Skip to main content

Игры и развлечения в армии (Державец) 1955 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Игры и развлечения в армии (Державец) 1955
© ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР Москва 1955

Авторство: Составитель подполковник Державец М. А., Редактор подполковник Дмитриев А. А.

Формат: DjVu, Размер файла: 2.34 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Физическая культура и спорт получили широкий размах в нашей стране благодаря повседневной заботе, проявляемой Коммунистической партией и Советским правительством о здоровье и физическом воспитании трудящихся.

      В нашей стране созданы все условия для широчайшего развития массового физкультурного движения.

      С каждым годом все большие массы нашей молодежи вовлекаются в занятия физической культурой и спортом. Тысячи стадионов, спортивных площадок, водных станций, гимнастических залов и других спортивных сооружений предоставлены в распоряжение советских физкультурников.

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Широкое развитие получили физическая культура и спорт в Советской Армии.

      Современные боевые действия отличаются быстрым маневром, связаны с перенесением больших физических нагрузок и требуют от военнослужащих высокого напряжения моральных и физических сил. Умело действовать в сложных условиях современного боя и полностью использовать мощь боевой техники и оружия может только морально устойчивый, волевой и разносторонне физически развитый воин. Поэтому физическая подготовка является одним из основных видов боевой подготовки, важной составной частью воинского обучения и воспитания всего личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота.

      Физическая подготовка и спорт являются любимым делом воинов Советской Армии. Солдаты Советской Армии любят веселую задорную игру, песни и пляски.

      Массовые подвижные игры и спортивные развлечения увлекают участников и служат прекрасным средством выработки у воинов качеств, необходимых в дни мирной учебы и в боевой обстановке: выносливости, силы, ловкости, смелости, решительности, воли к победе.

      Строгое выполнение правил игры, стремление к победе, сложные положения, из которых нужно быстро находить выход, дисциплинируют солдат, воспитывают чувство товарищества и взаимной выручки, закаляют их волю, повышают способность к преодолению трудностей.

      В играх и спортивных развлечениях можно дать большую физическую нагрузку всем участникам, совершенствуя и развивая их морально-волевые и физические качества.

      Вот почему игры занимают видное место в физической подготовке и спортивной работе в Армии.

      Сборник включает описание игр и развлечений для солдат, проводимых на плановых занятиях по физической подготовке и в свободное от занятий время.

      Сборник рассчитан на командиров подразделений, инструкторов спорта, а также может быть использован преподавателями физической подготовки военных и суворовских училищ.

     

      ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

      Подвижные игры могут применяться:

      — на плановых занятиях по физической подготовке военнослужащих;

      — на отдыхе во время полевых учений;

      — на учебно-тренировочных занятиях спортивных команд (секций) подразделений и частей, а также военно-учебных заведений;

      — в процессе утренних физических упражнений («зарядки»);

      — в часы досуга на ротных (и других соответствующих им) площадках в лагерях, на казарменных дворах, в гимнастических залах, на лыжных прогулках, при выходах на местность и т. п.;

      — при проведении массовых физкультурных праздников, вечеров, выступлений и соревнований в подразделениях и частях.

      Руководителями игр и развлечений могут быть командиры отделений и взводов, инструкторы спорта, тренеры, преподаватели физической подготовки (в военно-учебных заведениях), а также лучшие спортсмены из солдат и сержантов.

      Рекомендуется в частях и в военно-учебных заведениях периодически организовывать семинары по обучению подвижным играм и методически правильному их проведению.

      Руководитель обязан внимательно изучить игры, вошедшие в Сборник. Он должен учитывать, какие из них способствуют воспитанию у солдат того или иного качества, например, силы (игры с сопротивлением, перетягиванием каната), скорости (все игры, которые включают быстрые перебежки), меткости (все игры, связанные с метанием и попаданием в цель) и т. д. Это поможет руководителю в любой момент выбрать игру, наиболее подходящую для решения поставленных им задач.

      Проводя любую игру, руководитель должен добиться того, чтобы каждый участник выполнял следующие требования:

      — строго соблюдал правила игры;

      — был внимателен к сигналам и беспрекословно выполнял указания старшего в команде;

      — согласовывал свои действия с действиями товарищей;

      — выручал товарища, находящегося в «опасности» или в затруднительном положении;

      — играл смело, инициативно, рассчитывал свои движения, а когда это нужно, разумно рисковал для достижения цели;

      — бережно относился к спортивному инвентарю и прочему имуществу, применяемому при проведении игр.

      Руководитель игры должен постоянно наблюдать за состоянием и поведением солдат во время игры.

      Иногда требуется усилить или уменьшить нагрузку. Для изменения дозировки (нагрузки) в играх можно применять несколько способов:

      — увеличение или сокращение длительности перерывов в игре или проведение игры без перерыва;

      — изменение числа повторений всей игры или отдельных моментов (упражнений);

      — удлинение или сокращение дистанций для перебежек;

      — изменение количества препятствий, которые должны быть преодолены;

      — уменьшение или увеличение веса метательных снарядов (предметов);

      — увеличение или уменьшение количества участников в командах.

      Большинство игр требует выбора водящего или разделения на команды. От живости и подвижности водящего зависит темп игры и в значительной степени ее интерес. Поэтому водящий должен быть активным, ловким и проворным. Водящий назначается руководителем или определяется по жребию.

      Парные игры могут проводиться с разделением на соревнующиеся команды, обязательно с равным количеством участников в каждой. В этом случае по очереди от каждой команды выступает представитель (участник), соревнующийся с очередным участником другой команды. Победивший получает для своей команды одно-два очка (по условию).

      В более сложных играх очень важно правильное разделение играющих на команды. Команды, неравные по количеству играющих и по силам, будут иметь неодинаковые шансы на выигрышна это сильно понизит интерес к игре.

      Разделять играющих на команды можно следующими способами:

      1) все играющие строятся в одну шеренгу и рассчитываются на требуемое количество номеров (если нужны три команды, расчет будет «по три»); одинаковые номера составляют команду;

      2) все играющие строятся в несколько колонн; каждая колонна составляет команду;

      3) руководитель назначает нескольких водящих, которые по очереди выбирают себе участников команды;

      4) сам руководитель разделяет играющих на команды с учетом сил и способностей каждого солдата своего взвода;

      5) каждое отделение составляет команду;

      6) в парных играх-поединках «противники» подбираются примерно одинакового веса и роста.

      Для подсчета очков, учета результатов и наблюдения за инвентарем во время игры руководитель назначает помощников.

      Необходимо постоянно готовить актив из солдат-спортсменов, которые могли бы самостоятельно организовывать и проводить игры.

      Проводя игры, описанные в этом Сборнике, с воспитанниками младших и средних классов суворовских и подготовительных военных училищ, необходимо учитывать возрастные особенности играющих и соответственно уменьшать дистанции, вес снарядов, продолжительность игры и т. п.

      Некоторые игры в этом Сборнике, например, игры 1, 8, 11 из раздела II, игры 5 и 6 из раздела III и игры на местности (раздел VIII), рассчитаны преимущественно на проведение их с суворовцами средних и старших классов.

      Руководитель может и сам участвовать в игре. Однако есть игры, где ему придется быть только судьей. Во всех случаях руководитель следит за ходом игры, личным примером подбадривает играющих, поддерживает интерес к игре, должный порядок и дисциплину.

      По окончании игры руководитель проводит разбор, в котором дает оценку действиям команд и от-

      дельных участников, указывает ошибки, лучшие достижения и объявляет победителей.

      В играх, требующих предварительной подготовки, а также проводимых во время физкультурных праздников и вечеров, желательно поощрять лучшие команды и отдельных победителей, награждая их подарками (призами).

      Инвентарь и приспособления для каждой игры необходимо изготовить заранее и сложить недалеко от места игры.

      Во всех играх, особенно в играх на местности, нужно использовать местные предметы: овраги,

      рвы, канавы, пни, деревья, заборы, плетни, а также спортивное оборудование (гимнастические городки, полосы препятствий и т. п.).

      Во избежание повреждений и увечий необходимо в каждой игре обеспечить страховку (меры предосторожности). На площадках и в помещениях, где проводятся игры с бегом, прыжками, нужно устранить опасные предметы (камни, железо, битое стекло и пр.).

      В играх, где применяется встречный бег (эстафеты), играющие должны всегда придерживаться правой стороны.

      Во всех играх с метанием должны назначаться один или два дежурных, которые не допускают к месту метания посторонних лиц (зрителей); руководитель игры перед каждым броском предупреждает дежурных сигналом или командой «Внимание!».

      При проведении игр руководитель обязан строго следить за поддержанием санитарно-гигиенических условий. Площадка, где проводится игра, должна быть очищена от пыли, мусора и пр. В играх, в которых играющим завязывают глаза, применяется чистый платок или бинт, под который подкладывается листок чистой бумаги. Непосредственно у руководителя или поблизости от места проведения игр должна быть аптечка первой помощи.

      Руководитель при проведении игр должен учитывать такие условия, как резкая перемена погоды, утомляемости участников от предыдущих занятий, характер занятий, которые будут проводиться после игр, и должен быть готов в случае надобности заменить намеченные игры другими.

      В играх следует всячески поощрять выдумку, инициативу и смекалку участников, поощрять победителей, ободрять отстающих и помогать им в возможно короткий срок стать физически крепкими, ловкими, решительными и волевыми воинами.

      Подвижные игры — только одно из средств разносторонней физической подготовки. Правильное, умелое использование этих игр поможет командирам подразделений и инструкторам спорта в массовой подготовке воинов к сдаче норм комплекса ГТО и в учебно-воспитательной работе.

     

      I. ПАРНЫЕ ИГРЫ

     

      Парные игры рассчитаны на двух участников, соревнующихся в силе и ловкости. Такие игры интересны не только для участников, но и для зрителей. Проводить парные игры можно в помещении, на площадке, на поляне, во время прогулки и т. д.

      Руководитель должен:

      1) подбирать примерно равных «противников» (по силе, весу и росту);

      2) подавать сигнал для начала игры;

      3) следить за точным выполнением обоими участниками условий и правил игры;

      4) по каждому виду парных игр давать «противникам» не более трех схваток и присуждать победу выигравшему две схватки из трех.

     

      1. ПЕРЕТЯНИ ЗА ЧЕРТУ

      Двое играющих, взявшись за руки, стремятся перетянуть друг друга за черту, обозначенную в 2 м позади каждого. Кому это удастся, тот — победитель.

      Разновидностью игры является перетягивание друг друга, взявшись руками, полусогнутыми в локтях (правыми или левыми).

     

      2. КТЬ ДОТЯНЕТСЯ ПЕРВЫМ?

      Двое играющих, взявшись правыми руками за конец толстой двухметровой веревки, тянут ее в противоположные стороны, стараясь дотянуться

      левой рукой до учебной гранаты (болванки), которая стоит в 5 м от каждого. Кто из трех раз дважды дотянется до гранаты, тот считается победителем.

     

      3. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ЗА НОГУ

      Двое играющих надевают, каждый на правую ногу, петли, завязанные на концах двухметровой веревки. Каждый старается дотянуться рукой до стоящей в 1 м от него учебной гранаты (болванки). Кто дотянется первым и возьмет гранату (болванку), тот — победитель.

     

      4. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПАЛОК

      Двое играющих становятся спиной друг к другу, держась руками за концы двух палок длиной по 2 м. Каждый тянет палки в свою сторону, стараясь перетянуть «противника» за черту, обозначенную в 2 м от каждого. Кто будет перетянут за черту, тот проиграл.

     

      5. НЕ СХОДИ С МЕСТА

      Двое играющих становятся лицом друг к другу; каждый отставляет левую ногу назад, а ступню правой ноги ставит своей наружной стороной вплотную к ступне другого.

      Крепко взяв «противника» за правую руку, каждый старается перетянуть его на себя так, чтобы он оторвал от земли левую ногу. Сошедший с места проигрывает.

     

      6. СТОЙ КРЕПКО

      Двое играющих становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки ног у каждого сомкнуты. Ударами ладоней одной или

      обеих рук одновременно играющие стараются вывести) друг друга из равновесия. Ударять можно только открытой ладонью и только по ладони противника. Разрешается уклоняться от ударов или наносить ложные удары. Участник, оторвавший ступни от земли, или раздвинувший носки, проигрывает.

     

      7. ОТОРВИ ОТ ЗЕМЛИ

      Двое играющих становятся спиной друг к другу и зацепляются руками, согнутыми в локтях. Каждый из них старается наклониться, подавая корпус вперед, заставив тем самым «противника» оторвать ноги от земли. Кому это удастся, тот — победитель.

     

      8. ВЫТОЛКНИ ИЗ КРУГА

      На земле чертится круг диаметром 3 — 5 м. В центре круга становятся двое играющих; каждый старается вытолкнуть другого за круг. Оставшийся в кругу — победитель.

     

      9. ВЫНЕСИ ИЗ КРУГА

      Двое играющих становятся в середине начерченного на земле круга диаметром 3 м. Каждый старается поднять другого и вынести за круг, не давая «противнику» коснуться ногами земли. Кому это удастся, тот — победитель.

     

      10. КТО СИЛЬНЕЕ?

      Двое играющих становятся друг против друга около противоположных концов стола, ставят локоть правой или левой руки на стол и, взявшись

      за руки, стараются заставить «противника» коснуться рукой стола. При этом не разрешается приподнимать локти от стола. Победитель выявляется после схваток с тремя-четырьмя товарищами (по условию).

     

     

      II. ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

     

      1. «Я — ПЕРВЫЙ»

      Группа располагается в 50 — 60 м от установленного флага (шеста, отдельного дерева). Руководитель выстраивает группу на одной линии и подает команду «Бегом марш». По этой команде все бегут к флагу, обегают его и возвращаются на свое место.

      Первый возвратившийся за линию поднимает руку и кричит: «Я — первый». Он объявляется победителем, если ему удастся несколько раз возвратиться первым.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Игры и развлечения в армии (Державец) 1955 года

СКАЧАТЬ DjVu

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОЕННОМУ ДЕЛУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОЕННОМУ ДЕЛУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - Военное дело

БОЛЬШЕ НЕТ

ВОЕННОЕ ДЕЛО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика