Skip to main content

Военное дело

Боевая машина пехоты БМП-1 Техническое описание и инструкция по эксплуатации 1979 - старые книги

Советская академическая и специальная литература

Боевая машина пехоты БМП-1 Техническое описание и инструкция по эксплуатации

 

Назначение: Техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначены для изучения устройства, принципа действия и правил эксплуатации агрегатов, механизмов, узлов и систем боевой машины пехоты.
Учитывая, что за годы производства машины отдельные агрегаты и механизмы подвергались изменениям, в книге дается описание устройства и обслуживания разных вариантов конструкции, встречающихся на машинах.
В книге также даны правила действий экипажа и десанта при оружии, правила вождения машины в различных климатических и дорожных условиях, правила использования и обслуживания аппаратуры, приборов и специального оборудования, имеющихся на машине.
Для облегчения работы экипажа в книге имеются материалы по всем элементам конструкции машины в объеме, достаточном для понимания основ устройства и принципа их действия.

Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР МОСКВА — 1979

Формат: PDF Размер файла: 49.3 MB, Формат: DjVu Размер файла: 12.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

I . Введение .

2 Общие сведения о машине

3 . Боевая и техническая характеристика .

4 Корпус и башня машины

4.1. Броневой Корпус .

4 11. Перегородка силового отделения

4.1.2. Люки и двери корпуса . .

4.1.3. Люк командира .

4.1.4. Верхние люки десантного отделения

4.1.5. Люки над силовым отделением

4.1.6. Лючок подогревателя

4.1.7. Кормовые люки .

4 1.8. Крылья корпуса и направляющие аппараты

4 1.9. Волноотражательный щиток и его привод .

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

4 1.10. Защитный колпак водителя

42 Башня

4.2 1. Шариковая опора башни.

4.2.2. Стопор башни . .

4.2.3. Люк оператора . ,

4.2.4. Люк выдачи ПТУРС .

4.2.5. Сиденья экипажа и десанта .

4.2.6. Сиденье оператора

4.2.7. Сиденья десанта

4 3 Обслуживание корпуса и башни

4.4. Возможные неисправности механизмов корпуса н башни и способы их устранения

5. Вооружение

5.1. Общие сведения о вооружении

5.2. 73-мм орудие 2А28

5.2.1. Установка орудия .

5.2.2. Механизм стопорения орудия.

5.3. Механизм заряжания орудия

5 .3.1. Правила пользования механизмом заряжания и его работа

5 3.2. Электрооборудование механизма заряжания

5 3.3. Обслуживание орудия и механизма заряжания

5 3.4. Возможные неисправности орудия и механизма заряжания и способы их устранения .

5.4 Пулемет ПКТ -

5.4.1. Установка пулемета на машине - .

5.4.2. Работа частей и механизмов пулемета

5.4.3. Обслуживание пулемета.

5.4.4. Приведение пулемета к нормальному бою - -

5 4.5. Построение контрольной мишени.

5 4.6. Возможные неисправности пулемета и способы их устранения

5 5. Электрические спусковые устройства орудия и пулемета

5.5.1. Цепь питания системы гальванозапала орудия .

5.5.2. Обслуживание электропусковых устройств

5 .6. Комплекс противотанкового управляемого реактивного снаряда (ПТУРС) 9М14М

5.6.1. Устройство снаряда 9MI4M.

5.6.2. Действие снаряда при пуске и в полете

5.6.3. Пусковая установка

5.6.4. Аппаратура управления 9С428

5.6.5. Перевод пусковой установки из боевого положения в походное

5.6.6. Обслуживание пусковой установки, снаряда и меры безопасности .

5.6.7. Возможные неисправности пусковой установки и способы их устранения .

5.7. Переносной зенитный ракетный комплекс 9К32

5.7.1. Зенитная ракета .

5.7.2 Труба

5.7.3. Действия при комплексе 9К32 .

5.7.4. Обслуживание комплекса .

5.8. Ручной противотанковый гранатомет РПГ-7

5.8.1. Устройство гранатомета .

5.8.2. Работа механизмов гранатомета .

5.8.3. Устройство выстрела ПГ-7В .

5.8.4. Работа частей и механизмов гранаты при выстреле

5.8.5. Прицельные приспособления гранатомета

5.8.6 Действия при стрельбе из гранатомета.

135

5.8.7. Обслуживание гранатомета

5.8.8. Возможные неисправности гранатомета и

6.

способы их устранения

5.9. Вооружение десанта

5.9.1. Правила пользования вооружением десанта

5.9.2. Обслуживание шаровых установок

5.10. Боекомплект машины .

Приводы наведения

6.1. Общее устройство

6.2. Механизм поворота башни .

6.2.1. Устройство механизма поворота башни

6.2.2 Работа механизма поворота башни .

6.3. Подъемный механизм орудия

6.3.1. Устройство подъемного механизма

6.3.2. Работа подъемного механизма .

6.4. Работа электропривода наведения .

6.4.1. Принцип импульсного регулирования

6.4.2. Работа элементов электропривода наведения

6.5. Обслуживание приводов наведения

6.6. Возможные неисправности приводов наведения и способы их устранения Приборы прицеливания, наблюдения и ориентирования .

7.1. Прицел 1ПН22М1 .

7.1.1. Устройство прицела . . -

7.1.2 Электрическая схема прицела

7.1.3. Стеклоочиститель и защитная заслонка стекла прицела

7.1.4. Обслуживание прицела .

7.2. Прибор наблюдения ТКН-ЗБ

7.2.1. Устройство прибора и установка его в машине

7.2.2. Оптическая система прибора

7.2.3. Электрическая система прибора .

7.2.4 Осветитель ОУ-ЗГА2

7.2.5. Выверка оптических осей прибора ТКН-ЗБ и осветителя

7.2.6 Обслуживание прибора ТКН-ЗБ -

7.2.7. Возможные неисправности прибора ТКН-ЗБ и способы их устранения

7.3. Ночные приборы наблюдения водителя

7.3.1 Обслуживание ночного прибора ТВНО-2.

7.3.2. Порядок выверки установки прибора ТВНО-2 .

7.3.3. Возможные неисправности ночных приборов и способы их устранения

7.4. Дневные приборы наблюдения

7.5. Система обогрева приборов наблюдения и прицеливания

7.5.1. Схема управления обогревными устройствами

7.5.2. Устройство обогревателей и аппаратуры системы обогрева

7.5.3. Работа регулятора температуры

7.6. Воздушно-жидкостная очистка приборов наблюдения

7.7. Курсоуказатель .

7.7.1. Принцип действия гирополукомпаса

7.7.2. Устройство гирополукомпаса ГПК-59 .

7.7.3. Устройство преобразователя ПАГ-1Ф .

7.7.4. Работа курсоуказателя .

7.7.5. Правила пользования гирополукомпасом (курсоуказателем)

7.7.6. Обслуживание гирополукомпаса . -

Силовая установка .

8.1. Двигатель -

8.1.1. Рабочий цикл двигателя .

8.1.2. Устройство двигателя .

8.2. Система питания двигателя топливом.

8.2.1. Топливные баки

8.2.2. Топливный кран системы питания.

8.2.3. Топливный кран подогревателя

8.2.4. Топливоподкачивающий насос системы питания

8.2.5. Топливный фильтр грубой очистки.

8.2.6. Топливоподкачивающий иасос двигателя

8.2.7. Топливный фильтр тонкой очистки .

8.2.8. Топливный насос высокого давления

8.2.9. Регулятор числа оборотов

8.2.10. Форсунка.

8.2.11. Автоматическая муфта опережения подачи топлива

8.2.12. Привод управления подачей топлива .

8.2.13. Работа системы питания топливом.

8.2.14. Обслуживание системы питания топливом

8.3. Система питания воздухом.

8.3.1. Устройство системы

8.3.2. Работа системы питания воздухом .

8.3.3. Обслуживание системы питания воздухом

8.4. Система смазки.

8.4.1. Устройство системы смазки .

8.4.2. Работа системы смазки.

8.4.3. Обслуживание системы смазки двигателя

8.5. Система охлаждения -

8.5.1. Устройство системы охлаждения .

8.5.2. Работа системы охлаждения.

8.5.3. Обслуживание системы охлаждения.

8.6. Система подогрева двигателя.

8.6.1. Устройство системы подогрева.

8.6.2. Работа системы подогрева .

8.6.3. Обслуживание подогревателя .

8.7. Система запуска двигателя.

8.7.1. Система запуска двигателя сжатым воздухом .

8.7.2. Обслуживание системы запуска сжатым воздухом

8.8. Механизм защиты двигателя от попадания воды

8.8.1. Устройство механизма защиты .

8.8.2. Работа механизма защиты -.

8.8.3. Обслуживание механизма защиты двигателя

8.9. Возможные неисправности силовой установки и способы их устранения

9. Силовая передача

9.1. Главный фрикцион

9.1.1. Привод управления главным фрикционом

9.1.2. Работа главного фрикциона и гидравлического привода

9.1.3. Устройство и работа пневматического привода

9.1.4. Обслуживание главного фрикциона и его привода

9.2. Коробка передач

9.2.1. Устройство коробки передач

9.2.2. Привод управления коробкой передач

9.2.3. Работа коробки передач и ее привода управления

9.2.4. Обслуживание коробки передач.

9.3. Планетарные механизмы поворота (ПМП) и остановочные тормоза

9.3.1. Устройство механизма поворота.

9.3.2. Привод управления планетарными механизмами поворота

9.3.3. Работа планетарных механизмов поворота и остановочных тормозов

9.3.4. Привод стояночного тормоза

9.3.5. Обслуживание планетарных механизмов поворота и тормозов

9.4. Бортовые передачи '.

9.4.1. Устройство и работа бортовых передач

9.4.2. Обслуживание бортовых передач .

9.5. Система смазки и гидроуправления силовой передачи

9.5.1. Устройство системы. -.

9.5.2. Работа системы смазки и гидроуправления.

9.5.3. Обслуживание системы смазки и гидропривода

9.5.4. Возможные неисправности силовой передачи и способы их устранения

10. Ходовая часть

10.1. Гусеничный движитель

10.1.1. Гусеницы 381

10.1.2. Ведущие колеса . 383

10.1.3. Направляющие колеса. 384

10.1.4. Механизм натяжения гусениц 385

10.1.5. Поддерживающие катки 386

10.1.6. Опорные катки . —

10.2. Подвеска (подрессоривание) . 388

10.2.1. Балансир . —

10.2.2. Торсионный вал 389

10.2.3. Упоры. —

10.2.4. Гидравлические амортизаторы . —

10.3 Обслуживание ходовой части 392

10.4. Возможные неисправности ходовой части и способы их устранения 396

11. Электрооборудование 399

11.1. Источники электрической энергии . —

11.1.1. Стартерные аккумуляторные батареи .

11.1.2. Генератор ВГ-7500. 404

11.1.3. Дифференциально-минимальное реле ДМР-400Т . 406

11.1.4. Регуляторы напряжения Р-27.,'! и РН-10 413

11.2. Потребители электрической энергии .421

11.2.1. Электрический стартер . . —

11.2.2. Электродвигатели . 424

11.2.3. Приборы освещения и световой сигнализации 427

11.3. Вспомогательные и контрольно-измерительные приборы электрооборудования 435

11.3.1. Распределительные и приборные щитки —

11.3.2. Релейные коробки. 436

11.3.3. Счетчик моточасов 438

11.3.4. Вольтамперметр 440

11.3.5. Электрический тахометр. 442

11.3.6. Термометр 2ТУЭ-Ш 443

11.3.7. Манометр ТЭМ-15 446

11.3.8. Манометр ЭДМУ-6Н 448

11.3.9. Спидометр СП-106 . —

11.3.10. Конечные выключатели 452

11.3.11. Электромагниты. 453

11.3.12 Вращающееся контактное устройство (ВКУ-330-I) 454

11.3.13. Вращающееся контактное устройство люка командира 455

11.3.14. Розетка внешнего запуска . —

11.3.15. Автоматы защиты сети. 459

11.3.16. Переключатели и кнопки 460

11.3.17. Фильтры радиопомех. 461

11.3.18. Электрические провода 463

11.5. Возможные неисправности электрооборудования и способы их устранения 465

12. Средства связи 468

12.1 Радиостанция Р-123М —

12.1.1. Характеристика радиостанции. —

12.1.2. Устройство радиостанции . 470

12.1.3. Порядок работы на радиостанции . 473

12.2. Танковое переговорное устройство Р-124 476

12.3. Обслуживание средств связи 480

12.4 Возможные неисправности средств связи и способы их устранения 481

13. Система защиты от оружия массового поражения и вентиляция обитаемых отделений 48з

13.1. Система защиты —

13.1.1. Фильтровентиляционная установка ~

13.1.2. Работа фильтровентиляционной установки. 490

13.2 Система вытяжной вентиляции ~

13.3. Система обогрева воздуха 492

13.4 Узлы герметизации и исполнительные механизмы 494

13.5. Электрические приборы системы защиты . 495

13.5.1. Прибор радиационной п химической разведки

13.5.2. Коммутационная аппаратура системы защиты. 503

13.5.3. Возможные неисправности прибора ПРХР и способы их устранения

13.6. Работа системы защиты 504

13.7. Обслуживание системы защиты и вентиляции 505

14. Противопожарное оборудование . 509

14.1. Автоматическая система ППО 509

14.2. Ручной огнетушитель . 513

14.3. Обслуживание системы ППО . 514

14.4. Возможные неисправности системы ППО и способы их устранения . 517

15. Система дымопуска . . 518

15 1 Устройство системы ТДА . —

15.2. Работа системы ТДА . 523

15.3. Обслуживание системы ТДА . 526

15.4. Возможные неисправности системы ТДА и способы их устранения . 527

16. Оборудование для плава 528

16.1. Водооткачивающне средства —

16.2. Обслуживание оборудования для плава 533

17. Система пневмооборудования 535

17.1. Привод компрессора . —

17 2. Устройство компрессора . 539

17 3. Работа компрессора 541

17 4 Баллон сжатого воздуха . 542

17.5. Автомат давления АДУ 2С 543

17 6. Влагомаслоотделитель . . 545

17 7. Воздушные фильтры . 547

17.8. Маслоотстойник . _—

17.9. Воздушные редукторы ИЛ-611-150/70 э48

17.10. Манометр . , 550

17.11. Воздушный редуктор 669300 М-14 . —

17.12. Обратные клапаны. 553

17.13. Приводы управления пневмосистемами . —

17.14. Привод управления системой пневматического выключения главного фрикциона . 557

X 17 15 Пневматический привод остановочных тормозов . 558

17 16 Привод управления системой воздушного запуска двигателя . 560

17 17. Привод управления системой воздушно жидкостной очистки смотровых приборов. —

17.18. Привод управления системой выброса конденсата из влагомаслоотдели- теля 561

17.19. Обслуживание системы пневмооборудованпя —

17.20. Возможные неисправности системы пневмооборудования и способы их устранения 563

18. Эксплуатация машин 564

18.1. Указания по мерам безопасности при эксплуатации машин —

18 2. Вождение машины. 565

18.2 1. Подготовка машины к движению 566

18.2 2. Рекомендуемые показания контрольно измерительных приборов на эксплуатационном режиме . 569

18.2.3 . Трогание машины с места _—

18.2.4 . Правила переключения передач 570

18.2.5 . Правила совершения поворота 571

18.2.6 . Правила торможения машины . 572

18.2.7 . Правила остановки машины. —

18.2.8 . Правила остановки двигателя 573

18.3. Особенности вождения машины в различных климатических и дорожных условиях 574

18 3 1 Правила вождения по пересеченной местности, по снегу и заболоченным участкам. —

18 3 2 Правила вождения машины в ночных условиях с прибором ТВНО-2 575

18.3 3 Правила преодоления водных преград . 576

18.3.4 . Правила буксировки и эвакуации машины 581

18.3.5 . Правила самовытаскивания машины 583

18.3.6 . Правила транспортирования машины железнодорожным транспортом 584

18.4. Особенности эксплуатации машины в различных климатических условиях 585

18.4.1. Особенности эксплуатации в жарких условиях. —

18.4.2. Особенности эксплуатации машины в условиях низких температур 588

18.5 Техническое обслуживание машины 590

18 51. Контрольный осмотр 591

18 5.2. Ежедневное техническое обслуживание, техническое обслуживание № 1 и 2. 594

19. Хранение машины 606

19.1 Подготовка машины к хранению —

19.1.1. Подготовка корпуса, башни и сидений —

19.1.2. Подготовка двигателя к постановке на хранение. —

19.1.3 Подготовка системы питания топливом .611

19.1.4. Подготовка водооткачивающих средств . —

19 1.5. Подготовка ходовой части —

19.1 6 Подготовка. вооружения —

19.1.7. Подготовка системы воздушно-жидкостной очистки смотровых приборов . —

19.1.8 Подготовка. прицела 612

19.1.9. Подготовка радиостанции Р-123М . —

19.1.10. Подготовка ПРХР —

19.2. Содержание машины на хранении —

19.2.1. Система питания и смазки —

19.2.2. Система охлаждения —

19.2.3. Приборы наблюдения —

19.3. Снятие машины с хранения . . 613

Приложение. Герметизация машины методом «заклейка» 614

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно Академическое и специальное издание времен СССР - Боевая машина пехоты БМП-1 Техническое описание и инструкция по эксплуатации 1979 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

13. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИЯ ОБИТАЕМЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

13.1. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ

Система защиты предназначена для защиты экипажа, десанта и оборудования от поражающих факторов оружия массового поражения и вентиляции рабочих мест членов экипажа и десанта.

Размещение оборудования показано «а рис. 296.

Защита от воздействия ударной волны предусмотрена за счет герметизации корпуса и башни машины. Герметизация осуществлена уплотнительными устройствами, из которых одни постоянно действуют, а другие закрываются на время действия факторов взрыва.

Герметизация корпуса снижает скорость нарастания давления внутри машины при прохождении ударной волны.

Для защиты экипажа и десанта от воздействия радиоактивной пыли внутри машины создается избыточное давление, препятствующее попаданию внутрь машины пыли вместе с воздухом, проходящим черев неплотности.

Очистка воздуха, поступающего внутрь машины, осуществляется с помощью фильтровентиляционной установки (ФВУ).

Защитой от радиоактивного излучения служит броня машины. В систему защиты и вентиляции входят фильтровентиляционная установка с системой раздачи воздуха, система вытяжной вентиляции, узлы герметизации, исполнительные механизмы и электрические приборы.

При воздействии поражающих факторов атомного взрыва и отравляющих веществ система защиты срабатывает автоматически. Это обеспечивается специальным датчиком—прибором радиационной и химической разведки (ПРХР).

Имеется также возможность включить систему защиты вручную нажатием на кнопки ПАЗ или Р и ОБ на центральном щитке. В случае поступления сигнала об угрозе бактериологического нападения система защиты приводится в действие вручную.

13.1.1. ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА

Фильтровентиляционная установка служит для очистки взодухаот пыли, радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств и для подачи его .внутрь машины. Она также обеспечивает создание .в машине избыточного давления и может работать в двух режимах: в режиме только вентиляции и в режиме фильтрования и вентиляции. В комплект фильтровентиляционной установки входят нагнетатель-сепаратор 34 (рис. 296), клапанная коробка 32, фильтр-поглотитель 29 и воздуховоды 19 раздачи чистого воздуха в зоны дыхания личного состава машины.

Нагнетатель-сепаратор и фильтр-поглотитель размещены в изолированном отсеке на левом борту машины сзади сиденья командира.

лой опоры 1. В корпусе коробки установлены клапан 5 и механизм управления клапаном. Клапан 5 тарельчатый, крепится пальцем на конце рычага 3, который установлен на оси 2. На нижнем конце оси жестко закреплен рычаг 43, который связан тросом 44 с ручкой ручного привода.

Рычаг 43, кроме того, с помощью защелки 37 сцеплен со штоком 39 электромагнита 38. Для сцепления рычага со штоком необходимо потянуть на себя ручку 41, которая через трос 44 потянет рычаг 43 до зацепления с зубом защелки 37. При этом рычаг 43 нажмет на болт конечного выключателя 36 и разорвет цепь сигнальной лампы 42, установленной в нише корпуса слева от сиденья водителя, лампа гаснет.

Клапан 5 может находиться в двух положениях: либо закрывать входное окно фильтра-поглотителя и в этом случае рычаг 43 соединен со штоком 39 электромагнита, либо при срабатывании электромагнита защелка 37 выходит из зацепления с рычагом 43 и под действием пружины 4 клапан 5 открывает входное окно фильтра-поглотителя и закрывает окно в полой опоре 1 фильтра. При этом загорается сигнальная лампа 42 ОТКР. КЛАПАН ФПТ.

Фильтр-поглотитель ФПТ-200М служит для очистки воздуха от отравляющих веществ, бактериальных и радиоактивных аэрозолей. Он крепится с помощью двух лент 23 к полой опоре 1 фильтра.

Фильтр состоит из цилиндрического корпуса 24, среднего цилиндра 30 с фланцами 28, противодымного фильтра 31, малого перфорированного цилиндра 32 и большого 33, шихты 26, амортизирующей подушки 27 и дна.

Противодымный фильтр складчатого типа, с переменной длиной складки. Он крепится на фланцах среднего цилиндра с помощью хомутов и герметизируется латексом.

Шихта засыпается в концентрическую полость между большим 33 и малым 32 перфорированными цилиндрами и закрывается крышкой с амортизирующей подушкой 27.

13.1.2. РАБОТА ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННОИ УСТАНОВКИ

При открытом клапане 5 (открыт вход в фильтр-поглотитель) зараженный воздух нагнетается нагнетателем-сепаратором во входное окно ФПТ и по патрубку 22 поступает в полость среднего цилиндра 30, откуда он идет через противодымный фильтр 31, в котором очищается от мелкодисперсных аэрозолей и от мелкой пыли, проходит шихту 26, поглощающую пары отравляющих веществ, и выходит через выходное окно 52. Из окна он попадает в полую опору 1 и через патрубок 21 в в корпус 19 отопителя. Из корпуса отопителя по раздаточным трубопроводам 16, 17 и 20 воздух идет в отделение управления, в правый и левый отсеки десантного отделения.

На воздухопроводах, идущих в десантное отделение, имеется по четыре трубчатых наконечника 14 (рис. 296) с соплами на конце, по которым очищенный воздух поступает к членам десанта. В трубопроводе, идущем в отделение управления, имеется два наконечника 1, подающие воздух к рабочим местам командира и водителя. Сопла наконечников свободно сидят на шаровых опорах и могут легко поворачиваться, изменяя направление струи воздуха.

13.2. СИСТЕМА ВЫТЯЖНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ

Система вытяжной вентиляции служит для удаления пороховых газов из машины.

В состав системы входят три вентилятора 8, 12 и 24 (рис. 296), один из которых расположен в башне, а два других — в нишах десант- 490

9 с пружиной 10, электромагнита И и конечного выключателя со штоком 4. Клапанные коробки всех вентиляторов одинаковы.

Открывание клапана осуществляется поворотом рукоятки 6 против хода часовой стрелки. При этом вместе с рукояткой поворачивается толкатель 3, который нажимает на упор 5, навинченный на стержень клапана 12. Когда верхний срез рукоятки 6 выходит за плоскость зуба стопора 9, стопор под действием пружины 10 заскакивает за рукоятку 6 и фиксирует ее. При этом рукоятка своей полкой нажимает на шток 4 конечного выключателя и включает электродвигатель 1.

Закрывается клапан либо вручную поворотом стопора 9, либо включением электромагнита 11, якорь которого с помощью пальца связан со стопором 9. При оттягивании стопора клапан 12 под действием пружины 14 закрывается и конечный выключатель размыкает цепь электродвигателя вентилятора.

13.3. СИСТЕМА ОБОГРЕВА ВОЗДУХА

В систему обогрева воздуха входят два отопителя, из которых один расположен в трассе фильтровентиляционной установки, а другой — в десантном отделении в аккумуляторном отсеке.

Отопитель ФВУ служит для подогрева воздуха, нагнетаемого нагнетателем. Отопитель установлен в специальном разъемном корпусе 19 (рис. 298). Он представляет собой пластинчато-трубчатый радиатор 18, в который подается охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Радиатор крепится в кожухе с помощью стяжных лент. Во входном патрубке 21 отопителя установлен обратный клапан 15, предотвращающий обратный поток воздуха через ФВУ при неработающем нагнетателе. Открывается клапан под действием струи нагнетаемого воздуха и закрывается под действием собственной массы.

Отопитель десантного отделения (рис. 300) обеспечивает подогрев воздуха в десантном отделении и обогрев аккумуляторных батарей. Он установлен в аккумуляторном отсеке и крепится болтами 2 к верхней полке отсека.

Отопитель состоит из трубчато-пластинчатого радиатора 6, вентилятора 9, электродвигателя И, закрытого кожухом 12, трубопроводов, электропроводов, крана и выключателя. Радиатор крепится двумя лентами 3 к основанию отопителя и соединен штуцерами 5 и трубопроводами с системой охлаждения двигателя. Снизу радиатора к основанию винтами крепится электродвигатель 11, на конце вала которого закреплен лопастный вентилятор 9. Над радиатором в крыше аккумуляторного отсека имеется лючок, закрытый сеткой. При включении вентилятора воздух продувается через радиатор, откуда, нагревшись, через сетку поступает в десантное отделение. Часть воздуха через боковой воздуховод поступает в отсек и обогревает аккумуляторы.

Для включения отопителя необходимо открыть кран 20 (рис. 186), расположенный в нише слева сзади сиденья командира машины (за отсеком ФВУ), и включить выключатель 18 (рис. 237). При постановке крана в положение О (открыто) открывается доступ охлаждающей жидкости из магистрали системы охлаждения в радиатор отопителя.

На машинах выпуска с 1 июля 1973 г. для уменьшения шума вместо осевого вентилятора установлен центробежный.

13.4. УЗЛЫ ГЕРМЕТИЗАЦИИ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Постоянная герметизация осуществлена за счет уплотнительных прокладок под крышками люков корпуса и башни, уплотнений погонных устройств башни и командирского люка, резиновых манжет и сальниковых уплотнений валов и балансиров. Для герметизации шаровых опор личного оружия десанта применены резиновые уплотнения.

Помимо постоянных средств герметизации имеются закрывающиеся устройства, обеспечивающие герметизацию открытых во время обычной эксплуатации люков, амбразур и других неплотностей на период наличия опасности поражения личного состава и оборудования. К этим средствам относятся механизм переключения клапана ФВУ, механизм закрывания жалюзи и заслонок эжектора и механизмы закрывания клапанов вытяжных вентиляторов. Кроме того, система коллективной защиты включает механизм остановки двигателя и механизм отключения привода горизонтального наведения, а также крышку воздухозаборной трубы.

Механизм переключения клапана ФВУ (рис. 298) описан в подразделе 13.1.1.

Для переключения клапана ФВУ на режим фильтрации необходимо включить выключатель ПАЗ или нажать на кнопку Р и ОВ на центральном щитке. При этом ток от бортовой сети поступает в релейную коробку системы защитты КР-40 и в ней срабатывает реле РРОВ (рис. 301), которое включает цепь электромагнита 38 (рис. 298) фильтровентиляционной установки. Электромагнит освобождает защелку 37 и клапан 5 переключается, т. е. закрывает доступ в полую опору 1 и открывает путь в фильтр-поглотитель.

Механизм автоматического закрывания жалюзи и заслонок эжектора (рис. 191) описан в подразделе 8.5.

При включении выключателя ПАЗ на центральном щитке включается реле РАЗ атомной защиты (рис. 301) й релейной коробке КР-40. которое замыкает цепь электромагнита 1 (рис. 191). Электромагнит перемещает шток 4 и освобождает шарики 5. Шарики выходят из канавки гильзы и разъединяют гильзы с наконечником 7. Под действием пружины 26 и 36 (рис. 190) закрываются жалюзи 3 и заслонки 1 эжектора. Чтобы установить механизм закрывания в исходное положение, необходимо рукоятку 10 ручного привода перевести вниз при вертикальном положении защелки И, но перед этим выключить выключатель ПАЗ.

Механизм закрывания клапанов вытяжных вентиляторов описан в подразделе 13.2.

При включении выключателя ПАЗ на центральном щитке подается питание на электромагниты 11 (рис. 299) вытяжных вентиляторов, в результате чего закрываются клапаны 12 и выключаются вентиляторы.

Механизм остановки двигателя (МОД) (рис. 173) включен в привод подачи топлива. Описание его и принцип действия приведены в подразделе 8.2.12.

При включении выключателя ПАЗ включается реле РАЗ атомной защиты (рис. 301) релейной коробки КР-40 и подается питание на электромагнит 16 (рис. 173), который втягивает сердечник со штоком 32 и разобщает рычаги 35 и 36. Привод подачи топлива выключается и двигатель останавливается.

Механизм отключения привода горизонтального наведения башни приводится в действие при включении выключателя ПАЗ на центральном щитке. При этом замыкаются контакты реле РАЗ атомной защиты (рис. 301) в релейной коробке КР-40 и срабатывает реле РТ1 тормо- 494

жения. Контакты реле РТ1 шунтируют якорь электродвигателя и разрывают цепь управления электропривода горизонтального наведения. Это приводит к резкому торможению электродвигателя, а следовательно, башни и остановке ее независимо от угла поворота корпуса пульта управления. Возможность вертикального .наведения и приведения орудия к углу заряжания сохраняется.

13.5 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ

В систему защиты входят следующие электроприборы; прибор радиационной и химической разведки (ПРХР) с воздухозаборным устройством, релейная коробка КР-40, электродвигатели нагнетателя и вытяжных вентиляторов, четыре термодатчика (системы ППО), электромагниты и конечные выключатели на исполнительных механизмах и сигнальные лампы.

Схема электрооборудования системы защиты приведена на рис. 301.

13.5.1. ПРИБОР РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

Прибор радиационной и химической разведки служит для измерения мощности гамма-излучения внутри машины и сигнализации и выдачи команды исполнительным механизмам: при обнаружении низкого уровня гамма-излучения на местности — сигнала и команды Р, при ядерном взрыве — сигнала и команды А, при обнаружении в воздухе отравляющих веществ типа зарин—сигнала и команды ОВ. Одновременно с выдачей команд Р, А и ОВ прибор ПРХР подает прерывистый звуковой сигнал в систему внутренней связи.

В состав комплекта прибора входят измерительный пульт, датчик и блок питания, соединенные между собой кабелями. Кроме того, в комплект входят воздухозаборное устройство (ВЗУ) и коробка управления обогревом.

Измерительный пульт (рис. 302) служит для измерения дозы радиации и обнаружения отравляющих веществ. Он обеспечивает звуковую и световую сигнализацию и выдает команды исполнительным механизмам.

Пульт состоит из литого корпуса 6 и передней панели, на которых смонтирована аппаратура.

На панели пульта размещаются: переключатель 1 рода работы на четыре положения; ручка 2 установки нуля УСТ. НУЛЯ; рентгенметр 4, представляющий собой микроамперметр со шкалой, проградуированной в рентген часах; пробка 3 для доступа к винту корректора рентген- метра; четыре сигнальные лампы 5, 7, 8 и 9 с надписями (О — зеленого, А — красного, Р — желтого цвета и ДАТЧИК — КОМАНДЫ — молочно-белого цвета); выключатель 10 ДАТЧИК — ВЫКЛ.; пробка 17 со шлицем для доступа к лампе подсветки шкалы рентгенметра; предохранитель 16; переключатель 14 КОМАНДЫ (обеспечивает передачу команд на исполнительные механизмы системы защиты); кнопка КОНТРОЛЬ ОРА (закрытая заглушкой и служит для проверки работы сигнализации О, Р и А); табличка И с инструкцией по включению прибора.

Кроме того, в пульте расположены газоразрядные счетчики и ионизационная камера.

Датчик-газоанализатор (рис. 303), так же как и измерительный пульт, размещен в нише корпуса слева. Он состоит из литого корпуса, герметически закрытого литыми крышками.

Внутри датчик имеет четыре отсека: отсек фильтра, закрытый крышкой 18\ электрометрический отсек, закрытый крышкой 16, отсек альфа-источников; отсек воздуходувки, закрытый крышкой 12.

В корпусе датчика установлены два изолированных от «его стакана, соединенные между собой отверстиями для продувки воздуха. Эти стаканы служат ионизационными камерами. С внешней стороны в камеры ввернуты пробки с держателями альфа-источников. Пробки закрыты герметическими крышками. С левой стороны корпуса имеется входной штуцер <3 для забора анализируемого воздуха.

В отсеке фильтра установлены лентопротяжный механизм и нагреватель фильтра. Слева от отсека фильтра расположена ручка 4 для смены кадров противодымного фильтра, служащего для очиски анализируемого воздуха от дыма и мелкой пыли. Каждому повороту ручки 4 соответствует перемещение шкалы счетчика 21 кадров по ходу часовой стрелки.

В электрометрическом отсеке смонтированы элементы схемы и органы настройки. К крышке 16 отсека прикреплен фильтр, служащий для очистки забираемого воздуходувкой воздуха от пыли (воздух забирается из внутреннего объема машины).

Фильтр соединяется с датчиком гофрированной трубкой. В верхней части фильтра смонтирован регулятор расхода воздуха. Под регулятором на крышке фильтра имеется стрелка, обозначенная буквами М (меньше) и Б (больше). При вращении барашка 7 регулятора походу часовой стрелки расход воздуха увеличивается (поплавок входного ротаметра 1 поднимается вверх) и наоборот.

В отсеке альфа-источников под крышкой размещены два альфа- источника.

В отсеке воздуходувки установлена портативная ротационная воздуходувка с приводом от электродвигателя. Работу .воздуходувки можно определить по положению поплавка ротаметра (поплавок должен находиться не ниже нижней риски).

В датчике имеются штуцера для подсоединения входной трубки обогрева и выходной трубки. В датчике осуществляется контроль «нуля» по чистому воздуху поворотом ручки 2 крана в горизонтальное положение до упора. При этом чистый воздух подается в датчик через патрон с силикагелем. В этом положении ручкой измерительного пульта надо установить стрелку рентгенметра на риску посередине сектора допустимых отклонений, окрашенного на шкале в желтый цвет.

Датчик установлен на левом борту сзади сиденья командира.

Блок питания предназначен для преобразования напряжения бортовой цепи в напряжение, необходимое для питания приборов: 390 В — для литания счетчика рентгенметра и системы сигнализации Р; 200 В — для питания цепи сигнализации О; 150 В — для питания ионизационной камеры цепи сигнализации А; переменное напряжение звуковой частоты — для выдачи звукового сигнала в телефонную сеть машины; переменное напряжение 6,3 В — для питания цепей накальных ламп.

Блок питания расположен на левом борту спереди.

Воздухозаборное устройство (ВЗУ) состоит из циклона-эжектора, установленного в крыше машины под броневым колпаком 4 (рис. 304), трубки 9 обогрева, трубки 8 выходящего воздуха и трубки 1 слива воды, попавшей под броневой колпак.

Циклон-эжектор предназначен для предварительной очистки воздуха от пыли и поддержания определенной температуры анализируемого воздуха. Для этого в циклоне и в трубке, соединяющей циклон с датчиком, смонтированы нагреватели.

Для защиты циклона и датчика от попадания в них воды при движении на плаву предусмотрен лабиринт 20, обеспечивающий задержа-

.ние и слив воды, попавшей под броневой колпак 4, через трубку 1. Снизу трубка заглушена пробкой.

На машинах последних выпусков трубка на нижнем конце имеет штуцер, на котором закреплена на оси заслонка. При попадании воды в трубку заслонка открывается и вода сливается на пол боевого отделения. С 1976 г. вместо заслонки устанавливается клапан.

С начала 1974 г. на машинах устанавливается ВЗУ измененной конструкции. Изменению подверглась верхняя часть, в .которой воздух поступает в изогнутую книзу трубку 10, а отводится через наружную трубку //и штуцер 12 внутрь машины. В остальном ВЗУ практически не отличается от описанного.

Коробка управления обогревом установлена в нише слева от сиденья водителя. Она обеспечивает автоматическое управление температурой обогрева воздуха раздельно в циклоне и трубке.

На передней панели коробки расположены держатель предохранителя 15, сигнальная лампа 16 молочно-белого цвета, две кнопки 14 и 17 и табличка с кратким изложением порядка проверки работы системы обогрева.

Кнопки 14 и 17 служат для контроля работы устройства ВЗУ.

Нагрев поступающего воздуха осуществляется с помощью спиралей из проволоки Х20Н80.

Принцип работы прибора ПРХР сводится к тому, что при угрозе нападения экипаж должен закрыть все двери и люки и включить прибор ПРХР. При этом воздух снаружи поступает через циклон-эжектор ВЗУ, где он очищается от крупных частиц пыли. Пыль, осевшая в циклоне, захватывается воздухом, подаваемым микронагнетателем, производительность которого равна 20 л/мин. Проходя через циклон, воздушный поток увлекает часть воздуха из выходной трубки 8 (рис. 304), создавая тем самым разрежение в трассе, что способствует засасыванию анализируемого воздуха.

Анализируемый воздух через штуцер в циклоне, кран и ротаметр поступает к ПДФ датчика, где он очищается от дыма и мелкой пыли. Движение воздуха через датчик осуществляется микронагнетателем.

Расход воздуха, прокачиваемого через ионизационные камеры датчика (2—3,2 л/мин), устанавливается по ротаметру с помощью регулятора расхода воздуха.

Если прибор ПРХР зарегистрировал проникающую радиацию, то срабатывает сигнализация Р или А, а рентгенметр показывает уровень ее.

Система сигнализации Р срабатывает при движении машины по радиоактивно зараженной местности (при малом уровне радиации), а схема сигнализации А — при атомном взрыве (при высоком уровне радиации).

Принцип действия дозиметрической части прибора основан на измерении ионизационного тока, возникающего при воздействии гамма- излучения на детекторы. По интенсивности ионизации оценивается мощность излучения. Мощность излучения измеряется в двух поддиапазонах: до 5 и до 150 р/ч. На каждом поддиапазоне параллельно включено по три счетчика. Поддиапазоны переключаются переключателем рода работы на измерительном пульте. Мощность гамма-излучения отсчитывается по рентгенметру. Показания на первом поддиапазоне отсчитываются по верхней шкале, а по второму — по нижней.

В рентгенметре и системе сигнализации Р в качестве детектора используются газоразрядные счетчики.

В системе сигнализации А используется ионизационная камера при нормальном давлении пополняющего воздуха. По достижении определенного уровня радиации срабатывает исполнительное реле, которое своими контактами включает цепи сигнализации и выдачи команд в исполнительную часть системы.

При наличии в поступающем воздухе отравляющих веществ срабатывает система сигнализации ОВ.

Работа системы сигнализации ОВ основана на использовании свойства воздуха, содержащего ОВ, уменьшать степень ионизации.

Ионизация воздуха создается альфа-источниками (пластинками с нанесенным на них слоем плутония 239).

При прокачке воздуха с не анализируемыми примесями (дизельное топливо, нейтральные дымы и т. п.) в допустимых концентрациях происходят практически равные изменения сопротивления измерительной и компенсационной камер, поэтому напряжение на компенсационной камере не изменяется. При прохождении воздуха с примесью ОВ через ионизационные камеры происходит увеличение сопротивления (уменьшение степени ионизации) измерительной камеры, а сопротивление в компенсационной камере сохраняется практически неизменным. В связи с тем что имеет место перераспределение напряжений в камерах, в компенсационной камере уменьшается напряжение, что приводит к срабатыванию цепи согласно пороговой схеме. Цепь пороговой схемы выполнена так, что при снижении напряжения в компенсационной камере формируется импульс, приводящий в действие систему сигнализации и выдачи команды в исполнительной части системы.

Для обеспечения стабильной чувствительности прибора при колебаниях температуры окружающего воздуха предусмотрен обогрев ионизационных камер, воздуходувки, фильтра и входной трубы. Поддержание постоянной температуры обогреваемых элементов обеспечивается автоматически.

На машине предусмотрена возможность ручного включения системы ПАЗ в работу. Для этого на центральном щитке имеются кнопка ПАЗ (команда А) и кнопка Р и ОВ (команды Р и ОВ).

Для подготовки ПРХР к работе необходимо:

— установить переключатель 1 (рис. 302) рода работы в положение ВЫ КД.;

— поставить выключатель 10 и переключатель 14 в положение ВЫКЛ-;

— поставить ручку 2 установки нуля в крайнее левое положение;

— повернуть барашек 7 (рис. 303) регулятора расхода воздуха по направлению стрелки (к букве М) на 8—10 оборотов;

— поставить ручку 4 в горизонтальное положение (забор воздуха через патрон 20 с силикагелем);

— отвинтить заглушку 19 из патрона 20 и ввинтить ее в резьбовое отверстие снизу на левой стенке;

— зафиксировать ручку 4 смены кадров противодымного фильтра (ПДФ).

Для включения в работу ПРХР необходимо установить переключатель 1 (рис. 302) рода работы в положение УСТ. НУЛЯ. При этом должны осветиться шкала рентгенметра 4, входной ротаметр 1 (рис. 303) и окно 13 выходного ротаметра. Должны загореться неполным накалом сигнальные лампы 5, 7 и 8 (рис. 302), сигнальная лампа 16 (рис. 304) на коробке обогрева и загореться полным накалом сигнальная лампа 9 (рис. 302). Эта лампа загорается полным накалом при переключении выключателя 10 или переключателя 14 в положение ВЫКЛ.

Радиационная часть ПРХР становится работоспособной через 10 мин после включения при всех условиях эксплуатации.

Затем включить датчик переключением выключателя 10 ДАТЧИК — выкл. в положение ДАТЧИК. При этом включается .воздуходувка. Работа воздуходувки контролируется по ротаметру через окно 13 (рис. 303) (поплавок ротаметра не должен находиться верхней кромкой ниже красной риски). Установить расход воздуха по ротаметру 1 маховичком регулятора (поплавок ротаметра должен находиться между рисками). Расход воздуха проверять через каждые 4 ч непрерывной работы или при выходе поплавка ниже нижней риски.

Установить ручкой 2 (рис. 302) стрелку рентгенметра на риску в середине желтого сектора допустимых отклонений по нулю через 20 мин после включения датчика. После этого ручку 2 (рис. 303) крана поставить в вертикальное положение РАБОТА (забор воздуха из окружающей атмосферы) и отрегулировать барашком 7 регулятора расхода воздуха. Заглушку 19 вывинтить из резьбового отверстия в кронштейне отсека фильтра и ввинтить в патрон 20.

Работа с прибором ПРХР сводится к снятию показания, для чего при появлении сигнала Р переключатель 1 (рис. 302) рода работы установить в положение 5 Р/ч. В случае зашкаливания стрелки перевести переключатель 1 в положение 150 Р/ч (отсчет вести по нижней шкале) и снять показания шкалы, после чего переключатель / перевести в положение УСТ. НУЛЯ-

По окончании работы с прибором ПРХР переключатели установить в положение ВЫКЛ., ручку 2 повернуть в крайнее левое положение (против хода часовой стрелки), а барашек 7 (рис. 303) повернуть по направлению стрелки Б до упора.

13.5.2. КОММУТАЦИОННАЯ АППАРАТУРА СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ

В состав коммутационной аппаратуры входят релейная коробка КР-40, электромагниты исполнительных механизмов и соединительные кабели.

Описание коробки КР-40 приведено в подразделе 11.3.2, а электромагнитов — в подразделе 11.3.11.

13.5.3. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПРИБОРА ПРХР И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Возможная неисправность

Причина неисправности

Способ устранения неисправности

Не горит лампа подсветки рентгенметра

Не горят сигнальные лампы

Не освещается входной ротаметр

Перегорел предохранитель на 5 А

Перегорела лампа подсветки

Перегорели лампы

Перегорела лампа или нет контакта

Заменить предохранитель

Отвернуть пробку 3 (рис. 302) и заменить лампу

Отвернуть защитные колпачки и заменить лампы

Отвернуть гайку-барашек 5 (рис. 303), открыть крышку 18 стыка лентопротяжного устройства, отвернуть патрон и заменить лампу

Двигатель машины останавливается, закрываются жалюзи, закрываются заслонки вентилятора башни и клапаны вытяжных вентиляторов десантного отделения, останавливаются вентиляторы.

При остановке двигателя обесточивается реле клапанов защиты двигателя (РКД) и замыкаются его контакты 1 —РКД. Если это произошло на плаву, когда включен выключатель ПЛАВ, на центральном щитке, то сработает электромагнит ЭКД и закрываются клапаны выпускных коллекторов двигателя (механизма зашиты двигателя от попадания воды). Одновременно замыкаются контакты 2 реле РАЗ, которые включают реле РТ1 торможения электропривода наведения орудия по горизонтали (1ЭЦ10М). При этом отключается цепь управления электроприводом поворота башни, а исполнительный электродвигатель (ИД) переключается в режим электродинамического торможения, останавливая башню.

Таким образом, осуществляется герметизация машины и обеспечивается снижение действия ударной волны ядерного взрыва на личный состав и оборудование машины.

При срабатывании ПРХР (сигнал Р или ОБ) или при нажатии на кнопку Р и ОБ срабатывает реле РРОВ в релейной коробке КР-40. В результате замыкания контактов 2 этого реле включается электромагнит ЭФВУ фильтровентиляционной установки и переключает клапан ФБУ, открывая путь воздуху в машину только через фильтр-поглотитель.

После прохождения ударной волны водитель должен включить нагнетатель-сепаратор выключателем НАГНЕТАТЕЛЬ на центральном щитке. Нагнетатель-сепаратор начинает подавать очищенн'ый в фильтре- поглотителе воздух, создавая избыточное давление, препятствующее проникновению в машину радиоактивной пыли.

На машинах выпуска до 1969 г. приборный комплекс электрооборудования системы защиты («Электрон-2») не устанавливался.

13.7. ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ВЕНТИЛЯЦИИ

При контрольном осмотре проверить:

— закрыт ли клапан ФБУ;

— работу нагнетателя и вытяжных вентиляторов;

— работу ПРХР.

При ежедневном техническом обслуживании:

— удалить пыль с аппаратуры ПРХР;

— проверить надежность крепления трубок;

— проверить исправность крепления блоков;

— проверить исправность ламп подсветки шкал и сигнальных ламп ПРХР.

При техническом обслуживании № 1 кроме работ ежедневного технического обслуживания:

— проверить состояние механизмов клапанов системы защиты;

— проверить внешним осмотром техническое состояние блоков ПРХР;

— заменить патрон с силикагелем.

При техническом обслуживании № 2 кроме работ технического обслуживания № 1:

— очистить каналы воздушного тракта БЗУ от пыли;

— заменить патрон с силикагелем;

— проверить состояние уплотнений и работу механизмов системы ПАЗ;

— проверить состояние системы электрооборудования системы ПАЗ;

— проверить герметичность машины путем создания избыточного давления нагнетателем.

Порядок проверки работы ПРХР. При проверке системы обогрева воздуха необходимо нажать поочередно на кнопки 14 и 17 (рис. 304), при этом должна загореться полным накалом сигнальная лампа 16.

При проверке системы сигнализации без выдачи команд надо установить переключатель 14 (рис. 302) в положение ВЫКЛ., отвинтить заглушку 12 КОНТРОЛЬ ОРА и переключатель 1 рода работы поочередно устанавливать в положение контроль О, Р, А и нажимать кнопку КОНТРОЛЬ ОРА. При этом должны поочередно загораться полным накалом сигнальные лампы 5, 7, 8 и должен слышаться прерывистый звуковой сигнал по ТПУ.

При проверке системы сигнализации с выдачей команд на исполнительные механизмы необходимо установить переключатель 14 КОМАНДЫ в положение ОРА, при этом сигнальная лампа 9 загорится вполнакала. Затем переключатель 1 рода работы поочередно устанавливать в положения О, Р, А и нажимать на кнопку под заглушкой 12 КОНТРОЛЬ ОРА. При этом должны поочередно загораться полным накалом сигнальные лампы 5, 7 и <8, прослушиваться по ТПУ прерывистые сигналы и выдаваться команды на исполнительные механизмы системы защиты.

При положении Р держать кнопку в нажатом состоянии не более Юс.

Для замены патрона с силикагелем необходимо отвинтить заглушку 19 (рис. 303) и патрон 20. Взять из ЗИП снаряженный патрон, отвинтить у него с двух сторон заглушки и навинтить его вместо снятого.

Порядок замены кассеты с ПДФ. Предварительно по шкале счетчика 21 убедиться в необходимости замены кассеты, после чего:

— отвинтить барашек 7, повернуть на себя крышку 18 и снять ее с осей;

— удалить израсходованный ПДФ из отсека;

— повернуть подвижную систему лентопротяжного механизма;

— извлечь кассету;

— извлечь кассету с ПДФ из контейнера ЗИП и установить в отсек фильтра;

— повернуть подвижную систему в исходное положение;

— повернуть ручку 4 вниз до упора;

— заправить конец ПДФ под ограничители, скобу и толкатель;

— установить ручку 4 в исходное положение;

— повернуть подвижную систему и установить число 40 на шкале счетчика;

— перевести ручку 4 вниз до упора и возвратить в исходное положение.

Проверка работы системы ПАЗ. Для проверки автоматической работы системы ПАЗ при сигнале Р необходимо:

— включить выключатель ПАЗ, проверить, закрыт ли клапан ФПТ, открыть клапаны вытяжных вентиляторов;

— установить переключатель 14 (рис. 302) в положение ОРА, при этом сигнальная лампа 9 ДАТЧИК — КОМАНДЫ загорится вполнакала;

— переключатель 1 установить в положение КОНТРОЛЬ — Р;

— отвинтить заглушку 12, нажать кнопку КОНТРОЛЬ ОРА и держать ее до срабатывания сигнализации, но не более 10 с.

При этом загорится полным накалом сигнальная лампа 8 Р, закроются клапаны вытяжных вентиляторов, откроется клапан ФПТ (при этом загорится сигнальная лампа ОТКР- КЛАПАН ФПТ и прозвучит сигнал по ТПУ).

Для проверки автоматической работы системы ПАЗ при сигнале А необходимо:

— открыть жалюзи и крышки вытяжных вентиляторов, закрыть клапан ФПТ;

— запустить двигатель, установить обороты 1300 в минуту;

— включить приводы наведения орудия;

— поставить переключатель 1 в положение КОНТРОЛЬ — А, при этом сигнальная лампа 9 ДАТЧИК — КОМАНДЫ загорится вполнакала;

— нажать кнопку КОНТРОЛЬ ОРА, при этом загорится полным накалом сигнальная лампа 7 А, прозвучит сигнал по ТПУ, откроется клапан ФПТ (при этом загорится его сигнальная лампа), остановится двигатель, выключится привод горизонтального наведения орудия, закроются жалюзи и крышки вытяжных вентиляторов;

— выключить и включить выключатель ПАЗ, при этом должны включиться цепи управления приводом горизонтального наведения;

— выключить привод горизонтального наведения.

Проверка ручной работы системы ПАЗ при сигналах Р и А. При проверке по сигналу Р надо открыть крышки вытяжных вентиляторов и закрыть клапан ФПТ, включить выключатель ПАЗ и нажать кнопки Р и ОВ на центральном щитке, при этом закроются крышки вытяжных вентиляторов и откроется клапан ФПТ (загорится сигнальная лампа ОТКР- КЛАПАН ФПТ).

При проверке по сигналу А необходимо:

— открыть жалюзи, заслонки эжектора и крышки вытяжных вентиляторов, закрыть клапан ФПТ;

— запустить двигатель, установить обороты коленчатого вала 1300 в минуту, включить приводы наведения орудия;

— включить выключатель ПАЗ;

— нажать кнопку ПАЗ на центральном щитке и отпустить ее, при этом остановится двигатель, откроется клапан ФПТ (загорится сигнальная лампа ОТКР. КЛАПАН ФПТ), выключится привод горизонтального наведения орудия, закроются жалюзи и крышки вытяжных вентиляторов;

— выключить и включить выключатель ПАЗ, при этом должны включиться цепи управления приводом горизонтального наведения;

— выключить привод горизонтального наведения.

После проверок все исполнительные механизмы перевести в исходное положение.

Проверка работы системы защиты от ОВ. Для проверки автоматической работы системы необходимо:

— включить выключатель ПАЗ;

проверить, закрыт ли клапан ФПТ (сигнальная лампа не должна гореть);

— открыть клапаны вытяжных вентиляторов;

— переключатель 1 установить в положение КОНТРОЛЬ О;

__ нажать кнопку КОНТРОЛЬ — ОРА, при этом загорится полным накалом сигнальная лампа 5, закроются клапаны вытяжных вентилято

ров, откроется клапан ФПТ (загорится сигнальная лампа ОТКР. КЛАПАН ФПТ) и прозвучит сигнал по ТПУ.

Для проверки ручной работы системы надо включить выключатель ПАЗ, закрыть клапан ФПТ и открыть клапаны вытяжных вентиляторов и нажать кнопку Р и ОВ на центральном щитке, при этом закроются клапаны вытяжных вентиляторов и откроется клапан ФПТ.

После проверок все исполнительные механизмы перевести в исходное положение, открыть жалюзи и заслонки эжектора, а защелку рукоятки привода установить в горизонтальное положение. Закрыть клапан ФПТ и поставить заглушку кнопки КОНТРОЛЬ ОРА на прежнее место.

14. ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Противопожарное оборудование (ППО) предназначено для тушения пожаров в машине. Оно состоит из системы автоматического тушения пожаров и ручного огнетушителя.

14.1. АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО

Автоматическая система противопожарного оборудования обеспечивает тушение пожара в силовом отделении. Она состоит из двух баллонов 11 (рис. 305), магистрального трубопровода 3 с четырьмя распылителями 1, 5, 13 и 19, двух обратных клапанов 9, четырех термодатчиков 2, 6, 14 и 18, реле (в релейной коробке КР-40) и крепежа.

Баллоны емкостью по 2 л содержат огнегасящий состав «3,5» (бромистый этил и углекислота). Крепятся баллоны на кронштейнах в боевом отделении. Баллон представляет собой цилиндрический сосуд, в верхнюю горловину которого ввернута головка 4 (рис. 306).

Головка баллона состоит из корпуса 5, мембраны 10, поршня 8 с пробойником и двух пробок 7 и 14. В пробке 7 выполнена полость для установки пиропатрона.

Пробки имеют наружную резьбу, которой они ввертываются в -корпус головки. На наружную резьбу пробки 7 навертывается накидная гайка 3, через сверление которой проходит электропровод 2, подводящий ток к пиропатрону.

Нижним штуцером 17 с конусной резьбой головка ввертывается в горловину баллона. К боковому штуцеру 6 подсоединяется трубка, ведущая в магистральный трубопровод. Второй боковой штуцер 16 служит для подзарядки баллона. В этот штуцер ввернута пробка 14 с уплотнителем 13, а снаружи навернута накидная гайка 15, под которую ставится прокладка.

В нижнем штуцере головки впаяна сифонная трубка 1, которая проходит по оси баллона почти до его днища. Через эту трубку проходит огнегасящая смесь при срабатывании баллона.

Мембрана 10 зажата пробкой 7 между шайбой 11 и кольцевым выступом корпуса 5. Она закрывает осевой канал головки и тем самым разобщает баллон от магистрального трубопровода. Поршень 8 с пробойником 18 размещается в полости пробки 7 и удерживается в подвешенном положении с помощью пружинного кольца 9.

Верхняя часть поршня имеет полость 19, в которую входит пиропатрон.

Магистральный трубопровод 3 (рис. 305) представляет собой длинную трубку, проходящую от баллонов 11 через перегородку 12 силового отделения в зону расположения двигателя 20.

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Оружие и военная техника, Бронетанковое вооружение и техника

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОЕННОМУ ДЕЛУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОЕННОМУ ДЕЛУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - Военное дело

БОЛЬШЕ НЕТ

ВОЕННОЕ ДЕЛО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика