Skip to main content

Общественные фонды потребления - один из источников доходов в СССР

В СССР одним из источников доходов были выплаты из так называемых общественных фондов потребления. Общественные фонды потребления - это часть национального дохода, которую использовали для государственного финансирования системы образования, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, государственного социального страхования, для выплат помощи многодетным и одиноким матерям и т. д. Часть расходов из общественных фондов потребления, которые выплачивали в денежной форме, называют социальными трансферами.

 

Общественные фонды потребления - один из источников доходов в СССР

 

Советские экономисты утверждали, что распределение из общественных фондов потребления является инструментом активного регулирования и решения важных социальных проблем - содержание нетрудоспособных, уменьшение дифференциации в доходах семей, улучшение условий жизни женщин и детей, молодежи, уменьшение существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, различий в развитии способностей людей.

 

Наибольшей статьей социальных трансферов в плановой экономике были пенсии. Пенсии выплачивали всем тем, кто работал в государственном секторе. К ним относили: 

 

o пенсии рабочим и служащим; 

 

o неработающим пенсионерам труда по возрасту и пенсионерам, которые продолжают работать, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и потери кормильца, персональные пенсии и пенсии работникам науки и тому подобное; 

 

o пенсии военнослужащим рядового и сержантского состава и их семьям, военнослужащим офицерского состава и их семьям; 

 

o инвалидам войны, которые продолжают работать; 

 

o пенсии колхозникам по возрасту и по инвалидности.

 

Перечисленные пенсии и пособия выплачивались органами социального обеспечения, предприятиями и организациями, профсоюзами и т.д. за счет средств государственного бюджета, государственных предприятий и организаций, бюджета социального страхования, средств профсоюзов. Пенсии колхозникам по старости и пособия колхозницам по беременности и родам выплачивали органы социального обеспечения из специального централизованного фонда пенсионного обеспечения колхозников, который находился в распоряжении государства. Следует заметить, что право на пенсию колхозники получили только в 1965 г.: до тех пор пенсии по возрасту колхозникам не выплачивали. Также в 1967 году колхозники не получали пенсию по третьей группе инвалидности.

 

Пенсии финансировались за счет налогов с фонда заработной платы, которые практически полностью платили предприятия. Доля отчислений на социальное страхование колебалась от 30% в Советском Союзе до почти 50% в странах Восточной Европы. В Восточной Европе соотношение средней пенсии к средней зарплате было достаточно высоким (60-65%), тогда как в СССР - значительно ниже (примерно 40%).

 

В СССР существовал широкий перечень направлений социальной помощи: 

 

o пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;

 

o на случай рождения ребенка; 

 

o на детей в малообеспеченных семьях; 

 

o государственные пособия многодетным и одиноким матерям; 

 

o помощь инвалидам и пожилым людям, которые не имеют права на государственную пенсию; 

 

o на уход за детьми или душевнобольными; 

 

o на погребение; 

 

o на проезд в санаторий и вместо путевок в санаторий; 

 

o разовые пособия за счет фонда материального поощрения и других источников; 

 

o помощь по социальному страхованию членов колхозов; 

 

o помощь в связи с беременностью и родами женщинам-колхозницам.

 

Система социальной защиты населения в социалистических странах полностью согласовывалась с плановой системой хозяйствования. Социальная защищенность достигалась за счет полной занятости и с помощью социального страхования. В целом социалистическую модель социальной защиты называют заботой "от колыбели до могилы", поскольку существовало много различных программ, которые охватывали практически все население. Социалистические страны рассматривали как эгалитарные, поскольку неравенство в распределении доходов было незначительным.

 

Особенностью социальной помощи в СССР было то, что ее предоставляли на универсальной основе. Финансирование системы социальной защиты осуществлялось за счет государственного бюджета. Следовательно, способность финансировать социальные программы зависела от экономического роста страны. Однако экономика СССР стала "пробуксовывать". Финансировать социальные программы становилось все труднее, поскольку они были рассчитаны на высокие темпы экономического роста, чем были достигнуты на самом деле.

 

Несмотря на падение темпов экономического роста и производительности труда, денежные доходы населения в 80-х годах росли ускоренными темпами, что подрывало основы экономической системы. Рост заработной платы в 2-3 раза превысил рост производительности труда.

 

С 60-х годов в социалистических странах Центральной и Восточной Европы, как и в СССР, началось замедление экономического роста. Темпы экономического роста в странах ЦВЕ упали с более чем 6% в 60-х годах до почти 4% в 70-х. В 1981-1985 гг. среднегодовые темпы экономического роста снизились до 3%, в 1986-1989 гг. - до 2,5%, в том числе в Венгрии - до 0,8%, Чехословакии - до 2,5% (против 3,6% в странах ОЭСР). Развитые страны с директивной экономикой - Чехословакия, ГДР и Венгрия - демонстрировали низкие темпы экономического роста. В 1963 году Чехословакия была первой коммунистической страной, которая официально зарегистрировала уменьшение национального продукта в мирное время.

 

С 80-х годов наблюдалась устойчивая тенденция к снижению темпов роста производительности труда. Средние темпы прироста производительности труда в промышленности снизились в 1986-1989 гг. по сравнению с 1966-1970 гг.: в Болгарии - с 6,9 до 3,2%, в ГДР - с 5,6 до 3,1; по сравнению с 1971-1975 гг.; в Венгрии - с 6,3 до 3,1%, в Польше - с 7,5 до 4,0, в Чехословакии - с 6,0 до 2,3%. В результате темпы роста реальных доходов в некоторых пятилетках почти равнялись, а тот превышали темпы роста производительности труда.

Яндекс.Метрика