"Наука и Религия" №1 1978 год (стр. 33-35)
ю. холопов,
специальный корреспондент журнала «Наука и религия»
Играют в Суздале скоморохи
В ВЫСОКИХ ШАПКАХ, кафтанах, шитых звездами, цветами и снежинками, под гусельный перезвон и наигрыш гудошников выкатились плотным сторуким клубком, с посвистом и разудалыми прибаутками «люди вежливые и счастливые», «певуны умильные», «загусельники утешные». Рассыпались кругом, кто на руках, кто вприсядку — выделывают коленца; одни колесом ходят, другие в такой пляс под залихватский наигрыш пошли, что вокруг со смеху покатились и стали в такт притопывать. Вот потешило, развеселило скоморошье племя!
Притихла пляска, и развернулась, поплыла игра-песня «из-за синя-моря» про Со- ловья-разбойника и могучего Илью, «Про гостя Терентьища» и «Лукоморие зеленое», от стародавнего до Ванюши с «Жигулями» и лукавой Маруси из соседнего ларька с пирожками:
Уж на этот пирожок на дубовый стол кладен.
У дубового стола подломилася нога, раскололася доска...
«Икарусы» с гостями подъезжают к торговой площади города Суздаля, выстраиваются в аккуратный ряд. Туристы еще не встали с мест, а уже изумленно наблюдают за шумной и цветастой процессией: дудошники, зазывалы-ряженые, скоморохи, забив трещотками, пропускают вперед Емелю на моторизованной печке. А Емеля кричит призывным речитативом:
— Все, все на праздник!
Это я, веселый
проказник,
вас приглашаю!
Опережая друг друга, возбужденные от предстоящего «русского веселья», пружинисто посыпались из автобусов гости из Польши и ГДР, перемешались с артистами. И вот уже и приезжие, и местные идут под задорные величанья и напев гармоник к воротам потешного городка. У ворот гордые, неприступные
стрельцы с бердышами «не пущают», пока каждый не споет и не спляшет. Потешные призывают славить праздник. Все дружно кричат, оттаптывают по морозцу «калинки-малинки» и, смяв стрельцов, приступом берут ворота городка, опоясывают хороводными рядами разукрашенную елку.
В круговерти снежинок, под ядреным зимним солнцем, с песней о русской метелице в расписных санях въезжает «Зима белоснежная». Льстивыми,
умильными словами завлекает расплясавшихся гостей, требует честь оказать веселыми зимними играми: перетягивать канат, пилить дрова под «Камаринского». Потом приплывает на снежном троне Снегурочка. Устраивает катание на санях, со скоморохами и дудошниками, по скользким дорожкам. Заставляет бегать с полными ведрами воды на коромыслах.
— Суздаль — это замечательно! Старинные здания, церкви, живописные улицы — все действует на воображение, - делится впечатлениями представитель бюро путешествий. — Все мои подопечные, рабочие крупных промышленных предприятий ГДР, будут с большим удовольствием вспоминать этот город, русское радушие.
Мнение группы польских туристов: «Нам, конечно,
очень понравилось. Красочно, сердечно, по-домашнему. Веселились — кто как мог. Один пан залез на столб за деревянным петухом, получить подарок. Пришлось всей группе ловить его, когда падал. Увозим сувениры: палехские
шкатулки, тульские самовары, а самое ценное — добрую память об этом чуде старинной русской архитектуры... »
Только гости успели запастись в торговом ряду мстёрскими шкатулками и
полхово-майданскими бочагами, как вслед за дудошниками с самоваром и скоморохами с сундуком сказочным зимним владыкой прикатил Дед Мороз. И снова игры, катание на тройках, хоровод в окружении храмов различных эпох, живых свидетелей старины стародавней, среди удивительного по гармонии ансамбля архитектуры...
Смотреть суздальское чудо сейчас едут тысячи, десятки тысяч — со всех городов и сел нашей страны и из-за рубежа. Люди стремятся сюда, чтобы лучше понять историю и культуру страны, ее красоту. Но не все еще ладно в суздальских празднествах. Сколько, например, радости приносили в свое время суздальчанам Проводы русской зимы, именуемые в просторечии «широкой да веселой, разгульной масленицей». Всего несколько лет назад это торжество было примечательным событием не только в жизни города, но и всего района. Собирались народные коллективы в подлинных костюмах, сбереженных прадедами, вышитых и скроенных по-старинному. Славились песни Владимирской области в исполнении хора Дома культуры госплемсовхоза «Семнадцатый МЮД» и Новосельского хора советской и народной песни, в исполнении Торчинского сельского ансамбля «Лучина» звучали народные обрядовые свадебные песни. Не было танцоров, равных по удали кутуковским колхозникам. Все выливалось в хорошее соревнование: кто споет, кто
спляшет лучше других. Прямо на улицах пекли блины: у кого больше получится — до метра в диаметре.
Выходили на праздник люди веселые, весну славить пирогами и блинами, штурмом брать городок ледяной, последнее прибежище лютого Мороза. Изгнав ледяных страшилищ, величать честную Масленицу, широкую и веселую: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая-медовая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя Масленица, касаточка, ты же моя перепелёнка. Выезжала честная Масленица, широкая боярыня, на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке на велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».
Не век, не два встречали разгульный широкий праздник этим причетом. «Приехала Масленица! Приехала! » — кричали рано поутру ребятишки. И все расходились по домам есть вволю блины с таким количеством приправ и солений, что и до вечера не расскажешь.
Днем на веселом гулянье, с песней и пляской носили по улицам дерево, разукрашенное бубенцами, яркими лоскутьями и колокольчиками. Мчались расписные сани, на них наряженный бабой мужик — Масляна, увешанный березовыми вениками, с балалайкой в руках. Запряженные в десять — двадцать лошадей, на каждой вершник с метлой в руках; целый поезд а десятки саней, с нарядными парнями и девушками, детьми. Народ тек рекой на площадь, где показывали свое искусство озорное скоморохи, игрецы-музыканты, раешники и балаганщики, плясцы и песенники, фокусники и акробаты, поводыри медвежьи и разные шуты.
Задорная, широкая Масленица — красочное действо, созданное творчеством народа, его талантами и незаурядным чувством прекрасного, сохраненная памятью поколений как весомое свидетельство жизнелюбия, самобытное проявление лучших черт национальной культуры. В бездонном омуте времени десять веков накрепко стерли символический смысл языческих обрядов, сохранив главное, непреходящее; веселье празднества, радость весеннего обновления — словом, все то, что оставляет в человеческой душе неизгладимый след.
Именно такой праздник, который не навязчиво, но убедительно утверждал бы причастность к истории, культурному достоянию народа, который легко и образно утверждал бы идеалы красоты и добра, и сегодня нужен заповедному Суздалю. Тогда не останется в стороне вокально-хореографический ансамбль «Суздаль», который «забыли» пригласить на предыдущие Проводы русской зимы, вылившиеся в заурядный концерт, полутора-двухчасовое представление, завершившееся сжиганием соломенного чучела. Помнится, когда горожане сами устраивали веселье, сломенную Масляну жгли на закате после целого дня гулянья.
Конечно, и это немало, но сегодня уже нужен другой праздник. Живая канва масленицы предполагает, в частности, запоминающийся свадебный обряд и целый ритуал укрепления родственных отношений между молодыми семьями и родителями. Откроется тогда новое поле деятельности для клуба молодоженов «Сударушка», сделавшего много добрых и нужных начинаний за год своей деятельности в старинном городе. Пока «Сударушка» преподает основы семейного благополучия, проводит вечера для пап и мам, где они учатся ухаживать за своим будущим первенцем. А будь в Суздале настоящий праздник — кто знает, может, поедут сюда из других городов новобрачные...
Сегодня Суздаль признан не только как историческая ценность в масштабе страны, но и как своеобразная туристская Мекка, куда стремится попасть каждый: кто — желая развлечься — это потребители от экзотики, другие — чтобы понять «таинственную русскую душу», для третьих — важна архитектура мелких пропорций, изящных линий и причудливых узорных членений...
— Люди приезжают и снова возвращаются... — говорит заведующая отделом пропаганды райкома партии Е. А. Кукина. — Сейчас у нас немало реставрировано. Восстановление памятников идет активно, хотя многое еще впереди, и проблемы серьезные. Вот-вот будет закончена реставрация Покровского собора, большие работы идут в Спасо-Евфимиевом монастыре. На открытом воздухе собрали деревянные памятники зодчества: ветряки, амбары, дома — целая деревня. Вступил в действие туристский комплекс. Прекрасные номера в гостинице, не только современные по обстановке и удобствам, но, я бы сказала, с перспективой на будущее...
Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №1 Январь 1978 год