Сгибание пополам и вчетверо (вдоль и поперек листа).

3. Отгибание узких полосок. Закрепление сгиба проглаживанием гладилкой.

4. Сгибание под углом 90° и 45°.

5. Разметка бумаги по шаблону. Простейшая разметка карандашом по линейке.

6. Резка бумаги ножницами по линиям, намеченным сгибанием. Правила работы ножницами: хватка инструмента, меры предосторожности.

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика