За здоровый быт - Сборник лекций 1965 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 За здоровый быт - Сборник лекций 1965

Назначение: Для широкого круга читателей

© Общество "Знание" РСФСР Ленинград 1965

Авторство: Составитель Федорович Николай Владимирович. Научный редактор кандидат философских наук Григорьев Борис Григорьевич. Редактор издательства А. В. Баннов. Обложка работы В. А. Политова. Технический редактор И. А. Белогурова. Корректоры: Я. Е. Кацнельсон и Я. Н. Касимова.

Формат: DjVu, Размер файла: 6.65 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

Я. В. Макаров. Об этом сборнике 3 

В. А. Руднев. Советские бытовые традиции и обычаи 7 

Я. С. Гордиенко. Культура поведения советского человека 27 

М. И. Любицина. Воспитание детей в семье 57 

Я. Д. Гришин. Как приготовить вкусную и здоровую пищу 76 

Г. М. Краковяк. Физическая культура и здоровье 103 

B. Н. Зворыкин. Организация и гигиена умственного труда 122 

C. А. Разумов. Основы здорового отдыха 138 

Ф. Г. Углов. Алкоголь и табак — злейшие враги здоровья 152 

И. С. Рубинов. Берегите зубы 172 

С. Н. Потапова. Уход за кожей и волосами 195 

И. И. Богоров. Гигиена брака 224 

М. Э. Гизе. В чем красота жилища 238 

B. А. Иванова. Умение одеваться со вкусом 266 

Е. В. Язовицкий. За правильность и чистоту родной речи 286 

А. В. Баннов. С книгой по жизни. (Раздумья о домашних библиотеках) 312 

C. И. Березин. Самостоятельная работа с книгой 334 

М. А. Мессель. Знай и умей! (Первая помощь при несчастных случаях) 349 

А. Д. Смирнов, Н. Е. Матюкина, С. С. Гринберг. Химия в быту 373 

Скачать бесплатный учебник  СССР - За здоровый быт - Сборник лекций 1965 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ОБ ЭТОМ СБОРНИКЕ 

      

      ЕДВА ЛИ эта книга, предлагаемая вниманию читателя, нуждается в особой рекомендации. Об известности нашего сборника лекций красноречиво говорит сам факт нового издания, после того как три предыдущих выпуска общим тиражом около полутора миллионов экземпляров быстро разошлись, вызвав у многочисленных читателей самые положительные отзывы. 

      Потребность в книгах, подобных сборнику «За здоровый быт», особенно возросла сейчас, в период развернутого строительства коммунизма. Борьба за здоровый быт в наши дни приобретает исключительное значение, в нее вовлекаются самые широкие круги трудящихся. Недаром эти вопросы горячо обсуждаются и на партийных конференциях, и на сессиях Верховных Советов, и на рабочих собраниях 

      Сборник лекций «За здоровый быт» рассчитан на самые различные категории читателей. Его цель — рассказать о том, как советские люди строят новый, коммунистический быт, формируют новые материальные и духовные потребности, создают новые бытовые традиции и обычаи, советские манеры культурного поведения в обществе, на производстве, в семье, в быту. 

      В соответствии с этими задачами, а также пожеланиями читателей, четвертое издание дополнено рядом новых лекций, а материалы, опубликованные в прежних выпусках, исправлены и переработаны. Сейчас в сборнике почти два десятка лекций, посвященных разнообразным, но логически связанным межкду собой вопросам. Он открывается лекцией В. А. Руднева, в которой говорится о сложившихся за последние годы новых советских обрядах — брачном, регистрации новорожденных и других, — становящихся традицией. Приятно отметить, что многие из них зародились в славном городе на Неве. 

      В группе материалов, посвященных проблемам воспитания человека коммунистического общества, следует отметить лекцию И. С. Гордиенко о культуре поведения, хороших советских манерах, которые отражают наиболее общественно приемлемые естественные и красивые формы поведения советского человека на улице, в обществе, за столом и т. д. Думается, она будет полезной не только молодым читателям, начинающим самостоятельную жизнь, но и людям более зрелого возраста. 

      Важнейший вопрос — воспитание детей в семье — освещает в своей лекции М. И. Любицина. 

      Вопросы питания рассматриваются в лекции П. Д. Гришина, в которой читатель найдет добрые советы о приготовлении вкусной, здоровой пищи. 

      Проблемы физической культуры и здоровья раскрываются в лекции Г. М. Краковяка. 

      Ряд лекций посвящен вопросам гигиены и предупредительной медицины. В работе В. Н. Зворыкина освещаются организация и гигиена умственного труда; автор дает рекомендации, которые будут полезны многим. Немало интересного и важного почерпнет читатель из лекции С. А. Разумова об основах здорового отдыха. В ней высказываются советы, как лучше организовать активный отдых. 

      Страстный памфлет против алкоголя и табака, иллюстрированный яркими и убедительными примерами, представляет собой лекция Ф. Г. Углова. 

      С большой пользой для себя читатель познакомится с материалами лекций И. С. Рубикова «Берегите зубы», С. Н. Потаповой, дающей обстоятельные советы по уходу за кожей и волосами, а также М. А. Месселя, сообщающего необходимые сведения о первой помощи при несчастных случаях. Важный, особенно для молодежи, вопрос о гигиене брака освещает И. И. Богоров. 

      В сборнике поднимаются и проблемы эстетики. Теперь, когда в связи с размахом жилищного строительства, среди нас так много стало новоселов, особую важность приобрел вопрос о красоте нашего жилища, освещаемый в лекций М. Э. Гизе. Привлечет внимание читателей и лекция В. А. Ивановой, Уменье одеваться со вкусом». 

      Культуре речи и работе с книгами посвящены лекции Е. В. Язовицкого, С. И. Березина и другие. 

      Представляется актуальной и лекция «Химия в быту». Сейчас химия всё болев расширяет свои позиции, глубоко внедряется в быт. Полезную информацию об этом дают A. Д. Смирнов, Н. Е, Матюкина и С. С. Гринберг. 

      Нет возможности и необходимости характеризовать более подробно все материалы сборника. Это сделают сами читатели. Хотелось бы, однако, заметить, что авторами лекций в сборнике выступают видные специалисты в своей области: крупный клиницист и горячий пропагандист здорового быта член-корреспондент АМН СССР, лауреат Ленинской премии профессор Ф. Г. Углов, известный стоматолог, профессор И. С. Рубинов, профессора И. И. Богоров и Г. М. Краковяк, доценты B. Н. Зворыкин и Е. В. Язовицкий, кулинар П. Д. Гришин, модельер В. А. Иванова и другие. 

      Конечно, нел:ьзя утверждать, что в сборнике исчерпаны все темы здорового быта. Вероятно, шире следовало бы представить проблемы морали, как важного элемента здорового быта, но они подробно освещались в других книгах. Вынося на суд взыскательных читателей новое издание сборника «За здоровый быт», мы с признательностью выслушаем справедливую товарищескую критику и учтем все полезные замечания в последующих изданиях, если они потребуются, а также в повседневной пропаганде — печатной и устной. 

      Выпуская этот сборник, мы надеемся, что он сыграет свою положительную роль в борьбе за здоровый быт и этим будет посильно содействовать выполнению тех больших задач, которые стоят перед советским народом. 

      Председатель Правления Ленинградской организации общества "Знание" РСФСР, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, Профессор 

      П. В. МАКАРОВ. 

      

      СОВЕТСКИЕ БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ 

      Ст. преподаватель Ленинградской Высшей профсоюзной школы ВЦСПС В. А. РУДНЕВ 

      

      ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННО ЖЕЛАНИЕ отмечать важные события общественной и личной жизни. Этим естественным стремлением на протяжении столетий пользовалась церковь, которая все важнейшие события жизни человека: рождение, совершеннолетие, брак, смерть — сопровождала религиозными обрядами, тем самым подчиняя сознание и волю людей религиозному мировоззрению. 

      С победой социалистического строя в нашей стране созданы необходимые условия для отмирания старых церковных обрядов и праздников. Но рассчитывать на то, что старое отомрет само собой, автоматически, нельзя. 

      Для успешной борьбы с пережитками прошлого большое значение имеет создание и внедрение в быт народа новых советских традиций, праздников и обрядов. Они рождаются повсеместно, способствуют утверждению коммунистических идей, коммунистической морали, имеют глубокий воспитательный смысл. 

