Skip to main content

Слесарное дело для 5-6 классов (Копелевич, Спиридонов, Буфетов) 1980 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 page---001_53726.jpg

Назначение: Учебное пособие для учащихся 5—6 классов вспомогательной школы

Рекомендовано к изданию Главным управлением школ Министерства просвещения СССР

© "Просвещение" Москва 1980 

Авторство: Виктор Григорьевич Копелевич, Иваи Григорьевич Спиридонов, Григорий Петрович Буфетов

Формат: PDF Размер файла: 6.09 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Пятый класс 5

I. Разметка и обработка деталей прямоугольной формы по заданным размерам

I, Назначение разметки

2. Технический рисунок и чертеж детали 6

3. Припуск на обработку деталей . . 9

4. Организация рабочего места для разметки 11

5. Подготовка заготовки к разметке 14

6. Откладывание размеров по линейке от кромки детали и от вспомогательной риски 16

7. Нанесение параллельных рисок на заготовку с помощью угольника с полкой 17

8. Разметка прямоугольника 18

II. Рубка металла в тисках . .21

1. Общие сведения

2. Инструменты для рубки 22

3. Слесарные тиски 23

4. Приемы рубки 24

5. Правила безопасности при рубке . . 26

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

III. Опиливание 27

1. Плоские напильники

2. Опиливание плоской поверхности  . .28

3. Возможные виды брака при опиливании плоскости ... 31

4. Контрольные инструменты   32

5. Правила безопасной работы при опиливании .... 33

6. Правила сбережения напильников 34

IV. Отделка изделий личным напильником и шлифовальной шкуркой  • 35

1. Назначение отделки и инструменты  

2. Приемы работы   36

V. Опиливание плоских деталей выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону    ... 38

1. Формы кромок плоских деталей

2. Разметка по шаблону 39

3. Обработка выпуклых и вогнутых кромок плоских деталей 41

VI. Сверление  43

1. Сверлильный станок

2. Инструменты и приспособления для сверления .... 44

3. Работа на сверлильном стайке 46

4. Правила безопасности при сверлении 48

5. Зенкование отверстий 49

VII. Резание металлов ножовкой  . 50

1. Устройство ножовки ......

2. Подготовка ножовки к работе 52

3. Приемы резания ножовкой 53

4. Правила безопасности ........... 55

. VIII. Склепывание заклепками с потайной головкой ...» 56

1. Назначение клепки

2. Заклепки для соединении деталей .57

3. Инструменты для клепки впотай 60

4. Способы соединения деталей заклепками 61

5. Заклепочное соединение, при котором заклепка изготавливается из тела самой детали 62

6. Порядок клепки впотай .63

7. Правила безопасности и виды брака при клепке впотай . . 65

IX. Правка и гибка металлов 67

1. Назначение правки   —

2. Правка полосового и листового металла ...... —

3. Правка проволоки и прутков . . .; ...... 69

4. Гибка металла в тисках и на оправках .71

X. Работа с тонким листовым металлом   73

1. Виды тонкого листового металла

2. Инструменты для резания листового металла .... 75

3. Приемы резания листового металла . 76

4. Правила безопасности 78

5. Отгибание кромок 

XI. Операционная карта 79

1. Понятие о трудовой операции 

2. Операционная карта, ее назначение и содержание ... 80

Шестой класс ....... 84

I, Рубка металла на плите   

1. Способы рубки

2. Рубка металла . .86

II. Заточка инструментов 88

1. Электроточило

2. Заточные круги ..•••89

3. Правила безопасности ........... 91

4. Заточка инструментов . 92

III. Плоскостная разметка по чертежу и обработка по разметке 94

1. Требования к разметке

2. Циркуль разметочный н приемы работы с ним . . . . .96

3. Точность измерения 100

4. Сопряжения 101

5. Нанесение прямой риски, параллельной базовой стороне, с помощью циркуля и линейки  104

IV. Обтачивание наружной цилиндрической поверхности и подрезание торцов заготовок и а токарном станке 105

1. Токарный станок   —

2. Токарные резцы   . 108

3. Установка резцов н резцедержателе и заготовок в патроне 110

4. Штангенциркуль ,113

5. Основные правила проверки штангенциркуля и приемы измерения  116

6. Организация рабочего места и правила безопасной работы на токарном стайке 119

7. Обточка цилиндрических заготовок при ручной подаче . . 121

8. Подрезание торцов   122

V. Сверление 124

1. Вертикально-сверлильный станок модели 2118 . . . . —

2. Приспособления для закрепления сверл и заготовок . . .125

3. Установка сверла и сверление отверстий большого диаметра 127

4. Подготовка стайка к работе и правила безопасности . . . 129

VI. Склепывание деталей заклепками с полукруглыми головками 130

1. Неподвижное соединение заклепками с полукруглыми головками 

2. Инструменты и приспособления для клепки 132

3. Порядок соединения деталей заклепками с полукруглыми головками  133

4. Удаление заклепок 136

5. Виды и причины брака при соединении деталей заклепками с полукруглыми и плоскими головками ....... 138

6. Подвижное заклепочное соединение 140

7. Заклепочные швы 141

8. Прямой и обратный методы клепки . 143

9. Соединение деталей заклепками, у которых закладная головка потайная, а замыкающая — полукруглая 144

10. Правила безопасной работы при клепке   145

VII. Обтачивание цилиндрической поверхности с помощью механической подачи токарного станка. Отрезание * . . . . .146

1. Коробка скоростей    —

2. Коробка подач 148

3. Фартук 150

4. Включение и выключение механической продольной подачи суппорта станка   151

5. Понятие об окружной скорости. Зависимость числа оборотов шпинделя от диаметра и материала заготовки .... 152 6. Обточка цилиндрических заготовок с механической подачей 153 7. Отрезание заготовок 154

8. Измерение наружных и внутренних размеров деталей штангенциркулем  « » 156

VIII. Черные и цветные металлы  . 157

1. Свойства металлов ........ ... 158

2. Черные металлы    . . • 160

3. Цветные металлы  . . » 162

IX. Опиливание плоской поверхности   163

1. Напильники

2. Продольное и поперечное опиливание плоскости с контролем лекальной линейкой   166

3. Перекрестное опиливание плоскости с контролем по штрихам 167

4. Опиливание плоскости, расположенной под углом 90° к базовой   / » 169

5. Опиливание параллельных плоскостей

X. Пространственная разметка .... ... 170

1. Назначение пространственной разметки ...... — 2. Чертежи объемных деталей .172

3. Базы для пространственной разметки 174

4. Инструменты и приспособления для пространственной разметки —

5. Приемы пространственной разметки  177

XI. Получение отверстий с различными контурами .... 180

1. Распиливание 

2. Обработка стенок отверстий

XII. Сверление на токарном станке . .  133

1. Задняя бабка   .

2. Назначение сверления и центрования заготовок . . , , 184

3. Разметка центровых отверстий 185

4. Крепление сверл и пиноли задней бабки  187

5. Сверление сквозных отверстий 189

6. Сверление глухих отверстий 190

7. Центрирование заготовок  . . 191

8. Брак при сверлении и центровании отверстий ...» 192

XIII. Нарезание резьбы 194

1. Резьбовые соединения    . . —

2. Элементы резьбы .195

3. Инструменты для нарезания внутренней резьбы . * . .197

4. Приемы нарезания внутренней резьбы  198

5. Инструменты для нарезания наружной резьбы . . . . 200

6. Приемы нарезания наружной резьбы 201

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Слесарное дело для 5-6 классов  (Копелевич, Спиридонов, Буфетов) 1980 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 ВВЕДЕНИЕ.

Дорогие друзья! Вы вновь пришли в школьную слесарную мастерскую. Здесь вы работали в прошлом году и будете трудиться еще несколько лет.

В четвертом классе вы познакомились с простейшими трудовыми операциями, делали игрушки из бумаги, картона, древесины, проволоки, собирали модели из деталей конструктора. Сейчас же вы вплотную подходите к изучению основ слесарного дела. Хорошо усвоив материал учебного пособия и овладев приемами работы инструментами, вы получите рабочую специальность— станете слесарями.

Где бы мы с вами ни были: в мастерской или на заводе, в школе или дома — везде нам встречаются изделия и машины из металла. И в сборке, и в изготовлении этих машин, оборудования принимали участие рабочие-слесари. Это их руками собраны автомобили, станки, проложены трубы, по которым в дома подаются вода и газ, изготовлены различные инструменты, ключи, приборы...

Профессия слесаря очень разнообразна. Одни рабочие собирают машины — это слесари-сборщики. Другие ремонтируют оборудование, автомобили, приборы— это слесари-ремонтники. Третьи следят за нашим бытом — устанавливают батареи, чтобы было тепло в

квартирах, регулируют водопроводные краны — это слесари-сантехники. А на многих предприятиях рабочие изготавливают инструменты и приспособления для станков, налаживают оборудование. Их называют слесарями-инструментальщиками и слесарями-наладчиками. Да разве всех перечесть! Так что же это за профессия— слесарь, которая всем и везде нужна?

Слесарь — это рабочий, который изготавливает различные металлические изделия. Поэтому кем бы вы ни стали: слесарем-ремонтником, слесарем-сборщиком или слесарем-инструментальщиком — в первую очередь надо очень хорошо знать свойства металлов и способы их обработки. А для этого необходимо научиться пра-вильно владеть инструментами, рубить, сверлить, опиливать, шлифовать металл и многим другим операциям,— словом, всему тому, что нужно для работы с металлом.

Успешно управлять машинами и принимать участие в их сборке, наладке и создании может лишь тот, кто хорошо владеет приемами ручного труда, мастера своего дела. Мастера-рабочие пользуются в нашей стране большим уважением и почетом, окружены всенародным вниманием. Но чтобы стать мастером-умельцем, необходимо долго и кропотливо трудиться. Для школьников труд — это их учеба, работа в мастерских на уроках труда. Эта книга и поможет вам, ребята, овладеть навыками слесарного дела, получить профессию и стать настоящими рабочими людьми, строителями коммунистического общества.

ПЯТЫЙ КЛАСС.

Начинается новый учебный год. За лето вы хорошо отдохнули, повзрослели, подросли. Вам даже кажется, что слесарная мастерская стала как будто немного меньше... Но это только так кажется. Все осталось по- прежнему: те же верстаки с тисками — рабочие места слесарей, то же станочное оборудование — токарные, сверлильные, фрезерные станки. Но работать на этих станках вы будете позже, в 6, 7, 8 классах. Ведь чтобы качественно изготавливать детали на станках, надо очень хорошо владеть приемами ручного труда. Поэтому в пятом классе вам предстоит научиться точно размечать заготовки, правильно пользоваться инструментом, то есть освоить навыки ручной обработки металла. Это не трудно, надо лишь добросовестно относиться к занятиям и доводить начатое дело до конца.

Итак, после повторения правил поведения и безопасной работы в слесарной мастерской можно приступать к изучению нового курса.

I. РАЗМЕТКА И ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ ПО ЗАДАННЫМ РАЗМЕРАМ.

1. НАЗНАЧЕНИЕ РАЗМЕТКИ.

Детали машин, инструменты делают из заготовок. Заготовки получают из листового, полосового металла и т. п. Но прежде чем приступать к изготовлению лю-бой детали, ее необходимо разметить.

Рис. 1. Размеченная заготовка ключа.

Разметка — это нанесение на поверхность заготовки линий и точек для обозначения границ обработки детали и центров отверстий. Линии, наносимые на заготовку, называют рисками. Риски бывают основными и вспомогательными. Основными рисками обозначают границы обработки, места изгиба, резания, опиливания. Но иногда следует проводить и такие риски, от которых затем будут откладывать размеры. Их называют вспомогательными. Центры отверстий и границы деталей на заготовке отмечают точками.

По размеченной заготовке легко судить о форме и размерах детали (рис. 1. Здесь и далее слово «рисунок» будет писаться сокращенно — рис.).

Запомните! Разметка — очень ответственная операция. От точности разметки во многом зависит качество будущего изделия.

Вопросы.

1. Для чего предназначена разметка деталей?

2. Что значит разметить деталь?

Словарь: разметка, основные риски, вспомогательные риски.

2. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЧЕРТЕЖ ДЕТАЛИ.

Проще всего разметить заготовку по шаблону. С этой операцией вы познакомились в четвертом классе. Шаблон — это специальная деталь, размеры и кон- е

тур (внешние очертания) которой такие же, как и у нужного нам изделия. По шаблону удобно размечать несколько одинаковых деталей.

Более сложный, но и более точный способ разметки—по техническому ри

Рис. 2. Технический рисунок детали.

сунку или чертежу.

Технический рисунок — наиболее простое графическое изображение предмета, которое дает представление о его формах и размерах. Технический рисунок делают от руки, без помощи линейки и угольника. Важно только соблюсти примерные размеры детали. Посмотрите на рис. 2. Здесь сразу видно, что длина детали примерно в два раза больше ширины и значительно превышает толщину.

И на техническом рисунке, и на чертеже обязательно проставляют размеры деталей. Цифры 80, 40, 3 (рис. 2) обозначают соответственно длину, ширину и толщину пластины в миллиметрах. Только слово «миллиметры», или сокращенно «мм», не пишется.

Чертеж — это документ, содержащий изображение детали (изделия) и необходимые данные для ее изготовления и контроля. Чертеж выполняют с помощью чертежных инструментов по особым правилам.

На рис. 3 показан чертеж простой детали —прямоугольной пластины. Чтобы представить себе, как

получено это изображение, Рис. 3. Чертеж простой детали.

80

Толщина 3 мн

Главный вид

Рис. 4. Изображение главного вида детали на чертеже.

посмотрите внимательно на рис. 4.

Прежде чем приступать к разметке деталей по чертежу, необходимо научиться его читать. Уметь читать чертеж—значит представлять себе деталь, ее форму и размеры, знать, как и с помощью каких инструментов можно выполнить детали, соединить их в изделие.

Удобнее всего пользоваться чертежом, на котором деталь изображена

в натуральную величину, то есть имеет те же размеры, что и образец. Но если мы попробуем сделать такой чертеж классной доски, например, то нам потребуется лист бумаги размером со стену. А если необходимы чертежи деталей наручных часов? Их ведь даже невозможно нарисовать — настолько они малы! Поэтому изображение детали на чертежах может быть больше или меньше самой детали. Но в любом случае размеры детали указывают настоящие! Эти размеры с технического рисунка или чертежа переносят при разметке на заготовку детали.

Запомните! На чертеже всегда указывают размеры, которые должна иметь готовая деталь.

Вопросы.

1. Что называется техническим рисунком, чертежом?

2. Какая разница между техническим рисунком и чертежом?

3. Как размечают детали? С чего переносят размеры на заготовку?

Упражнения.

1. Сделайте технический рисунок простой детали,

2. Посмотрите на рис. 5 и определите, где чертеж детали, а где технический рисунок. Объясните, почему вы так считаете.

Словарь: шаблон, технический рисунок, чертеж.

3. ПРИПУСК НА ОБРАБОТКУ ДЕТАЛЕЙ.

При разметке деталей основные размеры: длину, ширину, и высоту—немного увеличивают. Поэтому на заготовке получается избыточный слой материала,— его называют припуском. Припуск необходим для того, чтобы при окончательной обработке деталь получилась точно заданных размеров

Видите, какой припуск оставлен на дальнейшие операции. А избыточный слой материала после рубки (рис. 6, б) уже значительно меньше, — это припуск на опиливание.

Вообще надо стремиться к тому, чтобы припуск был как можно меньше. Во-первых, чем

меньше лишний слой металла, тем быстрее можно сделать деталь. Во-вторых, при обработке изделия металл припуска превращается в стружку, опилки, т. е. в отходы. А ведь металл довольно дорогой материал, его следует экономить. И еще немного об экономии. При разметке деталей надо стараться так размещать их на заготовке, чтобы отходов было как можно меньше. Вот очень простой пример (рис. 7): два одинаковых по размерам листа материала. Но из одного листа можно получить 5 равноценных треугольника, а из другого — 9. Как вы думаете, где правильнее и экономнее размечен материал, где будет меньше отходов?

Итак, припуск необходим. Даже очень опытные слесари обязательно оставляют избыточный слой материала для окончательной обработки изделий. Правда, опытные рабочие оставляют очень маленький припуск, незначительный. Вам сейчас потребуется брать припуск 3—5 мм, а немного позже, когда вы хорошо освоите приемы работы,— 1—2 мм. Не забывайте: чем толще металл, тем меньше припуск!

Запомните! Прежде чем размечать заготовку, подумайте, как лучше расположить деталь на мате

риале и какой оставить припуск на дальнейшую обработку.

Вопросы.

1. Что означает припуск на обработку, зачем он нужен?

2. При каком припуске (1 мм или 3 мм) можно быстрее обработать деталь?

3. Почему надо стремиться к тому, чтобы припуск был как можно меньше?

4. Что значит экономно размечать заготовку?

Словарь: избыточный слой, припуск, экономия.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ РАЗМЕТКИ.

Разметочные инструменты. Для разметки деталей применяются чертилки, металлические линейки, кернеры, слесарные угольники, разметочные молотки.

С металлическими линейками (рис. 8, а) вы уже знакомы. Они бывают различной длины: 150 мм, 200 мм, 300 мм, 500 мм и 1000 мм (метровые). Началом измерения у металлической линейки служит левая кромка. С помощью линеек измеряют образцы и переносят размеры на заготовку.

Чертилкой (рис. 8,6) наносят разметочные линии на поверхность металла. Кернером (рис. 8, в) делают углубления в металле, называемые кернами. Накернивают обычно риски, которыми обозначают на заготовках границы детали, центры отверстий.

Разметочный молоток (рис. 8,г) применяется для кернения отверстий.

Слесарные угольники (рис. 8,6) необходимы для выполнения различных операций. Для разметки чаще всего используют плоские угольники и угольники с пол-кой. По угольникам проверяют углы деталей и наносят риски на заготовки (рис. 9).

Рис. 8. Инструменты для разметки:

а — измерительная линейка; б — чертилка; в — кернер; г—разметочный молоток; д — слесарные угольники.

Рис. 9. Пользование угольником:

а — проверка углов деталей; б и в — нанесение рисок на заготовки.

Угольник с полкой нужен для разметки заготовок с ровными кромками. Такой угольник полкой прижимают к кромке заготовки, а по ребру пера проводят чертилкой риску. Если же кромки у заготовки неровные, пользуются плоским угольником.

Запомните! 1. Нельзя по линейке измерять от цифры 1 — это не начало шкалы. 2. Кернер устанавливают строго по риске или намеченной точке.

3. Острие чертилки нельзя подсовывать под ребро угольника.

Организация рабочего места. Разметку обычно проводят на верстаке с разметочной плитой (рис. 10). Но в школьной слесарной мастерской может быть оборудовано и отдельное место для этой работы.

Размечать детали лучше сидя на табурете, свет должен падать сверху. Инструменты на верстаке располагают так: молоток и чертилку кладут справа, кернер — слева, а линейку и угольник— прямо перед собой. При разметке эти инструменты должны находиться ъ лотках, а по окончании работы их убирают в специально от-веденные места.

Запомните! 1. Перед началом работы надо обязательно проверить разметочные инструменты: шкала линейки должна быть ясной, пробные риски от чертилки — четкими, кернер — острым. 2

Рис. 10. Рабочее место для разметки.

. Соблюдайте порядок за рабочим столом: каждому инструменту— свое место.

Вопросы.

1. Какие инструменты для разметки вы знаете?

2. Как надо правильно пользоваться чертилкой, кернером, угольником, линейкой?

3. Что является рабочим местом для разметки?

4. Как надо располагать инструменты во время работы?

5. Где хранят разметочные инструменты в вашей мастерской?

Упражнения.

1. Измерьте линейкой длину и ширину ученической тетради.

2. При помощи угольника с полкой проведите риски на металлической пластине с ровной кромкой.

3. Проведите риски на пластине, пользуясь плоским угольником.

4. Разложите разметочные инструменты на верстаке.

Словарь: разметочные инструменты, лоток, разметочная плита, кернер, угольник с полкой, плоский угольник.

5. ПОДГОТОВКА ЗАГОТОВКИ К РАЗМЕТКЕ.

Прежде чем приступать к разметке детали, необходимо правильно подобрать заготовку. Делают это так. Измеряют длину, ширину и толщину заготовки и сравнивают эти размеры с размерами образца или размерами, указанными на чертеже детали. Убедившись, что заготовка соответствует размерам детали с припуском на дальнейшую обработку, подготавливают ее поверхность к разметке. Очищают металл от грязи, масла, ржавчины и пробуют провести риску чертилкой. Если риска плохо видна, поверхность заготовки зачищают металлической щеткой или крупной шкуркой. Затем чистую поверхность покрывают быстросохнущей краской: на краске хорошо просматриваются даже очень тонкие линии. Если под рукой не окажется краски, можно воспользоваться раствором столярного клея с мелом или раствором медного купороса. Наносят раствор тонким слоем кисточкой (рис. 11) или марлевым тампоном.

Приступают к разметке лишь после того, как окончательно высохнет красящий раствор на поверхности заготовки. Риски будут четкими, ясными.

Запомните! Перед разметкой обязательно делают пробные риски

Вопросы.

1. Как надо подбирать заготовку?

2. Как можно сравнить заготовку с чертежом или образцом?

3. Для чего поверхность заготовки покрывают красящим раствором? Какие для этого используют материалы?

Упражнения.

1. Подберите заготовку для изготовления детали (предложит учитель).

2. Подготовьте поверхность заготовки к разметке. Словарь: ржавчина, медный купорос.

Автор-учебника - Копелевич В.Г. , Автор-учебника - Спиридонов И.Г. , ★Все➙ Учебники 5 класс, ★Все➙ Учебники 6 класс, ★ВСЕ➙ Слесарное дело, Автор – Буфетов Г.П., Для учащихся средних классов

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика