Советский программист Алексей Пажитнов и его история по созданию игры Тетрис
Краткая история жизни и творчества Алексея Пажитнова, создателя знаменитой игры Тетрис
Алексей Пажитнов родился 16 апреля 1955 года в Москве. С детства увлекался математикой и информатикой.
Обучался в престижной математической школе No 91, затем окончил механико-математический факультет МГУ.
С 1978 года работал программистом в Вычислительном центре АН СССР в Москве. Занимался искусственным интеллектом.
В 1984 году создал первую версию логической игры Тетрис на компьютере Electronika 60. Это была простая игрушка для отдыха.
Игра быстро набрала популярность среди советских программистов. В 1985 году Пажитнов передал права на игру Роберту Стейну.
Из-за этого решения Пажитнов на долго лишился прибыли от успеха Тетриса в мире. Получил первые роялти только в 1990-х.
Как создавалась знаменитая игра Тетрис
Тетрис был придуман и разработан советским программистом Алексеем Пажитновым в 1984 году. Он работал тогда в Вычислительном центре АН СССР.
Вдохновением для Пажитнова послужила настольная логическая игра пентамино. Он решил создать ее компьютерную версию для развлечения коллег.
Игра быстро набирала популярность среди программистов в Москве.
16-летний программист Вадим Герасимов оптимизировал игру и перенес на IBM PC, сделав графику цветной. Это существенно улучшило игровой процесс.
В 1985 году права на игру безосновательно передал венгерскому предпринимателю Роберту Стейну за $500.
Стейн продал права за $1000-5000 компании Mirrorsoft. Это запустило коммерческий успех Тетриса во всем мире.
Сложились ожесточенные споры о правах, в результате которых в 1989 году правами обладали 6 компаний.
Создатели Тетриса долго лишались прибыли, получив некоторые роялти только в 1996 году.
Таким образом, простая игра Пажитнова превратилась в один из самых продаваемых и узнаваемых брендов в истории.
Почему же Пажитнов отдал «Тетрис» Стейну
У Алексея Пажитнова были следующие причины отдать права на "Тетрис" Хенку де Йонгу и Роберту Стейну:
В 1984 году Пажитнов разработал первую версию "Тетриса" на компьютерах ЕС ЭВМ в СССР. Однако у него не было возможности коммерциализировать игру за пределами Советского Союза.
В 1986 году голландский предприниматель Хенк де Йонг увидел "Тетрис" на одном из советских компьютеров. Ему очень понравилась игра и он приобрел права на ее коммерческое использование.
Де Йонг основал компанию "Bullet-Proof Software" для портирования и продвижения "Тетриса" на западных рынках. Однако у него не было достаточного опыта в маркетинге и продажах.
В 1989 году де Йонг продал права на "Тетрис" американской компании "Nintendo" за $500,000. Это произошло через Роберта Стейна - бывшего сотрудника "Nintendo", который помог осуществить сделку.
Пажитнова устраивала такая передача прав на игру, т.к. это позволяло "Тетрису" стать всемирно известным брендом под эгидой крупной компании. У самого же Пажитнова не было таких возможностей.
В итоге Пажитнов отдал права на "Тетрис", чтобы обеспечить его максимальную коммерциализацию и популяризацию в мире. Это ему удалось благодаря сделке с де Йонгом и Стейном.
А сейчас какие компании владеют правами на Тетрис?
В настоящее время правами на бренд Tetris владеет компания The Tetris Company.
The Tetris Company была основана в 1996 году и является совместным предприятием Electronic Arts, Ubisoft и The Tetris Holding.
Основные владельцы и доли владения:
Electronic Arts (EA) - 35%
Ubisoft - 35%
The Tetris Holding (TH) - 30%
The Tetris Holding - это консорциум владельцев интеллектуальной собственности Tetris, который включает:
Blue Planet Software (разработчик оригинальной игры Tetris) - 50%
Алексей Пажитнов - 25%
Хенк Роджерс - 25%
Какие еще игры были созданы Алексеем Пажитновым?
Алексей Пажитнов создал несколько других игр помимо знаменитого Тетриса:
Pentamon (1984) - первая игра Пажитнова, послужившая прообразом для Тетриса. Представляла собой механическую головоломку из пентамино.
Sokoban (1985) - головоломка, в которой нужно расставить ящики в определенных местах склада, не наталкивая их друг на друга.
Welltris (1988) - вариация Тетриса с вертикальным полем и падающими фигурами. Была создана для компьютеров Macintosh.
Lumines (2004) - пузырьковая puzzle-игра для PlayStation Portable. Разработана совместно с Тэцуя Мизугути.
Rush (2013) - ритмическая игра для iOS, состоящая из серии мини-игр.
Anthropic (с 2015) - Пажитнов является одним из основателей этой компании по искусственному интеллекту.
Tetrad (2019) - новая логическая игра с четырехчастными фигурами вместо семичастных тетрамино.
Таким образом, несмотря на мировой успех Тетриса, Алексей Пажитнов продолжает экспериментировать с новыми игровыми идеями и концепциями.
Ходят слухи что Алексей Пажитнов в 90-е уезжал в Америку, так ли это?
Это не так, Алексей Пажитнов никогда не эмигрировал в США. Он всю жизнь живет и работает в России.
После создания первой версии "Тетриса" в 1984 году Пажитнов продолжал работать в различных научно-исследовательских институтах в СССР и России.
В 1990-е годы он неоднократно выезжал в США и другие страны с лекциями и конференциями по истории "Тетриса" и компьютерным играм. Но всегда возвращался обратно в Россию.
С 2000-х годов Пажитнов работает в Московском физико-техническом институте, где возглавляет лабораторию по разработке интеллектуальных игр.
Таким образом, информация о том, что Пажитнов когда-либо эмигрировал в США и прожил там какое-то время, не соответствует действительности. Он всегда оставался гражданином и резидентом России, хотя и поддерживал научные связи с зарубежными коллегами.
Пожалуй, единственное "путешествие" Пажитнова было его участие в качестве приглашенного специалиста на различных конференциях и мероприятиях за рубежом. Но постоянно он жил и работал в России.
Где сейчас живет Алексей Пажитнов и чем занимается?
Алексей Пажитнов сейчас живет в России и продолжает заниматься исследованиями в области информатики и компьютерных игр.
По состоянию на 2021 год ему 68 лет. Он работает в Московском физико-техническом институте, где возглавляет лабораторию стратегического программирования. Занимается разработкой новых типов интеллектуальных игр.
Что касается личной жизни, то у Пажитнова есть жена и двое детей. С семьей он проживает в Москве.
Несмотря на то, что Пажитнов не получил значительных финансовых выплат от коммерческого успеха "Тетриса", он живет достаточно комфортно за счет зарплаты в институте и авторских отчислений.
Пажитнов до сих пор считается "отцом Тетриса" и ездит с лекциями по всему миру, где рассказывает историю создания этой легендарной игры. Он получил множество наград за свой вклад в развитие индустрии компьютерных игр.
Таким образом, несмотря на первоначальную несправедливость с игрой, жизнь Пажитнова сложилась благополучно благодаря его таланту и продолжающейся карьере в науке.