Skip to main content

Советский программист Алексей Пажитнов и его история по созданию игры Тетрис

Краткая история жизни и творчества Алексея Пажитнова, создателя знаменитой игры Тетрис

Пажитнов, Алексей Леонидович

Алексей Пажитнов родился 16 апреля 1955 года в Москве. С детства увлекался математикой и информатикой.

Обучался в престижной математической школе No 91, затем окончил механико-математический факультет МГУ.

С 1978 года работал программистом в Вычислительном центре АН СССР в Москве. Занимался искусственным интеллектом.

В 1984 году создал первую версию логической игры Тетрис на компьютере Electronika 60. Это была простая игрушка для отдыха.

Компьютер «Электроника-60»Компьютер «Электроника-60»

Игра быстро набрала популярность среди советских программистов. В 1985 году Пажитнов передал права на игру Роберту Стейну.

Из-за этого решения Пажитнов на долго лишился прибыли от успеха Тетриса в мире. Получил первые роялти только в 1990-х.

Как создавалась знаменитая игра Тетрис

Советский программист Алексей ПажитновСоветский программист Алексей Пажитнов

Тетрис был придуман и разработан советским программистом Алексеем Пажитновым в 1984 году. Он работал тогда в Вычислительном центре АН СССР.

Вдохновением для Пажитнова послужила настольная логическая игра пентамино. Он решил создать ее компьютерную версию для развлечения коллег.

Советская головоломка «Пентамино»Советская головоломка «Пентамино»

 Игра быстро набирала популярность среди программистов в Москве.

Тетрис 1984 годаТетрис 1984 года

16-летний программист Вадим Герасимов оптимизировал игру и перенес на IBM PC, сделав графику цветной. Это существенно улучшило игровой процесс.

Вадим Герасимов помог улучшить уже созданный ТетрисВадим Герасимов помог улучшить уже созданный Тетрис

Цветной Тетрис, разработанный совместно с Вадимом ГерасимовымЦветной Тетрис, разработанный совместно с Вадимом Герасимовым

В 1985 году права на игру безосновательно передал венгерскому предпринимателю Роберту Стейну за $500.

Стейн продал права за $1000-5000 компании Mirrorsoft. Это запустило коммерческий успех Тетриса во всем мире.

Сложились ожесточенные споры о правах, в результате которых в 1989 году правами обладали 6 компаний.

Создатели Тетриса долго лишались прибыли, получив некоторые роялти только в 1996 году.

Таким образом, простая игра Пажитнова превратилась в один из самых продаваемых и узнаваемых брендов в истории.

Почему же Пажитнов отдал «Тетрис» Стейну

Роберт Стейн, глава компании Andromeda SoftwareРоберт Стейн, глава компании Andromeda Software

У Алексея Пажитнова были следующие причины отдать права на "Тетрис" Хенку де Йонгу и Роберту Стейну:

В 1984 году Пажитнов разработал первую версию "Тетриса" на компьютерах ЕС ЭВМ в СССР. Однако у него не было возможности коммерциализировать игру за пределами Советского Союза.

В 1986 году голландский предприниматель Хенк де Йонг увидел "Тетрис" на одном из советских компьютеров. Ему очень понравилась игра и он приобрел права на ее коммерческое использование.

Хэнк Роджерс и Алексей ПажитновХэнк Роджерс и Алексей Пажитнов

Де Йонг основал компанию "Bullet-Proof Software" для портирования и продвижения "Тетриса" на западных рынках. Однако у него не было достаточного опыта в маркетинге и продажах.

В 1989 году де Йонг продал права на "Тетрис" американской компании "Nintendo" за $500,000. Это произошло через Роберта Стейна - бывшего сотрудника "Nintendo", который помог осуществить сделку.

Пажитнова устраивала такая передача прав на игру, т.к. это позволяло "Тетрису" стать всемирно известным брендом под эгидой крупной компании. У самого же Пажитнова не было таких возможностей.

Советский программист Алексей Пажитнов создатель игры "Тетрис"Советский программист Алексей Пажитнов создатель игры "Тетрис"

В итоге Пажитнов отдал права на "Тетрис", чтобы обеспечить его максимальную коммерциализацию и популяризацию в мире. Это ему удалось благодаря сделке с де Йонгом и Стейном.

А сейчас какие компании владеют правами на Тетрис?

Тетрис

В настоящее время правами на бренд Tetris владеет компания The Tetris Company.

The Tetris Company была основана в 1996 году и является совместным предприятием Electronic Arts, Ubisoft и The Tetris Holding.

Основные владельцы и доли владения:

Electronic Arts (EA) - 35%

Ubisoft - 35%

The Tetris Holding (TH) - 30%

The Tetris Holding - это консорциум владельцев интеллектуальной собственности Tetris, который включает:

Blue Planet Software (разработчик оригинальной игры Tetris) - 50%

Алексей Пажитнов - 25%

Хенк Роджерс - 25%

Какие еще игры были созданы Алексеем Пажитновым?

Алексей Пажитнов создал несколько других игр помимо знаменитого Тетриса:

Pentamon (1984) - первая игра Пажитнова, послужившая прообразом для Тетриса. Представляла собой механическую головоломку из пентамино.

Sokoban (1985) - головоломка, в которой нужно расставить ящики в определенных местах склада, не наталкивая их друг на друга.

Welltris (1988) - вариация Тетриса с вертикальным полем и падающими фигурами. Была создана для компьютеров Macintosh.

Lumines (2004) - пузырьковая puzzle-игра для PlayStation Portable. Разработана совместно с Тэцуя Мизугути.

Скриншоты Lumines: Puzzle

Rush (2013) - ритмическая игра для iOS, состоящая из серии мини-игр.

Anthropic (с 2015) - Пажитнов является одним из основателей этой компании по искусственному интеллекту.

Tetrad (2019) - новая логическая игра с четырехчастными фигурами вместо семичастных тетрамино.

Таким образом, несмотря на мировой успех Тетриса, Алексей Пажитнов продолжает экспериментировать с новыми игровыми идеями и концепциями.

Ходят слухи что Алексей Пажитнов в 90-е уезжал в Америку, так ли это?

Это не так, Алексей Пажитнов никогда не эмигрировал в США. Он всю жизнь живет и работает в России.

Алексей Леонидович

После создания первой версии "Тетриса" в 1984 году Пажитнов продолжал работать в различных научно-исследовательских институтах в СССР и России.

В 1990-е годы он неоднократно выезжал в США и другие страны с лекциями и конференциями по истории "Тетриса" и компьютерным играм. Но всегда возвращался обратно в Россию.

Алексей Пажитнов с сыномАлексей Пажитнов с сыном

С 2000-х годов Пажитнов работает в Московском физико-техническом институте, где возглавляет лабораторию по разработке интеллектуальных игр.

Таким образом, информация о том, что Пажитнов когда-либо эмигрировал в США и прожил там какое-то время, не соответствует действительности. Он всегда оставался гражданином и резидентом России, хотя и поддерживал научные связи с зарубежными коллегами.

Пожалуй, единственное "путешествие" Пажитнова было его участие в качестве приглашенного специалиста на различных конференциях и мероприятиях за рубежом. Но постоянно он жил и работал в России.

Где сейчас живет Алексей Пажитнов и чем занимается?

Алексей Пажитнов сейчас живет в России и продолжает заниматься исследованиями в области информатики и компьютерных игр.

Пажитнов Алексей Леонидович

По состоянию на 2021 год ему 68 лет. Он работает в Московском физико-техническом институте, где возглавляет лабораторию стратегического программирования. Занимается разработкой новых типов интеллектуальных игр.

Что касается личной жизни, то у Пажитнова есть жена и двое детей. С семьей он проживает в Москве.

Алексей Леонидович с сыновьямиАлексей Леонидович с сыновьями

Несмотря на то, что Пажитнов не получил значительных финансовых выплат от коммерческого успеха "Тетриса", он живет достаточно комфортно за счет зарплаты в институте и авторских отчислений.

Пажитнов до сих пор считается "отцом Тетриса" и ездит с лекциями по всему миру, где рассказывает историю создания этой легендарной игры. Он получил множество наград за свой вклад в развитие индустрии компьютерных игр.

Пажитнов

Таким образом, несмотря на первоначальную несправедливость с игрой, жизнь Пажитнова сложилась благополучно благодаря его таланту и продолжающейся карьере в науке.

Тетрис, Пажитнов Алексей Леонидович

Яндекс.Метрика