Занятия по техническому труду в школьных мастерских IV-VI классы (Дубова) 1971 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга содержит поурочные разработки занятий по техническому труду в IV—VI классах. В ней даны методические рекомендации по обучению школьников обработке древесины, металла, пластмасс и других материалов, а также электромонтажным работам.
© "Просвещение" Москва 1971
Авторство: Дубова А.Г.
Формат: PDF Размер файла: 17.7 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
От редакция ...... 3
Введение
Структура, организация и проведение занятий в школьных мастерских
Задачи и принципы, трудового обучения . 8
Занятие как основная форма трудового обучения . 16
Основные типы занятий 19
Подготовка н проведение занятий 34
Проверка и оценка знаний и умений учащихся 38
Занятие в четвертом классе
Задачи и содержание занятий *
Вводное занятие
Первоначальные работы с древесиной
Занятие 1. Технический рисунок деталей, имеющих форму параллелепипеда.
Занятие 2. Соединение деталей на гвоздях ......
Занятие 3. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру
Занятия 4—5. Виды соединений деталей
Занятие 6. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру
Занятие 7. Отделка выжиганием
Первоначальные работы с тонким листовым металлом и проволокой
Занятие 1. Правила внутреннего распорядка в мастерской по обработке металлов
Занятие 2. Изготовление прямоугольника из тонкого листового металла , Занятие 3. Изготовление круга из тонкого листового металла . . . Занятие 4. Сгибание тонкого листового металла в приспособлениях . . • Занятие 5. Пробивание отверстий в тонком листовом металле . . . .
Занятие 6. Обработка проволоки
Занятия 7—8. Соединение деталей из тонкого листового металла и проволоки
Работа с бумагой и картоном в сочетании с другими материалами , .
Занятие 1. Изготовление фанерного прямоугольника
Занятие 2. Соединение деревянных деталей на клею
Занятие 3. Обработка картона
Занятие 4. Обработка бумаги
Занятие 5. Монтаж объемных изделий из бумаги и картона
Занятие б. Монтаж объемных изделий из бумаги и картона. ....
Занятия 7—8. Сборка изделий, содержащих детали из разных материалов Первоначальные электромонтажные работы
Занятие 1. Устройство и работа светофора
Занятие 2. Изготовление, колодок головки модели светофора ....
Занятие 3. Электрическая энергия в народном хозяйстве
Занятие 4. Электрическая схема модели светофора .
Занятие 5. Изготовление деталей модели светофора
Занятие 6. Изготовление деталей модели светофора
Занятие 7. Сборка модели светофора
Занятие 8. Испытание модели светофора в работе
Занятия в пятом классе
Задачи и содержание занятий 112
Работа с древесиной ИЗ
Занятие 1. Древесные материалы . . 116
Занятие 2. Чертеж призматической детали 123
Занятие 3. Принципы конструирования 126
Занятие 4. Разметочные инструменты и работы с помощью их . . . .
Занятие 5. Конструирование предмета, состоящего из нескольких призматических деталей
Занятие 6. Планирование работы
Занятие 7. Изготовление деталей по инструкционной карте
Занятие 8. Соединение деталей на гвоздях и шурупах
Занятие 9. Конструирование планшета
Занятие 10. Роль приспособления в повышении качества и производительности труда
Занятие И. Сборка и отделка изделий
Работа с металлом
Занятие 1. Свойства тонкого листового металла и проволоки ....
Занятие 2. Учебное конструирование
Занятие 3. Конструирование изделия из жести
Занятие 4. Плоскостная разметка на металле
Занятие 5. Изготовление коробки из жести
Занятие 6. Конструирование тележки
Занятие 7. Изготовление тележки из жести
Занятие 8. Ознакомление с точечной электросваркой.
Занятие 9. Конструирование из проволоки привода к детской игрушке .
Занятие 10. Изготовление привода к детской игрушке
Занятие 11. Регулировка и отделка детской игрушки »
Занятие 12. Изготовление совка с применением приспособлений . . .
Занятие 13. Изготовление совка С
Занятие 14. Конструирование и разработка технологии изготовления детского ведерка .
Занятие 15. Изготовление детского ведерка
Занятие 16. Изготовление детского ведерка
Занятие 17. Отделка ведерка. Подведение итогов
Электротехнические работы
Занятие 1. Электрическое освещение. Конструирование осветителя . .
Занятие 2. Изготовление корпуса бра
Занятие 3. Изготовление крышки бра
Занятие 4. Электрическая схема'
Занятие 5. Сборка осветителя
Экскурсия
Занятия в шестом классе
Задачи и содержание занятий 210
Работа с древесиной —
Занятие 1. Получение пиломатериалов 245
Занятие 2. Понятие о шиповых соединениях 248
Занятие 3. Конструирование изделий, имеющих прямоугольные шиповые соединения . -. 253
Занятие 4. Соединение прямоугольным шипом 258
Занятие 5. Соединения на клею . . . 260
Занятие 6. Конструирование изделий с круглым шиповым соединением 262
Занятие 7. Изготовление деталей с круглым шипом 265
Занятие 8. Получение шиповых соединений в производственных условиях 270
Занятие 9. Изготовление фанерного сиденья стульчика 271
Занятие 10. Сборка изделия в школьных мастерских и на производстве 276
Занятие 11. Конструирование пюпитра 279
Занятие 12. Изготовление пюпитра по инструкционной корте .... 282
Занятие 13. Изготовление деталей пюпитра .... 284
Занятие 14. Сборка и отделка пюпитра 285
Работа с металлом 288
Занятие 1. Рубка и правка металла 293
Занятие 2. Опиливание металла 2 97
Занятие 3. Конструирование и изготовление ушка навесного .... 304
Занятие 4. Опиливание криволинейной поверхности 307
Занятие 5. Измерение штангенциркулем . 309
Занятие 6. Разработка технологии изготовления деталей ножовки . . . 31*3
Занятие 7. Обработка деталей из листовой стали с помощью приспособлений 318
Занятие 8. Обработка деталей из сортовой стали 323
Занятие 9. Сборка и отделка ножовки 324
Занятие 10. Конструирование трубчатого динамометра 325
Занятие 11. Изготовление деталей динамометра 329
Занятие 12. Сборка и испытание динамометра 330
Электротехнические работы 333
Занятие 1. Электромагниты и их применение 339
Занятие 2. Сила притяжения магнита в величина тока 343
Занятие 3. Связь силы притяжения магнита с количеством витков . . 350
Занятие 4. Применение электромагнитов в народном хозяйстве . . . 352
Занятие 5. Понятие об электромагнитном реле .......... 353
Занятие 6. Электромагниты в автоматике 354
Литература 363
Скачать бесплатный учебник СССР - Занятия по техническому труду в школьных мастерских IV-VI классы (Дубова) 1971 года
СКАЧАТЬ PDF
ОТ РЕДАКЦИИ
Данная книга содержит поурочные разработки по техническому труду в IV—VI классах. В ней содержатся методические рекомендации по обучению школьников обработке древесины, металла, пластмасс и других материалов ручным инструментом и на станках, а также по проведению электромонтажных работ. В рекомендациях реализуются современные требования, предъявляемые к уроку: коммунистическое воспитание в труде, познавательно-творческое обучение, научность преподавания, политех-нический принцип обучения и др. Даны также советы по методике ознакомления школьников с основами материаловедения, электротехники и машиноведения.
В качестве приложения в книге приводится библиографический указатель рекомендуемой для учителей труда литературы.
Книга предназначена для учителей труда, может быть полез-на также для методистов, студентов педвузов и работников на-родного образования, занимающихся вопросами трудового обучения в школе.
Авторы отдельных разделов пособия:
Дубов А. Г., кандидат педагогических наук — «Предисловие» и глава «Структура, организация и проведение занятий в школьных мастерских»;
Бешен ков А. К., кандидат педагогических наук — глава «Занятия в четвертом классе», «Электротехнические работы» в главе «Занятия в пятом классе», «Конструирование и изготовление изделий, содержащих детали из различных материалов» в главе «Занятия в шестом классе»;
Чирков В. Ф., учитель труда — «Работы с древесиной» в главах «Занятия в пятом классе» и «Занятия в шестом классе»;
Михайлов А. А., методист — «Работа с металлом» в главах «Занятия в пятом классе» и «Занятия в шестом классе»;
Лисов Л. А., учитель труда — «Электротехнические работы* в главе «Занятия в шестом классе».
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое пособие призвано раскрыть программу и пока-зать различные аспекты передовой практики современного пре-подавания технического труда.
В пособии приводится общее и поурочное планирование учебной работы, а также описание занятий для IV—VI классов.
Описание каждого занятия включает краткие указания о его учебной задаче, об учебном теоретическом материале, сообщаемом учащимся, о содержании и организации работы школьников, о методах обучения, в том числе о текущей, периодической и итоговой проверке, а также об оценке знаний и умений учащихся.
В пособии подробно описаны лишь типичные занятия, связанные, например, с объяснением нового материала, с продолжением работы по ранее начатым объектам, с конструированием и техническим моделированием, с проведением различных лабораторных работ, экскурсий и т. д. Сделана попытка показать на конкретных примерах, как строится познавательно-творческое обучение, реализуется политехнический принцип в трудовом обучении, как осуществляются связи трудового обучения с преподаванием других учебных предметов. Авторы стремились раскрыть различные стороны практики коммунистического воспитания учащихся на уроках труда, формирование у них навыков куль-туры труда, указать некоторые пути профессиональной ориентации, эстетического воспитания учащихся и т. д.
Каждой теме предпослано краткое методическое введение, в котором даются сведения о задачах темы, об особенностях от-дельных уроков, о наиболее эффективных методах обучения.
Общие сведения о структуре и методике проведения уроков труда в школьных мастерских вынесены в первую главу.
Вместе с описаниями уроков в пособии даются отдельные необходимые дидактические материалы, например относящиеся к лабораторным работам, техническим задачам, чертежам объектов труда, инструкционным картам и др.
Разработки уроков занимают в педагогической литературе особое место. Объясняется это тем, что уроки планируются и описываются в соответствии с действующей программой и весь-ма подробно раскрывают содержание и «технологию» процесса обучения. Пожалуй, ни в одном другом методическом пособии педагогические рекомендации не могут столь близко и в полном объеме включаться непосредственно в учебную практику, как в описаниях уроков.
Между тем в педагогических кругах распространено мнение, известное и учителям труда, что именно эти важные положительные качества описаний занятий могут породить шаблонность, сузить творческие возможности учителя, привязать его к определенным методическим схемам. В данном случае нет оснований для подобных опасений. Учителя, как правило, не копируют большинство уроков из описаний. Какой бы объект работы ни выбрали авторы поурочных разработок, он не может быть принят всеми учителями труда, всеми школами. Выбор объекта для изготовления на занятиях по труду, в связи с той или иной дидактической задачей, зависит от многих факторов, и в частности от производственного окружения, от того, насколько данный объект необходим школе, от имеющихся материалов и инструментов, методических взглядов учителя труда, характера его знаний и умений и т. д. Изменение же объекта постоянно влечет за собой известные изменения в планировании и в проведении занятий по труду, что всегда требует определенного творчества учителя.
Таким образом, описания уроков в одних случаях могут быть взяты без каких-либо изменений, в других же (которых, вероятно, будет значительно больше) методический материал пособия явится основой для планирования, подготовки и проведения уроков, задуманных учителем.
Разработки уроков, как форма методического пособия, отвечающие требованиям методики трудового обучения, были и остаются весьма полезными и эффективными, и ни одно другое пособие заменить их не может.
Данная работа является первым опытом изложения системы уроков технического труда в IV—VI классах. По-видимому, она не свободна от недостатков. Авторы обращаются к учителям труда, методистам и руководителям школ с просьбой сообщить свои замечания, пожелания и предложения, которые будут при-няты с большой благодарностью и использованы для совершен-ствования данного пособия.
СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
рудовое обучение в школьных мастерских призвано дать учащимся IV—VIII классов первоначальную систему трудовых политехнических знаний и умений на основе изучения доступных их возрасту элементов техники, технологии, организации производства и технических видов труда; развивать техническое мышление и конструкторские способности школьников; воспитывать у них коммунистическое отношение к труду и трудовую культуру.
Содержание, формы и методы трудового обучения определяются его политехнической направленностью, связью с преподаванием основ наук, общественно полезным характером труда учащихся и развитием у них творческого отношения к труду.
Осуществление политехнического принципа в трудовом обучении достигается тем, что занятия по всем темам и разделам программы являются средством изучения общих основ производства.
Политехнический принцип требует:
раскрытия научных основ техники, технологии, организации и экономики производства;
выявления в конкретных технических объектах, технологических процессах и явлениях общих, существенных свойств и особенностей и выработки на этой основе умений переносить знания с одного объекта на другой;
формирования умений политехнического характера, необходимых для всех или подавляющего большинства видов труда. (Имеются в виду прежде всего умения применять теоретические знания в решении практических задач; умения планировать внутриоперационную и межоперационную работу, выбирать и регулировать режим трудовой деятельности, про-водить текущий и заключительный самоконтроль; умения применять инструкционно-технологическую документацию и разнообразную справочную литературу; соблюдать точность и аккуратность в работе, правильно организовывать рабочее место, подготовлять инструменты и. материалы для работы и экономно их расходовать; выполнять правила техники безопасности, пром-санитарии и гигиены.)
Политехнический принцип на занятиях по труду реализуется в процессе изучения технологии ряда материалов, предусмотренного учебной программой, элементов черчения, материаловедения, машиноведения и электротехники. Формирование операционных знаний и умений постоянно сопровождается разъяснениями и- иллюстрациями, относящимися к способам выполнения соответствующих видов обработки материалов и применяемому в промышленных условиях оборудованию.
Политехническое понимание процесса производства разно-образных материальных благ на первоначальном этапе формирования соответствующих знаний и умений достигается следующим сравнительно простым и доступным учащимся средних классов объяснением.
На фабриках и заводах изготовляются различные машины, предметы, применяемые в быту и культуре. Очевидно, речь идет не о всем материальном производстве. Опускается, например, добывающая промышленность, химия, энергетика, транспорт, связь и т. д. Однако, имея в виду, что трудовое обучение не решает всех задач политехнического обучения, а лишь часть из них, вполне допустимо подобное отступление для формирования у школьников первоначальных политехнических знаний.
Итак, на фабриках и заводах изготовляют разнообразные объекты. Самое общее в них (это сравнительно легко просматривается и понятно учащимся IV—VI классов) состоит в том, что изготовляемые объекты состоят из многих частей (деталей, узлов, механизмов). Так как большинство промышленных объектов состоят из нескольких частей, изготовленных из различных материалов, то формирование политехнического понятия о производстве полезно начинать со следующих трех вопросов: как изготовляются из различных материалов отдельные части промышленных объектов, как эти части соединяются между собой и как отделываются их поверхности.
В качестве основных материалов для изготовления отдельных частей объекта в школе-восьмилетке выступают бумага, картон, древесина и древесные материалы, металл, пластические массы, стекло, ткани, кожа, резина и некоторые другие.
Первоначальный круг политехнических знаний о производстве и соответствующие умения в области технического труда можно формировать, выделяя из широкого многообразия материалов в первую очередь четыре основные группы: бумагу и картон, древесину и древесные материалы, металлы и сплавы, пластические массы (листовые пластики). На базе их обработки у учащихся будут формироваться политехнические понятия о технике, технологии и организации производства.
Анализ программ трудового обучения предыдущих лет показывает, что в школе главное внимание уделялось технологии резания. Содержание трудового обучения строилось таким образом, что учащиеся убеждались в целесообразности только этого процесса обработки. Проще говоря, чтобы получить какую-либо деталь из приведенных выше четырех групп материалов, необходимо взять заготовку, в которой обязательно больше материала, чем в требуемой детали, и с помощью различных видов резания этот излишек убрать. Естественно, что при таком подходе сужается понятие о современных способах получения деталей определенной формы и размеров. Несмотря на то, что резание все еще является одним из ведущих технологических процессов, позволяющим получить наиболее высокую точность обработки, оно в настоящее время заменяется в возможных случаях более прогрессивными технологиями, например штамповкой, прессованием, литьем.
Политехническое понимание производства предметов материальной культуры, окружающей учащихся, связано с более или менее полным ознакомлением их с названными технологиями обработки металлов.
В этих же целях учащихся нужно ознакомить с обработкой древесины, древесных материалов, пластмасс и пластиков гнутьем, прессованием и др.
Знакомство со. способами получения в производственных условиях деталей определенных форм и размеров дополняется изучением способов их отделки и соединения между собой. Школьникам показывают на конкретных примерах подвижные и неподвижные, разъемные и неразъемные соединения; рассматриваются требования к ним в связи с конструкцией предмета, его назначением и др. Учащиеся знакомятся с различными видами отделки поверхностей деталей и предметов в целом, включая окраску распылением и гальванические покрытия (омеднение, никелирование), выбор которых зависит от конструкции, назначения, технических требований к объекту.
Рассматривая ряд операций, учитель обращает внимание учащихся на то, что некоторые из них носят весьма общий характер. Промышленность выпускает материалы определенных сор-таментов. Поэтому в подавляющем большинстве производств возникает необходимость получения заготовок деталей или, что то же, необходимость разделить большие куски материала на части. Такое разделение в зависимости от свойств материала осуществляется пилами, ножницами, штампами и другими способами.
Учитель рассказывает, что пилами разделяют древесину, картон, металлы, ткани и даже камень. В зависимости of назначения пилы в виде полос, лент и дисков имеют различную твер-дость и различную форму зубьев.
Рассматриваются также назначение и работа различных ножниц, начиная от бытовых и канцелярских и кончая огромными гильотинными ножницами, разрезающими листовую сталь на полосы, или ножницами, разрезающими прокатные профили и даже блюмсы.
Такого рода объяснение позволяет сформировать политехнические обобщенные понятия о разделении материала на части, например, пилами. И тогда ручные пилы, применяемые учениками в школьной мастерской, будут выступать в их сознании как один из частных видов множества подобных инструментов, применяемых на многих промышленных предприятиях. Учащиеся поймут общие принципы взаимодействия инструмента и обрабатываемого материала, требования к инструменту в связи со свойствами материала.
Учитель обращает внимание учащихся на некоторые противоречия в требованиях к инструментам и материалам. В большинстве случаев требуется, чтобы материал деталей изделия был возможно тверже и прочнее. Но твердость, например, металлов является серьезным препятствием при их обработке, так как инструменты должны быть еще тверже. Приходится менять свойство обрабатываемого металла; его отжигают для повышения пластичности, а после обработки закаливают.
Политехнический принцип легче реализуется при изучении элементов машиноведения и электротехники, материал которых сразу выступает в виде обобщений, относящихся к деталям, узлам, механизмам и машинам в целом, к источникам электрической энергии, проводникам, изоляторам, потребителям и простейшим электрическим цепям постоянного и переменного тока. Широкое применение таблиц, диапозитивов, кинофильмов, экскурсий на предприятия помогает учителю эффективно реализовать политехнический принцип в трудовом обучении.
Есть еще одна область реализации политехнического принципа, постепенно занимающая свое место в системе трудового обучения. Учителям труда известно, что элементы технической эстетики являются неотъемлемой частью содержания политехнического обучения по двум причинам. Во-первых, техническая эстетика проникает во все области материальной культуры, обеспечивая единство технико-технологических и эстетических качеств предметов человеческого труда. Во-вторых, широкое использование в трудовом обучении конструирования как средства технического развития учащихся и привлечения их к творческой деятельности потребовало дополнения технических и технологических знаний и умений знаниями о технической эстетике.
Общеизвестно, что разработанный школьниками и изготовленный ими предмет может удовлетворить требованиям функциональности и прочности и быть отвергнутым только потому, что он некрасив. Поэтому начиная с IV класса приходится при коллективном обсуждении формы и размеров предмета, подлежащего изготовлению, заботиться о его красоте.
Вообще в процессе обучения в школе (и не только на уроках труда) ученик должен прочно усвоить главное положение о непротиворечивости, более того, взаимной обусловленности практической пользы и красоты. Это касается и средств производства, и предметов потребления, и, практически, всей материальной культуры.
Учитель объясняет, что красота неразрывно связана с добротностью и удобством пользования данным предметом, машиной, станком, прибором и т. д. Учитель рассказывает о современных формах. Одни из них порождены большими скоростями передвижения средств транспорта, формой их обтекаемых корпусов, другие — идеями симметрии и асимметрии, третьи — современными технологиями (например, в мебельной промышленности, вследствие которых в мебели начали доминировать полированные плоскости, легко получаемые прессованием, одновременно из конструкций столов, шкафов, стульев начали исчезать резьба по дереву и другие подобные украшения). Все эти сведения содействуют эстетическому воспитанию, формируют у учащихся известное отношение к миру современных предметов и одновременно политехнические знания по технической эстетике.
Связь трудового обучения с другими учебными предметами обеспечивает использование достижений прежде всего естественных наук для обоснования явлений техники и технологии, изучаемых на занятиях в школьных мастерских; технические же явления, наблюдаемые и изучаемые школьниками на уроках труда, позволяют им лучше понять закономерности физики, биологии, химии и других наук и пути использования их достижений для практических нужд. Эта связь помогает учащимся применять теоретические знания для решения трудовых задач, а также является одним из средств воспитания уважительного отношения к знаниям.
Взаимосвязь между трудовым обучением и другими учебными предметами должна быть органической, логически оправданной, соответствующей объективным связям между изучаемыми явлениями. Она не должна нарушать систему и логику ни трудового обучения, ни связываемого с ним учебного предмета.
Несмотря на то, что проблеме связи трудового обучения с основами наук посвящена обширная литература, разработанные рекомендации недостаточно реализуются в практической деятельности учителей труда. Прежде всего внимание учителей должно быть привлечено к следующим положениям.
Во-первых, трудовое обучение дает неограниченные возможности применения разносторонних знаний по основам наук, являясь важной сферой межпредметных связей и переноса знаний.
Примеры подобных связей приводятся ниже в описаниях занятий.
Во-вторых, следует учесть, что, когда одно и то же явление рассматривается с разных сторон в двух или нескольких учебных предметах, взаимосвязи между учебными предметами, и в частности между трудовым обучением и другими дисциплинами, позволяют обеспечить понимание единства различных сторон данного явления и многообразных его качеств.
В-третьих, межпредметные связи —одно из важнейших средств решения проблемы связи теории и практики. Педагогический опыт подтверждает необоснованность ограничений видов труда в содержании трудового обучения на основе учета лишь теоретических знаний у ребят соответствующих возрастов.
Современная программа трудового обучения для IV—VIII классов включает определенный объем опережающих видов труда как источник накопления наблюдений и практических сведений для последующего теоретического обучения.
Правильное построение изучения, например, элементов черчения и электротехники на основе донаучных знаний школьников требует творческой работы учителя. Очевидно, формируемые знания и умения будут включать ряд неполных понятий, но они должны в полной мере отвечать требованию научности. Это положение должно быть постоянно в поле внимания учителей.
Поурочные разработки VI класса предваряются таблицей, призванной обратить внимание учителя на отдельные явления техники, объяснение которых требует привлечения знаний школьников по ботанике, физике и другим предметам. В этой таблице показаны так называемые сопутствующие связи, т. е. связи, осуществляемые в условиях примерно параллельного изучения технических сведений и соответствующих сведений в основах наук. Характер связей в опережающих видах труда показан в соответствующих описаниях занятий.
Ставя учащихся в непосредственное действенное общение с материалами, инструментами и станками и открывая им широкий простор для практического применения положений основ наук, труд содействует конкретизации знаний, преодолению формализма в обучении, обеспечивает более сознательное и прочное усвоение основ наук. Учащиеся получают возможность убедиться на практике в истинности изучаемых закономерностей, что содействует превращению знаний в убеждения и руководство к действию.
Занятия в учебных мастерских отличаются от уроков других учебных предметов, в частности, тем, что первые носят не только обучающий, но и созидательный характер. В результате деятельности школьников должны быть получены полезные предметы. Данное положение вытекает из воспитательных задач трудового обучения. Чем выше общественно полезное значение результатов труда учащихся, тем выше его воспитательное воздействие. Известно, например, что чем больше внимание общественных организаций школ, подшефных, промышленных предприятий, колхозов и совхозов к трудовому заданию, выполняемому учащимися, тем выше ответственность школьников, больше стремление выполнить задание в срок, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Поэтому желательно, чтобы все виды технологической практики имели общественно полезный характер. Что касается технологических упражнений, о которых речь пойдет ниже, и некоторых лабораторных работ, включающих обработочные операции, например паяние, то их учебные задачи, как правило, не связаны с общественно полезными результатами.
Известно, что современные трудовые достижения передовых рабочих, новаторов промышленного и сельскохозяйственного производства имеют в своей основе творческое решение вопросов организации труда, улучшение технологии, разработку приспособлений или совершенствование техники, которой пользуется рабочий.
Следовательно, подготовка учащихся к трудовой деятельности состоит не только в обеспечении их системой знаний, умений и навыков. Необходимо систематически, буквально с первого класса, воспитывать у них творческое отношение к труду, инициативу, самостоятельность. Следует возможно чаще ставить школьников в условия, когда требуемое решение не может основываться на привычных способах работы, на известных правилах, алгоритмах.
В связи с этим необходимо уточнить сущность современной системы трудового обучения в общеобразовательной школе.
Несмотря на существенное различие общеобразовательного трудового обучения и профессионального образования, последнее оказывало и продолжает оказывать известное влияние на методику первого. В частности, системы, принятые в профессиональном образовании, нашли определенное отражение и в дидактических системах трудовой подготовки школьников. Речь идет о порядке расчленения содержания обучения на отдельные части» о их группировке и последовательности их изучения и освоения учащимися.
Напомним, что в истории развития профессионального образования оставили глубокий след лишь пять систем, или, как их раньше называли, главных методов. Это п р е д м е т н а я, опе-рационная, операционно-предметная, моторно тренировочная (ЦИТа) и операционно-комплексная системы. Последняя, а также некоторые усовершенствованные разновидности первой и третьей систем применяются и в настоящее время в различных видах профессионально-технического образования.
Автор-учебника - Дубова А.Г., ★Все➙ Учебники 4 класс, ★Все➙ Учебники 5 класс, ★Все➙ Учебники 6 класс, ★ВСЕ➙ ОБЩЕЕ-ОБЗОРНОЕ-ОСНОВЫ, ★ВСЕ➙ Столярное дело, ★ВСЕ➙ Слесарное дело, ★ВСЕ➙ Электротехническое дело, Для учащихся средних классов