Skip to main content

Человек разумный или человек советский "Homo soveticus"

По научным данным несколько десятков тысяч лет назад появился Homo sapiens (Человек разумный), к которому относятся все люди Земли. Несколько лет назад идеологи и практики марксизма пытались вывести новую породу людей - человека советского.

 

Человек разумный или человек советский "Homo soveticus"

 

Вот уже два десятилетия, как Союз Советский Социалистических Республик (Cоветский Союз) прекратил свое существование, а советские люди все еще встречаются. Поэтому исследуемый вопрос является актуальным в наше время.

 

Чем же они отличаются? Почему их выделили в неведомый в истории тип "человек советский"? Ответы на эти вопросы и пытается дать наша статья.

 Homo Sovieticus (lat.) - "советский человек", также "новый советский человек" - ментальный, культурный и антропологический феномен 20 века. С коммунистической апологетической точки зрения, - это исторически и цивилизационно "новый" тип человека - "строитель светлого будущего всего человечества» - Коммунизма. С историко-критической и аналитической точки зрения - это абстрактный конструкт или утопический общественно-исторический "проект", такой же, как бесклассовое общество - "коммунизм" и "советский народ".

 

 Считается, что понятие "Homo soveticus" получило распространение в научной и популярной литературе благодаря одноименному социально-психологическому роману (1982) русского советского философа, логика и писателя-сатирика Александра Зиновьева (1922-2006). Зиновьев работал в Московском государственном университете заведующим кафедрой логики, профессор. Был приглашен на многочисленные иностранные конференции, но на одну не ездил. После выхода книги "Зияющие высоты" в 1976 году, где в иронической форме описывал общественную жизнь в Советском Союзе, автора лишили всех званий, военных наград за участие в Великой Отечественной Войне и выгнали с работы, предложив или сесть в тюрьму, или эмигрировать. Зиновьев выбрал эмиграцию, 6 августа 1978 с семьей переезжает в Мюнхен, где работал профессором в университете. Его можно назвать "человеком советским", что видно из неустойчивости мыслей его творчества (сам не отрицал, что он является "homo soveticus").

 

 К признакам, которые отличают "homo soveticus" можно отнести то, что "человек советский" мыслит не самостоятельно, как это делают Homo sapiens, а исключительно в рамках заданных шаблонов. Для советского мышления характерны следующие шаблоны:

 

 • - РССР - большая, мощная держава.

 

 • - Всем, кто родился в Советском Союзе, исключительно повезло.

 

 • - Весь мир против РССР.

 

 • - Нас ждет светлое будущее.

 

 • - Деньги в жизни не главное.

 

 • - Все богачи нажили деньги нечестно.

 

 • - Во всем виноваты евреи.

 

 • - Если враг не сдается, его уничтожают т.п..

 

 

 При разговоре "homo soveticus» не придерживаются четкой позиции, не отстаивают свое мнение, неустойчивы. А в отношении вещей, которые происходят с ними или вокруг них, то, по их мнению, это "просто происходит ...", "время было такое ...", "система должна ...". Довольно часто люди, относящиеся к данной категории, не имеют чувство ответственности за то, что они делают. "Человек советский" не научился управлять собой, зато постоянно берется руководить другими, но, не получив желаемого результата, ищет причину не в себе, а выискивает различных "вредителей", "врагов народа", "евреев" ... Люди данной категории в первую очередь пытаются найти недостатки других людей, тем самым разоблачая свои.

 

 Основой "homo soveticus" должен был стать идеальный коммунистический тип личности, но парадокс заключается в том, что реальная действительность тоталитарного режима создала такой тип человека, который в корне отличался от коммунистических идеалов. Но основной характерной чертой "homo soveticus" стало расщепление личности на несколько составляющих, когда человек думает одно, говорит другое, а делает или намерен сделать еще что-то совсем другое. Для "человека советского" привычен конформизм, то есть приспособление, пассивное восприятие существующего порядка вещей, отсутствие автономности в обществе, опасение конфликтов и необходимости принятия собственных решений, безынициативность, нежелание подвергаться риску, недоверие к новому, враждебность к изменениям, нетерпимость к другим мнениям и поведению, отличному от собственного.

 

 Сегодня в обществе довольно четко прослеживаются признаки конформизма, особенно, когда это касается вопросов об условиях жизни. Мы видим, что Европа и Америка в этом плане далеко впереди, ведь, если в какой-то европейской стране люди недовольны условиями жизни, или работники недовольны условиями труда, то протеста, а часто и в форме забастовки, не избежать. И именно под давлением людей власть меняет законы в таком направлении, которая удовлетворяла бы и власть, и общество. У нас люди молчат и терпят до последнего, и только когда, как говорят "припечет", тогда наше общество начинает двигаться. И именно поэтому сегодня молодежь в нашем государстве является движущей силой, ведь она далека от того конформизма, который присущ "человеку советскому", и чем моложе поколение, тем дальше оно отходит от идеалов Советского Союза. Не зря сегодня большинство акций протеста, недовольства условиями жизни, обучения, предоставления медицинских услуг и т.д. организуются и проводятся при активном участии молодежи, особенно студенчества.

Яндекс.Метрика