Организация режима дня школьника (Антропова) 1957 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Настоящая брошюра может быть использована не только педагогами в их повседневной работе с детьми, но и родителями.
Авторство: Мета Васильевна Антропова
Формат: DjVu, Размер файла: 1.49 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение 5
Учебная работа детей в школе и дома 8
Основные гигиенические требования к организации работы учащихся в школьных мастерских и производительного труда . 17
Гигиеническая организация внешних условий учебных занятий и
отдыха детей в школе и дома 24
Свободные занятия и помощь семье 30
Пребывание на воздухе 32
Самообслуживание, утренняя гимнастика, личная гигиена ... 35
Питание детей 38
Сон и его гигиеническая организация 44
Режим дня школьников в период подготовки к экзаменам ... 47
Режим дня в каникулы и выходные дни 50
Примерный режим дня воспитанников школ-интернатов .... 54
Использование естественных факторов природы в режиме дня детей 62
Приложение 1. Перечень медицинских противопоказаний для занятий в учебных мастерских, на предприятиях и в сельском хозяйстве для учащихся V—X классов школ с
политехническим образованием 72
Приложение 2. Перечень медицинских противопоказаний для приёма детей в школы-интернаты 74
Скачать бесплатный учебник СССР - Организация режима дня школьника (Антропова) 1957 года
СКАЧАТЬ DjVu
Среди мероприятий, проведение которых обеспечивает успешное разрешение задач, поставленных перед школой партией и правительством, важное значение имеет правильная организация режима дня учащихся. Последний может считаться правильно организованным только в том случае, если построен на основе павловской физиологии, дифференцированно - для каждой возрастной группы с учетом педагогических и гигиенических требований.
Правильно организованный режим дня школьников повышает работоспособность, способствует успеваемости в учении, создаёт ровное, бодрое настроение и интерес к развлечениям, играм, творческой деятельности и вместе с тем способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Педагогу, повседневно общающемуся с детьми, принадлежит первенствующая роль в деле ознакомления детей с правильным распорядком и гигиенической организацией их труда (учебной и внеучебной работой) и отдыха на протяжении суток в учебном году, .в выходные дни и каникулярное время.
Распорядок дня школьника во внешкольное* время во многом зависит от семьи, поэтому педагоги, равно как и школьные врачи, постоянно должны проводить среди родителей большую разъяснительную работу, освещая на классных и родительских собраниях и в беседах значение правильного режима дня в деле воспитания и оздоровления школьников.
Поэтому в данной брошюре наряду с основными положениями, из которых следует исходить при построении группового и индивидуального режима дня, освещаются также некоторые дополнительные вопросы, имеющие, однако, немаловажное значение для правильного роста и развития детского организма, а именно: в режиме питания дается примерный набор продуктов, обеспечивающий необходимую суточную калорийность детского питания, указывается, как максимально сохранить витамины при кулинарной обработке пищи и витаминизировать готовые первые и вторые блюда. В разделе «Режим дня в каникулы и выходные дни» даётся и режим дня детских воспитательно-оздоровительных учреждений, ибо педагогам, многие из которых в летнее время работают в пионерских лагерях и других оздоровительных учреждениях, небезынтересно знать, как и когда проводить воздушные и солнечные ванны, к каким видам общественно полезной и трудовой деятельности должны привлекаться дети.
Режим дня должен строиться на 24 часа и охватывать время пребывания учащихся в школе, в семье и во внешкольных учреждениях, ибо только при полном согласовании деятельности ребенка в семье и вне её можно правильно организовать его жизнь. Под правильно организованным режимом дня школьника следует понимать рациональное распределение труда и отдыха учащегося в соответствии с его возрастными особенностями.
И. П. Павлов в своих работах особое внимание обращал на необходимость для сохранения более высокой работоспособности соблюдения последовательного чередования труда и отдыха. На страницах «Двадцатилетнего опыта объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» И. П. Павлов писал: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких креативнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем» 1.
Учёба, занимающая в жизни детей значительное место, связана с интенсивной деятельностью корковых клеток. Корковая клетка представляет собой нервную клетку со сложными функциями, обладающую, в особенности у детей, сравнительно быстрой истощаемостью — утомляемостью. Поэтому крайне важна правильная организация чередования умственной работы и отдыха детей с тем, чтобы охранять корковые клетки от возможного чрезмерного утомления. Большая учебная нагрузка в школе и значительные по объему заданного материала домашние учебные занятия лишают учащегося достаточного отдыха и возможности заниматься чтением художественной литературы, музыкой, рисованием, работой в конструкторских и других кружках (внешкольная работа), играми, спортом и развлечениями на открытом воздухе. Большие задания на дом часто заставляют учащихся заниматься до поздней ночи и тем самым сокращать часы сна.
Работы ближайших учеников И. П. Павлова — профессоров Н. И. Красногорского и А. Г. Иванова-Смоленского и их сотрудников указывают на тот факт, что нерациональная организация режима дня и особенно недостаточный в количественном и неполноценный в качественном отношении сон ухудшают функциональную работоспособность корковых клеток, затрудняют восстановительные процессы в коре головного мозга, что, естественно, отражается на работоспособности организма.
Недосыпание и отсутствие отдыха, повторяющиеся систематически изо дня в день в течение всего учебного года, приводят к серьезному расстройству здоровья школьников. У них появляются головные боли, раздражительность, быстрая утомляемость со всеми характеризующими ее признаками, ухудшается аппетит. Одновременно это отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся и сопротивляемости их к различным неблагоприятным влияниям, в частности к инфекционным и другим болезням.
Непосильные задания нередко приводят к низкому качеству их выполнения и могут способствовать дальнейшей выработке у школьников безразличного отношения сначала к выполнению учебных заданий, а затем и ко всякому труду.
’Все это требует от педагога серьезного внимания к организации режима дня школьника.
Существенное значение для укрепления здоровья и физического развития имеет правильное решение в режиме дня школьника таких вопросов, как режим питания, правильное пользование водными процедурами для закаливания организма, пребывание на открытом воздухе и личная гигиена — поддержание чистоты тела, одежды, обуви и т. п.
Таким образом, при построении режима дня следует исходить из следующих основных положений: 1) достаточного в соответствии с возрастными потребностями количества сна; 2) регулярного и достаточного питания;
3) определённой продолжительности школьных и внешкольных занятий; 4) достаточного отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
В 1949 г. Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР в полном соответствии с вышеуказанными положениями разработаны примерные схемы режима дня советского школьника (табл. 1, 2, 3), которые помогут педагогу, а при его содействии и родителям рационально организовать режим дня учащегося.
В примерной схеме режима дня советского школьника (табл. 1 на стр. 10—11) все режимные моменты даны суммарно в часах за сутки. В примерных схемах режима дня школьника при посещении школы в I и II смены (табл. 2, 3 на стр. 12—15) режимные моменты расположены последовательно, по мере их выполнения, с момента пробуждения и до отхода ко сну.
Крайне важно повседневно соблюдать точную регулярность режимных моментов, т. е. постоянство выполнения их в одни и те же часы, особенно подъёма и отхода ко сну, приёма пищи, приготовления домашних заданий и др.
Приведённое положение вполне обосновывается особенностями высшей нервной деятельности—способностью нервной системы к образованию цепных условных рефлексов (динамический стереотип).
Эта особенность заключается -в том, что каждая предыдущая деятельность организма является условным раздражителем — сигналом для последующей и тем самым подготовляет организм к наилучшему её осуществлению.
В случаях, когда определённый, строго последовательный режим нарушается какой-либо внезапно включившейся деятельностью, то эта последняя не только сама не имеет благоприятных условий для своего выполнения, но может неблагоприятно отразиться и на последующих реакциях организма.
«Все знают,— пишет И. П. Павлов,—как экстренные раздражения задерживают и расстраивают хорошо налаженную обычную деятельность и как путает и затрудняет изменение раз установленного порядка движений, действий и целого уклада жизни»
1 И. П. Павлов, Полное собрание трудов, т. IV, изд. АН СССР, 1947, стр. 327.
★ВСЕ➙ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙НАУЧИТСЯ УЧИТСЯ, Автор-учебника - Антропова М.В.