Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе (Брысин) 1989 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе (Брысин) 1989
 
 
© Издательство  Просвещение Москва 1989

Авторство: Павел Михайлович Брысин

Формат: DjVu, Размер файла: 2.79 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Военный кабинет

Назначение и оборудование военного кабинета

Создание (совершенствование) военного кабинета

 

Глава II. Комната для хранения оружия

Назначение и оборудование комнаты для хранения оружия

Хранение и сбережение учебного оборудования, учебных и наглядных пособий по начальной военной подготовке

См. оглавление полностью...

Глава III. Школьный стрелковый тир

Назначение и типы тиров

Сооружение в школе тира закрытого типа

Сооружение в школе тира полузакрытого типа

Эксплуатация школьных тиров

Тиры для стрельбы из пневматического оружия

 

Глава IV. Учебный городок для занятий по тактической подготовке и гражданской обороне

Состав и назначение городка

Оборудование и содержание учебного городка школы

 

Глава V. Площадки и места для проведения занятий

Назначение учебных мест и площадок

 

Глава VI. Учебное поле для проведения тактических занятий (тактическое поле)

Состав учебных мест

Рекомендации по оборудованию отдельных учебных мест

 

Глава VII. Класс гражданской обороны и медико-санитарной подготовки

Оборудование класса гражданской обороны

Класс медико-санитарной подготовки

 

Глава VIII. Музей боевой и трудовой славы, средства наглядной агитации по военно-патриотическому воспитанию

Общие требования к школьному музею

Размещение, сбережение и учет фондов музея

Средства наглядной агитации по военно-патриотическому воспитанию

 

Глава IX. Наглядные учебные пособия, устройства и приспособления

Самодельные наглядные учебные пособия

Приспособления и устройства

 

Глава X. Рекомендации по проведению некоторых занятий по начальной военной подготовке с использованием учебно-материальной базы

Фрагменты уроков в военном кабинете с применением наглядных пособий

Применение средств звукозаписи

Фрагменты уроков, проводимых на местности с использованием оборудования тактического поля

 

Приложения

Литература

Скачать бесплатный учебник  СССР - Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе (Брысин) 1989 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

      Эффективность начальной военной подготовки во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Его основными компонентами являются научно обоснованная учебная программа, оптимальная методика проведения занятий и соответствующая учебно-материальная база.

      Важная роль учебно-материальной базы объясняется особенностями курса начальной военной подготовки, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Нельзя, например, изучать оружие, не имея его учебных образцов; нельзя научить юношей умению стрелять из оружия, если нет боеприпасов, соответствующим образом оборудованного пулевого тира или стрельбища и т. д.

      Для успешного решения учебно-воспитательных задач, определяемых учебной программой, в каждой общеобразовательной школе (учебном заведении) рекомендуется иметь следующие элементы общего комплекса учебно-материальной базы начальной военной подготовки: военный кабинет; комнату для хранения оружия; стрелковый тир (в городских школах — один тир на 2 — 3 школы); учебный городок для занятий по тактической подготовке и гражданской обороне; место для практического изучения обязанностей часового; место для практичен ского изучения обязанностей дневального; площадку для практического изучения приемов и правил стрельбы, место для чистки и смазки оружия; площадку для занятий по строевой подготовке; класс гражданской обороны (при наличии помещения); учебный городок по гражданской обороне (в опорных школах или в тех, где он был создан ранее); музей или комнату (уголок) боевой и трудовой славы; средства наглядной агитации по военно-патриотическому воспитанию; учебное поле для проведения занятий по тактической подготовке (оборудуется вблизи военно-спортивных или подобных им лагерей на участке, выделяемом местными Советами народных депутатов для группы школ). Последний элемент приобретает особое значение в связи с введением в курс начальной военной подготовки 5- и 14-дневных учебно-полевых сборов.

      Учебное поле для проведения занятий по тактической подготовке и учебный городок оборудуются учебными местами, площадками, рубежами и сооружениями, обеспечивающими качественное проведение занятий по разделам курса общевойсковой подготовки и гражданской обороны учебной программы. Так, на площадке для практического изучения приемов и правил стрельбы оборудуют места, где учащиеся на занятиях будут осваивать подготовку к стрельбе из различных положений, однообразие прицеливания, метание учебных ручных гранат, разборку и сборку автомата и снаряжение магазинов к нему. На макете кузова грузового автомобиля в натуральную величину можно будет проводить обучение посадке, размещению в кузове и высадке из автомобиля.

      Все без исключения элементы комплекса учебно-материальной базы требуют определенного оборудования и наглядных пособий для проведения занятий. Учитывая, что она создается под руководством и при непосредственном участии военного руководителя, ему необходимо не только иметь подробный перечень всего оборудования и учебных наглядных пособий, как отпускаемых по табелям снабжения, так и приобретаемых за плату или изготовляемых в школе, но и знать приемы (способы) изготовления на месте этого оборудования и пособий. Это позволит ему избежать ошибок при создании комплекса учебно-материальной базы начальной военной подготовки своими силами.

      В предлагаемом пособии учтено большое разнообразие местных условий, в которых проводится начальная военная подготовка учащихся: размеры и конфигурация земельного участка школы, удаление его от района, предназначенного для проведения полевых занятий, возможность его оборудования, содержания и охраны, наличие в школе транспортных средств, тира и т. д. Нельзя не учитывать и возможности шефствующей организации (воинской части). Поэтому в книге даны описания всех предусмотренных Рекомендациями Министерства обороны СССР и программой элементов комплекса, приведены советы по их созданию, совершенствованию и применению на занятиях по начальной военной подготовке. Военным руководителям предоставляется самим решить, какой из предложенных вариантов оборудования и какое наглядное пособие следует выбрать в зависимости от местных условий и материальных возможностей школы.

      Кроме того, в пособии приведены некоторые практические советы по использованию учебно-материальной базы, применению на занятиях учебных наглядных пособий и технических средств обучения в единстве решения учебной и воспитательной задач. Без этого процесс создания учебно-материальной базы и оборудования элементов ее комплекса может в значи1-тельной степени превратиться в самоцель. Содержащиеся в книге рекомендации отражают общественный опыт наиболее подготовленных военных руководителей по самостоятельному изготовлению оборудования, учебных наглядных пособий и некоторых технических средств обучения, приспособлений и устройств.

      Все элементы комплекса учебно-материальной базы начальной военной подготовки применяются не только в учебном процессе, но и в часы внеклассной работы, когда реализуется план игры «Орленок», включающий тренировки юнармейцев по военно-прикладным видам спорта, занятия по строевой, тактической, огневой подготовке, гражданской обороне, военной топографии, поисковую работу школьного музея боевой славы и т. д.

      Приемы и способы применения наглядных пособий и технических средств обучения для обеспечения оборонно-массовой работы во внеурочное время в основном такие же, как и для учебного процесса по предмету, и поэтому отдельно в книге не рассматриваются.

 

      ГЛАВА I. ВОЕННЫЙ КАБИНЕТ

 

      НАЗНАЧЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ВОЕННОГО КАБИНЕТА

      Военный кабинет школы — основной обязательный элемент комплекса учебно-материальной базы начальной военной подготовки. В военном кабинете проводятся все теоретические, а также часть практических (например, по изучению материальной части оружия) занятий, на которых ученики приобретают знания и навыки по основам военного дела, приобщаются к героическому прошлому нашей Родины и ее Вооруженных Сил, готовятся к прохождению действительной службы. Этим определяется та мера ответственности, которая возлагается на военного руководителя, создающего школьный военный кабинет.

     

      Назначение военного кабинета

      Под военным кабинетом следует понимать учебное помещение, оборудованное классной мебелью, оснащенное учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения и устройствами, которые рационально размещены в готовности для систематического применения на уроках и внеклассных занятиях по начальной военной подготовке.

      Военный кабинет должен быть в каждой средней общеобразовательной школе. В существующих школьных зданиях для военного кабинета выделяется просторное, светлое помещение; во вновь строящихся военный кабинет размещается в предназначенном для него помещении площадью 54 — 60 м2 с примыкающими лаборантской и комнатой для хранения оружия. Лаборантская имеет вход из военного кабинета, а комната для хранения оружия — из коридора. Такой вариант размещения военного кабинета и примыкающих к нему помещений следует считать оптимальным.

      Военный кабинет общеобразовательной школы оборудуется с целью:

      создания необходимой учебно-материальной базы для изучения (преимущественно теоретического) всех разделов учебной программы начальной военной подготовки;

      проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий по начальной военной подготовке учащихся, закреплению и углублению полученных знаний;

      пропаганды военных знаний и проведения оборонно-массовых мероприятий в интересах военно-патриотического воспитания учеников и ориентации их на военные профессии.

      Военный кабинет средней школы должен отвечать следующим основным требованиям:

      представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам, с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, учебных наглядных пособий и учебного имущества;

      быть постоянно готовым для проведения уроков и внеклассной работы;

      способствовать решению в ходе урока не только учебных, но и воспитательных задач;

      обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учениками самостоятельных заданий;

      обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения;

      содержать учебную литературу, наглядные пособия и имущество по начальной военной подготовке согласно табелю (см. Приложение 8 к учебной программе);

      сочетать наглядность и содержательность экспонируемых материалов с художественностью оформления интерьера.

      При подборе и экспонировании средств наглядной агитации следует исходить из того, что они как по своему содержанию, так и по внешнему оформлению должны служить пропаганде военных знаний, повышать интерес учащихся к разделам и темам программы начальной военной подготовки, подчеркивать важность и государственное значение укрепления обороны страны.

      Анализ опыта организации военных кабинетов в школах страны позволяет утверждать, что значительная часть оборудования этих кабинетов и учебных наглядных пособий может быть разработана и изготовлена силами самих школ. Непосредственной разработкой, как правило, занимается военный руководитель, а изготовлением — художественно-оформительские комбинаты, школьные мастерские, ученики и учителя.

      В этой работе военный руководитель должен опираться на актив старшеклассников, силами которого можно решить немало задач по созданию учебно-материальной базы. Активное привлечение учащихся, и в первую очередь комсомольцев, к созданию и совершенствованию учебно-материальной базы для проведения военно-спортивной работы и начальной военной подготовки — одно из направлений Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок».

     

      Оборудование военного кабинета

      Оборудование военного кабинета должно соответствовать задачам начального военного обучения и военно-патриотического воспитания учащихся, удовлетворять определенным техническим и эстетическим требованиям, предъявляемым к школьным учебным кабинетам.

      Оборудование военного кабинета (рис. 1) включает в себя мебель, учебно-методическое оборудование, учебные пособия и технические' средства обучения, а также некоторые приспособления и устройства.

      Мебель военного кабинета предназначена как для .оборудования рабочих мест военного руководителя и учеников (классная мебель), так и для размещения и хранения учебного оборудования (мебель подсобных помещений). К классной мебели относятся: стол военного руководителя, ученические столы, настенная классная доска с оборудованием, подставка для проекционной аппаратуры и магнитофона, различные стулья.

      Мебель подсобных помещений состоит из шкафов различного назначения, полок, пирамид (шкафов) для оружия, столов для чистки оружия, монтажных столов всех типов и пр.

      Основу учебно-методического оборудования военного кабинета составляют подвесные стенды, или турникеты. Они оборудуются как тематические по одному на каждый раздел учебной программы и предназначены для периодической или постоянной демонстрации всех наглядных пособий, кроме экранных (кино- и диафильмов, диапозитивов).

      В военном кабинете обычно устанавливают 5 — 7 тематических стендов: 1. Советские Вооруженные Силы на страже Родины. 2. Тактическая подготовка. 3. Огневая подготовка. 4. Уставы Вооруженных Сил СССР. 5. Строевая подготовка. 6. Военная топография. 7. Гражданская оборона (если нет класса гражданской обороны). По своим размерам и конфигурации стенды могут быть неодинаковыми, так как различен объем учебного материала по каждому из разделов учебной программы.

      На стендах размещаются планшеты, содержащие текстовой или графический материал — комплексно или раздельно — по основным учебным вопросам темы. Количество и содержание планшетов, экспонируемых на каждом стенде, определяются в соответствии с перечнем, приведенным в Рекомендациях по оборудованию и совершенствованию учебной базы для физической и начальной военной подготовки молодежи.

      На стендах желательно помещать такой материал, который нужен для выполнения домашних заданий, внеклассной работы или подготовки к контрольным занятиям, а также материал, дополняющий учебник. При этом графические и текстовые материалы, экспонируемые на стенде, должны развивать то или иное положение учебника (наставления), давать к нему наглядную иллюстрацию.

      К учебно-методическому оборудованию военного кабинета относятся также витрины, подмакетники, инвентарные подрамники, демонстрационные столы, стойки (подставки) для схем, приборов и пр.

      Учебные пособия военного кабинета (их наименования, виды и количество) в основном определены табелями снабжения (Приложения 7 — 10 к Программе начальной военной подготовки молодежи). В их числе учебное оружие и малокалиберные винтовки, снаряжение, модели, макеты, графические наглядные пособия, уставы, наставления и т. д. Кроме того, значительное количество наглядных пособий изготовляется силами школ. К ним относятся рельефные макеты местности, стрелковые приборы и тренажеры, экранные наглядные пособия, в частности диапозитивы, диафильмы, узкопленочные «любительские» кинофильмы. Опыт изготовления некоторых из этих наглядных пособий учащимися под руководством и при участии военного руководителя изложен в главе IX пособия.

      Подробно наглядные пособия и учебное оборудование поименованы в перечне, утвержденном приказом Министерства просвещения СССР № 21 от 25 февраля 1982 г. Согласно этому Перечню, в военном кабинете должны находиться один экземпляр Боевого устава Сухопутных войск, часть 3 (взвод, отделение, танк), который отпускается по табелю снабжения. Из приобретаемых за плату следует иметь: 2 экземпляра сборника общевоинских уставов, по 20 экземпляров Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной служб, Дисциплинарного и Строевого уставов Вооруженных Сил СССР, 1 экземпляр наставлений по стрелковому делу, 2 экземпляра Программы начальной военной подготовки молодежи, 1 экземпляр Рекомендаций по оборудованию и совершенствованию учебной базы для физической и начальной военной подготовки молодежи, по 20 экземпляров учебников по начальной военной подготовке, военной топографии, по 20 экземпляров учебных пособий по гражданской обороне и по медико-санитарной подготовке.

      Литературу, необходимую ученикам для предстоящих занятий, рекомендуется заблаговременно выставлять в одной из витрин военного кабинета.

      Помимо уставов, наставлений и других пособий, в военном кабинете должны быть периодические издания. Рекомендуется иметь газеты «Красная звезда», «Советский патриот», журналы «Советский воин», «Военные знания».

      Технические средства обучения являются важным элементом оборудования военного кабинета. С их помощью не только достигается максимальная наглядность при изучении разделов и тем учебной программы, но и существенно экономится учебное время.

      Военный кабинет необходимо оснастить следующими техническими средствами: графопроектором с комплектом приборов, инструментов к нему для черчения и запасом специальной пленки (до 80 м2); диапроектором, кинопроектором 8-мм любительским; кинопроектором 16-мм; магнитофоном любой современной марки с запасом магнитной ленты.

      Для самостоятельной работы учеников с диафильмами (диапозитивами) целесообразно использовать наиболее простой в обращении и дешевый диапроектор, а для осуществления группового программированного контроля знаний учащихся иметь соответствующие приборы и устройства.

      Установка в военном кабинете проекционной, звукозаписывающей и другой аппаратуры вызывает необходимость иметь специальные приспособления и устройства, как-то:

      приспособления для затемнения помещения (зашторивания окон), подвески и опускания (свертывания) киноэкрана, пульт дистанционного управления техническими средствами, кабельную электрическую проводку.

      Приспособления для затемнения помещения (зашторивания окон) могут быть с ручным или электрическим приводом. Систему затемнения с электрическим приводом для школьных кабинетов изготовляют, как правило, подрядные организации на договорных началах.

      Приспособления для подвески, опускания и свертывания киноэкрана позволяют использовать в военном кабинете стандартный киноэкран размером 1,9X2,6 м при высоте потолков 3,0 — 3,2 м. Способ крепления экрана одинаков для любого школьного кабинета (лаборатории).

      Если военный кабинет оснащен разнообразными техническими средствами обучения, приспособлениями и устройствами для перемещения классной доски, выключения освещения кабинета и отдельных стендов (витражей), затемнения (зашторивания) окон, управления демонстрацией диафильмов и кинофрагментов, меняющимися экспозиционными щитами с наглядными пособиями, то на столе преподавателя необходимо иметь пульт дистанционного управления этой аппаратурой.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ВОЕННОЕ ДЕЛО"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ВОЕННОЕ ДЕЛО"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика