Skip to main content

Работа с тканью на уроках труда в начальных классах (Гукасова) 1977 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Работа с тканью на уроках труда в начальных классах (Гукасова) 1977

Назначение: Цель книги — оказать методическую помощь учителю начальных классов при подготовке к занятиям и проведении уроков шитья, вышивания, плетения.

В пособии даются сведения по материаловедению, инструментам и приспособлениям, излагаются методы обучения. Отдельный раздел посвящен внеурочной работе.

© "Просвещение" Москва 1977

Авторство: Гукасова А.М.

Формат: PDF Размер файла: 9.85 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение    ... 3

Значение и содержание работ с тканью 6

Значение работ с тканью ... . . —

Содержание работ с тканью .10

Методы обучения шитью, вышиванию и плетению . 12.

Словесные методы . . .13

Наглядные методы ... ... 18

Практические методы   22

Материалы, инструменты и приспособления для шитья, вышивания и пле-тения .... ... 28

Материалы . —

Инструменты и приспособления . 31

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Сведения по материаловедению . 37

Волокна . —

Натуральные растительные волокна 38

Натуральные волокна животного происхождения . 39

Химические волокна .   41

Смешанные волокна . 42

'Производство тканей . . . 43

Прядение . . —

Ткачество . . 44

Отделка тканей ... 47

Виды тканей .   48

Шитье, вышивание, плетение в I классе .... 50

Технология выполнения ручных стежков и швов . 51

Приемы обучения шитью .53

Примерные практические работы .57

Плетение шнуров и закладок в три пряди . . —

Игольник-папка 58

Перочистка нз квадратов ткани с бахромой . .61

Вышивание метки . . 65

Закладка с бахромой и вышивкой . ..... 66

Тряпочки для уроков труда 68

Оформление классной коллекции образцов хлопчатобумажных тканей 70

Оформление классной коллекции образцов хлопчатобумажных ниток . 71

Беседы, опыты и наблюдения 72

Проведение беседы на тему «Иглы в работе с тканью» 73

Описание опыта и наблюдения на тему «Сравнение ниток, различающихся по толщине» и «Сравнение ниток, различающихся по назначению» .74

Сводная таблица последовательного прохождения материала в I классе . 76

Примерный план урока . . ... ... 79

Шитье, вышивание и плетение во I! классе . . ... 81

Технология выполнения ручных швов ... ... 82

Приемы обучения шитью ... 84

Примерные практические работы ... 87

Салфеточка для завтрака . . . ~

Мешочек для завтрака, спортивной обуви и др. . . . . .88

Нарукавная повязка ... .90

Подушечка-прихватка .... . . .94

Пришивание пуговиц .96

Плетение изделия в три и четыре пряди, витье . . -

Сдвоенная закладка в трн пряди ... ... .... 97

Плетение пояска в три пряди ... .... 98

Плетение в четыре пряди ... .... 99

Витье шнура ... 100

Игольиик-подушечка    101

Закладка из ткани    103

Вышивание метки 105

Составление классной коллекции образцов шерстяных и шелковых натуральных тканей   .106

Беседы, опыты и наблюдения 107 .

Примерное проведение опыта и наблюдения «Строение нитн» . . 108

Сводная таблица последовательного прохождения материала во II классе .... . . 110

Примерный план урока . .... .... 113

Шитье, вышивание и плетение в 111 классе ... 115

Технология выполнения швов . . ... .116

Приемы обучения швам .... .117

Примерные практические работы .... . . 120

Вешалка для одежды (полотенца) . .... ... . . . -

Ремонт одежды ... . -

Саше с вышивкой для носовых платков .... ... 123

Сумочка-мешочек с вышивкой для рукоделия . .   124

Шапочка-пилотка     127

Воротиичок для школьной формы    129

Нарукавники для школьной формы    130

Полотеице с вышивкой украшающими швами . .   132

Простейший рабочий фартук ....   134

Одежда для театра кукол .... ....   135

Мягкая игрушка собачка 137

Коллекция образцов тканей с различными видами простого переплетения нитей .... 138

Монтироваиие образцов стежков и швов .... .... 139

Беседы, опыты и наблюдения . —

Примерная беседа «Ткаии в быту и технике» 141

Сводиая таблица последовательного прохождения материала в III классе 142

Примерный план урока 146

Внеурочная работа по шитью, вышиванию и плетению 148

Ручные швы 149

Подушечка с бахромой и вышивкой 153

Футляр из плотной бумаги для ножниц 155

Газетница с вышивкой 157

Эмблемы для спортивных соревнований и школьных праздников . 158

Игольник-саше 159

Футляр из ткани для ножниц 161

Колобок 162

Тапочки 164

Стельки для обуви 165

Варежки 166

Плетение челноком сетки для мяча 168

Дополнительная литература 172 

ИБ № 832

Алла Матвеевна Гукасова РАБОТА С ТКАНЬЮ НА УРОКАХ ТРУДА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Редактор Е. А. Горшкова

Художники: обложки И. Е. Сайко; рисунков А. В. Сайчук, А. Ф. Сысоев

Художественный редактор В. М. Прокофьев Технический редактор С. Н.Филатова Корректор О. С. Захарова

Сдано в набор 21/VII 1976 г. Подписано к печати I1/1V 1977 г. 60х90‘/1б. Бумага тип № 2. Печ. л. 11+вкл. 0,5. Уч.-изд. л. 11,46 + вкл. 0,49. Тираж 150 тыс. экз.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Работа с тканью на уроках труда в начальных классах (Гукасова) 1977 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ВВЕДЕНИЕ

Один из разделов программы трудового обучения в начальных классах отведен практической и политехнической подготовке учащихся по шитью, вышиванию и плетению. На этих уроках учащиеся получают первоначальные знания о предприятиях, выпускающих ткани, одежду и другие изделия из текстильных материалов. Учителя в доступной форме знакомят детей с соответствующими профессиями. Подобные сведения не только наполняют урок труда политехническим содержанием, но и дают возможность осуществить одну из важнейших задач трудового обучения и воспитания — начальную профориентацию младших школьников. Эта задача решается с учетом возраста детей начальных классов и местонахождения школы.

По сравнению с материалами о работе с тканями, имеющимися в опубликованных за последние годы пособиях по трудовому обучению , в данном пособии по ряду вопросов даны более обширные сведения по материаловедению, по методике проведения бесед, опытов и наблюдений и пр. Однако эти пособия взаимно дополняют друг друга и не содержат каких-либо противоречий.

Цель данного пособия — изложить учителям вопросы о политехнической и практической подготовке учащихся по шитью, вышиванию и плетению, помочь в обучении элементам конструирования и развитии творческих способностей.

Учитель найдет в пособии основные сведения о текстильном материаловедении, о видах волокон, о таких процессах, как прядение, ткачество, отделка текстильных изделий, о классификации тканей и волокнистых материалов.

Специальный раздел посвящен обзору инструментов и приспособлений, необходимых для шитья, вышивания и плетения, правилам их использования и хранения, основным требованиям техники безопасности.

Материалы этих разделов необходимы не только для обучения учащихся практическим умениям, но и для расширения их политехнических знаний, которые пополняются на каждом уроке в беседах, опытах и наблюдениях. 

В пособии рассмотрены методы обучения шитью, вышиванию и плетению, на конкретных примерах рассказано о применении на уроках труда общепедагогических методов: словесных, практических, наглядных.

Основное место в пособии отведено практическим работам, распределенным по классам в соответствии с программой, рассказано о технологии выполнения швов, о приемах обучения швам, о последовательности изготовления поделок из ткани и волокнистых материалов во всех начальных классах школы.

В целях ознакомления учителя с элементами конструирования и творческого выполнения заданий некоторые изделия предлагаются в двух-трех вариантах (игольник и перочистка в I классе, нарукавные повязки во II классе, простейшие фартуки в III классе и др.). Эти материалы помогут учителю разработать свои конструкции изделий и познакомить учащихся с элементами конструирования. Демонстрация учителем образцов различных конструкций, коллективный анализ этих образцов убеждает учащихся в том, что при изготовлении изделий одинаковых по на-значению можно изменять количество и размеры деталей, заменять одни материалы другими, различно украшать изделия и т. д. Все это способствует развитию у учащихся творческого отношения к выполнению практических работ, помогает формированию конструкторских умений, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Следует отметить, что обучать детей конструированию и творческому выполнению изделий из тканей и текстильных материалов значительно труднее, чем научить проявлению этих умений в работах с бумагой и картоном, с природными материалами. Автор пособия не ставил своей задачей разработать систему и методику обучения детей конструированию и творческому выполнению заданий. Однако, учитывая важность этих задач трудового обучения, мы предлагаем учителю в главе II пособия краткие рекомендации об условиях формирования конструкторских умений.

Кроме того, в примерных конспектах уроков по шитью, разработанных в качестве образцов для каждого класса, даются разъяснения о включении в урок заданий по конструированию и творческому выполнению заданий.

В пособии нет поурочных разработок ко всем изделиям. Учителю предоставляется возможность творчески использовать предлагаемый материал, выбирать те работы, которые больше подходят для его класса. Можно упрощать или усложнять технологию работы, изменять предлагаемые изделия по отделке, конструкции, размерам. Главное—не отступать от общих программных требований.

В качестве образцов учитель найдет в пособии разработки уроков по одному в каждом классе. Кроме того, в пособии разработаны для каждого класса сводные таблицы последовательного прохождения учебного материала. Как в образцах планов уроков, так и в схемах четко показано сочетание практической работы на уроке с сообщением политехнических знаний.

Сводные таблицы последовательного прохождения учебного материала помогут учителю составлять конспекты уроков с учетом требований программы к знаниям и умениям учащихся.

По каждому классу в пособии учитель найдет больше изделий, чем можно выполнить за часы, отведенные программой по данному разделу. Учитель по своему усмотрению выбирает те изделия и тот политехнический материал, которые он считает нужными дать учащимся. Кроме того, учитель может разработать свои конструкции изделий, исходя из программы каждого класса.

В программе по трудовому обучению учителю предлагаются примерные темы для бесед, опытов и наблюдений. В данном пособии для каждого класса дан обширный перечень тем для бесед, опытов и наблюдений, соответствующих программному материалу. Некоторые темы по усмотрению учителя могут быть объединены.

Специальный раздел посвящается внеучебной работе по шитью, вышиванию и плетению. Материал его не исчерпывает всего разнообразия работ, которые можно выполнить во вне- учебное время и дома. Учитель может значительно изменять конструкции и усложнять изделия, предлагаемые в данном разделе пособия. 

ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ С ТКАНЬЮ

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ С ТКАНЬЮ

Программа по трудовому обучению для начальных классов ставит перед учителем конкретные задачи, которые выражаются в следующем:

а) расширение и систематизация индивидуального и коллективного опыта детей, их знаний о производственной деятельности людей, о технике, а также усвоение ими определенных знаний о материалах и их свойствах, об инструментах и правилах работы с ними;

б) обучение определенным трудовым умениям по обработке тканей и волокнистых материалов с использованием простейших инструментов ручного труда, дальнейшее совершенствование умения работать по чертежу (при изготовлении выкроек);

в) формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, активного творческого отношения к труду, самостоятельности в труде, трудовой дисциплины, умения планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль в труде;

г) всестороннее развитие и воспитание учащихся в процессе труда: умственное, нравственное, эстетическое и физическое.

Исходя из этих общих для трудового обучения задач, тема программы «Работа с тканью», относящаяся к разделу «Технический труд», имеет свое содержание, свое значение и конкретные задачи. Общее количество часов, отведенное на эти работы, несколько меньше, чем отводимое на другие виды труда, но это не умаляет значения работ по шитью, вышиванию и плетению.

Как определяет программа, знания и умения по обработке тканей и текстильных материалов в равной мере необходимы девочкам и мальчикам. Умения и навыки по шитью составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения навыков по шитью, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Любовь к шитью, вышиванию и другим рукодельным работам, привитая детям с раннего возраста, часто сохраняется на всю жизнь.

Политехнические знания, даваемые детям на уроках по шитью, расширяют их кругозор, обогащают представления об очень распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, об отраслях промышленности, связанных с выработкой тканей и волокнистых материалов, об их переработке в различные изделия, удовлетворяющие нужды техники, культурной жизни и быта человека. Дети получают главным образом первоначальные сведения о текстильной и швейной промышленности и некоторых их отраслях.

Полученные знания дают возможность сравнивать ткани и волокнистые изделия с бумагой и картоном, находить общие свойства, устанавливать различия. Например, мокрая бумага быстро теряет прочность и легко рвется, а увлажненная хлопчатобумажная ткань, наоборот, делается более прочной. Оторвать кусок от мокрой ткани труднее, чем от сухой. Шить мокрую ткань сложно, так как игла через нее проходит с трудом. Многие ткани от воздействия влаги уменьшаются в размере, особенно искусственные. Во всем этом можно легко убедиться на практике, проделав несложные опыты и практические работы с небольшими кусочками материала.