      Ленинград внес значительный вклад в дело создания новых традиций и обычаев. Здесь по инициативе общественности родилось немало интересных начинаний, которые постепенно обрели форму новых советских обрядов, ритуалов, праздников. Движение трудящихся города Ленина за коммунистический труд неизбежно переросло в движение и за коммунистический быт. Именно в бригадах коммунистического труда возникли предложения 

      по-новому отмечать то или иное событие общественной и личной жизни человека. Откликаясь на эти добрые пожелания и предложения, ленинградские партийные, советские и общественные организации делали всё, чтобы претворить их в жизнь, обеспечив материальную базу для проведения ритуалов торжественной регистрации бракосочетания, рождения ребенка, вручения первого паспорта и многих других. 

      Ленинградская общественность продолжает работу по совершенствованию сложившихся советских обычаев и ведет поиски новых видов и форм гражданской обрядности. Необходимо особо подчеркнуть в этой связи опыт, который был заимствован из практики Москвы, Украины, Прибалтийских республик, Пермской области. 

      Цель этой лекции — рассказать об опыте внедрения в быт новых традиций и обычаев в Ленинграде и некоторых других городах и областях страны. 

      Но прежде чем начать наш рассказ о новых советских традициях и обычаях, следует раскрыть содержание употребляемых здесь терминов: традиция, обычай, обряд, ритуал, церемониал. 

      Когда мы говорим о традициях, то имеем в виду исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение правила поведения и обычаи. Традиции касаются различных сторон жизни людей. 

      Более узким понятием является термин обычай, который означает установленный традицией порядок отношений между людьми в процессе труда и в быту. В содержание обычая входят различные обряды, ритуалы и церемониалы. Обряд представляет совокупность установленных обычаем действий людей по случаю того или иного важного события в жизни человека, семьи или целого коллектива. Так, скажем, народный свадебный обряд содержит порядок действий жениха, невесты, их родственников и гостей, величания, поздравления «молодых», песни, пляски, хороводы и др. 

      В отличие от обряда ритуал или церемониал — это порядок -действий официальных должностных лиц при проведении того или иного торжественного государственного акта — приема послов, вручения наград, присвоения звания, регистрации бракосочетания или рождения ребенка и др. 

      Основными традициями, характерными для советского общества, являются революционные, боевые, трудовые и бытовые, вобравшие в себя лучшие прогрессивные черты издавна сложившихся традиций прошлых поколений. В этой последовательности о них и будет рассказано в настоящей лекции. 

      

      РЕВОЛЮЦИОННЫЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ 

      Революционным и боевым патриотическим традициям советского общества посвящены, как известно, следующие праздники: годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День 1 Мая, День Конституции СССР, День рождения В. И. Ленина, Международный женский день, День Парижской коммуны, День Советской Армий и Военно-Морского Флота, День Победы, День выборов в Верховные Советы и местные органы власти и другие. 

      На основе революционных и боевых патриотических традиций созданы и создаются многие новые церемониалы и праздники общественного быта: прием в пионеры, прием в комсомол и вручение комсомольского билета, проводы в армию, встреча отслуживших в армии и другие. 

      В Ленинграде торжественный прием в пионеры, а также вручение комсомольских билетов часто проводят у памятников В. И. Ленину (возле здания Смольного-и у Финляндского вокзала), а также на крейсере «Аврора». Церемониал приурочивается к дням всенародных революционных праздников и памятных дат, связанных с деятельностью В. И. Ленина и Коммунистической партии Советского Союза. При этом здесь встречаются три ленинских поколения: коммунисты, комсомольцы и пионеры. 

      Принимаемые в члены Ленинского комсомола выстраиваются перед памятником. Здесь же, «а площади, присутствуют гости: старые коммунисты, родители, товарищи по школе и работе. 

      С приветственным словом выступает секретарь или член городского комитета ВЛКСМ. Он говорит о большой чести быть комсомольцем, о священных обязанностях члена Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, о героях-комсомольцах, которые на вечные времена останутся примером для всех юношей и девушек нашей страны. 

      Выступают старые коммунисты. Они рассказывают о своей молодости, о первых днях революции, о трудовых и боевых подвигах революционной молодежи, о замечательных людях, взращенных Ленинским комсомолом, призывают юношей и девушек, вновь принятых в члены ВЛКСМ, хранить в чистоте славные традиции своих отцов и матерей. 

      Слово предоставляется также участнику Великой Отечественной войны, одному из тех, кто ушел на войну комсомольцем или вступил в ВЛКСМ на фронте. Он рассказывает о боевых делах своих сверстников. 

      Старые коммунисты вручают юношам и девушкам комсомольские билеты. 

      С ответным словом выступает один из вновь принятых в комсомол. От имени своих товарищей и от себя он дает клятву быть верным ленинским заветам, хранить в чистоте высокое звание члена ВЛКСМ, продолжать дело, начатое комсомолом на заре Советской власти, быть первыми в труде и учебе, хранить и приумножать славные революционные и трудовые традиции старшего поколения советских людей. 

      Здесь же секретари первичных комсомольских организаций дают новому пополнению первые комсомольские поручения. 

      При одновременном приеме в пионеры молодые комсомольцы подходят к шеренге юных ленинцев, повязывают им свои пионерские галстуки и вручают пионерские значки. По окончании церемониала к подножию памятника В. И. Ленину возлагаются венки и букеты цветов. 

      Торжественный прием в комсомол проводится нередко в форме молодежного вечера под тем или иным девизом, например: «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет!» 

      

      ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ 

      Традициям коммунистического труда у нае посвящены общесоюзные и республиканские праздники: дни железнодорожника, строителя, шахтера, металлурга, учителя, рыбака и многие другие. Есть праздники и отдельных трудовых коллективов: юбилей завода, цеха, совхоза, колхоза, а также праздники, посвященные началу или завершению определенного цикла работ, — праздник первой борозды, завершения сева, праздник урожая, праздник серпа и молота и др. К славным традициям относятся и такие новые обряды и ритуалы, как прием в трудовую семью или посвящение в рабочий класс, присвоение первого рабочего разряда, первая получка, прием в бригаду коммунистического труда, трудовой юбилей рабочего, колхозника, учителя и т. д., вручение награды, проводы на пенсию и др. 

      Вот как проводится в Ленинграде прием в трудовую семью. Известно, что на многих промышленных предприятиях есть ученики, которые после определенного срока обучения получают специальность и им присваивается соответствующий разряд. Отсюда, обычно, берет начало трудовая биография человека. 

      Этому важному событию в жизни молодых людей и посвящается праздник приема в трудовую семью. 

      Партийно-комсомольский и профсоюзный актив завода встречается с молодыми рабочими, дает им наказ хорошо трудиться, любить свое предприятие и коллектив. 

      На головном заводе объединения «Электросила» посвящение в рабочий класс прочно вошло в быт передового коллектива. Всякий раз, когда новое пополнение молодых рабочих приходит на этот завод, в его клубе проводится волнующая встреча представителей коллектива завода с молодым поколением. На сцену под звуки фанфар и горнов выносятся знамена трудовых побед, у которых в почетном карауле становятся лучшие производственники завода. К молодым рабочим обращаются ветераны труда, коммунисты и комсомольцы, призывая с честью нести звание «электросиловца». Директор завода вручает молодым рабочим заводские пропуска и поздравляет с приемом в трудовую семью. 

      Им вручаются подарки, книги, памятки, инструменты. После окончания ритуала обычно дается концерт заводской самодеятельности, устраивается товарищеская беседа за чашкой чая.

      Большую воспитательную роль играет также праздник первой получки. Молодого человека надо научить уважать труд и его результаты. 

      В прошлом существовала неписаная вредная «традиция», когда новичок после первой получки обязан был «выставить угощение» мастеру и старшим товарищам по работе. Вред этого обычая состойл в том, что молодого рабочего приобщали к пьянству, расточительству и угодничеству перед «начальством», а это нередко пагубно отражалось на всей последующей жизни человека. 

      Праздник первой получки, проводимый в наших клубах, имеет совершенно иное содержание и оформление. Вот, к примеру, программа одного из таких вечеров. 

      Общий девиз праздника: «Трудом во имя коммунизма прославим Родину свою». В начале вечера приглашенные знакомятся с выставками, посвященными труду новичков и родному заводу, участвуют в конкурсах на лучшее исполнение песен и стихов о труде, в соревнованиях на лучшее знание пословиц о труде и ремесле, в викторине «Знаешь ли ты историю своего завода?» и др. 

      Первое отделение начинается поздравлением молодых представителей рабочего класса и торжественным вручением им первой получки. Затем слово предоставляется кадровым рабочим, членам бригад коммунистического труда, директору, секретарю парткома. С ответным словом выступают «виновники торжества». В заключение первого отделения следуют коллективные поздравления от имени школьников, учащихся ремесленных училищ. 

      Второе отделение иногда строится в форме устного журнала. Его страницы посвящены вопросам «Об этом нельзя молчать» (о тех, кто не работает, а ест), «Голос народной дружины» (о поведении молодого человека), «В добрый путь» (чтение стихов), «Здравствуй, труд» (выступление хора и др.). 

      На ленинградских предприятиях стала широко распространяться еще одна замечательная трудовая традиция, родившаяся на Невском машиностроительном заводе имени В. И. Ленина — торжественный вынос заводского Красного знамени в дни всенародных праздников перед колонной завода. Чтобы завоевать честь нести его на демонстрации, надо показать лучшие результаты в труде, выполнении социалистических обязательств. Красное знамя выносится также на торжественных собраниях коллектива. В почетный караул у знамени становятся лучшие производственники — члены бригад и ударники коммунистического труда. Наиболее отличившимся в социалистическом соревновании предоставляется право сфотографироваться на фоне развернутого знамени завода. 

      Большой ущерб народному хозяйству причиняют религиозные праздники, справляемые в ряде колхозов в разгар полевых работ. 

      Новые трудовые обычаи и традиции призваны вытеснить религиозные праздники и обряды. Порывая со старыми, укоренившимися обычаями, колхозники выражают желание трудиться и жить по-новому, строить свой быт на коммунистических принципах. 

      Вместо религиозных праздников во многих селах нашей страны возникли новые народные торжества, посвященные важнейшим этапам сельскохозяйственного года: праздники первой борозды, весеннего сева, первого снопа, праздник урожая и другие. Вот как проводится в Черновицкой области сельский праздник завершения весеннего сева (праздник встречи весны с летом), который по времени иногда совпадает с церковным праздником «троицы», а по духу противопоставляется ему. 

      Через всё село движется процессия. Впереди на мотоциклах едет отряд механизаторов, за ними — убранные зеленью, цветами и кумачом автомашины с оркестром. Останавливаясь у домов, участники кортежа под музыку вручают лучшим труженикам полей венки и цветы и приглашают всех односельчан на праздник. 

      Когда все жители села собираются на стадионе, под звуки скрипок и цимбал на трибуну выходят руководители колхоза, знатные люди. Секретарь парторганизации поздравляет всех с окончанием сева, называет имена тех, кто отличился в труде. Затем оглашается решение правления колхоза. Передовым бригадам вручаются переходящие Красные знамена и вымпелы, а лучшим колхозникам — премии за самоотверженный труд на полях. Из вишневого сада, сопровождаемая подружками-веснянками, появляется девушка в белоснежном, расшитом зелеными листьями и цветами платье-уборе Весна. Председатель колхоза обращается к ней: 

      «Дорогая Весна! Мы рады тебе, рады сердечным твоим побратимам — солнцу ясному и дождю рядному. Уважаем тебя, твои погожие дни. Отборным верном Засеяли мы землю, украшаем ее садами. Отсеялись мы в срок, ухаживаем за посевами, чтобы и в этом году был обильный урожай». 

      Весна низко кланяется и отвечает: «Дорогие мои! Принесла я вам в этом году счастье, песни и множество цветов. Дружите, родные мои, с трудом и песней, любите землю, уважайте ее, и она воздаст сторицей. Пусть счастье сопутствует вам во всем». 

      Из пшеничного поля появляется Лето — девушка в платье цвета спелой ржи. Весна встречает Лето букетом цветов, а председатель артели торжественно заверяет всех, что колхозники в содружестве с погожим летом хорошо поработают, чтобы порадовать Родину хлебом и другими плодами земли. 

      Оканчивается торжественная часть и начинаются массовое народное гулянье, спортивные состязания, художественная самодеятельность, музыка, танцы. 

      На этом примере мы видим, как в новых советских праздниках органически сочетаются старые и новые народные традиции, в которых уже нет места религиозным суевериям и предрассудкам. На смену им приходят элементы новой жизни, утверждающей красоту человеческого труда и народного искусства, любовь к Родине, человеку и природе. 

      

      НОВЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ В БЫТУ 

      

      Идеологической и нравственной основой новых советских бытовых обычаев являются великие принципы, содержащиеся в Программе КПСС, в моральном кодексе строителя коммунизма, в уставах партии и комсомола, в социалистических обязательствах и договорах соревнующихся коллективов, в принципах бригад коммунистического труда. 

      Познакомимся с содержанием основных бытовых ритуалов, обрядов и праздников, вошедших в жизнь в Ленинграде, Ленинградской области и некоторых других областях и республиках нашей страны. 

      

      Ритуал торжественной регистрации бракосочетания 

      1 ноября 1959 года в Ленинграде был открыт первый в стране Дворец бракосочетания. Для Дворца бракосочетания использован старинный княжеский особняк на 

      набережной Невы. В соответствии с законом РСФСР о браке и семье разработан гражданский ритуал торжественного бракосочетания. В разработке его приняли участие многие общественные организации. 

      Регистрация проводится следующим образом. Желающие вступить в брак подают заявление сотруднику Дворца бракосочетания и устанавливают с ним время регистрации. Здесь новобрачных знакомят с порядком проведения ритуала. 

      В день торжественной регистрации брака жених и невеста вместе с гостями приезжают во Дворец. Жених проходит в комнату заполнения актовых записей, где производится окончательное оформление документов. Затем молодые идут каждый в свою комнату, чтобы подготовиться к торжественному моменту. 

      По приглашению распорядителя Дворца новобрачные вместе с гостями поднимаются на второй этаж в гостиную, расположенную перед залом торжественной регистрации брака. 

      Двери в зал широко раскрываются, и распорядитель говорит: 

      «Уважаемые невеста и жених, прошу вас и ваших гостей пройти в зал торжественной регистрации брака». 

      Звучит музыка («Венчальная» композитора Сорокина, «Свадебный марш» Мендельсона и другие). Музыка смолкает и начинается церемония регистрации. Распорядитель объявляет имена новобрачных и обращается к ним со словами: 

      «Дорогие молодожены! Сегодня в вашей жизни, в жизни ваших родителей, родных, близких и друзей большой, светлый и радостный день, который запомнится вам навсегда. Это день, когда вы вступаете в семейный союз, заключенный на всю жизнь. Отныне вы пойдете по дороге жизни рука об руку, любя и уважая друг друга! Поэтому позвольте перед этим ответственным моментом в вашей жизни задать вам вопрос: хорошо ли вы продумали свое решение о вступлении в брак? 

      Молодые отвечают. Тогда распорядитель продолжает: 

      «В полном соответствии с законами Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о браке и семье, по вашему взаимному согласию и желанию брак между вами сейчас здесь регистрируется. 

      Прошу вас подойти к столу и скрепить свой семейный союз подписями». 

      Молодые подходят к столу и расписываются в актовой книге залисей брака — сначала невеста, потом жених. 

      Если молодые заказывали кольца, сотрудница Дворца подносит их, и новобрачные обмениваются кольцами. Распорядитель говорит: 

      «Молодые обмениваются кольцами, пожелаем им большого счастья». 

      От имени Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся с напутственной речью выступает депутат горсовета. Выслушав напутственное слово депутата, молодые получают из его рук Свидетельство о браке. 

      Распорядитель, обращаясь ко всем присутствующим, продолжает: 

      «Уважаемые гости — родители, близкие и друзья новобрачных, прошу вас присоединиться к нашим поздравлениям и пожелать счастья молодым». 

      Все подходят, поздравляют. Затем под звуки свадебного марша молодожены в сопровождении гостей покидают зал торжественной регистрации брака и проходят в банкетный зал, где за их счастье поднимают бокалы шампанского.

 

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ "

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика