Режим школьника в семье (Урбанская) 1973 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для родителей.
Воспитание молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил — одна из основных задач, поставленных Программой Коммунистической партии Советского Союза перед социалистическим обществом. В нашей стране созданы все необходимые условия для осуществления этой задачи. Партия и государство берут на себя огромную часть забот о воспитании подрастающего поколения здоровым, всесторонне развитым, счастливым, способным трудиться и защищать свою Родину.
© «Медицина» Москва 1973
Авторство: УРБАНСКАЯ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Формат: PDF Размер файла: 2.18 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Скачать бесплатный учебник СССР - Режим школьника в семье (Урбанская) 1973 года
СКАЧАТЬ PDF
Наряду с этим постановления партии и правительства о мерах по повышению роли семьи в воспитании детей, во всесторонней их подготовке к жизни и активному участию в строительстве коммунизма обязывают и родителей все с большей ответственностью относиться к выполнению своих воспитательных функций.
Воспитание детей здоровыми и закаленными — трудное дело, требующее от матери, отца и всех остальных членов семьи не только любви к ребенку, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения, знаний и умения иногда поступиться своими личными интересами.
Родителям следует помнить, что состояние здоровья детей во многом определяет эффективность обучения их в школе, обусловливает уровень их успеваемости.
Осуществляемый в нашей стране переход ко всеобщему среднему образованию, перестройка работы школы по новым программам, значительное увеличение объема поступающей информации, подготовка учащихся к активному участию в строительстве коммунизма требуют дальнейшего совершенствования условий и методов физического воспитания детей не только в школе, но и в семье. Поэтому нормальное физическое воспитание детей должно рассматриваться как органическая и неотъемлемая часть коммунистического воспитания.
Что же должны делать родители для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье детей и подростков, являются в процессе занятий, активнее проявляют себя в различных видах деятельности.
Организация и повседневное соблюдение режима дома способствуют не только укреплению здоровья детей и нормальному физическому развитию их, но и воспитанию таких необходимых качеств, как организованность, дисциплинированность, умение подчинять свои желания требованиям окружающей жизни.
Привычная смена элементов режима не вызывает у детей отрицательных эмоций даже в том случае, если приходится переключиться с одного, более интересного, вида деятельности на другой, менее интересный. Так, ребенок, который всегда ложится спать в одно и то же время, после слов мамы о том, что уже пора готовиться ко сну, спокойно оставляет игру и приступает к вечернему туалету.
Выполнение режима — это прежде всего сохранение и укрепление нервной системы. И не только у детей младшего школьного возраста, у которых нервная система особенно ранима и ее процессы неустойчивы. Это в полной мере относится и к старшим школьникам. Если ученик излишне возбужден, раздражителен, обучение его в школе всегда сопряжено с дополнительными трудностями.
Некоторые родители переоценивают возможности детей, особенно старших школьников, считая, что они уже достаточно выросли и окрепли. Такие родители разрешают детям попозже лечь спать, подольше посмотреть телевизор, посидеть за столом с гостями, не погулять днем. Это недопустимо, так как приводит к систематическому переутомлению, истощает нервную систему. Дети становятся раздражительными, капризничают, грубят. Постепенно такое поведение входит в привычку и становится нормой жизни.
От того, насколько родители внимательны к соблюдению режима, во многом зависит бодрое жизнерадостное и в то же время уравновешенное и спокойно деятельное состояние детей. Случается, засиделись гости, а сына или дочь вовремя не отослали спать. «Ничего, быстрее заснет», — думают родители. Но нервная система ребенка перенапряглась, он капризничает, не слушается, плачет, долго вертится в постели, заснув, вскрикивает во сне. На следующий день он не хочет
вставать, отказывается идти в школу. Или: мама с утра занята приготовлением воскресного обеда. Она хочет вкусно всех накормить, доставить удовольствие. Как следует не позавтракав, в ожидании заманчивого обеда, ребята перекусывают на ходу. Время их' обеда прошло, давно наступила пора прогулки и игр. И, когда все торжественно усаживаются за стол, дети «клюют» носом, отказываются от еды. Мама искренне огорчена — она так хлопотала! Такой маме следующий раз в подобной ситуации следует вовремя накормить детей чем-нибудь полегче, отправить гулять, а вечером во время их ужина (19 часов) организовать для всей семьи обед, И маме легче, и ребята будут спокойны.
Соблюдение режима дня заключается не только в том, чтобы ребенок был вовремя накормлен и уложен спать. Все пребывание дома должно быть так же, как и в школе, заполнено интересными занятиями, выполнением трудовых обязанностей, различными играми и развлечениями. Это приучает детей к самостоятельной деятельности, к определенным нормам поведения, умению вовремя и без напоминания взрослых выполнять домашние задания. Благодаря этому у детей вырабатывается стереотип деятельности организма, повышается интенсивность психологических процессов.
Родителям следует подумать над тем, как правильнее организовать быт ребенка, рационально чередовать занятия и отдых, выделить время для выполнения трудовых поручений, спорта, различного вида забав.
Неравномерная занятость членов семьи в зависимости от характера работы (сменная, суточная, сезонная) иногда создает дополнительные трудности в организации и постоянном выполнении режима жизни учащихся. В таких случаях при построении режима следует учитывать специфику жизни каждой отдельной семьи. Может быть сдвинуть его во времени и перенести выполнение всех режимных моментов на более ранние часы или, наоборот, на несколько более поздние. Могут быть некоторые перемещения и внутри режима. Так, если это удобнее для всей семьи, можно организовать обед ребят в то время, когда обедает вся семья (например, в 18—19 часов), а днем после прихода из школы (или если ребенок учится во вторую смену, перед уходом в 6
школу) организовать плотный второй завтрак. Это тем более необходимо в тех семьях, где школьники, особенно младшего возраста, до прихода старших бывают дома одни и разогревание нескольких блюд обеда сопряжено с дополнительными трудностями. Также несколько изменяется режим, если школа находится далеко от дома. В этом случае ребенок должен раньше вставать и раньше ложиться спать.
Выполнение режима должно стать законом не только для ученика, но и для всех членов семьи. Если отец требует, чтобы сын вовремя приходил к обеду, то и сам он не должен нарушать этого правила. Пример родителей — фактор, оказывающий на детей решающее влияние. «Папа, почему ты не идешь делать, гимнастику? — беспокоится семилетний Сережа. — Ты ведь и вчера не делал». «Ничего, сынок, делай сам, я что-то не успеваю сегодня», — отвечает отец. И не удивительно, если через некоторое время сын заявит, что он тоже по утрам не успевает заниматься физическими упражнениями.
Гигиенический режим устанавливается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей, условий жизни и учебы. В приводимой ниже таблице дается примерный круглосуточный режим для учащихся, посещающих школу в первую смену, в табл. 2 — для учащихся 2-й смены.
В праздничные и воскресные дни, а также в школьные каникулы режим должен выполняться также строго, как и в учебное время. В основном это относится к часам сна, еды, занятий физическими упражнениями. В остальное время (в свободные дни) .ребята должны побольше быть на воздухе, играть, заниматься спортом.
Одной из ответственейших задач физического воспитания детей и подростков является правильная организация сна, который вследствие более быстрой, чем у взрослых, истощаемости нервной системы приобретает особую значимость в школьном возрасте. Организуя сон детей дома, родителям следует помнить, что потребность в сне у ребенка и подростка значительно большая, чем у взрослого. И чем младше дети, тем большее количество часов необходимо для полного удовлетворения этой их потребности так, ребенок одного — трех лет нуждается в 14—15 часах сна в
сутки. Дети же четырех — семи лет могут уже ограничиваться 11 —12 часами. В восемь — десять лет дети спят 10—11 часов, в двенадцать лет этот срок уменьшается до 9 часов 30 минут, в тринадцать — шестнадцать лет — до 9—8 часов 30 минут. В результате недосыпания может возникнуть целый ряд нарушений в деятельности нервной системы. Недосыпание, даже не систематическое, ведет к падению работоспособности, быстрой утомляемости, раздражительности. Дети, сон которых беспорядочен, часто страдают неврозами.
В табл. 3 приводится примерное распределение режимных моментов для учащихся средней школы (в часах).
Внимательно понаблюдав за детьми, родители могут сами убедиться, что ребенок, уложенный спать вовремя, быстро засыпает, сон его глубок непокоен. Если же укладывание происходит внеурочное время, он долго ворочается в постели, вспоминает события минувшего дня, играет. Все это приводит к дополнительному возбуждению, ребенок долго не может заснуть, таким образом значительно сокращается продолжительность сна.
Время, необходимое для сна каждому ребенку^ колеблется не только в зависимости от возраста, но и с учетом целого ряда других факторов. Например, постоянное пребывание в большом детском коллективе, в шумной, возбуждающей обстановке, требует более продолжительного отдыха. Подвижный, легко возбудимый или истощенный ребенок нуждается в более длительном сне, чем спокойный, упитанный, флегматичный,
Но важно не только количество часов, проведенных детьми в постели. Для полноценного отдыха необходимо соблюдение определенных правил и создание благоприятных гигиенических условий, Дети должны ложиться в постель, засыпать и просыпаться в определенное время, Если процедура приготовления ко сну носит постоянный характер (сбор тетрадей и учебников в портфель, умывание, пожелание спокойной ночи всем членам семьи и т, д,), она действует на ребенка успокаивающе, он быстро засыпает,
Самой простой для организации в домашних условиях водной гигиенической процедурой является обливание или мытье перед сном ног. Младшие школьники сначала делают это с помощью взрослых.