Экскурсии на производство, знакомство с трудом взрослых дают представление о производственной деятельности людей. Учащиеся видят, сколько труда затрачивается для того, чтобы создать красивые, нарядные ткани, одежду и другие изделия. Экскурсии помогают провести беседу о бережливости и аккуратности, об уважении к труду взрослых. Часто после экскурсий и бесед у детей возникает более осознанное желание научиться хорошо выполнять работы по шитью.

В процессе практических занятий учащиеся получают навыки работы с инструментами и приспособлениями: ножницами, иглой, шаблонами (выкройками) для разметки ткани, измерительными инструментами. Они знакомятся с различными видами этих инструментов, с применением их на соответствующих производствах и в быту. Уроки будут политехническии более насыщены, если дети попытаются сравнить резание ножницами бумаги и ткани, сшивание иглой бумаги и ткани.

Если мы сопоставим такие два вида технического труда, как работа с бумагой и картоном и работа с тканями, то увидим, что, несмотря на различие обрабатываемых материалов, многие операции являются типичными и крайне необходимыми для общетрудовой подготовки. Прежде всего это относится к разметке материалов. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах с тканями. Это составление чертежа для изготовления выкройки, разметка ткани, зарисовка эскиза изделия. Закрепление и совершенствование умений по элементарному техническому черчению должно быть постоянно в поле зрения учителя.

Можно сослаться и на другие операции: резание материала, монтирование (сшивание) изделий, отделка изделий (аппликация, окраска, вышивка). На типичность операций необходимо обращать постоянное внимание, так как это является одним из условий, обеспечивающих успехи общетрудовой подготовки.

Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, разметке, резании, сшивании и других операциях.

Совершенствование этих общетрудовых навыков в значительной степени осуществляется при шитье, вышивании и плетении.

Всем известно, что обработка текстильных материалов требует более кропотливого и упорного труда, чем обработка других материалов, с которыми имеют дело учащиеся на уроках труда. Особенно это заметно на первых занятиях по шитью, когда на каждом шагу дети встречают затруднения и осложнения. Одно дело — резать ножницами бумагу, другое — ткань. Насколько сложнее отрезать даже небольшие кусочки ткани? учащиеся убеждаются на практике. Но постепенно рука делается увереннее и сильнее. После работы с тканью гораздо легче становится работать с бумагой.

Работы по шитью, вышиванию и плетению привлекают детей результатами своего труда. Сколько радости получают младшие школьники, когда они своими руками сделают красивую перочистку, закладку, салфеточку! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков ко Дню 8 Марта или другому празднику для родителей, близких людей, друзей.

Изготовление многих изделий приучает детей к аккуратности на учебных занятиях и в быту (тряпочка для уроков труда, рабочий передник, перочистка и др.). Некоторые умения и навыки (умение пришивать пуговицы, производить мелкий ремонт одежды) приучают к аккуратному и бережливому отношению к своей одежде.

В работах с тканями развивается и совершенствуется трудовая культура, умение планировать и организовывать свою работу.

Работы с тканями имеют и большое воспитательное значение. У детей формируются любовь и уважение к труду, дисциплинированность, умение работать в коллективе, иными словами, воспитываются основные качества будущих строителей коммунистического общества, людей организованных, готовых трудиться на общую пользу, творчески добиваться намеченных целей.

Формируются и необходимые волевые качества. Дети становятся более упорными, настойчивыми, стремятся доводить начатое дело до конца.

На уроках по шитью и вышиванию развиваются и совершенствуются эстетические вкусы детей. Учитель стремится к тому, чтобы при подборе ниток, тканей и других материалов учащиеся обращали внимание на форму изделий, цветовые сочетания ткани и ниток, отделку изделий.

Работы по шитью представляют большую ценность в расширении межпредметных связей. На уроках по шитью, вышиванию и плетению учащиеся значительно расширяют свой словарный запас, так как узнают новые названия инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек (их вычерчивание и последующая разметка материала) помогают упражняться в вычислениях, в сопоставлении понятий «больше», «меньше», «шире», «уже», «короче», «длиннее». Вычислительные процессы при заготовке материала приучают учащихся быть точными, так как произвольный подбор размеров изделий приведет к тому, что изделие может оказаться или слишком большим, или слишком маленьким.

Изготовление изделий по выкройкам и обработка деталей, представляющих различные геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, окружности, является полезным закреплением геометрического материала из курса математики.

Связь с уроками рисования тоже находит определенное место в работах по шитью, вышиванию и плетению. Учащиеся приучаются правильно подбирать цвета ниток для вышивания различных изделий. Они узнают, что в зависимости от особенностей изделия и его назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета.

Учащиеся узнают о природных текстильных волокнах, о создании волокон искусственным путем, знакомятся с инструментами и приспособлениями. Учитель может рассказать об истории происхождения основных инструментов и приспособлений для шитья, вышивания и плетения, об их применении нашими дале-кими предками. Одновременно необходимо постоянно в доступной форме знакомить учащихся с современным состоянием текстильного производства и швейного дела.

Все сказанное выше о межпредметных связях показывает широкие возможности уроков по шитью для взаимного обогащения учебных предметов в начальных классах.

Время, отводимое программой на работы с тканями, дает возможность осуществить элементарную политехническую и практическую подготовку в области шитья, вышивания и плетения. Однако, учитывая особенности обучения детей этим видам труда, необходимо отметить, что для закрепления и совершенствования практических умений надо шире практиковать внеучеб- ную работу, особенно при организации дополнительной работы с детьми в группах продленного дня, в кружках.

О характере и особенностях кружковой работы по шитью рассказано в главе «Внеурочная работа по шитью, вышиванию и плетению», где учитель познакомится с организацией кружков, найдет описание изготовления работ разной трудности. Учитель может упрощать или усложнять предлагаемые изделия.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ С ТКАНЬЮ

Программой трудового обучения в начальных классах отводится на работу по обработке текстильных материалов и тканей 31 час: 1 класс — 9 часов, II класс—10 часов, III класс — 12 часов.

Программа четко определяет объем знаний по текстильному материаловедению в каждом классе. Эти сведения сообщаются таким образом, чтобы их применяли в практических работах. Предусмотренный программой объем знаний о волокнах, тканях и различных текстильных изделиях позволяет понять свойства этих материалов, правильно подобрать необходимые ткани, нитки и пр., правильно их обработать.

Ознакомление учащихся со свойствами тканей, с их особенностями, производством и другими сведениями политехнического характера осуществляется на каждом уроке в процессе небольших бесед, опытов и наблюдений. Необходимо использовать также тематические и комплексные экскурсии.

Программа определяет круг знаний об инструментах и приспособлениях, об их назначении и использовании в практических работах с тканями.

Объем знаний политехнического характера является неотъемлемой частью трудового политехнического обучения начальных классов.

В целях осуществления этой важной задачи трудового политехнического обучения современная программа трудового обучения предусматривает проведение бесед, опытов и наблюдений (лабораторных работ) по текстильному материаловедению. В пособии содержится необходимый материал для проведения этих новых форм учебной работы на уроке. В помощь учителю дается примерный перечень тем бесед, наблюдений и опытов (лабораторных работ), соответствующих содержанию программ начальных классов. Эти виды работы на уроке труда в сочетании с выполнением практических учебных заданий расширяют политехнические знания учащихся.

Автор не ставил своей задачей разработать содержание всех бесед, опытов и наблюдений, предусмотренных программой. Для подготовки к этим видам учебной работы на уроке учитель в первых двух главах пособия найдет необходимый материал. Кроме того, он может использовать рекомендуемую литературу (см. аннотированный список литературы). По кратким аннотациям к каждому названию учителю легче будет подобрать дополнительный материал для проведения бесед, опытов и наблюдений с учетом подготовленности класса и наличия необходимого демонстрационного материала.

По каждому классу приводятся конкретные примеры проведения одной беседы и одного опыта и наблюдения. При проведении подобной работы по другим темам учитель должен проявить свое творчество и мастерство и подготовить соответствующий материал на свое усмотрение.

Беседы, опыты и наблюдения включаются учителем в каждый урок и представляют единый учебный процесс, т. е. теория соединяется с практикой. По продолжительности беседы не превышают 5—8 минут урока и проводятся до практических работ или после них. На опыты и наблюдения отводится 3—5 минут урока. В сводной таблице последовательного прохождения учебного материала в рубриках «Расширение политехнического кругозора» даются указания о распределении всей тематики бесед, опытов и наблюдений на каждом уроке по работе с тканями.

На заключительных занятиях в каждом классе, когда учащиеся закрепляют необходимые сведения политехнического характера о тканях, осуществляется коллективная работа по составлению общеклассных коллекций, соответствующих программному содержанию материала по каждому классу.

Рассмотренные выше содержание программы по разделу «Работа с тканью», определение значения этого раздела показывают, какое немаловажное место занимают работы с тканью и текстильными материалами в общетрудовой политехнической подготовке учащихся начальных классов.

Исходя из количества часов, отводимых на работу с тканями Программой, учителя при планировании учебного материала на год группируют уроки по обработке тканей и других текстильных материалов и дают их в каждой четверти. Как показывает практика, нецелесообразно проводить все уроки по шитью в какой-либо одной четверти. Работы по шитью должны чередоваться с работами по обработке и изучению других материалов.

В программе четко выделен объем практических умений для каждого класса, из которых одни являются характерными лишь для работ с тканями и текстильными материалами, а другие типичны для всех видов труда (чертежно-графические умения, умения, связанные с культурой труда, и другие общетрудовые умения).

В перечне практических работ программой предлагаются конкретные изделия, которые условно можно сгруппировать по их назначению: хозяйственно-бытовые, изделия в помощь урокам труда, для коллективного пользования в классе, сувениры и подарки.

Значительное место в обучении практическим умениям занимает обучение швам. Для более прочного усвоения материала после изучения каждого нового шва следует выполнить работу с его использованием. Только после закрепления одного вида шва можно приступить к усвоению нового.

Более конкретные рекомендации методического характера изложены в кратких вступлениях к практическим материалам для каждого класса. 

Набрав нужное количество петель, снимают их с шаблона и связывают в руках первую и последнюю петли там, где находится узелок (рис. 88, г). Большим и указательным пальцами левой руки придерживают петли на месте линии узлов, нитью с челнока делают петлю (повторяют движение влево, вверх, вправо) и завязывают узел. Первый ряд сетки готов.

Чтобы перейти ко второму ряду, нить с челнока протягивают вниз до середины близлежащей левой или правой петли, придерживают пальцами середину петли и нитью с челнока завязывают узел, делая дугообразное движение влево, вверх, вправо (челнок проходит в середину петли). Таким образом переходят на второй ряд.

Шаблон подставляют ребром под образовавшийся узелок, и нитка челнока ложится на шаблон сверху. При плетении второго ряда продевают челнок в каждую петлю верхнего ряда. При завязывании узла поддевают челноком две нитки, образующие перелом петли, и завязывают узел на ребре шаблона. Закончив второй ряд, переходят указанным выше способом на третий ряд и продолжают плетение. В зависимости от размера мяча количество рядов может быть различное.

Когда сетка будет покрывать мяч, надо связать еще два-три ряда, оборвать нитку и прикрепить ее к последней петле двойным узлом. Петлю, на которой держится первый ряд, стягивают и завязывают узлом.

Из оставшихся на челноке ниток свивают шнурок (см. рис. 46 и 47). Продев шнур в петли крайнего ряда сетки, завязывают концы. Длина шнура должна быть на 4—5 см больше окружности мяча.

Сетка может быть сплетена из одноцветных ниток или полосами из ниток разных цветов. Если сетку плетут полосами, то при переходе с одного ряда на другой нитку обрывают и продолжают работу челноком нитками другого цвета.

Завершая главу «Внеурочная работа по шитью, вышиванию и плетению», необходимо обратить внимание читателя на ряд моментов.

Во внеурочное время, как и на уроках труда, предполагается работа по расширению политехнических знаний детей. Учитель или руководитель кружка имеет широкие возможности для проведения бесед о текстильных производствах и людях труда, создающих пряжу, ткани, одежду. Разнообразный иллюстрационный материал, собранный детьми по заданию учителя, поможет подготовить интересные стенды, которые могут быть затем использованы и на уроках труда. Во внеурочное время можно более полно и тщательно оформить разнообразные коллекции тканей, 170

ниток, тесьмы. Эту работу дети выполняют обычно с большой охотой и желанием.

Во внеурочной работе по шитью, вышиванию и плетению имеются более широкие возможности, чем на уроках для развития конструкторских способностей детей, формирования их художественного вкуса.

При планировании работы кружка необходимо обязательно намечать задания творческого характера, задания, требующие проявления самостоятельности и инициативы детей. Самыми простыми можно считать задания по подбору рисунков для вышивания. В этой работе учащиеся могут использовать различные детские книги, альбомы для раскрашивания и многое другое. Интересные и посильные детям рисунки бывают в приложениях к журналам «Работница» и «Крестьянка».

Для кружковой работы очень характерно индивидуальное руководство деятельностью детей, что позволяет широко практиковать различные творческие и конструкторские задания.

Большинство предлагаемых в данной главе изделий можно прежде всего изменить по форме, что является одним из первоначальных конструкторских заданий. Такому изменению может подлежать газетница, саше, подушечка для иголок, футляр для ножниц.

Кроме работы над формой изделия, в качестве усложнения заданий на конструирование можно использовать задания, в которых предусматривается изменение назначения изделия.

Дети, например, успешно решают задание, в котором руководитель предполагает, ориентируясь на выкройку газетницы, изготовить нарядную сумочку для прогулок (дети изменяют размер выкройки, добавляют ручки). Вместо игрушки «Колобок» делают «Снеговика», головку Буратино, матрешки.

Очень интересной и увлекательной для детей является работа по изготовлению мягкой игрушки. В приложениях к женским и детским журналам, в специальных альбомах и пособиях известного автора А. В. Ефимовой можно подобрать выкройки забавных зверюшек, птиц, кукол. Дети с удовольствием занимаются мягкой игрушкой, проявляя творчество, фантазию и неисчерпаемый интерес. Надо учесть, что выполнение этих работ во время урока имеет определенные трудности, что лишает младших школьников большой радости и очень привлекательных результатов.

В заключение необходимо сказать, что успех во внеурочной работе по шитью во многом зависит от материальной базы. В этом значительная доля заботы возлагается на родителей, которые без значительных затрат могут снабдить детей всем необходимым. Руководителю кружка надо заранее определить нужные для работы материалы и инструменты. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 3-е, т. 5. М., 1974.

В данном томе «Техника и производство» учитель найдет много интересных и разнообразных сведений по различным отраслям техники и производства. Несколько разделов этого тома посвящены вопросам текстильного материаловедения. Эти разделы можно использовать при подготовке и проведении бесед и лабораторных работ.

Краткая энциклопедия домашнего х о з я й с т в а. В 2-х т. М., 1960.

При подборе материалов к урокам, посвященным видам волокон, тканям, инструментам по шитью, вышиванию, плетению, учитель может воспользоваться соответствующими статьями данной энциклопедии. Сведения о текстильном материаловедении изложены в небольших статьях («Шелковые ткани», «Вельвет» и т. д.).

Максимова А. Мягкая игрушка в школе и дома. — «Начальная школа», 1975, № 9.

Могилевская И. С. Самодельное пособие для уроков труда.— «Начальная школа», 1971, № 8.

Могилевская И. С. Сообщение учащимся II класса знаний о свойствах тканей и волокнистых материалов. — «Начальная школа», 1971, № 9.

Обучение в первом классе. Книга для чтения. Изд. 3-е, пере- работ. н доп. М., 1973.

В данном пособии учителя могут использовать материалы из главы «Трудовое обучение» (уроки по работе с тканью).

Обучение во втором классе. Книга для учителей. Изд. 3-е, переработ и доп. М., 1974.

В данном пособии учителя могут использовать материалы из главы «Трудовое обучение» (уроки по работе с тканью). ,

Обучение в третьем классе. Книга для учителя. Изд. 2-е, переработ. и доп. М., 1975.

В данном пособии учителя могут использовать материалы из главы «Трудовое обучение» (уроки по работе с тканью).

О ктябрятский календарь (мягкие игрушки). — «Начальная школа», 1971, № 5.

Уроки трудового обучения. Первый класс. Пособие для учителя. М., 1974.

Уроки трудового обучения. Второй класс. Пособие для учителя. М., 1975.

Уроки трудового обучения. Третий класс. Пособие для учителя. М., 1976.

Цейтлин Н. Е. Раскрашивание ткани при изготовлении карнавальных костюмов. — «Начальная школа», 1973, № 12.

Цейтлин Н. Е. Таблицы по трудовому обучению в 1—3 классах. М., 1973. (Таблицы по работе с тканью.) 

Смоленский полиграфкомбинат Росглавполиграфпрома Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Смоленск-20, м/р Поповка Цена 40 коп. Заказ № 178

Автор-учебника - Гукасова А.М. , Методики преподавания , ★ВСЕ➙ Швейное дело

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика