Уроки ручного труда В ПЕРВОМ КЛАССЕ (Розанов, Завитаев, Цейтлин) 1955 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Уроки ручного труда В ПЕРВОМ КЛАССЕ 1955

Назначение:  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ

Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР, МОСКВА 1955

Авторство: И. Г. Розанов, П. А. Завитаев, Н. Е. Цейтлин

Формат: DjVu, Размер файла: 2.78 MB

 Данное пособие составлено научными сотрудниками Института теории и истории педагогики АПН РСФСР И. Г.

Розановым, Н. Е. Цейтлиным и научным сотрудником Института методов обучения П. А. Завитаевым

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Содержание занятий по ручному труду в 1 классе 

      Примерный годовой план проведения уроков ручного труда 15 

      Примерные планы уроков 17 

      

      Первая учебная четверть 

      Первый урок — изготовление простейшей тетрадочки 17 

      Второй урок — изготовление счетного материала 19 

См. оглавление полностью...

      Третий урок — изготовление счетного материала (продолжение)24 

      Четвертый урок — изготовление конверта для счетного материала 26 

      Пятый урок — ознакомление со школьным и учебно-опытным 

      участком и подготовка учебной делянки к зиме 28 

      Шестой урок — изготовление закладки для книг 30 

      Седьмой урок — изготовление тетради для картинного словаря учащегося 32 

      Восьмой урок — составление и монтирование учебной коллекции листьев осенней окраски 34 

      Девятый урок — изготовление флажков из цветной бумаги для украшения классной комнаты 36 

      

      Вторая учебная четверть 

      Десятый урок — изготовление метровой линейки из бумажной полоски 39 

      Одиннадцатый урок — изготовление футляра для метровой линейки 41 

      Двенадцатый урок — лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы 43 

      Тринадцатый урок — лепка знакомых детям предметов (продолжение) 46 

      Четырнадцатый урок — изготовление макета на тему «Зима» (коллективная работа) 46 

      Пятнадцатый урок — изготовление елочных игрушек и украшений из цветной бумаги 50 

      Шестнадцатый урок — изготовление елочных игрушек и простейших карнавальных украшений (коллективная работа) 52 

      

      Третья учебная четверть 

      Семнадцатый урок — изготовление наглядных пособий по арифметике (коллективная работа) 55 

      Восемнадцатый урок — изготовление наглядных пособий по арифметике (продолжение) 55 

      Девятнадцатый урок — изготовление перочистки из ткани 57 

      Двадцатый урок — изготовление и пришивацие вешалки 59 

      Двадцать первый урок — изготовление мешочка 63 

      Двадцать второй урок — изготовление мешочка (продолжение) 63 

      Двадцать третий урок — изготовление мешочка (окончание) 63 

      Двадцать четвертый урок — изготовление нарядной коробочки 

      (подарок к Международному женскому дню 8марта) 64 

      Двадцать пятый урок — лепка простейших геометрических и растительных орнаментов 66 

      Двадцать шестой урок — лепка из глины или пластилина на свободную тему (по выбору учащихся) 67 

      

      Четвертая учебная четверть 

      Двадцать седьмой урок — посадка луковиц в цветочные горшки 70 

      Двадцать восьмой урок — уход за комнатными растениями 71 

      Двадцать девятый урок — изготовление макета на тему «Весна» (коллективная работа) 72 

      Тридцатый урок — изготовление макета на тему «Весна» (продолжение) 72 

      Тридцать первый урок — посев цветочных растений на классной учебной делянке 74 

      Тридцать второй урок — уход за растениями 77 

      Тридцать третий урок — уход за растениями 78 

      Подведение итогов учебного года и организация детей для работы на учебно-опытном участке во время летних каникул 81 

      Приложение 

      Варианты к урокам восьмому и пятнадцатому 83 

      Рекомендуемый набор инструментов и инвентаря 83   .

 

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

 

 

 

Скачать учебник  СССР - Уроки ручного труда В ПЕРВОМ КЛАССЕ 1955 года  

Скачать...Скачать

 

ВВЕДЕНИЕ 
      

      ВВЕДЕНИЕ 

      Ручной труд, наряду с другими учебными предметами, является важным средством умственного и физического развития и нравственного воспитания детей. 

      На уроках ручного труда дети приобретают первоначальные трудовые умения, овладевают доступными для них приемами ручной обработки бумаги, картона, ткани и других материалов, учатся выращивать цветочные и овощные растения. 

      В процессе труда школьники знакомятся с характерными свойствами обрабатываемых материалов, с устройством и работой ручных орудий, учатся применять на практике свои знания по арифметике, естествознанию, рисованию и другим учебным предметам. 

      Важнейшей задачей трудовых занятий является воспитание у детей социалистического отношения к труду — трудолюбия, дисциплинированности, чувства долга, ответственности, коллективизма в работе. На уроках труда школьникам прививается привычка содержать в порядке и чистоте свое рабочее место, бережно относиться к инструментам, экономно расходовать материалы. 

      Ручной труд в начальных классах представляет собой первый шаг политехнического обучения, является подготовкой к практическим занятиям в учебной мастерской и на учебно-опытном участке, проводимым в V — VII классах. 

      В содержание уроков ручного труда входит изготовление простейших изделий — игрушек, игр, наглядных пособий, учебных принадлежностей и др. 

      Занятия ручным трудом должны быть тесно связаны с занятиями по другим учебным предметам. Эта связь выражается прежде всего в том, что в труде применяются, конкретизируются и закрепляются знания по арифметике, естествознанию и т. д., а конкретные представления, полученные детьми в процессе труда, используются затем на уроках по другим предметам как материал для обобщений и для упражнений в развитии устной и письменной речи. Кроме того, значительная часть изделий, изготовляемых детьми, представляет собою наглядные пособия, которые используются на уроках русского языка, арифметики, естествознания, географии. Тем самым уроки ручного труда содействуют повышению качества преподавания других учебных предметов. 

      Преподавание ручного труда должно проводиться в определенной системе. Эта система в главных своих чертах намечена программой, а в деталях должна определяться учителем в зависимости от конкретных условий и общих учебно-воспитательных задач. При этом учитель ставит перед собою на каждый урок определенную цель и решает ясно сформулированные учебно-воспитательные задачи. Каждый урок должен расширять и закреплять круг знаний и умений учащихся, способствовать выработке у них устойчивых положительных навыков и привычек. 

      Система обучения на уроках ручного труда предусматривает, прежде всего, определенную, логически и методически обоснованную последовательность в сообщении учащимся новых знаний, в развитии их практических умений и трудовых навыков. Так, например, при проведении работы с бумагой, учитель сначала ограничивается сообщением детям общих сведений о бумаге: что такое бумага, из чего ее делают, каково ее значение в жизни человека. Затем, постепенно, на протяжении многих уроков, в процессе практической работы с бумагой, сведения о ней расширяются и конкретизируются: дети знакомятся с различными видами и сортами бумаги, ее свойствами, приемами обработки и т. п. 

      Определенная последовательность необходима и при выработке у детей трудовых умений и навыков. Так, например, при овладении навыком разметки материала дети сначала пользуются разметкой, выполненной учителем, затем учатся размечать материал при помощи простейших шаблонов, постепенно усваивают приемы разметки при помощи более сложных шаблонов и трафаретов и, наконец, приобретают навыки разметки с использованием простейших чертежных инструментов — линейки и угольника. 

      Система обучения на уроках ручного труда должна предусматривать последовательное закрепление усвоенных детьми приемов при помощи упражнений, повторения соответствующих рабочих операций. Так, например, постоянное повторение операций резания бумаги ножницами позволяет довести умение учащихся проводить эту работу до степени навыка. 

      Постепенно должна возрастать трудоемкость практических заданий. Дети младшего школьного возраста, особенно первоклассники, не имеют еще достаточно устойчивого внимания, не способны к длительному трудовому усилию. Вот почему на первых уроках ручного труда рекомендуется изготовлять поделки весьма малой трудоемкости, чтобы за один урок учащиеся успевали сделать несколько однотипных изделий. Затем трудоемкость изделий постепенно возрастает, и через некоторое время на изготовление одного изделия учащиеся могут затрачивать весь урок, а иногда и два урока. 

      При проведении уроков ручного труда должны строго соблюдаться дидактические принципы и правила, применяемые на уроках по всем другим учебным предметам. 

      В начале урока перед детьми должна быть поставлена конкретная цель работы. Для этого учитель сообщает, какое изделие будет изготовляться, для чего оно предназначается, какими знаниями и умениями дети должны овладеть, изготовляя это изделие. Маленьким детям необходимо показать образец изделия. Постепенно надо приучать детей пользоваться изображением общего вида предмета или техническим рисунком. Это будет содействовать развитию графической грамотности учащихся. В IV классе можно требовать от детей самостоятельного выполнения простейшего эскиза или технического рисунка вещи, которая будет изготовляться ими на уроке. 

      Для развития у детей умения работать по плану, надо постепенно привлекать их к обдумыванию и коллективному обсуждению порядка изготовления изделия, выясняя, какие материалы и инструменты понадобятся для работы и в каком количестве. 

      Для обучения детей правильным-приемам работы учитель показывает эти приемы всему классу, объясняя в доступной форме, почему их надо выполнять так, а не иначе, предостерегает от возможных ошибок. При показе рабочей позы, правильных приемов пользования инструментами целесообразно применять также классные стенные таблицы. 

      Чтобы убедиться, что дети правильно поняли объяснения, полезно бывает вызвать кого-либо из учеников к учительскому столу и предложить показать классу, как он будет выполнять работу. При этом учитель отмечает, что ученик делает правильно, а в чем допускает ошибки, и тут же исправляет их, например предлагает принять правильную позу, надлежащим образом взять в руку инструмент, точно воспроизвести то или иное рабочее движение. 

      На уроках ручного труда необходимо знакомить детей с устройством и работой инструментов, с важнейшими свойствами обрабатываемых материалов, организуя в процессе беседы простейшие опыты для наглядного обнаружения этих свойств (например, испытание прочности и других свойств различных сортов бумаги, картона, ниток, тканей, сравнение свойств глины и пластилина и т. п.). Надо систематически приучать детей производить на уроках ручного труда простейшие расчеты и измерения, отмеривать материал, проверять размеры, взаимное расположение отдельных частей изделия. 

      В ходе урока учитель внимательно следит за детьми, добиваясь, чтобы каждый выполнял работу в точном соответствии с его объяснениями и указаниями — принимал правильную позу, правильно держал инструмент и выполнял рабочие движения, экономно расходовал материал, соблюдал чистоту и порядок на рабочем месте. Если ту или иную ошибку допускает не один ученик, а многие, целесообразно приостановить работу и дать дополнительные объяснения и указания всему классу. От внимания учителя не должны ускользать и те отношения, в которые дети вступают в процессе труда со своими товарищами: взаимопомощь и проявления индивидуализма, вежливость и грубость и т. д. Одобряя положительные в моральном отношении поступки и осуждая и пресекая отрицательные, учитель тем самым содействует нравственному воспитанию детей. 

      В конце урока организуется коллективный осмотр и обсуждение качества выполненной работы, отмечаются достоинства и недостатки изделия. Учитель следит за тем, чтобы критика недостатков проходила в тактичной форме, чтобы она не была обидной, насмешливой, оскорбительной, не унижала личного достоинства детей. Оценивая работу слабых, отстающих школьников, необходимо отмечать даже небольшой успех, самое маленькое продвижение вперед. Это поднимет их уверенность в своих силах, побудит к дальнейшей, более настойчивой и старательной работе. Всемерно надо поощрять проявление творческой мысли детей в труде. 

      Качество выполненной работы следует оценивать отметками по пятибалльной системе, выставляя их в журнале. 

      Для упражнения детей в проведении тех или иных рабочих операций или в применении рабочих приемов учитель может время от времени практиковать несложные и небольшие по объему домашние задания. Предлагать домашние задания можно лишь в тех случаях, когда имеется уверенность, что у учащихся будет возможность их выполнить. Учителю рекомендуется при встречах с родителями учащихся просить их помогать детям готовиться к урокам ручного труда — готовить материалы, выполнять домашние задания. 

      В целях расширения политехнического кругозора очень важно проводить сопоставление способов изготовления той или иной вещи в классе и на производстве. Это можно делать на уроках ручного труда и объяснительного чтения, используя рассказ учителя, чтение описаний производства, показ кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Но особенно большое значение имеет проведение производственных экскурсий. На экскурсии дети увидят, как машина ускоряет изготовление вещи и' облегчает труд человека. На экскурсии дети получат первое знакомство с различными массовыми производственными профессиями. 

      Для развития у детей интереса к труду, для расширения и углубления знаний и закрепления навыков, полученных на уроках, желательно организовать внеклассную работу по труду. Элементы труда должны занять видное место в работе пионерской организации — в повседневной работе пионерских звеньев и отрядов, на пионерских сборах, в кружках «Умелые руки» и юных натуралистов. Пионеры должны выступать застрельщиками и организаторами общественно полезного труда*. 

      

      Для нормального обучения ручному труду школа должна иметь минимум необходимого оборудования. 

      Инструменты и орудия труда должны соответствовать по своей конструкции, по весу и размерам детским силам и возрасту. 

      Для занятий ручным трудом рекомендуется выделить помещение, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим требованиям, и организовать в нем рабочую комнату. При отсутствии такого помещения уроки труда проводятся в классе, но в этом случае необходимо накрывать столы листами бумаги или клеенкой. Очень желательно подготовить накладные дощечки, которые при наложении на парту дают горизонтальную поверхность для работы (рис. 1). Необходимо заранее подготовить нужные инструменты и хранить их в ящиках, собирая в одном ящике набор инструментов для 10 — 12 учащихся. Наличие четырех ящиков позволит вести занятия со всем классом. 

  

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ "

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

 
Яндекс.Метрика