Древний Египет - Исторический очерк (Снегирев, Францов) 1938 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Древний Египет - Исторический очерк (Снегирев, Францов) 1938

Назначение: Книга рассчитана на широкий круг советских читателей, рабочих-стахановцев, колхозную интеллигенцию и учащихся.

Настоящая книга в живой и доступной форме излагает историю развития одного из великих народов дальнего прошлого - древних египтян. По существу, это первый опыт широкодоступного исторического очерка древнеегипетского общества.

© Государственное социально-экономическое издательство Ленинградское отделение 1938 Ленинград 

Авторство: И.Л. Снегирев и Ю.П. Францов

Формат: PDF Размер файла: 18.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов 3

Глава I как мы узнали историческое прошлое Египта .... 5

Античные авторы и Манефон. Геродот. Страбон. Плутарх. Горапол- лон. Кирхер. Экспедиция Наполеона. Каирский институт. Розеттский камень. Первые шаги дешифровки. Сильвестр де Саси. Акерблад. ч Юнг. Шампольон. Продолжатели дела Шампольона. Лепсиус. Бругш. Мариэтт. Масперо. Эрман, Зете и Гардинер. «Общество исследования Египта» и Флиндерс Петри. Лемм, Голенищев и Тураев. Струве.

Глава II От камня к металлу 27

Откуда произошли древние египтяне. В Африке не было народа, стоявшего на одном культурном уровне с фараоновским Египтом. Попытки вывести египтян из Азии. Древнейшие следы человека в Египте. Древнейшие кремневые орудия. Отказ признания каменного века в Египте. Археологические открытия Амелино, Моргана и Петри. Палеолит Египта и Северной Африки. Климат и ландшафт Северной Африки в эпоху палеолита. Наскальные рисунки. Древняя фауна пустынь. Древнейшие охотники. «Капсийская культура». Тотемизм. Великое изменение климатических условий. Переход к оседлости. Первые поселенцы. Неолитическое поселение между БеничЗалама и Вардан. Анимизм. Поселение в Бадари. Первое появление металла. Обмен. Древнейшее население Египта

Глава III От рода к классам 44

Энеолит. Античные авторы и египтяне о древних временах Египта. Мифы и легенды египтян. Египетские легенды у Диодора. Миф о Горе и Сете. Миф об Осирисе. Первый додинастический период. Металлические орудия. Гончарное производство. Каменные сосуды. Обмен. Средства передвижения. Вооруженные столкновения. Жители поселений. Одежда. Украшения. Вторая додинастическая культура. Обработка камня. Керамика. Металл. Дома. Родовые союзы. Социаль-ное расслоение. Вооруженные столкновения. Военнопленные рабы. Искусственное орошение. Объединение Египта. Обмен. Зарождение письма. Религия. Культ животных. Культ великой богини плодородия. Вера в загробную жизнь. Таблица Пармера. Пармер принимает корону Нижнего Египта. I и II династии. Раскопки Амелино в Абидосе и ЭльАмра. Раскопки Моргана в Негаде. Раскопки Квибеля в Иераконполе. Египетское общество в эпоху I и II династий. Земледелие. Ремесла. Архитектура. Скульптура. Круглая скульптура. Прикладное искусство. Письмо. Цилиндры-печати. Исторические таблички. Религия. Культ мертвых. Святилища. Политическая жизнь

Глава IV Египет в эпоху Древнего царства . . . • ; 84

Естественно-географическая среда египетского классового общества. «Египет—дар Нила». Истоки Нила. Белый Нил. Голубой Нил. Пороги. Речные отложения. Наводнение. Климат. Горы и ископаемые богатства. Окружающие страны и пути сообщения. Растительность. Животный мир. Древнее царстйо. Мемфис—столица египетского государства. Областная раздробленность мемфисского государства. Номы. Сельская община. Рабы. Государственный аппарат и управление страной. Два царства, фараон — глава государства. Дзати — визирь. Три отдела го-сударственного управления. Грабеж внутри страны. Война. Общественные работы. Щ династия. Джосер. Имхотеп, врач и архитектор. Снофру. Ложная пирамида. Карьера чиновника Метена. Эпоха строителей пирамид. IV династия. Хуфу и его пирамида. Сказочные новеллы папируса Весткар. Хефрен и Микерин. Сфинкс в Гизэ. Город мертвых. V династия. Чудесное рождение первых царей V династии. Полптиче-

Стр. сний переворот. Внешнее сношения. VI династия. Льготные грамоты. Политическое возвышение знати. Походы Уны. Номархи Элефантины. Элефантина — узловой пункт торговли с Югом. Номарх Хирхуф и его автобиография. 'Распад централизованного государства Древнего царства. Египетская культура в эпоху Древнего царства. Орудия труда. Жилые постройки. Крепости. Религиозная архитектура. Мастабы. «Храмовое строительство. Появление колонн. Сол-нечный храм в Абусире. Изобразительное искусство. Скульптура. Рельеф. Прикладное искусство. Наука. Письмо и литература. Религия.

Глава V Египет в эпоху Среднего царства . *• 155

Переходное время от Древнего царства к Среднему царству. Правление гераклеополитанцев IX и X династий. Социальное расслоение в среде общинников'. Орошение высоких полей. Политическое положение в гераклеополитанском царстве, наставление гераклеополи-

' тайского царя своему сыну. Недэесы. Знать. Старейшины семей. Молодое поколение. Террор в отношении бедняков. Положение низов египетского общества. Повесть о красноречивом крестьянине. Областная власть после распада единого государства. Религия в переходное время от эпохи Древнего царства к Среднему. Богословская система жречества г. Шмуна. Выдвижение культа бога Амона. Религия на службе у господствующего класса. Объединение Египта под властью Юга. XI династия. Возвышение Фив. Иниотефы. Ментухотепы. Экспедиции в Нубию, к островам Эгейского моря и в страну Пунт. XII династия. Религиозно-политические мероприятия. Аменемхет I. Установление института соправителей. Поучение Аменемхета своему сыну. Рождение новой служилой знати. Заговор против Аменемхета I. Конец цар-ствования Аменемхета I. «Рассказ египтянина Сипухета». Египет при преемниках Аменемхета I. Завоевание Нубии. ^Взаимоотношения Египта о варварскими племенами. Положение масс свободных в эпоху Среднего царства ^Беднейшее крестьянствор₽емесленники. Походы в Нубию и Переднюю Азию^ДХоложение знати. Организация армии. Сношения с Сирией. Аменемхет III. Ирригационные работы в Файю- ме. Постройка лабиринта. Конец Среднего царства. XIII династия. Нашествие гиксосов. Пророчество Ипувера. Социальный переворот.

. Восстания рабов и общинников. Пророчество Нофрреху. Правление гиксосов. Гиксосы и Передняя Азия. Гиксосы к.политическая жизнь Египта. Гиксосы и финикийский алфавит. Появление лошади и реорганизация египетского войска. Летоисчисление гиксосов. Начало осво-бодительного движения. Искусство Среднего царства. Архитектура. Храм Ментухотепа. Скульптура. Живопись. Литература эпохи Среднего царства. Наука в эпоху Среднего царства. Изменения в мировоззрении. Религия в эпоху Среднего царства

Глава VI Новое царство и поздний Египет 216

Второе возвышение Фив. Сказка о Секененра и Апопи^Камес и его походы. Яхмес и изгнание гиксосов из Египта. Тутмес I/Царица Хат- ‘ шепсут. Тутмес III. Легенда о полководце Тути. Египет во времена Тутмеса III и его преемников. Инструкция визирю. Аменхотеп II и Тутмес IV. Аменхотеп III. Амарнский архив. Упадок и попытка религиозной реформации. Реакция против реформ Эхна эна. Харемхеб. Государство хеттов. XIX династия. Сети I. Первый поход в Переднюю Азию. Второй поход. Рамзес II. Битва при Кадеше. Мирный договор Рамзеса II с Хаттушилом II. Обострение классовой борьбы. Египет в конце XIX—XX династий. Наемники. Нашествие морских народов. Гражданская война. XX династия. Рамзес IV. Забастовка ремесленников. «Путешествие Унуамона в Сирию». Возвышение жречества Амона в Фивах. Ливийское господство. Эфиопские завоевания. Бокхорис и легенды о нем. Ассирийское завоевание. Египет в сансский период. Амаэис и восстание против Априеса. Произвол знати и персов. Колония на Элефантине. Попытка восстановить фараоновскую власть. Искусство в эпоху Нового царства. Архитектура. Скульптора. Рисунок и живопись. Искусство позднего Египта. Литература эпохи Нового царства. Религия в эпоху Нового царства и в позднем Египте.

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Древний Египет - Исторический очерк (Снегирев, Францов) 1938 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

При написании этой небольшой книги перед авторами стояла задача дать широкому кругу читателей картину исторического развития одного из великих народов далекого прошлого — древних египтян. Естественно, что эта книга не является полной, систематической историей древнеегипетского народа и носит лишь характер исторического очерка. Авторы, несмотря на небольшой размер книги, считали необходимым передать читателю основные моменты последовательного хода исторического развития древнеегипетского общества с древнейших времен до македонского завоевания и различных сторон его культуры. Авторы умышленно избегли такой формы построения книги, при которой в каждой отдельной главе рас-сматривалась бы лишь отдельная сторона жизни древнеегипетского общества, например лишь экономика, социальная организация, искусство или наука египтян в целом. Давая общий исторический очерк Египта по крупным периодам развития египетского народа, авторы старались возможно полнее освещать события конкретными фактами, старались привлечь все многообразие исторических па-мятников, созданных египтянами на протяжении многих тысячелетий истории Египта. Насколько это удалось авторам — лучше всего судить читателю. У нас сейчас имеются специальные труды, посвященные истории Древнего Востока, по они рассчитаны на специально подготовленного читателя. Данная же книга является по существу первым опытом исторического очерка древнеегипетского общества и рассчитана на широкого читателя. Поэтому авторы обращаются ко всем читателям с просьбой присылать свои отзывы, замечания и пожелания, как по отдельным частям книги, так и в целом и этим помочь дальнейшему улучшению настоящей книги.

И. Л. Снегиревым в этой книге полностью написаны главы: I, II, III, IV, а в главах V и VI ему принадлежат разделы XIX и XX династий и искусства. Ю. П. Францовым написаны главы V и VI, за исключением упомянутых разделов.

И, Л. Снегирев и Ю, П. Францов.

Ленинград, 15 августа 1937 г.

КАК МЫ УЗНАЛИ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЕГИПТА

В северо-восточной части Африки, в углу материка, омываемого с севера водами Средиземного моря, а с востока Красным морем, расположена страна Египет. Благоприятные географические условия способствовали тому, что Египет с незапамятных времен был заселен и в нем человеческое общество чрезвычайно рано достигло высокого уровня развития своей культуры.

Древняя история Египта является одной из первых глав истории всего человеческого общества. Отдельные культурные достижения, созданные древними египтянами на протяжении нескольких тысячелетий своей истории, были преемственно восприняты более поздними по времени народами — греками и римлянами — и вместе со всем культурным наследством античности сделались достоянием европейских народов.

Долгое время приходилось довольствоваться авторы и в отношении исторического прошлого древних египтян, сообщали греческие и римские писатели. Между тем те античные авторы, которые писали о Египте, жили в эпоху конца древнеегипетской истории или в период потери Египтом своей политической самостоятельности.

Египтяне, как и большинство древневосточных народов, не создавали на различных этапах своей истории литературных произведений исторического порядка, которые могли бы быть использованы античными авторами. Но даже если бы такие произведения имелись, то все равно они не оказали бы какого-либо заметного влияния на произведения античных авторов, писавших о Египте, так как последние не знали египетского языка.

Единственно чем могли пользоваться античные авторы это литературными произведениями египетского жреца Манефона. Манефон владел в совершенстве греческим языком и написал в III в. до н. э., при дворе уже эллинского владыки Египта Птолемея I, трехтомную историю страны. Он в своем труде мог использовать необходимые ему подлинные письменные египетские источники, хранившиеся в храмовых архивах того времени. Манефон проделал чрезвычайно удачный опыт периодизации египетской истории и установления египетской хронологии. О характере труда Манефона в целом мы не можем судить, так как из него до нас дошли лишь небольшие извлечения, сделанные в свое время писателями древности. Деление древнеегипетской истории на три крупных раздела, установленных Манефоном, — периоды Древнего, Среднего и Нового царств, — при проверке современными историками оказалось вполне обоснованным. Оно действительно отражает те значительные изменения в жизни общества, которые происходили на протяжении трех тысяч лет развития классовой борьбы в древнем Египте.

Задолго до того времени, когда Манефон

Геродот писал свой исторический труд, в V в. до н. э., Египет посетил известный греческий писатель Геродот Галикарнасский. Он интересовался историческим прошлым стран Ближнего Востока и Египта, с которым греки еще в VII в. до н. э. установили оживленные торговые сношения и пытались вмешиваться во внутренние и внешние политические события страны. Вторую главу своей «Истории», посвященную Египту, Геродот написал не столько на основании письменных источников, используя, например, Гекатея Милетского, сколько на основании мате-риалов, собранных им самим. Ему удалось проехать по всему Египту вверх по течению реки Нила до острова Элефантина, южной границы Египта, за которой уже простирались области Нубии. В пути он беседовал со своими проводниками, встречными египтянами и местными жрецами. Их рассказы главным образом и легли в основу изложения второй книги. Кроме того, Геродот охотно пользовался рассказами греков, посещавших Египет или живших там.

Красной нитью проходит желание Геродота выявить наиболее полно, не взирая на часто явно легендарный и полуанекдотический характер сообщаемого, характерные отличия в области исторического прошлого египтян, их общественной жизни, политики, нравов, обычаев и т. д. Одновременно им подчеркиваются общие черты египтян и греков, особенно в области религиозных верований. В своем труде Геродот, насколько это было в его силах, старался возможно более полно осветить жизнь той страны, с которой у греков были прочные экономические связи и куда в его время и еще задолго до него тянулись греческие колонисты. В отношении общего ознакомления греческих колонистов со страной, жизнью ее населения и специфическими чертами ее исторически сложившейся культуры, труд Геродота, несомненно, приносил свою пользу. Очень многие характеристики, данные в свое время Геродотом, широко употребляются в современной литературе благодаря их лаконичности и яркости. Следует отметить хотя бы две из них: «Египет — это дар Нила» и «...египтяне — все те, которые живут ниже острова Элефантины и пьют воду из реки Нила».

Кроме Геродота, особенно интересными явля-

Страбон лись два писателя. Первый — это знаменитый географ древности Страбон, живший на рубеже новой эры. В своей «Географии» он XVII книгу посвятил Египту. Этот труд представляет большую ценность в части исторической географии Египта во время жизни этого автора.

Вторым писателем был Плутарх, трактат ко- плутарх ТОрого «Об Осирисе и Исиде», написанный им в Дельфах в 20-х годах II в. н. э. имеет большую ценность для истории религиозной идеологии, правда, уже в тот момент, когда многие верования египтян претерпели заметное влияние религиозных воззрений греков. Трактат Плутарха, как уже можно судить по заглавию, где упоминается чрезвычайно популярная среди египтян божественная супружеская пара — Осирис, страдающий и умирающий бог, и его жена и сестра, богиня Исида, — полностью посвящен египетской религии.

Все эти письменные произведения древних писателей имели для своего времени определенную ценность, но, конечно, они не могли заменить подлинные египетские письменные источники, которые, взятые вместе с подлинными памятниками материальной культуры египтян, только и могли дать правильную историческую картину

происхождения и развития египетского общества, зарождения и расцвета различных сторон египетской культуры, будь то политическая история страны, наука и техника египтян, их изобразительное искусство или литература.

Между тем, если знание древних языков, греческого и латинского, несмотря на то, что современные потомки древних греков и римлян говорят уже на совершенно отличных языках, передавалось из поколения в поколение лицами, интересовавшимися древностью, и было донесено непрерывными трудами до сегодняшнего дня, то знание древнеегипетского языка и умение читать подлинные египетские письмена было утеряно очень давно.

Первые памятники письменности египтян восходят к середине четвертого тысячелетия до н. э. На различных этапах своего развития египетское письмо претерпевало значительные изменения, но уже к середине II в. н. э. надписи, исполненные самым характерным видом египетского письма — иероглифами, перестают писаться. Мы знаем, что в эту эпоху от кандидата на звание жреца уже не требовалось знания иероглифов. Он должен был знать лишь скорописные формы древнеегипетского письма — иератику и демотику. Уже в следующем, III в. н. э., п демотический язык и письмо перестают употребляться в деловых документах, а последний раз демотическое письмо выступает в двуязычной греко-демотической надписи одного жреца богини Исиды на острове Филэ, датируемой 473 годом н. э.

Древние египтяне писали своим иероглифическим письмом более трех тысяч лет, а через 300 лет после написания последней надписи не находилось уже человека, который бы разбирался в иероглифических надписях и мог дать правильный перевод написанного.

Хорошим примером может служить писатель Горапсллон Гораполлон, живший во второй половине V в. н. э. Он был уроженцем Египта и, вырос в образованной среде своего времени: его дед, тоже Гораполлон, был грамматиком, отец Асклепиадес и дядя Герайскос были известными философами в Александрии, культурнейшем центре древности, где сосредоточивались лучшие научдые силы своего времени. 

 

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика