Skip to main content

"Нормандия-Неман": французские пилоты в боях за Беларусь

Пилоты "Нормандии" быстро освоили советские истребители. Но французы, известные гурманы, с трудом привыкали к гречневой каше. И даже жаловались на плохое питание Михаилу Калинину. Впрочем, они также были недовольны продовольствием и в Англии.

Пилоты французского истребительного авиационного полка "Нормандия-Неман"Пилоты французского истребительного авиационного полка "Нормандия-Неман"

"Свободная Франция»

После подписания в 1935 году договора между СССР и Францией развернулось интенсивное военное сотрудничество. К примеру, в 1939 году комбриг Семен Кривошеин, бывший командир механизированного полка шестой Чонгарской кавалерийской дивизии (Гомель), проходил стажировку в бронетанковой части у Шарля де Голля.

После создания в июне 1940 года войск «Свободной Франции» были сформированы и свои ВВС. Когда британская армия и войска Шарля де Голля захватили авиабазу Раяк в Сирии, французские ВВС усилились до двух авиагрупп — «Эльзас» и «Лотарингия». Летчики из Сирии и стали основой для Франко-советской эскадрильи «Нормандия».

В сентябре 1941 года Советский Союз стал первой страной, обменявшейся дипломатическими представителями со "Свободной Францией". Де Голль был в полном восторге, и французы предложили направить в РККА моторизованную дивизию из Сирии. Но из-за противодействия англичан было решено ограничиться одной авиационной эскадрильей. Возможно, так было и лучше — почти половину этой дивизии составляли сенегальцы, вряд ли способные выдержать наши морозы.

Маркиз и сын анархиста

Советские и французские летчики эскадрильи "Нормандия-Неман" беседуют, стоя рядом с самолетом в районе Курской дуги.Советские и французские летчики эскадрильи "Нормандия-Неман" беседуют, стоя рядом с самолетом в районе Курской дуги.

Эскадрилья была создана в декабре 1942 года из французских добровольцев — летчиков и механиков. Крестным отцом "Нормандии «стал капитан Альбер Мирлес, сын меньшевика-эмигранта, в то время — начальник «Второго бюро ВВС» Боевая Франция". Курировал создание «Нормандии» генерал Пети — начальник Генерального штаба, придерживавшийся коммунистических взглядов и находившийся в Москве. А вот первым командиром "Нормандии" был майор Жозеф Пуликен. В 1920 году он даже участвовал в интервенции в Советскую Россию.

 

Вообще, среди французских добровольцев оказались люди самого разного происхождения и убеждений. Например, маркиз де Панж и виконт Ролан Д'Ивуа де ла Пуап. И выходцы из рабочих семей-Марсель Лефевр и Альбер Марсель. Были в эскадрилье и выходцы из нашего региона.

 

Младший лейтенант Константин Фельдзер родился в состоятельной еврейской семье, которая занималась предпринимательством в Украине и Беларуси. Дед будущего пилота Леонтий Фельдзер получил заказ на запуск трамвая в Белостоке Гродненской губернии и подавал соответствующую заявку на пуск первого трамвая в Витебске. Константин Фельдзер служил в ВВС Франции с 1929 года, уже в 1940 году в небе над Францией сбил немецкий истребитель.

 

После капитуляции Франции Фельдзер вместе с французскими и польскими пилотами бежал в Африку, чтобы продолжить борьбу. Но после кораблекрушения попал к франкистам в Испанию. Снова попытался пробраться на африканский континент, за что оказался на каторге. Вышел на свободу — и снова тюрьма. После освобождения союзниками Туниса Константин Фельдзер вступил в войска "Сражающейся Франции", а потом поехал добровольцем в эскадрилью "Нормандия". Хотя в СССР его родственники потеряли большие деньги.

Летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» после выполнения задания. 1943Летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» после выполнения задания. 1943

Не менее колоритную биографию имел и Игорь Эйхенбаум. Его отец, Всеволод Волин-Эйхенбаум, был одним из лидеров анархистского движения в Российской империи и главным идеологом повстанческой армии отца Махно. Начало Второй мировой войны Игорь Эйхенбаум встретил механиком на Мадагаскаре. Капитуляцию Франции не принял, был арестован. Но он сбежал-угнал с товарищем старенький самолет. Оба беглеца не умели пилотировать, но им все же удалось перелететь в Джибути. Отсюда он через Тегеран отправился в «Нормандию».

 

В Москве встретился со своим дядей, профессором литературы Борисом Эйхенбаумом. В полку Игорь Эйхенбаум занимался переводом боевых инструкций на французский язык. И именно Эйхенбаум начал вести летопись полка "Нормандия-Неман".

 

Всего в «Нормандии» служили не менее десятка пилотов и переводчиков из семей дореволюционных и послереволюционных эмигрантов.

 

На Западном фронте-перемены

 

На вооружение эскадрильи поступили истребители "Як-1" - самые современные на то время, маневренные и скоростные боевые машины с пулеметно-пушечным вооружением. В качестве двигателей на «Яках» стояли модернизированные моторы советского производства по лицензии на Базе Французского «Hispanosuiza». Носы французских» Яков " были раскрашены в цвета национального флага. Кроме того, пилоты изображали на машинах личные эмблемы: от портрета Робеспьера до акульих пастей, мультяшного утенка Дональда Дака. А вот нарисовать символ Нормандии, лотарингский крест, им не разрешили — слишком велика была вероятность перепутать его с немецкими опознавательными знаками.

Французский летчик полка «Нормандия-Неман» и советские техники готовят истребитель ЯКФранцузский летчик полка «Нормандия-Неман» и советские техники готовят истребитель ЯК

Пилоты "Нормандии" быстро освоили советские истребители. Но французы, известные гурманы, с трудом привыкали к гречневой каше. И даже жаловались на плохое питание Михаилу Калинину. Впрочем, они также были недовольны продовольствием и в Англии.

 

Зато, в отличие от Гречки, французы довольно быстро освоили совместные застолья с советскими пилотами и русской водкой. 1 января нового, 1943-го года, они очень бурно встретили в компании Ильи Эренбурга. Капитан Альбер Мирлес был одноклассником его дочери по парижской школе.

 

Освоив советские машины, французы стали рваться в бой. И вскоре они были переброшены на Западный фронт, наступать в направлении Беларуси. Весной 1943 года эскадрилья "Нормандия" приступила к первым боевым вылетам. Французские истребители стали сопровождать пикирующие бомбардировщики Пе-2, наносившие удары по немецким войскам в районе Смоленска и Витебска. В апреле 1943 года французы сбили два немецких "Фокера". Но уже в следующем бою, отправившись в «свободную охоту», потеряли трех своих товарищей. Согласно специальному приказу командования Вермахта, летчики «Нормандии» в случае плена рассматривались как «преступники» и подлежали расстрелу, а их семьи — заключению в концлагерь.

 

Советское командование очень встревожилось потерями среди французов. И перебросило "Нормандию" от бомбардировщиков в 303-ю авиационную дивизию, закрепив ее за 18-м Гвардейским 

 

"Нормандия" в белорусском небе

Французские летчики на аэродроме в деревне Дубровка Руднянского района Смоленской области. Лето 1944 годаФранцузские летчики на аэродроме в деревне Дубровка Руднянского района Смоленской области. Лето 1944 года

Летом 1943 года» Нормандия " была превращена в полк и воевала на Курской дуге. Из боевого вылета не вернулся второй командир эскадрильи майор Жан Тюлян. В июне 1943-го лейтенант Альбер Марсель сбил немецкий самолет-разведчик «Фокевульф-189» ("Рама"), летавший на больших высотах и представлявший тяжелую и опасную цель для истребителей.

 

После Курской битвы эскадрилья "Нормандия" принимала участие в боях на подступах к Беларуси. Особенно тяжелые воздушные схватки развернулись под Ельней. Из 12 пилотов, прибывших в эскадрилью в составе 2-й группы пополнения, 8 человек погибли уже летом-осенью 1943 года. 13 октября у Горок был сбит самолет Мариса Бонна, прибывший в "Нормандию" из Мадагаскара. Марис Бон стал первым французским летчиком, погибшим на белорусской земле. Он был похоронен крестьянами в братской могиле возле деревни Стефаново Могилевской области.

 

Очень часто французы несли потери из-за своего индивидуализма и неуемного темперамента-словно средневековые рыцари, они легко покидали ряды в погоне за противником. Советское командование долго не могло приучить их действовать коллективно. Но в своей отчаянной манере вести бой французские пилоты сбивали и много немецких самолетов.

 

В октябре 1943 года французские летчики вместе с 18-м Гвардейским истребительным полком прикрывали Войско Польское, наступавшее на фашистов в районе белорусского городка Ленина. Незадолго до этого глава французской военной миссии Альбер Мирлес присутствовал на присяге 1-й польской дивизии Тадеуша Костюшко, и в его честь поляки, после исполнения " ще Польска не сгинела...", запели "Марсельезу".

Группа истребителей Як-9Группа истребителей Як-9

В небе над Ленином шесть советских и столько же французских самолетов столкнулись с полусотней немецких бомбардировщиков и истребителей. Французы закрутили с немецким прикрытием смертельную «карусель». А советские летчики тем временем начали методично расстреливать вражеские "юнкерсы". Шесть немецких бомбардировщиков были уничтожены, два из них — капитаном Василием Серегиным.

 

В это время было решено заменить всех французских механиков на советских. Почему? Существует версия, что французский технический персонал держали на голодном пайке и заставляли днем и ночью работать на морозе. Один раз французские механики даже съели кота, который жил в летной столовой. В другой раз, когда французы нарвали одуванчиков и начали делать с них салат, испуганные буфетчицы решили, что несчастные иностранцы сошли с ума, и вызвали врача.

 

Но дело было даже не в том, что механики, в отличие от боевых пилотов, считались тыловыми служащими и получали меньше обеспечения. Главное было в непривычной пище и в холодном климате. Плюс, не все французы отличались дисциплиной. Один из механиков, пойманный в самоволке у местной девушки, при этом кричал: "Товарищи! Французские буржуи оговорили коммуниста!" Один раз группа механиков, разворачивая хвост самолета на «рулежку», вовремя не отпустили оперение и взлетела в воздух вместе с «Яком». К счастью, они упали в болото и отделались легким испугом.

 

А Красная Армия готовилась к наступлению. 28 мая самолет командира эскадрильи «Шербур» Марсель Лефевр, совершивший разведывательный полет над Витебском, получил повреждения. Марсель дотянул до аэродрома и смог посадить самолет, но из кабины вывалился, охваченный пламенем. Несмотря на то, что мужественный летчик был доставлен к лучшим врачам в Москву, спасти его жизнь не удалось. Посмертно старшему лейтенанту Марселю Лефевру было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

23 июня началась операция» Багратион " по освобождению Беларуси. Только за один день, 26 июня, «Нормандия» совершила 73 боевых вылета — сбила 8 немецких самолетов и потеряла одного пилота. 30 июня лейтенант Бруно де Тьерри де Фальтон, из дворянской семьи, был подбит и вынужден был пойти на аварийную посадку. Затем он вместе с механиком Сергеем Астаховым на учебном двухместном "Як-7" снова вернулся к подбитому самолету, но отремонтировать его не удалось. На обратном пути они снова были сбиты, и совершили посадку на советских позициях в Дубровенском районе Витебской области. Смертельно раненые де Фальтон и Астахов умерли на руках солдат-артиллеристов.

Самолет-истребитель Як-3 полка Нормандия-Неман на аэродроме Штутгарта проходит техобслуживание советскими техниками перед перегоном во Францию.Самолет-истребитель Як-3 полка Нормандия-Неман на аэродроме Штутгарта проходит техобслуживание советскими техниками перед перегоном во Францию.

В бою над Борисовом пропал без вести пилот Жак Гастон. Во время боев за Беларусь произошел еще один полный трагизма случай, после показанный в фильме «Нормандия—Неман». При перелете на новый аэродром Марис де Сейн вез в грузовом отсеке «Як-9» своего механика Владимира Белозуба. Но случилась авария, и от паров бензина в кабине пилот ослеп. Тем не менее француз отказался выполнить команду — оставить обреченный на крах самолет, поскольку у советского механика парашюта не было. До последнего французский аристократ пытался спасти советского крестьянина, пока самолет не разбился. Де Сейн и Белозуб были похоронены в одной могиле. Капитан Марис де Сейн участвовал в воздушных боях над Витебском, Оршей, Борисовом и Минском.

 

3 июля был освобожден Минск. 24 августа в полк «Нормандия» пришло известие об освобождении союзниками Парижа. Вся 1-я воздушная армия и все войска на этом участке 3-го Белорусского фронта всю ночь праздновали эту победу, освещая местность залпами салютов.

 

Далее французских летчиков ждали тяжелые бои в Прибалтике. Именно "Нормандия-Неман" в октябре 1944 года, первая из всей французской армии, вступила на немецкую землю — в Восточной Пруссии. Здесь был сбит Константин Фельдзер, который, после приземления с парашютом, попал в немецкий концлагерь…

 

28 ноября 1944 года полку было присвоено почетное наименование «Неманский». С тех пор он и стал называться – «Нормандия-Неман».

 

Французы пользовались большим успехом у наших женщин. У Марселя Альбера, будущего Героя Советского Союза, был роман с Ниной Горчаковой из штаба 301-й авиадивизии. Но когда француз начал собираться домой в отпуск, ничего не говоря беременной подруге о ее дальнейшей судьбе, она решила, что ее бросают. И застрелилась. Этот эпизод должен был войти в фильм  «Нормандия—Неман», но из-за протестов ветеранов полка был вычеркнут. Только один пилот, Александр Лоран, повез с собой во Францию "советскую" жену.

Лётчики Нормандия Неман в Восточной ПруссииЛётчики Нормандия Неман в Восточной Пруссии

12 апреля 1945 года «Нормандия—Неман» сбила свой последний самолет. Пилот Жорж Анри в воздушном поединке победил знаменитого немецкого аса Гюнтера Шака из 51-й истребительной эскадры «Мельдерс», на счету которого было 174 самолета союзников. Но по возвращении на аэродром Анри был убит осколком немецкого снаряда. 30 апреля в полк вернулся невероятно удачливый Константин Фельдзер, сумевший сбежать из нацистского концлагеря.

9 мая на восточно-прусском аэродроме Альтхов пилоты "Нормандии" узнали о капитуляции Германии.

Виконт Советского Союза

В июне 1945 года полк начал возвращаться во Францию. Вылетели на своих боевых "Яках", которые советское командование подарило французам. В перелете их сопровождал Василий Серегин. На торжественном обеде в честь полка "Нормандия-Неман" его посадили напротив Шарля де Голля, на стуле с табличкой "капитан Татьяна".

 

Советское правительство списало долги за зарплаты и обеспечение французских пилотов и механиков. Семьям всех погибших пилотов была выплачена компенсация. А их было немало - 42 отважных француза отдали свои жизни в ожесточенных боях на Восточном фронте. Почти половина всего личного состава полка «Нормандия-Неман» погибли за нашу и вашу свободу. Четверо «нормандцев» получили Золотую Звезду Героя. Среди них был Ролан де ла Пуап: очевидно, первый виконт-Герой Советского Союза.

 

А вот капитану Василию Серегину эту награду дали не сразу, хотя он и был к ней представлен. Какой-то высокий начальник на вечеринке по-хамски повел себя с девушками из аэродромного обслуживания, Серегин заступился — в итоге его награждение не утвердили. В 1947 году Серегин обратился с просьбой рассмотреть это дело лично к Василию Сталину, сыну всесильного генсека. 23 февраля 1948-го появился Указ Президиума Верховного Совета о присвоении Серегину этой высшей награды.

 

В 1958 году Василий Серегин вышел в запас в звании полковника, стал работать в Гомеле на фабрике «Труд» — простым заведующим складом. Поселился рядом с работой, на улице Портовой, отстроенной только к началу 1960-х годов на месте послевоенных руин. Стал прототипом героя и консультантом кинофильма «Нормандия—Неман». Главным же консультантом выступал сын соратника отца Махно Игорь Эйхенбаум, возглавлявший Ассоциацию ветеранов полка.

Советский ас Второй Мировой - Василий СерегинСоветский ас Второй Мировой - Василий Серегин

"Капитана Татьяну «в 1968 году на новогодней программе по ТВ почему-то назвали» «Сергеевым». Василий Серегин посчитал, что это сделали намеренно, чтобы не упоминать о нем однофамильца, летчика Владимира Серегина, в полете с которым погиб Юрий Гагарин. С тех пор «капитан Татьяна» стал отказываться выступать на телевидении, и из-за этого, как говорят, не попал в Книгу Героев Советского Союза Беларуси. Проблемы стали преследовать и его семью. У героя умерла жена, а затем и сын — ликвидатор аварии на ЧАЭС. Потом из жизни ушли еще два сына. В 1990-х в Гомеле внук героя, служившего в ОМОНе, погиб в перестрелке с киллером.

 

Василий Серегин умер в августе 1996 года. Мэру Парижа, почетным гражданином которого являлся «капитан Татьяна», сообщили о его смерти слишком поздно. Награды героя на похоронах не несли — они исчезли. Лихие 90-е годы оказались хуже войны...

Встреча ветеранов эскадрильи "Нормандия-Неман"Встреча ветеранов эскадрильи "Нормандия-Неман"

Что касается полка «Нормандия—Неман», то, в отличие от многих других французских авиационных частей, этот знаменитый полк после войны не был расформирован. Начиная с тех же 1990-х годов эскадрильи «Нормандия-Неман» пришлось еще повоевать. «Нормандия» побывала в Руанде, Югославии, Кот-д'Ивуаре, Чаде, Судане, ЦАР, Мали. В 2009 году эскадрилья была переведена «в спящий режим». Но в 2011 году полк «Нормандия-Неман» был вновь восстановлен.

 

Летом 2018 года француз Жонас Берта совершил велопробег в честь полка «Нормандия—Неман». Бывший военнослужащий Иностранного легиона стартовал в городе Мон-де-Марсан, где сейчас стоит «Нормандия—Неман», и через Брест въехал в Беларусь. Жонас Берта считает, что очень важно сохранить память о героическом пути этого полка. И о белорусско-французском боевом братстве, ставшем составной частью борьбы всех народов против нацистского варварства.

Французский энтузиаст Жонас Берто отправился в велоэкспедицию по местам боевой славы легендарного авиасоединения Нормандия-Неман. Через всю Европу на велосипеде он едет на место формирования эскадрильи – в Иваново.Французский энтузиаст Жонас Берто отправился в велоэкспедицию по местам боевой славы легендарного авиасоединения Нормандия-Неман. Через всю Европу на велосипеде он едет на место формирования эскадрильи – в Иваново.

 

Яндекс.Метрика