Skip to main content

История средних веков 5-15 века (Степанова, Шевеленко) 1969 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Обложка старого советского учебника История средних веков (Степанова, Шевеленко) 1969

Назначение: ХРЕСТОМАТИЯ, ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

© Издательство Просвещение Москва 1969

Авторство: Вера Ефимовна Степанова, Анатолий Яковлевич Шевеленко

Формат: DjVu, Размер файла: 7.64 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

1. УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ

Глава I. Установление феодального строя в Западной и Центральной Европе

Тема. Германцы после падения Западной Римской империи

1. Тацит. «О происхождении и местожительстве германцев»

2. Сальвиан. «О правлении божьем»

3. Сальвиан. «О правлении божьем»

4. Иордан. «Гетика»

5. Аммиан Марцеллин. «Деяния»

6. Зосима. «Новая история»

7. «Вестготская правда».

8. Прокопий Кесарийский. «Война с готами»

9. Павел Дьякон. «О деяниях лангобардов»

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Тема. Возникновение государства у франков

1. Начало правления короля франков Хлодвига

2. Война франков с вестготами

3. Хлодвиг становится единым королем франков

4. Крещение Хлодвига

5. Общественный строй германских племен по варварским правдам. «Салическая правда».

6. Эдикт короля Хильперика

7. Восстание в Лиможе

8. Войны Карла Мартелла с арабами

Тема. Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян

1. Прекарная грамота

2. Прекарий возвращенный

3. Прекарий с вознаграждением

4. Престарная грамота.

5. Отрывки из капитуляриев

6. Из капитулярия 776 г

7. Закладная грамота из картулярия Вьеннского монастыря св. Андрея (начало XI в.)

8. Турская формула № 43 (VIII в.).

9. Предписание

10. Кабальная грамота

11. Вот продажа, если кто продает себя

12. Из грамоты конца XI в.

13. Грамота о передаче себя Клюнийскому монастырю (887 г.

14. Дарственная грамота (968 — 971 гг.).

15. Отрывок из грамоты 1064 г

16. Об обмене лично зависимых крестьян

17. Соглашение о разделе детей крепостных крестьян

18. Имперский капитулярий (996 — 1002 гг.)

19. Лично свободные крестьяне

Тема. Образование Франкской империи и ее распад

1. Гинкмар. «Об управлении дворцом и королевством»

2. Капитулярий о свершении справедливости

3. Капитулярий об областях Саксонии

4. Эйнгард. «Жизнь Карла Великого»

5. Лоршские анналы

6. Лоршские анналы

7. Страсбургская клятва.

8. Флор Лионский. «Жалоба о разделе империи» 68

Тема. Феодальное поместье 69

1. Капитулярий о поместьях 70

2. Из Сен-Жерменского полиптика. 74

3. Из грамоты 1122 г 76

4. Из летописи аббатства Мурн (в Швейцарии) —

5. Из письма клюнийского аббата Петра Достопочтенного (XII в.) 77

6. Повинности кэрлов в вотчине Хэрстборн —

7. Чинши с владений Реймсской церкви св. Ремигия в конце X в 78

Тема. Повинности, жизнь и быт крепостных крестьян —

1. Суассонский капитулярий 79

2. Дарственная грамота —

3. Грамота из заседания вотчинной курии 80

4. Грамота об освобождении крепостных. 81

5. Семь партид —

6. Правила для различных лиц 83

7. Э ле Гоз. «Позма о версонских вилланах» 84

8. Грамота о монастырских крестьянах 86

9. Анналы Сансской церкви 87

10. «Хроника» Рауля Глабера. —

11. Диденгофский капитулярий 88

12. Гийом Жюмьежский. «История норманнов». 89

13. Анонимная южнофранцузская хроника. — 1

Тема. Жизнь и быт феодалов 91

1. Басня о льве и лисице —

2. Семь партид. 93

3. Саксонское зерцало

4. Закон об ордалии 94

5. Из «Саксонского зерцала». 95

6—7. Сирвенты Б. де Борна. 96

8. Клюнийская грамота 97

9. Картулярий Верденского монастыря. —

10. Из рыцарского быта —

11. Могунтинский имперский мир 99

Тема. Феодальная раздробленность в Западной Европе 100

1. Противодействие феодальным войнам. Из «Хроники» Рауля Глабера 101

2. Постановление Тюлюжского собора 1046 г. «О божьем мире» 102

3. Из жизнеописания Людовика Толстого (XII в.)

4. Отрывки из «Книги феодов» —

5. Из картуляриев. 105

6. Клятва феодала

7. Из книги Жана Мбелина106

8 Из формул Маркульфа (VIII в) 108

9. Из Геристальского капитулярия (779 г) —

10. Из капитулярия Карла Великого (803 г.) 109

11. Грамота короля Мерсии Бургреда. —

12. Девизы средневековых сеньоров 110

Тема. Славяне в VI — X вв —

1. Иордан. «Гегика»

2. Прокопий Кесарийский. «Война с готами» —

3. Псевдо-Маврикий «Стратегикон» 112

4. Описание славянских областей 114

5. Адам Бременский. «Деяния первосвященников Гамбургской церкви» 114

6—8. Гельмольд. «Славянская хроника» 116

9. «Хроника» Регинона 118

10. Аноним Галл «Хроника поляков» 119

Глава II. Установление феодального строя в Восточной Римской (Византийской) империи 121

Тема. Заселение славянами земель Византии. —

1. Прокопий Кесарийский «Война с готами» —

2. Иоанн Эфесскии «Церковная история» 122

3. Сказание о чудесах св Дмитрия 123

4. Георгий Амартол. «Хроника». —

5. Константин Манассия. «Всемирная хроника». 124

6. Свидетельство Вильгельма Трирского. 126

7. Константин Багрянородный. «Об управлении империей» —

Тема. Развитие феодальных отношений в Византии (VII — XI вв.) 128

1 Земледельческий закон 129

2. Из «Эклоги» 131

3. Восстание Фомы Славянина. 132

4. Из новеллы 934 г императора Романа 1 Лакапина (919 — 944) против динатов о праве предпочтительной покупки земельных участков односельчанами 134

5. Из новеллы императора Константина VII (913 — 959) о воинских участках 136

6. Новелла императора Никифора II Фоки. 964 г —

7. Ио новеллы императора Василия II Болгаробойцы (996 г.). «Об отмене сорокалетней давности» 138

8. Динаты (IX в.). 139

Тема. Культура Византии. 140

1. Описание Александрии —

2. Роскошь столицы 141

3. Придворный церемониал. —

4. Путевые записки Вениамина из Туделы, посетившего Константинополь в декабре 1171 г. 142

5. «Книга эпарха». 144

6. Шелк в Византии 146

7. Ярмарка в Фессалонике в первой половине XII в.

Тема. Арабские племена в VI — VII вв. и их объединение

1. Ибн-Хосров. «Сафар-намэ». —

2—3. Ибн-Исхак. «Житие посланника божьего» 149

4. Рассказ ибн-Сада 152

5. Из корана 153

Тема. Завоевания арабов. Арабский халифат и его распад

1. Арабские походы 155

2. Омар в Иерусалиме. 158

3. Отношение арабских властей к завоеванному населению Сирии. 159

4. Меры арабских правителей против зиммиев 160

5. Ал-Табари об унижении зиммиев. 161

6. Осуждение роскоши халифом Омаром. 162

7. Налогообложение в Арабском государстве —

8. Классовая борьба и народные восстания в Арабском халифате 164

II. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ 167

Глава IV. Развитие ремесла и торговли. Рост городов в Западной Европе 168

Тема. Отделение ремесла от сельского хозяйства и возникновение городов в Западной Европе

1. Теофил. «Записка о различных ремеслах» —

2. Ал-Казвинь. «Памятники городов» 169

3. Послание о магдебургском праве 170

Тема. Развитие и организация ремесла в средневековом городе —

1. Ж- Довэ «Статуты для эксплуатации рудников» 171

2. Товары Нарбоннского рынка 172

3. Книга обычаев 173

4. Цеховой устав кельнских ткачих шелковых изделий 176

5. Устав франкфуртских сукноделов 179

6. Устав люнебургских портных. 180

7. Договор о найме ученика. 181

8. Книга ремесел 182

9 Устав содружества франкфуртских подмастерьев-портных 183

10. Призыв подмастерьев к забастовке. 185

11. Послание Констанцского городского совета 186

Тема. Борьба городов с феодалами. Жизнь и быт горожан —

1. Страсбург. Древнейшее городское право (конец ХП в.) 188

2. Из хартии города Сент-Омера (1127 г.) 189

3. Хартия Бомона в Аргонне. 190

4. Восстание горожан Ланской коммуны 191

5. Пожалование коммуны Людовиком VI жителям города Лана 195

6 Городской воздух делает человека свободным. 196

7. Борьба городского населения с патрициями. 197

8. Быт горожан 199

9. Письмо страсбургских суконщиков к швейнфуртским ткачам шерсти (XV в) 201

10. Из жизни одного бюргера 202

Тема. Развитие торговли 203

1. Ограбление купцов феодалами (1076 г.) 204

2. Донесение графа об ограблении купца (1149 г.)

3. Отмена «берегового права». —

4. Из городского права Фридриха П. Регенсбург (14 сентября 1230 г.)' 205

5. Права регенсбургских купцов в Австрии (9 июля 1192 г) —

6. Итальянские купцы во Франции (11 февраля 1295 г.) 206

7. Разрешение на ввоз (22 мая 1295 г.) 207

8. Из Аугсбургской конституции XIII в. —

9. Купеческая гильдия. 209

10. Ганза 210

11. Любек и Гамбург. Договор об охране торговли (1241 г) —

12. Из речи дола Помазо Мочениго, произнесенной в 1420 г. 211

13. Дортмунд. Запрещение трогать руками выставленные на продажу продукты (XIII в). —

Глава V. Христианская церковь в XI — XIII вв. Крестовые походы 212

Тема. Христианская церковь в XI — XIII вв

1. Церковные пошлины 213

2. Постановление Лондонского церковного собора от 1175 г. —

3. П. Абеляр об индульгенциях. 214

4. Индульгенция —

5. Постановление Латеранского церковного собора от 1215 г. 215

6. Декрет о папских выборах —

7. Диктат папы. 216

8. Церемониал папского приема. 218

9. Послание папы Григория VI! о Каноссе —

10. Вормсский конкордат. 220

11. Привилегия Во благо князей церкви —

12. Цезарий Гейстербахский. «Диалоги о чудесах» 222

13. Проповедь священника о делах ведьм 223

14. Как художник написал изображения дьявола и са Марии 224

15. Гельмольд. «Славянская хроника» —

16 Фульдские анналы. 225

17. Рауль Глабер. «Пять книг историй своего времени» 226

18. Болгарский синодик XIII в. 228

19. Матвеи Парижский. «Великая хроника» 229

20. Семь партид 230

21. История Дольчино, ересиарха Новарского 233

22 Крестовый поход против альбигойцев 236

23. Эдикт Фридриха II 237

24. Наставление о приемах преследования еретиков 238

25. П. Абеляр «История моих бедствий» 240

26. Письмо Бернара Клервоского епископам и кардиналам римской курии 244

27. Устав бенедиктинского ордена 245

28. Против riopt ков. 246

29. Всепьянейшая литургия. —

Тема. Крестовые походы 247

1. Выступление папы Урбана II на Клермонском соборе 249

2. Сборы к крестовым походам 251

3. Петр Пустынник252

4. Гибель ополчения Петра Пустынника , 253

5 Из истории Иерусалимского похода 254

6 Вожди рыцарских ополчений первого крестового похода 257

7. Осада Антиохии 258

8. Город Иерусалим 259

9. Осада и взятие Иерусалима —

10. Иерусалимское королевство в начале XII в. 261

11. Взятие Иерусалима Саладином 262

12. Константинополь перед латинским завоеванием 263

13. Послание папы Иннокентия III о крестовом походе (1198 г.)

14. Начало четвертого крестового похода 264

15. Захват города Зары крестоносцами 266

16. Крестоносцы идут на Константинополь. —

17. Посольство участников четвертого крестового похода в Рим. 267

18. Захват н разгром Константинополя 268

19. Осада и взятие Константинополя латинами (1204 г.) —

Глава VI. Образование централизованных государств в Западной Европе 271

Тема. Начало усиления королевской власти во Франции —

1. Сугерий. «О жизни короля Людовика Толстого» —

2. Сорок дней короля. 272

3. Людовик IX «Поучение короля своему сыну» 273

4. Кутюмы Бовези 274

5. Ордонанс Людовика X об освобождении крепостных 275 6 Приглашение представителей от городов на Генеральные штаты 276

7. Петиция дворян и простолюдинов 1314 г 277

8. Кутюмы Бовези 278

Тема. Начало Столетней войны. Крестьянское восстание Жакерия —

1. Жуэнвиль. «Книга св. Людовика» 279

2. Обращение Эдуарда I к подданным —

3. Фруассар «Хроники» 280

4. Фруассар. «Хроники». 281

5. 'Нормандская хроника» 282

6. Грамота о крестьянской зависимости. 284

7. Ж. де Венетт. Хроника» —

8 — 9. Фруассар. «Хроники» 285

10. «Хроника первых четырех Валуа». 289

Тема. Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д’Арк. 291

1. Ремонстрация 1413 г —

2 Сен-Денийская хроника. 293

3. Ордонанс Карла VI от 26 мая 1413 г 294

4. Письмо Жаньы д’Арк английскому королю 295

5. Протоколы обвинительного процесса Жанны д’ Арк 297

Тема. Завершение объединения Франции в конце XV в 306

1. Ф. де Коммин. "Мемуары

2. Ордонанс Людовика XII 307

Тема. Англия XI — XV вв 309

1. Отплытие Вильгельма в Англию (1066 г)

2. Завоевание Вильгельмом 'Англии (1066 г.) 310

3 Постановление Вильгельма I 311

4 «Книга Страшного суда» 312

5. Из Великой хартии вольностей 313

6. О парламенте 318

7. Песня землепашца 321

8 Ордонанс о рабочих и слугах (1349 г.) 322

9. Восстание 1387 г. - 323

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР -История средних веков (Степанова, Шевеленко) 1969 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

В хрестоматию включены документы из юридических актов, государственных договоров, сочинений хронистов, путешественников, писем современников и Д). угих источников.

Материалы отобраны соответственно школьной программе и сопровождаются комментариями.

Изучение истории тесно связано с использованием документального материала — основного источника наших знаний о прошлом. Поэтому одним из важных методов преподавания истории в школе является работа с историческими документами. Действительно, ознакомление учащихся непосредственно с источниками помогает им как бы приоткрыть дверь в прошлое, познать явления в их первозданном виде, живее ощутить пульс исторического процесса. Преподавание истории во многом теряет ценность, когда оно утрачивает связь с реальным дыханием подлинных документов, в которых отражено свое время и чувствуется ритм эпохи.

Ныне документы (приводимые полностью, отрывки из них либо адаптации) стали неотъемлемой частью методического аппарата всех школьных учебников по истории, изданных у нас после 1962 г., причем объем этих документов соответственно увеличивается, а характер их усложняется от параллели к параллели. Опытные учителя, умело пользуясь документацией, способствуют активизации учебного процесса. Обладая скл й яркой доказательности, источники повышают заинтересованность учеников к изучаемому материалу, привлекают их внимание, активизируют восприятие и организуют мышление учащихся, способствуют развитию у них первоначальных приемов самостоятельного анализа исторического текста. Все это обеспечивает более прочное и глубокое усвоение материала.

Знакомя школьников с историческим документом и привлекая их к посильному разбору самого источника, преподаватель постепенно прививает учащимся навыки самостоятельной работы с документом, умение не только разобраться в приводимых фактах, но и сделать обобщения. Ценность такой познавательной работы с документом очевидна. Безусловно, что использование документов на уроке, тем более в классах неполной средней школы, может лишь отдаленно подвести учащихся к постижению элементов исследовательской работы. Поэтому именно от учителя зависит методически правильная постановка вопроса о работе с текстом документа. Некоторые дополнительные и более подробные сведения об этом учитель может почерпнуть в такихпособиях, как: М. А. Зиновьев. Очерки методики преподавания истории. Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1955; А. А. Вагин иН. В. Сперанская. Документальный материал на уроках истории. М., 1959; А. И. Стражев. Методика преподавания истории в школе. М., 1964; А. А. Вагин. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

Но одним документальным материалом, помещенным в учебнике, учитель в своей работе ограничиваться не может и не должен. Помощь в подборе документов, необходимых для урока и внеклассных занятий, а также в пополнении своих знаний и расширении кругозора окажет хрестоматия. В качестве одной из таких хрестоматий мы и предлагаем вниманию учителя сборник документов по истории средних веков. В отличие от ранее изданных пособий подобного рода, обеспечивавших главным образом изучение истории средних веков в вузе, данная хрестоматия составлена в соответствии со школьной программой. Исключение сделано лишь для некоторых* наиболее существенных вопросов, не предусмотренных школьным курсом. Составители стремились учесть специфику школьного курса истории, его задачи и объем, вследствие чего книга рассчитана прежде всего на учителя. Поэтому здесь подобраны такие исторические документы, которые, с одной стороны, отражают основные черты и этапы развития феодального строя и касаются узловых вопросов истории средних веков, а с другой стороны, достаточно важны, ярки, своеобразны и доходчивы и тем самым могут помочь решить образовательно-воспитательные задачи работы с учащимися.

В первую часть хрестоматии включены различные по происхождению, типу и содержанию документальные материалы, характеризующие последовательно период зарождения и установления феодального строя (раздел I) и частично период развитого феодализма (раздел II) вплоть до учебной темы «Чехия в XIII — XIV вв.» ’. Структура книги соответствует структуре школьного курса истории средних веков: раздел, глава, тема. В пределах каждого раздела документы расположены по главам, а в пределах глав — по отдельным странам и проблемам в хронологической последовательности.

1 Остальное войдет во вторую часть хрестоматии.

Как правило, приводимые документы значительно сокращены за счет второстепенных фактов или необязательных деталей. Нореальный смысл конкретного исторического источника всюду сохранен. Некоторые документы препарированы, хотя в основном и они даны в соответствии с тем источником, откуда заимствованы. Естественно, что работу по адаптированию отдельных документов может продолжать сам учитель с учетом подготовки учащихся тех классов, в которых он преподает. Сложные выра жения и термины, встречающиеся в документах, объяснены, кроме тех случаев, когда такое объяснение имеется в учебнике или данные понятия хорошо известны читателю. Количество документов по каждой теме значительно превосходит то, что можно практически использовать на отдельном уроке. Это дает возможность учителю самому отобрать такие источники, которые помогут ему лучше раскрыть тему в зависимости от содержания рассказа, уровня подготовки учащихся и наличия в школе различных наглядных пособий.

Каждой теме предпослан общеметодический текст, в котором дана характеристика очередной группы документов, а в отдельных, важных случаях указаны приемы их использования. И только там, где требуется более развернутое толкование содержания документа (например, при использовании «Салической правды», «Земледельческого закона», «Великой хартии вольностей»), такая характеристика помещена непосредственно перед документом. В большинстве же случаев отдельным документам предпослана краткая источниковедческая справка, в которой приведены биографические сведения об авторе, его социальной принадлежности и охарактеризовано отношение к описываемым событиям, очерчены обстоятельства появления этого источника и его достоверность.

Исключая подробные методические комментарии к документам, составители исходили из того, что приемы работы с источниками очень многообразны, зависят от опыта и умения учителя, от целевой установки и структуры урока, а также от степени подготовленности каждого класса и других условий.

Важную роль в подготовке учителя к уроку играет изучение трудов основоположников марксизма-ленинизма. История Западной и Центральной Европы, Византии и арабов в средние века нашла отражение во многих марксистско-ленинских произведениях, содержащих глубокий анализ сущности общественных отношений. В приводимом ниже списке этих произведений вначале рекомендуются работы, касающиеся всей эпохи феодализма, затем — характеризующие периоды раннефеодальный и развитого феодализма (до темы «Чехия в XIII — XIV вв.»), в соответствии с материалом первой части хрестоматии.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика