Skip to main content

Москвич-408: самый модный советский автомобиль шестидесятых

В начале шестидесятых годов прошлого столетия автомобильная мода резко поменялась: ещё вчера модно смотревшиеся понтоны на кузовах автомобилей сменило новое увлечение – плавники на задних крыльях. Коснулось это и Советского Союза, где на тогда самом массовом легковом заводе МЗМА, называемом в народе просто «Москвич» и приносящем стране валюту, производились модели «403» и «407», устройство которых корнями уходило ещё в довоенные годы. В целом автомобили этой марки являлись достаточно надёжными за счёт простой конструкции, однако платформа требовала изменений и прежде всего в плане дизайна. Поэтому московские конструкторы принялись за работу.

Moskvich-408.jpg

 

Отличительной особенностью автомобилестроения в СССР всегда была широкая преемственность машин разных поколений. В качестве примера можно привести вазовские «Жигули» или «Волги»; исключением не был и Московский Завод Малолитражных Автомобилей, а где-то даже был определяющим.

Разработку нового авто решили проводить поэтапно: почти вся техническая часть будущей машины была готова к началу шестидесятых и была реализована на переходной модели «403». Техническая часть была абсолютно обыкновенной для начала шестидесятых: двигатель мощностью пятьдесят лошадиных сил, четырёхступенчатая механика без синхронизатора первой передачи, что ставилось западными покупателями в минусы, многорычажная передняя подвеска и рессорная задняя, тормоза – барабанные на всех колёсах, отличавшиеся автоматическим подводом колодок к барабану. Все эти качества хорошо сказывались на эксплуатации авто в сельской местности, где с его ремонтом мог справиться любой тракторист, и даже в экстремальных условиях, но плохая даже для шестидесятых годов мощность и динамика делали 408-й мало приспособленным для скоростной езды по ровным дорогам, что также ставилось европейцами в упрёк.

Если в технической части новый «Москвич» был копией предыдущих моделей марки с лишь небольшими отличиями, то кузов вышел совершено новым, задавая планку даже для зарубежных производителей. Плавные обводы передней части, так же плавно переходящие в крышу, а из крыши в заднюю часть с плавниками, делали автомобиль визуально шире и органичнее, выражая общую стремительность образа.

Изменения произошли и в отделке: в задней части появились солидные вертикальные фонари, множество хромированных деталей, в том числе решётка радиатора «в мелкую сеточку» и две большие фары (на экспортных образцах и на специальных комплектациях устанавливалось четыре). Кардинальные перемены произошли и в салоне, в отделке которого впервые в истории отечественного автомобилестроения начали использоваться синтетические материалы – цветной кожзаменитель и пластик. Интерьер получил ещё и новую систему отопления и вентиляции, приборную комбинацию, совмещённую в единый блок, другие передние сидения и задний диван. Были в этой машине и непривычные сегодня вещи: например, капот навешивался на передних петлях так же, как и на «Жигулях», рычаг стояночного тормоза находился под приборной панелью, а КПП на рулевой колонке.

moskvich-408-2.jpg

Москвич-408 экспортный вариант

После своего появления и до конца шестидесятых Москвич-408 был самым продаваемым советским автомобилем за границей, став хитом «Автоэкспорта». Ведь советская машина оказалась дешевле и надёжнее своих западных одноклассников, при этом её комплектация оказалась шире за счёт прилагавшегося полного набора инструментов, двухскоростного стеклоочистителя, омывателя лобового стекла, огней заднего хода и транзисторного радиоприёмника с полутораметровой антенной и регулировкой тембра! Тем более московский автомобиль с годами только поддерживал свою репутацию за счёт участия в различных ралли международного масштаба, поражая европейцев своей износостойкостью.

Москвич-408 производился на МЗМА с 1964 по 1975 годы до замены моделью «412» и с 1966 по 1968 на специально созданном для этого заводе в Ижевске. Эта машина стала первым представителем третьего по счёту поколения автомобилей МЗМА/АЗЛК, сделанным настолько удачно, что его различные модификации смогли дожить аж до 2000-х годов, при этом их популярность с годами меньше не становится.

Яндекс.Метрика