Skip to main content

Зоология для учителя. Том 1, Том 2 (Яхонтов) 1968, 1970 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Зоология для учителя. 1 том. (Яхонтов) 1968, 1970
Зоология для учителя. 2 том. (Яхонтов) 1968, 1970

Назначение: Книга для учителя

© Издательство  Просвещение Москва 1968, 1970

Авторство: Александр Александрович Яхонтов

Формат: Том 1 - DjVu, Размер файла: 11.3 MB, Том 2 - DjVu, Размер файла: 16 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ТОМ ПЕРВЫЙ 

      Предисловие 5 

      Лягушка 7 

      Наружный осмотр и вскрытие лягушки 8 

      Клеточное строение животного организма 15 

      Основные системы органов животного 16 

      Развитие лягушки 20 

      Почему лягушка не стала теплокровным животным 26 

      Видовые отличия наших лягушек и вопросы систематики 27 

      Тип простейших 32 

      Из истории изучения простейших 

      Инфузории 33 

      Амебы 38 

      Раковинные корненожки 39 

      Место простейших в системе животного мира 40 

      На границе животного и растительного мира 41 

      «Цветение» воды 

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

 «Земляное масло» и «волчье молоко» 43 

      Малярийные паразиты 44 

      Современные простейшие особая ветвь развития животного мира 48 

      Общий ход развития типа простейших 51 

      Тип губок 53 

      Бадяга 

      Морские губки 55 

      Тип кишечнополостных 56 

      Гидры, или пресноводные полипы 

      Медузы 60 

      Гидроидные полипы и гидромедузы 62 

      Сцифомедузы и их развитие 63 

      Коралловые полипы 64 

      Древнейшие кишечнополостные предки высших групп животного мира 67 

      Происхождение многоклеточных животных 69 

      ЧЕРВИ 73 

      Тип плоских червей 74 

      Класс ресничных червей или турбеллярий 75 

      Класс сосальщиков 

      Печеночный сосальщик 

      Класс ленточных червей 80 

      Овечий мозговик 84 

      Эхинококк 

      Лентец широкий 85 

      Общие черты в строении и развитии ленточных червей в связи с их паразитическим образом жизни 86 

      Общая характеристика типа плоских червей Развитие плоских червей 89 

      Тип круглых червей 90 

      Человеческая аскарида 

      Острица 95 

      Власоглав 96 

      Трихинелла 

      Волосатик 97 

      Нематоды вредители растений 99 

      Гельминтология и ее задачи 100 

      Тип кольчатых червей 103 

      Дождевые черви 

      Черви-трубочники 109 

      Многощетинковые черви, или полихеты 

      Пиявки 110 

      Коловратки 112 

      Мшанки 113 

      Тип моллюсков 115 

      Класс пластинчатожаберных, или двустворчатых 

      Беззубка и перловица 

      Дрейссена и ее особенности 122 

      Другие двустворчатые и их промысловое значение 123 

      Класс брюхоногих 125 

      Наземные улитки 

      Голые слизни 127 

      Прудовики и катушки 128 

      Переднежаберные улитки 129 

      Морские улитки 130 

      Класс головоногих 131 

      Можно ли считать головоногих выминающей группой 135 

      Общие признаки моллюсков 139 

      Моллюски в истории Земли 140 

      Тип членистоногих 142 

      Речной рак 143 

      Класс ракообразных 152 

      Подкласс низших ракообразных 153 

      Другие низшие ракообразные 155 

      Подкласс высших ракообразных 158 

      Многообразие форм высших раков в связи с различным образом жизни 160 

      Промысловое значение высших ракообразных 162 

      Класс паукообразных 163 

      Паук-крестовик 

      Пауки-тенетники и бродячие пауки 167 

      Полеты пауков 168 

      Инстинкт как основа поведения пауков 169 

      Отряд сенокосцев 171 

      Отряд скорпионов 172 

      Отряд лжескорпионов 173 

      Отряд клещей 

      Общие признаки класса паукообразных 177 

      Класс многоножек 

      Класс насекомых 179 

      Строение и образ жизни черного таракана 181 

      Наружное строение таракана 182 

      Внутреннее строение таракана 183 

      Главнейшие особенности внешнего строения насекомых других групп 185 

      Как насекомые воспринимают явления окружающего мира 187 

      Развитие насекомых 191 

      Основные принципы систематики насекомых 193 

      Изучение насекомых-вредителей 194 

      Вредители плодового сада 197 

      Яблоневый долгоносик, или яблоневый цветоед 

      Белянка-боярышница 199 

      Шелкопряд-златогузка 202 

      Непарный шелкопряд 203 

      Кольчатый шелкопряд 206 

      Яблоневая плодожорка 207 

      Вредители огорода 

      «Земляные блошки» 

      Огородные белянки 208 

      Капустная совка 213 

      Медведка 214 

      Капустная тля 216 

      Вредители полевых культур 220 

      Озимая совка 

      Азиатская саранча 221 

      Клопы-черепашки 226 

      Методы защиты растений от вредителей 227 

      Химические методы борьбы с вредителями 228 

      Биологические методы борьбы с вредителями 232 

      Водные насекомые 234 

      Насекомые на поверхности водоема 

      Насекомые в воде 

      Водные личинки 237 

      Комары 240 

      Личинки комаров-«вегетарианцев» 244 

      Мухи сожители человека 245 

      Обыкновенная комнатная муха 

      Другие мухи в наших жилых помещениях 247 

      Слепни и оводы вредители животноводства 

      Насекомые паразиты человека 249 

      Пчелы, осы, муравьи 253 

      Домашняя пчела 

      Одиночные пчелы-андрены 265 

      Пчелы-галикты 266 

      Шмели 268 

      Происхождение пчелиной семьи 269 

      Об «уме» пчел 

      Осы 272 

      Муравьи 274 

      Шелководство 277 

      Китайский дубовый шелкопряд 280 

      Экспериментальное изучение изменчивости у бабочек 281 

      Чем объясняется расцвет класса насекомых 283 

      Защитные окраски 

      Относительность защитных приспособлений 290 

      Значение наружного хитинового скелета 293 

      Тип иглокожих 297 

      Морские звезды 

      Особенности строения отдельных классов иглокожих 302 

      Размножение и развитие иглокожих 307 

      Послесловие к первому тому 310 

      Русские названия и термины, встречающиеся в тексте 314 

      

      

      ТОМ ВТОРОЙ 

      

      СОДЕРЖАНИЕ 

      

      ТИП ХОРДОВЫХ 

      Строение хордового животного на примере рыбы 

      Рыба как обитатель водной среды 

      Строение тела рыбы в связи с условиями жизни 

      Внутренние органы рыбы 20 

      Ланцетник 26 

      Миноги представители класса круглоротых 28 

      Класс рыб 

      Хрящевые рыбы 30 

      Осетровые рыбы 35 

      Костистые рыбы 38 

      Форма тела в связи с условиями обитания 

      и характером движений рыбы 44 

      Камбалы 45 

      Размножение рыб 48 

      Угри и их странствования 50 

      Летучие рыбы 52 

      Рыбы причудливых форм 54 

      Рыбный промысел 56 

      Рыбные запасы наших внутренних водоемов 64 

      Каспийско-черноморские сельди 66 

      Искусственное рыборазведение 67 

      Проблема охраны и умножения наших рыбных богатств 69 

      Прудовое хозяйство 71 

      Караси и золотые рыбки 74 

      Рыбы с легочным дыханием 76 

      «Ожившие палеозойские ископаемые» 79 

      Класс земноводных 

      Отряд бесхвостых 82 

      Отряд хвостатых 87 

      Значение земноводных в жизни природы и в хозяйстве человека 90 

      Происхождение земноводных 91 

      Класс пресмыкающихся 

      Ящерицы 96 

      Уж и гадюка 100 

      Змеи южных областей СССР и тропических стран 104 

      Крокодилы 106 

      Черепахи 109 

      Живые пресмыкающиеся в неволе 110 

      В чем главные различия между пресмыкающимися и земноводными 111 

      Происхождение пресмыкающихся 113 

      Класс птиц 

      Птицы одна из процветающих групп животного мира 

      Наблюдения над живыми птицами 

      Внешний осмотр тела птицы 

      Вскрытие птицы и изучение ее внутреннего строения 

      Грудная клетка и механизм дыхания птиц 

      Домашние куры 

      Особенности жизни и строения курицы 

      Яйцо и цыпленок 

      Происхождение домашних кур 

      Что же сделало курицу домашней птицей 

      Породы домашних кур 

      Индейка 

      Утки и гуси 

      Многообразие птиц, связанное с их образом жизни и способом питания 

      Сезонные изменения фауны птиц 

      Чем объясняются сезонные миграции птиц 

      Размножение птиц 

      Защита птенцов 

      Птицы и человек 

      Происхождение птиц 

      Пути исторического развития класса птиц в новую эру 

      Класс млекопитающих 

      Кошка (вместо введения) 204 

      Внешнее и внутреннее строение млекопитающих 211 

      Особенности кожного покрова 

      Скелет млекопитающих 213 

      Внутреннее строение млекопитающих 218 

      Высшая нервная деятельность и поведение млекопитающих 224 

      К наблюдениям над млекопитающими в природных условиях 228 

      «Живые ископаемые» и происхождение млекопитающих 229 

      Родословная история звериной пасти и слуховых косточек внутреннего уха 234 

      Отряд насекомоядных 236 

      Еж 237 

      Крот 240 

      Выхухоль 242 

      Землеройки лилипуты звериного мира 243 

      Отряд рукокрылых 244 

      Грызуны 249 

      Белка 250 

      Суслики 251 

      «Земноводные» грызуны и их промысловое значение 254 

      Зайцы 257 

      Кролики 260 

      Грызуны-вредители 264 

      Мыши, крысы, хомяки 265 

      «Мышиные напасти» 268 

      Грызуны как наиболее процветающая группа млекопитающих 271 

      Законы наследственности 273 

      Отряд хищных 277 

      Семейство кошачьих 

      Семейство собачьих 280 

      Волк и шакал 

      Собаки 283 

      Лисица 288 

      Семейство куньих 290 

      Семейство медвежьих 292 

      Пушное звероводство 293 

      Пушные промыслы в прошлом, настоящем и будущем 297 

      Отряд ластоногих 299 

      Отряд китообразных 303 

      Копытные млекопитающие 312 

      Наш крупный и мелкий рогатый скот 

      Коровы 313 

      Корова как молочное п мясное животное 314 

      Молоко 322 

      Происхождение коровы 323 

      Породы рогатого скота 326 

      Пути улучшения местного скота п создания новых пород 330 

      Буйвол и як 331 

      Овцы 332 

      Козы 340 

      Северный олень 341 

      Верблюды 344 

      Свиньи 346 

      Лошади 349 

      Происхождение лошади 

      Породы лошадей 

      Лошадь как живой двигатель 354 

      Осел 357 

      Семейство лошадиных и его происхождение 358 

      Копытные млекопитающие в дикой природе 362 

      Отдаленное прошлое и настоящее копытных млекопитающих 364 

      Слоны 369 

      Приматы, или «высшая знать» животного царства 372 

      Страницы из истории зоологии Зарождение зоологических знаний 385 

      Зоология античного мира и средневековья 386 

      У истоков современной зоологической науки 389 

      Развитие зоологической систематики после Линнея 394 

      От мертвых коллекций к живым организмам 396 

      Зоологическая систематика на современном этапе 403 

      Зоология как предмет преподавания в школе 408 

      Русские названия и термины, встречающиеся в тексте 413

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Зоология для учителя. В двух томах. (Яхонтов) 1968, 1970 года

СКАЧАТЬ Том-1 DjVu

СКАЧАТЬ Том-2 DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 Предлагаемое вниманию учителей пособие строится с учетом школьного курса зоологии и его учебно-воспитательных задач. Естественно поэтому, что в книге для учителя главное место отводится тем группам животного мира и тем «представителям» этих групп, на изучении которых строится школьный курс зоологии, а из них особое внимание уделяется тем объектам, которые могут быть предметом непосредственных наблюдений на экскурсиях, в школьном уголке живой природы, в процессе практических работ на пришкольном участке, на колхозных полях или животноводческих фермах. 

      Как и в школьном курсе зоологии (но, конечно, на более широкой основе), подбор и освещение излагаемого в книге материала направлены на формирование таких основных понятий, как понятия об историческом развитии животного мира, о взаимосвязи между формой и функцией органов, между организмом и условиями его существования, между строением животного и его образом жизни в определенной среде обитания. Кроме того, в пособии для учителя есть фактический материал для формирования у учащихся понятия об историчности и относительном значении «целесообразности» в строении тела животных, в их окраске и поведении. Наконец, на соответствующем материале раскрываются роль различных групп животных в жизни человека и пути сохранения и рационального использования природных богатств и повышения продуктивности одомашненных животных. 

      В книге отведено место и небольшим по объему очеркам о типе губок, типе иглокожих и классе головоногих моллюсков. Как известно, изучение этих групп ныне не входит в программу школьного курса, так как и губки, и иглокожие, и головоногие занимают очень незначительное место в нашей отечественной фауне, стоят в стороне от основных путей развития животного мира от низших форм к двум его вершинам — наземным группам членистоногих и позвоночных — и не имеют у нас промыслового значения. Обходить эти группы молчанием нельзя, тем более что учитель и учащиеся могут встретиться с ними на экскурсиях и в процессе краеведческой работы (пресноводные губки бадяги, ископаемые кораллы, аммониты и белемниты на геологических обнажениях). 

      Автор счел небесполезным ввести в текст книги и ряд экскурсов в историю науки и на отдельных конкретных примерах показать, какими путями подходили исследователи к разрешению встававших перед ними проблем и загадок, опровергая господствовавшие прежде ошибочные или неточные представления. В ряде случаев цитируются и подлинные высказывания упоминаемых авторов, характеризующие и их собственные взгляды и ту эпоху, когда они жили и работали. Вероятно, материалы подобного рода помогут учителю оживить и углубить излагаемую на уроках тему. Пусть учащиеся эмоционально ощутят, что зоологическая наука, основы которой они изучают, — это результат кропотливого и упорного труда многих поколений, что те научные истины, которые порой представляются нам самоочевидными, были установлены далеко не сразу и что исследователи шли к ним нелегкими путями, иногда требовавшими самоотверженного презрения к смертельной опасности (работы по изучению переносчиков опасных трансмиссивных заболеваний). А сопоставление того, что было «прежде» и что мы имеем «теперь», помогает учащимся яснее осознать те достижения в области охраны здоровья населения, защиты урожая от вредителей, создания и улучшения пород сельскохозяйственных животных, которыми по справедливости гордится наша Родина. 

      Остается отметить еще одну особенность, которая характеризует эту книгу как пособие, предназначенное для учителя, — это включение в ее текст некоторых методических рекомендаций, в которых даются указания, что именно и в каком объеме может быть непосредственно использовано в работе с учащимися. 

      

      * * * 

      

      В целях удобства пользования пособие выходит в двух книгах, составляющих вместе единое целое. В первой книге после вводной статьи («Лягушка») излагается зоология беспозвоночных, а обзор хордовых животных дается во второй книге, завершаемой кратким очерком «Страницы из истории зоологии». 

      

      ЛЯГУШКА 

      (Введение в изучение науки о животных) 

      

      В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает, как Базаров, приехав на лето в усадьбу Кирсановых, на следующее же утро захватил с собой двух дворовых мальчуганов и отправился с ними к ближайшему болотцу за лягушками. Ребята были в недоумении, на что приезжему понадобились лягушки. «А вот на что, — ответил Базаров, — я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается». Далее Базаров пояснил, что лягушки интересуют его не сами по себе: «Так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим; я и буду знать, что у нас внутри делается». Так «нигилист» Базаров развенчивает принципиальное различие между «венцом творения» — человеком — и презренной лягушкой из болота, сводя к единству строение их тела и их жизненные отправления. 

      Как известно, тургеневский Базаров — это представитель нового тогда типа «шестидесятников», носителей радикальной идеологии, боровшихся с косностью, с преклонением перед религиозной догмой, с идеалистической философией и тянувшихся к естественным наукам как основе материалистического мировоззрения. В эту эпоху достижения западноевропейской науки находили живейший отклик в кругах разночинной русской интеллигенции, быстро завоевала себе признание только что появившаяся тогда книга Дарвина, и из среды молодого поколения 

      вскоре выделился целый ряд передовых ученых, оставивших впоследствии крупный след в истории естествознания. Для молодежи того времени занятия естественными науками стали школой материализма (недаром царское министерство народного просвещения вскоре обеспокоилось этим и поспешило изгнать естествознание из средней школы), и здесь, как это верно отметил Тургенев для своего Базарова, лягушка сыграла видную роль, оказавшись наиболее удобным объектом для ознакомления со строением и жизненными отправлениями животного организма, в том числе и высшей нервной деятельностью. 

      Когда И. М. Сеченов выпустил свою знаменитую книгу «Рефлексы головного мозга», излагавшую физиологическую основу психических процессов, и за пропаганду «учения крайнего материализма» ему грозила судебная кара, тр на вопрос, кого из адвокатов он намерен привлечь в качестве защитника, он ответил: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой на суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты; пусть тогда прокурор опровергнет меня!» 

      Лягушки распространены повсюду, и их легко добывать и содержать в неволе. Размеры крупной лягушки таковы, что на ней легко могут быть рассмотрены все главнейшие органы; очень проста и техника вскрытия их: нам не придется перерезать каких-либо крупных костей. Во многих отношениях строение тела лягушки действительно напоминает строение нашего собственного тела, и на школьных уроках это облегчает для нас задачу объяснить учащимся значение ее отдельных органов. 

      Таким образом, именно на лягушке всего легче можно разобраться в строении организма животного, то есть ознакомиться с главнейшими системами его органов и с их значением для жизни целого организма. А это дает нам основу и для понимания организации животных, принадлежащих к другим группам, для сравнения их между собой, для суждения о приспособленности данного организма к тем или иным условиям существования. 

      Но сложный организм животного не сразу появляется в готовом и законченном виде, а постепенно развивается из яйца, имеющего несравненно более простое строение. Поэтому для понимания строения животного организма мы должны — опять-таки на каком-нибудь определенном примере — проследить и ход его развития. И в этом отношении лягушка опять-таки оказывается чрезвычайно удобным объектом: все ее развитие, начиная от икринки, идет прямо в водной среде, то есть на наших глазах, а не внутри организма матери и не под скорлупой яйца, как это происходит у большинства других животных. 

      У нас водится несколько видов лягушек (рис. 1). Об их отличительных особенностях будет сказано в одном из дальнейших разделов, специально посвященном вопросам систематики (том 2); в данном же случае принадлежность взятой для изучения лягушки к тому или другому зоологическому виду для нас безразлична: речь идет здесь не о видовых особенностях, а о строении тела «лягушки вообще». 

      Изучение строения тела лягушки обязательно должно быть проведено н а самой лягушке путем ее наружного осмотра и вскрытия: только в таком непосредственном ознакомлении с организацией одного из представителей животного мира и заключается весь смысл работы с лягушкой, составляющей содержание этой вводной главы. 

      

      Наружный осмотр и вскрытие лягушки 

      Инструментами для вскрытия животных служат ножницы с острыми концами, скальпель (его можно заменить острым перочинным ножом или же лезвием безопасной бритвы, лучше вставленным в рукоятку), пинцеты и булавки. Вскрытие мелких животных лучше производить в особой ванночке, сделанной из цинка или оцинкованного железа и по форме похожей на фотографическую ванночку (можно взять и фотографическую ванночку). Чтобы вскрываемых животных можно было прикрепить к дну ванночки булавками, дно ванночки заливают слоем воска или закрывают куском древесной коры. Такая ванночка и инструменты, для вскрытия пригодятся и в дальнейшем для практического ознакомления со строением представителей различных групп животных. 

      Перед вскрытием лягушку нужно умертвить. 

      1 В школьной практике это следует делать до урока и не на глазах у учащихся. 

      Для этого примерно за час до работы лягушку сажают в плотно закрываемую банку и бросают туда комок ваты, смоченной хлороформом или эфиром. Банку закупоривают и держат закрытой около часа. Если нельзя достать хлороформа или эфира, лягушку можно убить иначе: взяв лягушку за задние ноги, ударить ее затылком о край стола. 

      Внешний осмотр. Уже при внешнем осмотре мертвой лягушки мы можем убедиться, что основой тела животного, придающей ему определенную форму, является скелет. У лягушки скелет внутренний, снаружи его непосредственно не видно, но он легко прощупывается на голове, на спине, в задней части тела и в отходящих от тела конечностях. Особенно велико значение такой твердой опоры при движении животного, что легко наблюдать на живой лягушке. 

      В теле лягушки мы различаем голову и туловище. Хвостовой отдел у взрослой лягушки снаружи незаметен, но мы найдем его при рассмотрении скелета. 

      На голове находим глаза, ноздри, широкий рот и по бокам позади глаз пару круглых ушных отверстий, затянутых барабанной перепонкой. Барабанная перепонка — часть органа слуха: она воспринимает звуковые колебания и через посредство крошечной косточки передает их внутреннему уху. 

      Глаза у лягушки выпученные и торчат над головой. Это имеет для нее двоякое значение: во-первых, лягушка может охватить взором широкое пространство, что для нее важно из-за отсутствия шеи (на убитой лягушке легко убедиться, что голова лягушки может только очень немного поворачиваться в стороны); во-вторых, лягушка проводит много времени в пруду, и тогда ее торчащие глаза высовываются над водой, высматривая добычу и замечая опасность. Конец морды с отверстиями ноздрей при этой позе также выставляется из воды, и это дает сидящей в воде лягушке возможность дышать атмосферным воздухом (рис. 2). 

      Попробуем надавить на глаз лягушки: он оказывается податливым и опускается под нажимом пальца. Живая лягушка сама таким образом «убирает» свои глаза, защищая их от повреждений, когда ей приходится пробираться среди зарослей или под камнями. 

      Переходим к рассмотрению туловища лягушки. В задней части туловища мы находим отверстие клоаки, то есть одно общее отверстие, через которое выводятся из тела и испражнения, и моча, и (во время размножения) половые продукты. 

      На теле лягушки мы видим две пары конечностей — передние и задние ноги. Конечности имеют несколько подвижных суставов и оканчиваются пальцами. В конечностях лягушки мы различаем те же самые отделы, что и на наших руках и ногах, а именно: плечо, предплечье и кисть — на передних конечностях и бедро, голень и ступню — на задних. 

      Передние конечности гораздо слабее задних, и при передвижении обе пары ног работают неодинаково. На задних конечностях пальцы соединены между собой плавательной перепонкой, имеющей значение для передвижения в воде, когда лягушка ныряет (вспомним плавательные перепонки на ногах у водоплавающих птиц — утки и гуся). 

      Внешние покровы тела образует кожа. Кожа у лягушки голая, тонкая и плохо защищает тело от высыхания. Она покрыта слизью и все время поддерживается во влажном состоянии. Поэтому лягушка принуждена держаться более влажных мест, где не так сохнет ее кожа, и должна время от времени погружаться в воду. Здесь вода не только смачивает ее кожу, но через нее впитывается в тело и пополняет в нем убыль от высыхания. Таким образом, погружение тела в воду заменяет лягушке водопой (через рот лягушка воды не пьет).

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БИОЛОГИЯ - ЗООЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика