Слесарное дело для 5-6 классов (Копелевич, Спиридонов, Буфетов) 1980 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 page---001_53726.jpg

Назначение: Учебное пособие для учащихся 5—6 классов вспомогательной школы

Рекомендовано к изданию Главным управлением школ Министерства просвещения СССР

© "Просвещение" Москва 1980 

Авторство: Виктор Григорьевич Копелевич, Иваи Григорьевич Спиридонов, Григорий Петрович Буфетов

Формат: PDF Размер файла: 6.09 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Пятый класс 5

I. Разметка и обработка деталей прямоугольной формы по задан¬ным размерам

I, Назначение разметки

2. Технический рисунок и чертеж детали 6

3. Припуск на обработку деталей . . 9

4. Организация рабочего места для разметки 11

5. Подготовка заготовки к разметке 14

6. Откладывание размеров по линейке от кромки детали и от вспомогательной риски 16

7. Нанесение параллельных рисок на заготовку с помощью угольника с полкой 17

8. Разметка прямоугольника 18

II. Рубка металла в тисках . .21

1. Общие сведения

2. Инструменты для рубки 22

3. Слесарные тиски 23

4. Приемы рубки 24

5. Правила безопасности при рубке . . 26

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

III. Опиливание 27

1. Плоские напильники

2. Опиливание плоской поверхности . .28

3. Возможные виды брака при опиливании плоскости ... 31

4. Контрольные инструменты   32

5. Правила безопасной работы при опиливании .... 33

6. Правила сбережения напильников 34

IV. Отделка изделий личным напильником и шлифовальной шкур¬кой • 35

1. Назначение отделки и инструменты

2. Приемы работы   36

V. Опиливание плоских деталей выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону   ... 38

1. Формы кромок плоских деталей

2. Разметка по шаблону 39

3. Обработка выпуклых и вогнутых кромок плоских деталей 41

VI. Сверление 43

1. Сверлильный станок

2. Инструменты и приспособления для сверления .... 44

3. Работа на сверлильном стайке 46

4. Правила безопасности при сверлении 48

5. Зенкование отверстий 49

VII. Резание металлов ножовкой . 50

1. Устройство ножовки ......

2. Подготовка ножовки к работе 52

3. Приемы резания ножовкой 53

4. Правила безопасности ........... 55

. VIII. Склепывание заклепками с потайной головкой ...» 56

1. Назначение клепки

2. Заклепки для соединении деталей .57

3. Инструменты для клепки впотай 60

4. Способы соединения деталей заклепками 61

5. Заклепочное соединение, при котором заклепка изготавливается из тела самой детали 62

6. Порядок клепки впотай .63

7. Правила безопасности и виды брака при клепке впотай . . 65

IX. Правка и гибка металлов 67

1. Назначение правки   —

2. Правка полосового и листового металла ...... —

3. Правка проволоки и прутков . . .; ...... 69

4. Гибка металла в тисках и на оправках .71

X. Работа с тонким листовым металлом  73

1. Виды тонкого листового металла

2. Инструменты для резания листового металла .... 75

3. Приемы резания листового металла . 76

4. Правила безопасности 78

5. Отгибание кромок

XI. Операционная карта 79

1. Понятие о трудовой операции

2. Операционная карта, ее назначение и содержание ... 80

Шестой класс ....... 84

I, Рубка металла на плите   

1. Способы рубки

2. Рубка металла . .86

II. Заточка инструментов 88

1. Электроточило

2. Заточные круги ..•••89

3. Правила безопасности ........... 91

4. Заточка инструментов . 92

III. Плоскостная разметка по чертежу и обработка по разметке 94

1. Требования к разметке

2. Циркуль разметочный н приемы работы с ним . . . . .96

3. Точность измерения 100

4. Сопряжения 101

5. Нанесение прямой риски, параллельной базовой стороне, с по¬мощью циркуля и линейки 104

IV. Обтачивание наружной цилиндрической поверхности и подре¬зание торцов заготовок и а токарном станке 105

1. Токарный станок   —

2. Токарные резцы . 108

3. Установка резцов н резцедержателе и заготовок в патроне 110

4. Штангенциркуль ,113

5. Основные правила проверки штангенциркуля и приемы из¬мерения 116

6. Организация рабочего места и правила безопасной рабо¬ты на токарном стайке 119

7. Обточка цилиндрических заготовок при ручной подаче . . 121

8. Подрезание торцов   122

V. Сверление 124

1. Вертикально-сверлильный станок модели 2118 . . . . —

2. Приспособления для закрепления сверл и заготовок . . .125

3. Установка сверла и сверление отверстий большого диаметра 127

4. Подготовка стайка к работе и правила безопасности . . . 129

VI. Склепывание деталей заклепками с полукруглыми головками 130

1. Неподвижное соединение заклепками с полукруглыми голов¬ками

2. Инструменты и приспособления для клепки 132

3. Порядок соединения деталей заклепками с полукруглыми го¬ловками  133

4. Удаление заклепок 136

5. Виды и причины брака при соединении деталей заклепками с полукруглыми и плоскими головками ....... 138

6. Подвижное заклепочное соединение 140

7. Заклепочные швы 141

8. Прямой и обратный методы клепки . 143

9. Соединение деталей заклепками, у которых закладная голов¬ка потайная, а замыкающая — полукруглая 144

10. Правила безопасной работы при клепке   145

VII. Обтачивание цилиндрической поверхности с помощью меха¬нической подачи токарного станка. Отрезание * . . . . .146

1. Коробка скоростей   —

2. Коробка подач 148

3. Фартук 150

4. Включение и выключение механической продольной подачи суппорта станка 151

5. Понятие об окружной скорости. Зависимость числа оборо¬тов шпинделя от диаметра и материала заготовки .... 152 6. Обточка цилиндрических заготовок с механической подачей 153 7. Отрезание заготовок 154

8. Измерение наружных и внутренних размеров деталей штан¬генциркулем « » 156

VIII. Черные и цветные металлы . 157

1. Свойства металлов ........ ... 158

2. Черные металлы  . . • 160

3. Цветные металлы . . » 162

IX. Опиливание плоской поверхности   163

1. Напильники

2. Продольное и поперечное опиливание плоскости с контро¬лем лекальной линейкой 166

3. Перекрестное опиливание плоскости с контролем по штрихам 167

4. Опиливание плоскости, расположенной под углом 90° к ба¬зовой / » 169

5. Опиливание параллельных плоскостей

X. Пространственная разметка .... ... 170

1. Назначение пространственной разметки ...... — 2. Чертежи объемных деталей .172

3. Базы для пространственной разметки 174

4. Инструменты и приспособления для пространственной разметки —

5. Приемы пространственной разметки 177

XI. Получение отверстий с различными контурами .... 180

1. Распиливание

2. Обработка стенок отверстий

XII. Сверление на токарном станке . . 133

1. Задняя бабка   .

2. Назначение сверления и центрования заготовок . . , , 184

3. Разметка центровых отверстий 185

4. Крепление сверл и пиноли задней бабки 187

5. Сверление сквозных отверстий . 189

6. Сверление глухих отверстий 190

7. Центрование заготовок . . 191

8. Брак при сверлении и центровании отверстий ...» 192

XIII. Нарезание резьбы 194

1. Резьбовые соединения   . . —

2. Элементы резьбы .195

3. Инструменты для нарезания внутренней резьбы . * . .197

4. Приемы нарезания внутренней резьбы 198

5. Инструменты для нарезания наружной резьбы . . . . 200

6. Приемы нарезания наружной резьбы 201

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Слесарное дело для 5-6 классов  (Копелевич, Спиридонов, Буфетов) 1980 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ.

Дорогие друзья! Вы вновь пришли в школьную сле¬сарную мастерскую. Здесь вы работали в прошлом го¬ду и будете трудиться еще несколько лет.

В четвертом классе вы познакомились с простейши¬ми трудовыми операциями, делали игрушки из бумаги, картона, древесины, проволоки, собирали модели из деталей конструктора. Сейчас же вы вплотную подхо¬дите к изучению основ слесарного дела. Хорошо усвоив материал учебного пособия и овладев приемами рабо¬ты инструментами, вы получите рабочую специаль¬ность— станете слесарями.

Где бы мы с вами ни были: в мастерской или на за¬воде, в школе или дома — везде нам встречаются изде¬лия и машины из металла. И в сборке, и в изготовле¬нии этих машин, оборудования принимали участие ра¬бочие-слесари. Это их руками собраны автомобили, станки, проложены трубы, по которым в дома подают¬ся вода и газ, изготовлены различные инструменты, ключи, приборы...

Профессия слесаря очень разнообразна. Одни рабо¬чие собирают машины — это слесари-сборщики. Дру¬гие ремонтируют оборудование, автомобили, прибо¬ры— это слесари-ремонтники. Третьи следят за нашим бытом — устанавливают батареи, чтобы было тепло в

квартирах, регулируют водопроводные краны — это слесари-сантехники. А на многих предприятиях рабо¬чие изготавливают инструменты и приспособления для станков, налаживают оборудование. Их называют сле¬сарями-инструментальщиками и слесарями-наладчика¬ми. Да разве всех перечесть! Так что же это за профес¬сия— слесарь, которая всем и везде нужна?

Слесарь — это рабочий, который изготавливает раз¬личные металлические изделия. Поэтому кем бы вы ни стали: слесарем-ремонтником, слесарем-сборщиком или слесарем-инструментальщиком — в первую очередь на¬до очень хорошо знать свойства металлов и способы их обработки. А для этого необходимо научиться пра-вильно владеть инструментами, рубить, сверлить, опи¬ливать, шлифовать металл и многим другим операци¬ям,— словом, всему тому, что нужно для работы с ме¬таллом.

Успешно управлять машинами и принимать участие в их сборке, наладке и создании может лишь тот, кто хорошо владеет приемами ручного труда, мастера свое¬го дела. Мастера-рабочие пользуются в нашей стране большим уважением и почетом, окружены всенарод¬ным вниманием. Но чтобы стать мастером-умельцем, необходимо долго и кропотливо трудиться. Для школь¬ников труд — это их учеба, работа в мастерских на уро¬ках труда. Эта книга и поможет вам, ребята, овладеть навыками слесарного дела, получить профессию и стать настоящими рабочими людьми, строителями ком¬мунистического общества.

ПЯТЫЙ КЛАСС.

Начинается новый учебный год. За лето вы хорошо отдохнули, повзрослели, подросли. Вам даже кажется, что слесарная мастерская стала как будто немного меньше... Но это только так кажется. Все осталось по- прежнему: те же верстаки с тисками — рабочие места слесарей, то же станочное оборудование — токарные, сверлильные, фрезерные станки. Но работать на этих станках вы будете позже, в 6, 7, 8 классах. Ведь чтобы качественно изготавливать детали на станках, надо очень хорошо владеть приемами ручного труда. Поэто¬му в пятом классе вам предстоит научиться точно раз¬мечать заготовки, правильно пользоваться инструмен¬том, то есть освоить навыки ручной обработки метал¬ла. Это не трудно, надо лишь добросовестно относиться к занятиям и доводить начатое дело до конца.

Итак, после повторения правил поведения и безопас¬ной работы в слесарной мастерской можно приступать к изучению нового курса.

I. РАЗМЕТКА И ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ ПО ЗАДАННЫМ РАЗМЕРАМ.

1. НАЗНАЧЕНИЕ РАЗМЕТКИ.

Детали машин, инструменты делают из заготовок. Заготовки получают из листового, полосового металла и т. п. Но прежде чем приступать к изготовлению лю-бой детали, ее необходимо разметить.

Рис. 1. Размеченная заготовка ключа.

Разметка — это нанесе¬ние на поверхность заго¬товки линий и точек для обозначения границ обра¬ботки детали и центров от¬верстий. Линии, наноси¬мые на заготовку, называ¬ют рисками. Риски бывают основными и вспомога¬

тельными. Основными рисками обозначают границы обработки, места изгиба, резания, опиливания. Но иногда следует проводить и такие риски, от которых за¬тем будут откладывать размеры. Их называют вспомо¬гательными. Центры отверстий и границы деталей на заготовке отмечают точками.

По размеченной заготовке легко судить о форме и размерах детали (рис. 1. Здесь и далее слово «рису¬нок» будет писаться сокращенно — рис.).

Запомните! Разметка — очень ответственная опе¬рация. От точности разметки во многом зависит ка¬чество будущего изделия.

Вопросы.

1. Для чего предназначена разметка деталей?

2. Что значит разметить деталь?

Словарь: разметка, основные риски, вспомогатель¬ные риски.

2. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЧЕРТЕЖ ДЕТАЛИ.

Проще всего разметить заготовку по шаблону. С этой операцией вы познакомились в четвертом клас¬се. Шаблон — это специальная деталь, размеры и кон- е

тур (внешние очертания) которой такие же, как и у нужного нам изделия. По шаблону удобно размечать несколько одинаковых де¬талей.

Более сложный, но и бо¬лее точный способ размет¬ки—по техническому ри¬

Рис. 2. Технический рисунок детали.

сунку или чертежу.

Технический рисунок — наиболее простое графиче¬ское изображение предмета, которое дает представле¬ние о его формах и размерах. Технический рисунок де¬лают от руки, без помощи линейки и угольника. Важ¬но только соблюсти примерные размеры детали. По¬смотрите на рис. 2. Здесь сразу видно, что длина дета¬ли примерно в два раза больше ширины и значитель¬но превышает толщину.

И на техническом рисунке, и на чертеже обязатель¬но проставляют размеры деталей. Цифры 80, 40, 3 (рис. 2) обозначают соответственно длину, ширину и толщину пластины в миллиметрах. Только слово «мил¬лиметры», или сокращенно «мм», не пишется.

Чертеж — это документ, содержащий изображение детали (изделия) и необходимые данные для ее изго¬товления и контроля. Чер¬теж выполняют с помощью чертежных инструментов по особым правилам.

На рис. 3 показан чер¬теж простой детали —пря¬моугольной пластины. Что¬бы представить себе, как

получено это изображение, Рис. 3. Чертеж простой детали.

80

Толщина 3 мн

Главный вид

Рис. 4. Изображение главного вида детали на чертеже.

посмотрите внимательно на рис. 4.

Прежде чем приступать к разметке деталей по чер¬тежу, необходимо научить¬ся его читать. Уметь чи¬тать чертеж—значит пред¬ставлять себе деталь, ее форму и размеры, знать, как и с помощью каких ин¬струментов можно выпол¬нить детали, соединить их в изделие.

Удобнее всего пользо¬ваться чертежом, на котором деталь изображена

в натуральную величину, то есть имеет те же размеры, что и образец. Но если мы попробуем сделать такой чертеж классной доски, например, то нам потребуется лист бумаги размером со стену. А если необходимы чер¬тежи деталей наручных часов? Их ведь даже невозмож¬но нарисовать — настолько они малы! Поэтому изобра¬жение детали на чертежах может быть больше или меньше самой детали. Но в любом случае размеры детали указывают настоящие! Эти размеры с техниче¬ского рисунка или чертежа переносят при разметке на заготовку детали.

Запомните! На чертеже всегда указывают разме¬ры, которые должна иметь готовая деталь.

Вопросы.

1. Что называется техническим рисунком, чертежом?

2. Какая разница между техническим рисунком и чертежом?

3. Как размечают детали? С чего переносят размеры на за¬готовку?

Упражнения.

1. Сделайте технический рисунок простой детали,

2. Посмотрите на рис. 5 и определите, где чертеж детали, а где технический рисунок. Объясните, почему вы так счи¬таете.

Словарь: шаблон, технический рисунок, чертеж.

3. ПРИПУСК НА ОБРАБОТКУ ДЕТАЛЕЙ.

При разметке деталей основные размеры: длину, ширину, и высоту—немного увеличивают. Поэтому на заготовке получается избыточный слой материала,— его называют припуском. Припуск необходим для то¬го, чтобы при окончательной обработке деталь получилась точно заданных размеров

Видите, какой при¬пуск оставлен на даль¬нейшие операции. А из¬быточный слой материа¬ла после рубки (рис. 6, б) уже значительно меньше, — это припуск на опиливание.

Вообще надо стре¬миться к тому, чтобы припуск был как можно меньше. Во-первых, чем

меньше лишний слой металла, тем быстрее можно сде¬лать деталь. Во-вторых, при обработке изделия металл припуска превращается в стружку, опилки, т. е. в от¬ходы. А ведь металл довольно дорогой материал, его следует экономить. И еще немного об экономии. При разметке деталей надо стараться так размещать их на заготовке, чтобы отходов было как можно меньше. Вот очень простой пример (рис. 7): два одинаковых по раз¬мерам листа материала. Но из одного листа можно по¬лучить 5 равноценных треугольника, а из другого — 9. Как вы думаете, где правильнее и экономнее размечен материал, где будет меньше отходов?

Итак, припуск необходим. Даже очень опытные сле¬сари обязательно оставляют избыточный слой мате¬риала для окончательной обработки изделий. Правда, опытные рабочие оставляют очень маленький припуск, незначительный. Вам сейчас потребуется брать при¬пуск 3—5 мм, а немного позже, когда вы хорошо ос¬воите приемы работы,— 1—2 мм. Не забывайте: чем толще металл, тем меньше припуск!

Запомните! Прежде чем размечать заготовку, подумайте, как лучше расположить деталь на мате¬

риале и какой оставить припуск на дальнейшую об¬работку.

Вопросы.

1. Что означает припуск на обработку, зачем он нужен?

2. При каком припуске (1 мм или 3 мм) можно быстрее об¬работать деталь?

3. Почему надо стремиться к тому, чтобы припуск был как можно меньше?

4. Что значит экономно размечать заготовку?

Словарь: избыточный слой, припуск, экономия.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ РАЗМЕТКИ.

Разметочные инструменты. Для разметки деталей применяются чертилки, металлические линейки, кер¬неры, слесарные угольники, разметочные молотки.

С металлическими линейками (рис. 8, а) вы уже зна¬комы. Они бывают различной длины: 150 мм, 200 мм, 300 мм, 500 мм и 1000 мм (метровые). Началом измере¬ния у металлической линейки служит левая кромка. С помощью линеек измеряют образцы и переносят раз¬меры на заготовку.

Чертилкой (рис. 8,6) наносят разметочные линии на поверхность металла. Кернером (рис. 8, в) делают углубления в металле, называемые кернами. Накернивают обычно риски, которыми обозначают на заготовках границы детали, центры отверстий.

Разметочный молоток (рис. 8,г) применяется для кернения отверстий.

Слесарные угольники (рис. 8,6) необходимы для выполнения различных операций. Для разметки чаще всего используют плоские угольники и угольники с пол-кой. По угольникам проверяют углы деталей и нано¬сят риски на заготовки (рис. 9).

Рис. 8. Инструменты для разметки:

а — измерительная линейка; б — чертилка; в — кернер; г—разметочный молоток; д — слесарные угольники.

Рис. 9. Пользование угольником:

а — проверка углов деталей; б и в — нанесение рисок на заготовки.

Угольник с полкой нужен для разметки заготовок с ровными кромками. Такой угольник полкой прижима¬ют к кромке заготовки, а по ребру пера проводят чер¬тилкой риску. Если же кромки у заготовки неровные, пользуются плоским угольником.

Запомните! 1. Нельзя по линейке измерять от цифры 1 — это не начало шкалы. 2. Кернер уста¬навливают строго по риске или намеченной точке.

3. Острие чертилки нельзя подсовывать под ребро угольника.

Организация рабочего места. Разметку обычно про¬водят на верстаке с разметочной плитой (рис. 10). Но в школьной слесарной мастерской может быть обору¬довано и отдельное место для этой работы.

Размечать детали лучше сидя на табурете, свет дол¬жен падать сверху. Инструменты на верстаке распола¬гают так: молоток и чертил¬ку кладут справа, кернер — слева, а линейку и уголь¬ник— прямо перед собой. При разметке эти инструмен¬ты должны находиться ъ лот¬ках, а по окончании работы их убирают в специально от-веденные места.

Запомните! 1. Перед началом работы надо обя¬зательно проверить раз¬меточные инструменты: шкала линейки должна быть ясной, пробные рис¬ки от чертилки — четкими, кернер — острым. 2

Рис. 10. Рабочее место для разметки.

. Со¬блюдайте порядок за рабочим столом: каждому ин¬струменту— свое место.

Вопросы.

1. Какие инструменты для разметки вы знаете?

2. Как надо правильно пользоваться чертилкой, кернером, угольником, линейкой?

3. Что является рабочим местом для разметки?

4. Как надо располагать инструменты во время работы?

5. Где хранят разметочные инструменты в вашей мастер¬ской?

Упражнения.

1. Измерьте линейкой длину и ширину ученической тетради.

2. При помощи угольника с полкой проведите риски на ме¬таллической пластине с ровной кромкой.

3. Проведите риски на пластине, пользуясь плоским уголь¬ником.

4. Разложите разметочные инструменты на верстаке.

Словарь: разметочные инструменты, лоток, разме¬точная плита, кернер, угольник с полкой, плоский угольник.

5. ПОДГОТОВКА ЗАГОТОВКИ К РАЗМЕТКЕ.

Прежде чем приступать к разметке детали, необхо¬димо правильно подобрать заготовку. Делают это так. Измеряют длину, ширину и толщину заготовки и срав-нивают эти размеры с размерами образца или разме¬рами, указанными на чертеже детали. Убедившись, что заготовка соответствует размерам детали с припуском на дальнейшую обработку, подготавливают ее поверх¬ность к разметке. Очищают металл от грязи, масла, ржавчины и пробуют провести риску чертилкой. Если риска плохо видна, поверхность заготовки зачищают металлической щеткой или крупной шкуркой. Затем чистую поверхность покрывают быстросохнущей краской: на краске хорошо просматриваются даже очень тонкие линии. Если под рукой не окажется краски, можно воспользоваться раствором столярного клея с мелом или раствором медного купороса. Наносят рас¬твор тонким слоем кисточкой (рис. 11) или марлевым тампоном.

Приступают к разметке лишь после того, как окон¬чательно высохнет красящий раствор на поверхности заготовки. Риски будут четкими, ясными.

Запомните! Перед разметкой обязательно дела* ют пробные рискш

Вопросы.

1. Как надо подбирать заготовку?

2. Как можно сравнить заготовку с чертежом или образцом?

3. Для чего поверхность заготовки покрывают красящим раствором? Какие для этого используют материалы?

Упражнения.

1. Подберите заготовку для изготовления детали (предло¬жит учитель).

2. Подготовьте поверхность заготовки к разметке. Словарь: ржавчина, медный купорос.

 

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика