Русские военные песни: взгляд сквозь века
Песня помогала русскому человеку не только строить и жить, но и воевать. История военной песни насчитывает не одно столетие. Она менялась, развивалась, выросла в отдельный жанр. Неизменным осталось только одно – способность помочь солдатам победить в сражении, поднять их боевой дух.
Первые военные песни вдохновляли на подвиги русских дружинников. По предположениям историков, самой древней песне уже более 1000 лет. В текстах первых песен не было привычных для современного музыкального искусства размера и рифмы. Вплоть до XIX века они были больше похожи на сказания и былины, рассказываемые под музыку. Каждая песня посвящалась конкретному историческому событию или отдельной личности. Такая историческая правда выглядит не очень привлекательно для писателей и режиссеров, поэтому ее часто приукрашивали. В знаменитой советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» стрельцы отправляются в военный поход под задорный мотив песни «Маруся». Важно помнить, что всего лишь художественный прием, таких песен по времена Ивана Грозного быть не могло.
Военная песня занимала особое положение на Руси. Для войска Ермака специально были выписаны песельники – их задачей было настроить казаков на бой своим пением. И это дало результат – Сибирь не устояла под натиском и покорилась Ермаку. Помогала боевая песня и Петру Великому. Каждый полк царского войска имел свой собственный оркестр.
Боевую песню хранили и бережно передавали через десятилетия. Особую популярность снискали казачьи песни. «Ты не плачь, не горюй, моя дорогая…» была написана для Александровского государского полка, но так полюбилась служивым, что ее пели во времена и Первой, и Второй мировой войны. Примечательно, что во времена Гражданской войны ее с одинаковым энтузиазмом исполняли, лишь немного изменяя мотив, обе враждующие стороны.
В 1790 году казацкое войско Суворова сражалось с турками. Под «Ночи темны, тучи грозны», одну из своих любимых песен, казакам удалось взять крепость. Это первое документально зафиксированное упоминание русской военной песни, как эффективного стимула для солдат во время атаки.
Песня была для солдат большой нравственной поддержкой во времена масштабных сражений. Так было написано в «Военном сборнике» конце XIX века, и это подтверждалось на практике. Александр Александрович Свечин в период Первой мировой войны командовал Финляндским стрелковым полком. Перед подразделением стояла задача: пройти незамеченными мимо немецких улан. От страха солдатам повсюду мерещились враги, они беспорядочно стреляли из пулеметов и постоянно ускоряли темп, едва не срываясь на бег. Еще немного, и подразделение охватила бы паника, а операция была бы сорвана. Тогда Свечин приказал солдатам петь. Песня успокоила бойцов, выровняла строй и замедлила продвижение. Переход прошел успешно.
Во времена Гражданской войны популярные песни были одинаково любимы «белыми» и «красными». Придумывать новые мелодии не имело смысла, использовали те, что и так были на слуху. А вот текст видоизменяли под потребности конкретной боевой единицы, чтобы вызывать у солдат живой отклик. Восставшие заводские рабочие из Ижевска атаковали противника под «Варшавянку». Ее «красный » вариант «Вихри враждебные веют над нами» был написан коммунистом Глебом Кржижановским еще в 1895 году. А новый текст для заводчан написал офицер Николай Арнольд. Проникновенные вдохновляющие строчки побуждали ижевцев атаковать идейного врага. Они наступали на «красных», вооруженные длинными ножами и нередко выигрывали.
О песнях времен Великой Отечественной войны слагали легенды. Нередко военный хит поднимал взвод в атаку и помогал выигрывать сражение, даже если у противника было значительное численное превосходство. Сержант Аграфена Горяйнова вспоминала, как видела своими глазами бойцов, идущих в атаку под «Вставай, страна огромная». Иногда отдельные строчки популярных песен становились настоящим боевым кличем. Солдаты атаковали врага, выкрикивая «За синий платочек!» - цитату из песни Клавдии Шульженко, ставшей настоящим гимном советских солдат. Она была для них олицетворением родной страны, всего того, ради чего они сражались. Показного патриотизма на фронте не было. Солдаты бились либо молча, либо осыпали противника крепкими русскими ругательствами.